Социальная помощь и поддержка населения в России в 90-х годах.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. К организации нового вида деятельности и

созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост

социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада

единого социального, экономического и геополитического пространства. В

обществе появились тенденции ранее не характерные для него:

. снижение уровня жизни;

. безработица;

. вынужденная миграция населения;

. профессиональное нищенство;

. криминогенная обстановка;

. падение уровня рождаемости;

. распад института семьи и брака.

В этих условиях Правительством разрабатываются экономические и

социальные программы, а также комплекс неотложных мер, направленных на выход России из кризиса. Программа в сфере экономики предусматривала целый ряд радикальных мер, среди которых важнейшими являются:

. либерализация цен;

. сокращение бюджетного дефицита;

. снижение дотаций убыточным предприятиям;

. введение прогрессивных налогов;

. сокращение военных расходов.

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись:

. материальная помощь;

. помощь на дому;

. обслуживание в условиях стационара;

. предоставление временного приюта;

. организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;

. консультативная помощь;

. социальный патронаж;

. социальная реабилитация и адаптация нуждающихся;

. социальная помощь.

«Важная особенность Концепции заключалась в том, что в ней предусматривалось создание корпуса профессиональных служащих, социальных работников, тем самым конструировалась профессия, истоки и традиции которой заложены в России еще вначале ХХ в.».

В самом общем виде социальная работа – это вид деятельности людей и организаций по оказанию помощи различным слоям населения. Сфера этой помощи очень широка. В помощи нуждаются многие люди, находящиеся на разных стадиях и в различных ситуациях своей жизни: ребенок и пожилой человек, больной и инвалид, пенсионер, получающий маленькую пенсию, безработный, нищий, бродяга и т.д. Очень широк, и спектр оказания помощи: человек – человеку; община – человеку; взрослый – ребенку, сироте; здоровый – больному; служба социальной помощи – безработному, пенсионеру, многодетной семье и т.д.

В то же время социальная работа не ограничивается лишь достижением практических целей, она несет в себе общецивилизационное назначение, а именно: поддержание и обеспечение социального мира и равновесия в обществе, предупреждение социальных конфликтов, нейтрализация дестабилизирующих факторов. Именно под этим углом зрения следует в целом рассматривать социальную работу, выполняющую роль общественного амортизатора.

Основными факторами образования новой для России отрасли знания послужили указы Госкомтруда СССР (1991 года) о введении новой профессиональной квалификации – социальный работник и введении той же специальности в учебные заведения по различным формам обучения. В создавшихся условиях научная мысль вплотную занялась вопросами организации инфраструктуры помощи, с практическими методами поддержки нуждающихся, образовательными проблемами подготовки специалистов, определением научного статуса новой дисциплины.

С 1992 года начинаются исследования по истории и теории социальной работы. Причем, в современных трудах рассматривается или отечественный, или зарубежный опыт работы. Исследований по истории социальной работы в России настолько мало, что может возникнуть впечатление, что она появилась только в начале 90-х гг. ХХ в, но на самом - то деле история социальной работы в России насчитывает более тысячи лет.

 

Слайд 3. Правовое регулирование социальной работы есть особый вид деятельности органов государственной власти, цель которой состоит в нормативно-правовом обеспечении социально гарантированных интересов и потребностей различных групп населения, создании условий, содействующих восстановлению и улучшению способности людей к социальному функционированию через соблюдение норм законодательства. Социальная работа и социальная защита подразумевает оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих и случаях и жить.

Цель и задачи правового обеспечения социальной работы определяют сформулированные в нормативно-правовой базе конкретные принципы, которые обозначают ее основные направления. Это соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечения государственных гарантий; равные возможности для граждан при получении социальных услуг и добровольное согласие на их получение. К целям и задачам правового обеспечения социальной работы относится также обеспечение государственных гарантий на доступность социального обслуживания, определение и преемственность всех видов и форм социального обслуживания, их адресность.

Через правовые нормы обеспечивается приоритет социального содействия

гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействие социальной реабилитации и адаптации. Нормативно-правовая база социальной работы определяет межведомственный характер ее деятельности, территориальную организацию, формы, методы функционирования социальных служб, государственную поддержку добровольной обществен-

ной деятельности по оказанию услуг и помощи населению.

Конституция РФ 1993 г. определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Главная задача социального государства состоит в деятельности по социальной защите всех социально-демографических групп населения и в первую очередь лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Конституция РФ в ст. 39 предусматривает право на социальное обеспечение всех граждан страны.

Эта конституционная норма является основой социального обслуживания и социальной защиты населения.

