В результате описанных процессов в России сложилась специфическая федеративная система, которой присущи следующие черты:
· смешанный этнотерриториальный характер построения федерации, чреватый этноконфликтами;
· асимметричность масштабов федеральных единиц и, соответственно, неравный вес голосов проживающего в них населения;
· неравенство статусов субъектов федерации (различия между республиками и другими субъектами, наличие субъектов федерации, входящих одновременно в состав других субъектов);
· экономическая, социальная и политическая дифференциация регионов, которые значительно отличаются друг от друга по условиям жизни и труда граждан, по степени эффективности социальной инфраструктуры, по удельному весу и роли демократических институтов и процедур, по уровню политической активности и характеру политических предпочтений электората;
· дотационность большинства субъектов федерации, а, следовательно, их зависимость от субвенций федеральной власти;
· провинциальный централизм, т.е. воспроизводство (в ухудшенном варианте) на региональном уровне существующих отношений центр - регионы;
· авторитаризм региональных элит, меньший, чем в центре, контроль за их деятельностью со стороны гражданского общества и правовых институтов;
· неоправданно высокая роль субъективного фактора, когда личные качества главы региона и его персональные связи в центре во многом определяют отношение федеральных властей к региону и тем самым - социальное и экономическое положение проживающих в нем граждан.
Учет перечисленных особенностей российского федерализма представляет собой непременное условие позитивного решения проблем, связанных с совершенствованием взаимоотношений центр - регионы в публичной сфере.
Для приведения в соответствие нормативно-правовых документов субъектов Федерации Конституции России, законам и другим государственным правовым актам была проведена большая работа Полномочными представителями Президента Российской Федерации в Федеральных округах. Специфика российского федерализма определяется также социокультурными особенностями страны, историческим опытом взаимоотношений центра и регионов. Для российского федерализма характерно соединение национально-государственного и административно-территориального принципов построения системы правления. Это связано с многонациональным составом населения страны, в которой проживает 160 этносов различной численности. Однако в отличие от других государств, в России сложилась асимметричная форма федерализма: республики (государства) обладают большим объемом прав, чем края, области, города и округа (территории) в их взаимоотношениях с центром.
Под воздействием процесса суверенизации регионов авторы Конституции России заложили в ней два классических положения: запрет на односторонний выход субъекта Федерации из союзного государства и запрет на одностороннее изменение статуса субъекта Федерации.
Уровень самостоятельности субъектов Российской Федерации фактически определяется не их конституционным статусом, а кругом полномочий и предметов ведения. Посредством механизма распределения полномочий устанавливается степень и форма децентрализации, учитывающие специфику того или иного региона. Отсюда отличительная особенность российского федерализма - взаимное делегирование полномочий. Смысл его состоит в том, что субъект Федерации передает свои полномочия центру и наоборот. Благодаря этому Федерация создается как бы снизу на основе договорных отношений. Поэтому российскую модель федерализма можно назвать конституционно-договорной.
Для российского федерализма характерно соединение национально- государственных и территориальных принципов формирования федеративного государства. При таком подходе учитывается, что на протяжении веков Россия была и остается полиэтническим государством, взаимодействием и даже союзом более сотни народов. Согласно переписи населения 2002 года в России проживают представители 160 национальностей.
На формирование современного российского федерализма не могла не сказаться угроза распада России, особенно реальная в 1991-1992 гг. Российская Федерация была создана на тех же принципах, что и Союз СССР. Причины, приведшие к распаду СССР, сказались на нарастании центробежных, сепаратистских тенденций внутри России. В их основе лежало стремление самостоятельно распоряжаться своим экономическим богатством, природными ресурсами, плодами своего труда, получить большую свободу, уменьшить зависимость от центра.
Вслед за всеми автономными республиками, осенью 1991 г. провозгласившими себя суверенными государствами, заявили о повышении своего статуса - о преобразовании в республики - большинство автономных областей. Края и области также начинали открытую борьбу за расширение своих прав и полномочий, за равноправие с республиками.
Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 года. в Кремле большинством субъектов Российской Федерации. Он включил в себя три близких по содержанию договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации всех трех типов (суверенных республик в составе Российской Федерации; краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; автономных областей и автономных округов). Договор носил компромиссный характер и явился результатом большой подготовительной работы, начавшейся еще в 1990 г. Тем не менее, Федеральный договор закрепил неравноправное положение краев и областей по сравнению с республиками и не смог полностью нейтрализовать дезинтеграционные процессы в Российской Федерации.
