Структура органов социальной работы в Российской Федерации. Федеральные органы законодательной власти. Федеральные органы исполнительной власти общей компетенции.
Органы социального обеспечения. Особенности межведомственного взаимодействия в социальной работе.
Структура органов социальной работы в Санкт-Петербурге. Основные задачи, функции и структура Департамента социальной защиты населения Санкт-Петербурга.
Целью деятельности органов социальной защиты населения выступает реализация социальной политики государства, общественных и частных объединений, а также установление устойчивых и упорядоченных связей между уровнями организационно-управленческой системы, призванной обеспечивать граждан необходимыми жизненными благами, удовлетворять разнообразные потребности и интересы различных групп и слоев населения, развивать их ресурсный потенциал.
В России сейчас складывается специфическая система социальной защиты населения, на формирование которой активное влияние оказывают все ветви власти, включая законодательную, исполнительную и судебную на всех уровнях: федерация (республика), субъект федерации (регион), муниципалитеты (города, поселки, поселения).
Законодательная власть на уровне РФ в лице Государственной думы и Совета Федерации принимает и утверждает федеральные законы, регулирующие вопросы социальной политики в целом и социальной работы и социальной защиты в частности. В составе Государственной думы имеются комитеты и комиссии по различным направлениям социальной политики. В РФ насчитывается 85 субъектов (регионов), которые занимаются решением социальных проблем на региональном уровне. Своеобразно формируют социальную политику и муниципальные образования, также имеющие в своей структуре законодательные органы. Исполнительные органы власти играют ведущую роль в системе социальной защиты населения. Именно они реализуют федеральные законы в области социальной политики и социальной работы.
Федеральный уровень представлен Министерством труда и социальной защиты РФ и соответствующими министерствами в республиках, входящих в состав РФ.
Региональный уровень включает в себя органы социальной защиты краев, областей, автономных образований Москвы и Санкт-Петербурга, а также комитеты, управления, департаменты, отделы социальной защиты населения при администрации регионов и городов, а также местные городские, районные округа, префектуры, муниципалитеты по социальной защите населения и их организационные структуры. В трудовых коллективах имеются структуры по социальной защите интересов работников и оказанию им социальной помощи. Это прежде всего администрации, профсоюзы, женские, молодежные объединения и различные формы самоуправления. Негосударственные организации (общественные, благотворительные и др.) также оказывают необходимую помощь как своим членам, так и группам населения, интересы которых они выражают. Все эти организации имеют Уставы или Положения, на основании которых они действуют. Наиболее значимые из них - ветеранские, детские, молодежные, женские, инвалидов и др.
Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления - органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения (СЗН) - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.
Основные уровни органов социальной работы: федеральный уровень (республика);
регион; трудовой коллектив; негосударственные (благотворительные) общественные организации.
Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.
Основные функции управление социальной защиты населения на федеральном уровне:
- организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;
- социальное обслуживание;
- медико-социальная экспертиза;
- реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи;
- социальная помощь семье и детям;
- подготовка законодательства по социальной защите населения;
- внешнеэкономическое и международное сотрудничество;
- разработка положений по основам социальной политики;
- анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;
- подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;
- разработка социальных нормативов и т. д.
Функции управления социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:
- обеспечение и решение производственно-экономических задач;
- плановую и финансово-экономическую деятельность;
- создание различных фондов социальной помощи;
- решение экономических проблем и др.
Функции трудового коллектива:
- производственно-экономическая;
- политическая;
- управленческая;
- социальная;
- воспитательная.
Формами социальной защиты являются «отражение в коллективных договорах дополнительных мер социальной защиты, поддержки (выплаты, льготы, натуральная помощь и т. п.) работников и членов их семей, а также пенсионеров за счет соответствующих фондов предприятий».
Социальными функциями трудового коллектива являются:
- совершенствование материальных и культурных условий жизни людей;
- развитие социальной структуры коллектива;
- улучшение отношений внутри коллектива;
- улучшение социального обеспечения, здравоохранения;
- организация помощи в семейной жизни, проведении досуга;
- соблюдение принципа социальной справедливости.
Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению:
- социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;
- социальная реабилитация инвалидов;
- правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.
В целом назначение системы социальной защиты проявляется в ее общих функциях:
. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданами в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития.
. Политическая функция, направленная на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения.
. Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни.
. Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.
В настоящий момент в Российской Федерации выделяются четыре основных направления социальной защиты населения.
Первое направление социальной защиты - это социальная защита детей, детства и отрочества, которая ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.
Второе направление социальной защиты - это социальная защита трудоспособного населения, призванная «предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом, не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся». Труд, его вознаграждение и, как результат, денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека. Человек труда должен быть уверен, что самые сложные жизненные ситуации - болезнь, временный период безработицы либо другие проблемы, ущемляющие его экономическую самостоятельность и социальное благополучие, будут преодолены, если он приложит собственные усилия, поскольку для этого в стране есть все условия.
Социальная защита трудоспособного населения, охрана их труда основываются на Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе, и других нормативно-правовых актах Российской Федерации, а также законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Третье направление социальной защиты - это социальная защита нетрудоспособных граждан, которая должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и, по возможности, их приумножать.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», принятого 24 ноября 1995 г., социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Четвертое направление социальной защиты - социальная защита семьи, которая должна обеспечивать эффективную профилактику социальных рисков, препятствующих: сохранению института семьи; созданию и сохранению семьи; проживанию в семье ее членов, страдающих ограничениями жизнедеятельности.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 275.