Правовые документы, регулирующие вопросы социальной работы, принимаются на международном, федеральном, региональном и ведомственном уровнях. На международном уровне принимаются обязательные и рекомендательные документы (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции и резолюции). Среди таких международных актов можно выделить Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Конвенцию о правах ребенка 1989 г., Конвенцию о правах инвалидов 2006 г. и др. Эти документы имеют юридическую силу, поскольку они ратифицированы Российской Федерацией. В качестве примера можно назвать Федеральный закон от 3 мая 2012 г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» [2]. Конституционный Суд РФ расценил Конвенцию как неотъемлемую часть правовой системы России. В постановлении Суда от 1 июля 2014 г. сказано, что в силу Конституции РФ и международно-правовых актов при осуществлении правового регулирования необходимо учитывать интересы и потребности инвалидов как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите [3]. Основные федеральные акты в сфере социальной защиты населения – это Конституция РФ и федеральные законы. Среди них Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [4], от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [5], от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [6]. Федеральное законодательство о социальной защите граждан сложилось в основном к 2000-м годам. Предложивший, на наш взгляд, удачную классификацию социального законодательства В.М. Капицын разграничивает его общесоциальные, адресные и специальные законодательные акты. Первые имеют отношение ко всем гражданам страны в целом (пенсионное законодательство). Вторая группа законов регулирует социальную работу с определенными категориями граждан («О социальной защите инвалидов», «О государственной социальной помощи»). Специальные законы касаются правового регулирования деятельности социальных работников, управленческих аспектов обслуживания населения и даже отдельных технологий социальной работы («Об основах социального обслуживания граждан») [7, с. 392].

В научной среде не раз поднимался вопрос об объединении разрозненных законодательных актов социальной направленности в федеральный закон особого сорта – Социальный кодекс. В пользу такого решения приводились различные аргументы, общий смысл которых сводился к суждению о его желательности, однако работа над его проектом заморожена. Следует отметить опережающее законодательное регулирование социальных вопросов в отдельных регионах в сравнении с федеральным центром. В ряде регионов подобные документы уже приняты. К примеру, Социальный кодекс Ярославской области регулирует комплекс мер по социальной поддержке различных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Аналогичный документ Социальный кодекс Санкт-Петербурга в полной мере охватывает социальной работу в нашем регионе. Соответствующая практика пока невелика, социальные кодексы приняты всего в пяти субъектах РФ.

К нормативным документам также относятся акты Президента РФ, постанов-

ления и решения Правительства РФ, устанавливающие порядок осуществления социальной защиты и социального обслуживания населения. В их числе, например, постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» [10].

На региональном уровне принимаются нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. Эти документы обеспечивают реализацию федеральных законов на территории регионов, а также отражают специфику субъектов Федерации. Они не должны противоречить федеральному законодательству, дополняют и конкретизируют его, исходя из региональных особенностей и возможностей. Поскольку субъектам РФ передан значительный блок социальных вопросов, то и региональное законодательство выглядит очень разнообразно. Закон города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы"; ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА от 22 ноября 2011 года N 728-132. Социальный кодекс Санкт-Петербурга Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга

На муниципальном уровне действуют нормативно-правовые документы муниципальных образований, принятые городскими, районными, сельскими и поселковыми органами местного самоуправления. Хотя в первой половине 2000-х гг. органы местного самоуправления лишись вопросов, связанных с социальной защитой населения, а вслед за этим и социальных учреждений, в

некоторых регионах соответствующие вопросы возвращены муниципалитетам в виде отдельных государственных полномочий.

На ведомственном уровне разрабатываются и реализуются решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций. Каждое ведомство социальной сферы выпускает собственные нормативные акты, обязательные для исполнения всеми, кто работает в соответствующей системе. Здесь для примера следует назвать приказ Министерства труда и

социальной защиты населения Российской Федерации от 17 апреля 2014 г. №258н «Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания» [11]. К этой же группе нормативных правовых актов следует отнести приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 30 декабря 2005 г. №535-ст «Об утверждении национального стандарта «Социальное обслуживание населения»1.

Проблема социальной защищенности граждан решается несколькими отраслями права:

трудовым правом, правом социального обеспечения, социальным правом. В настоящее время обсуждается вопрос о становлении новой отрасли – социального права.

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Средства, направляющиеся на соц поддержку населения, сформированы за счет налогообложения.

Соц защита – это:

· забота РФ о людях, которые утратили трудоспособность;

· реализация гарантий для населения;

· рамки, обеспечивающие поддержание минимального установленного уровня жизни.



Принципы социальной защиты

Соц защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

1) Принцип общественной целесообразности, согласно которому контингент защищенных в обществе должен быть строго ограничен лишь категориями населения, полностью или частично лишенными способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к ослаблению и полному угасанию трудовой мотивации и росту числа иждивенцев.

2) Принцип экономической эффективности выражается в оптимальном соотношении объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы.

3) Принцип экономической справедливости заключается в экономической защите как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто по объективным причинам находится за пределами производственно-рыночной деятельности.

4) Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения, согласно которому в нашей стране именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно в силу объективных причин.

5) Принцип экономической самостоятельности местных органов.

  • адресность мероприятий, предусматривающих предоставление помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей;
  • дифференцированный подход при определении размеров и видов помощи;
  • комплексность социальной помощи, предполагающая возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи (денежной, натуральной помощи, помощи в виде услуг и льгот);
  • социальное реагирование, предполагающее пересмотр социальных нормативов с ростом стоимости жизни, повышением минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума;
  • содействие самопомощи, самообеспечению человека;
  • доступность форм и видов социальной защиты;
  • преемственность всех форм и видов социальной защиты.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 358.