В настоящее время реальный российский федерализм представляет собой территориальную форму демократии, строгое разграничение функций и собственности между федеральной и региональной властями, все большая передача властных функций и средств для их выполнения из Центра в регионы вместе с ответственностью за реализацию функций и использование средств.
Демократизация общественной жизни в России требует федерализации отношений между Центром и регионами. Федерализм - это залог целостности государства, так как регионам незачем стремиться к отделению от России, если им уже гарантировано самостоятельное развитие.
В России предстоит еще немало сделать, чтобы создать такое федеративное устройство, которое обеспечит действительную прочность и незыблемость единства и территориальной целостности страны.
Субъекты Российской Федерации: виды и количество. Выделяют: 3 вида или 6 категорий. Виды: государство, территориально – государственные образования, национально – государственные образования. Категории: Республика, край, область, города федерального значения, автономная область, автономный округ. Всего 89 субъектов. В состав РФ в качестве субъектов входит 21 республика.
Конституционно – правовой статус республик:
· Каждая республика имеет свою территорию.
· внутреннюю границу, отделяющую еѐ от других субъектов.
· Территория не может быть изменена без еѐ согласия.
· имеет свою конституционно – правовую систему.
· Представительные ораны республик пользуются правом законодательной инициативы.
· имеет свою систему государственной власти.
· Республики имеют постоянные представительства в Москве при президенте РФ.
· Наличие республиканской собственности.
· Республики вправе устанавливать свои государственные языки.
· обладают международной собственностью.
· Право республик на государственную символику.
Также в состав субъектов РФ входит:
· 49 областей
· 6 краев
· 2 города федерального значения (Москва и СПб)
· 1 автономная область (Еврейская АО)
· 9 автономных округов
Статус края, области, города федерального значения, авт. области и авт. округа определятся Конституцией РФ и уставом данного субъекта, принимаемым законодательным органом соответствующего субъекта РФ.
Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом.
Федеральные округа Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В. В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года.. Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.
В момент их учреждения в 2000 было создано 7 федеральных округов. Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д. А. Медведева 19 января 2010. Единственным изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо- Кавказского округа в Южный 21 июня 2000 года.
По предложению президента Медведева (от июня 2011 года) планируется создание Столичного федерального округа (границей которого предполагается ЦКАД).
Почти все округа состоят преимущественно или только из краѐв и областей. Единственным из округов, который почти полностью состоит из национальных республик, является Северо-Кавказский округ.
В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще - координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором город-центр не является административным центром или крупнейшим городом своего субъекта.
Полпред Президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и работником администрации Президента.
Руководство округов главенствует над входящими субъектами, не имея конституционных полномочий, но имея соответствующие ведомственные (в федеральных ведомствах действуют управления по федеральным округам).
22. Внутренняя политика России в начале XXI века. Укрепление государственности Основные тенденции политической жизни в России в начале 21 века: стабилизация общественной ситуации, централизация, укрепление государственных институтов, создание единого правового пространства. Во внутренней политике В.В. Путин проводил последовательный курс на укрепление «вертикали власти».
· В мае 2000 года были образованы 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный.В каждом из округов вводился пост полномочного представителя Президента. Правовую базу регионов России привели в соответствие с федеральным законодательством. Были разграничены полномочия Федерации, регионов и органов местного самоуправления.
· В августе 2000 года был изменен порядок формирования Совета Федерации. Ранее в Совете Федерации были представлены губернаторы, что противоречило принципу разделения властей. После принятия закона о новом порядке формирования Совета Федерации палата стала формироваться из представителей, избранных региональными парламентами или назначенными губернаторами. Эти преобразования ограничили властные возможности региональных лидеров и способствовали укреплению центральной власти.
· В 2001 году была проведена судебная реформа: учрежден институт мировых судей, в некоторых регионах начал работать суд присяжных, был введен институт судебных приставов.
· В 2001-2002 годах были приняты Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК).
· В 2004 году был установлен новый порядок избрания депутатов Государственной думы исключительно по партийным спискам. Кроме того, был повышен избирательный барьер для политических партий (с 5 % до 7 %).
· Стабилизировалась политическая ситуация на Северном Кавказе: были взяты под контроль сепаратистские тенденции, в Чеченской Республике прошли демократические выборы парламента и президента.
· Было осуществлено укрупнение регионов (за счет присоединения автономных округов к областям и краям). По результатом референдумов были объединены: Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ (в Пермский край), Таймырский автономный округ, Эвенкийский автономный округ и Красноярский край, Корякский автономный округ и Камчатская область, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Иркутская область.
· В 2000-е годы была проведена реформа местного управления. Результатом ее стала унификация и регламентация деятельности местных органов власти.
· Увеличились сроки пребывания президента у власти (до 5 лет) и нахождения депутатов в Государственной думе (до 6 лет).
· Была проведена реформа в российской армии, принята государственная программа вооружений на 2007-2015 годы.
Развитие экономики. В области экономики была принята доктрина, сочетающая идеи рыночного хозяйства и государственного регулирования. Государство предприняло меры для поощрения малого и среднего бизнеса.
В начале 2000-х годов был провозглашен курс на удвоение ВВП . Другие направления экономической политики: решение проблемы внешнего долга, внедрение инновационных технологий, обновление всего спектра производственной и финансовой инфраструктуры, создание механизмов привлечения капитала и рабочей силы. Были упорядочены отношения государства и частного бизнеса, усилилось регулирование монопольных предприятий (Государственная дума приняла закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).
В 2000 году была начата налоговая реформа: ставка налога на прибыль предприятия понизилась с 35 % до 24 %, в 2004 году был отменен налог с продаж. Для физических лиц был введен единый налог в размере 13 %. В начале 2000-х годов правительство предприняло меры против нарушителей налогового законодательства. В 2003-2004 годах за уклонение от налогов были привлечены к ответственности руководители нефтяной корпорации ЮКОС.
Социальная сфера. В социальной сфере был принят «курс на инвестиции в человека», т. е. на повышение качества жизни россиян, совершенствование системы здравоохранения, коммунального хозяйства, образования и др. С этой целью были проведены различные преобразования: пенсионная реформа, реформа науки и образования, медицинского обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства.
Начиная с 2006 года осуществлялись приоритетные национальные проекты: «Здоровье», «Образование», «Жилье», «Развитие АПК».
· Основными целями проекта «Здоровье» были провозглашены укрепление здоровья граждан и повышение доступности и качества медицинской помощи. В рамках проекта медицинские работники проходили профессиональную подготовку и переподготовку, им выплачивали дополнительное финансовое вознаграждение, в регионы поставлялось диагностическое оборудование, были проведены массовые кампании по диспансеризации и вакцинации населения. Однако принятые меры оказались недостаточными: по мнению аналитиков, радикального изменения с состоянии здоровья населения и сфере здравоохранения не произошло.
· В рамках проекта «Образование» велась работа по следующим направлениям: стимулирование инноваций в сфере образования, подключение школ к интернету, поддержка талантливой молодежи, финансовое поощрение учителей. В России были созданы два первых федеральных университета — Южный (в Ростове-на-Дону) и Сибирский (в Красноярске).
· Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» был направлен на улучшение жилищных условий населения и увеличение жилищного фонда. К 2010 году доля семей, способных приобрести жилье, увеличилась с 9 % до 20 % (планировалось, что этот показатель достигнет 30 %). Показатели по объемам ввода нового жилья и ипотечного жилищного кредитования также оказались ниже, чем предполагала программа проекта. Уровень износа жилищного фонда остался прежним.
· Национальный проект по развитию сельского хозяйства был направлен на стимулирование развития малых форм агробизнеса с целью создания современного конкурентоспособного сельхозпроизводства. Основные направления в рамках проекта: развитие сельской кредитной кооперации, развитие лизинга, развитие животноводства и земледелия. В 2008 году этот проект преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства.
Демографическая политика. 10 мая 2006 года В.В. Путин в президентском послании Федеральному собранию обозначил демографический кризис как самую острую проблему современной России. 9 октября 2007 года была принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Начиная с 2009 года в отдельные месяцы был зафиксирован небольшой естественный прирост населения, а главным демографическим итогом 2013 года стал естественный прирост населения в стране в целом (впервые за последние два десятилетия).
Национальная политика. Многонациональный состав населения России диктует необходимость продуманной национальной политики, направленной на урегулирование межэтнических отношений: национальное строительство, борьбу с крайними проявлениями национализма, разрешение межэтнических конфликтов мирным путем, развитие культурной самобытности народов при сохранении целостности государства. Национальная политика в Российской Федерации определяется Конституцией РФ, а также Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации в 1996 году.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 374.