Поскольку внутриведомственное взаимодействие органов социальной работы и учреждений социальной защиты на общем уровне уже рассматривалось в предыдущем вопросе, то сосредоточим внимание на межведомственном взаимодействии в области социальной работы и социальной защиты населения. Социальная работа и социальная защита являются сложными социальными явлениями и фокусируют в себе деятельность самых различных учреждений и организаций как государственной, так и общественной и частной принадлежности. Наверно, нет ни одного министерства или ведомства, которые бы не имели прямого или косвенного отношения к оказанию помощи группам людей или отдельным личностям. Однако совершенно справедливо говорить о тех структурах, которые в большей степени ориентированы на обслуживание человека. И это прежде всего Министерство образования и науки РФ, Министерство здравоохранения РФ, ведомства по делам молодежи. Именно с этими субъектами социальной помощи и поддержки наиболее широко и тесно взаимодействует Министерство труда и социальной защиты населения как на уровне Федерации, так и на уровне регионов и муниципальных образований.
Если взять образовательные учреждения, то здесь точками соприкосновения и активного взаимодействия с учреждениями социальной работы и социальной защиты населения выступают совместные действия по социальной поддержке детей, обучающихся, а также воспитателей, педагогов, родителей. Не случайно профессии "Социальная работа" и "Социальная педагогика" появились в России одновременно, и бывает очень трудно содержательно разделить эти направления.
Огромное совместное социальное пространство имеется и с органами здравоохранения. Вспомним, что до недавнего времени (2012 г.) в России было единое Министерство здравоохранения и социального развития. И хотя нынешнее разделение упомянутого министерства на два - собственно Министерство здравоохранения и труда РФ и Министерство социальной защиты населения РФ - представляется правильным и важным шагом, все же содержание и цели деятельности этих ведомств во многом совпадают, особенно там, где речь идет о реабилитации и терапии, которые, как известно, имеют и социальный характер. Социально-медицинская работа - одно из самых важных направлений социозащитной деятельности. Практически во всех центрах социального обслуживания населения имеются соответствующие отделения. Стационарные социальные учреждения (геронтологические центры, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические диспансеры, социально-реабилитационные центры и другие учреждения) имеют в качестве основополагающей социально-медицинскую направленность.
Теснейшее взаимодействие осуществляется и с молодежными учреждениями и организациями, так как молодежь как социально-демографическая группа и объект социальной работы находится под пристальным вниманием государства и общества. Молодежь - будущее любой страны, а в России молодежь является одной из самых социально уязвимых групп населения. В структуре учреждений и организаций социальной защиты населения видное место занимают центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для детей и подростков, дома-интернаты для умственно отсталых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди учреждений социальной и психологической помощи несовершеннолетним и молодежи наиболее распространенными являются центры социально-психологической поддержки молодежи, центры социальной помощи молодежи и подросткам, центры социальной адаптации детей и подростков, центры социальных услуг для молодежи, центры по работе с детьми и молодежью, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и др. Даже по названиям трудно определить ведомственную принадлежность упомянутых учреждений, а по содержанию деятельности - просто невозможно, настолько оно схоже. Все это свидетельствует о том, что межведомственное взаимодействие активно развивается и совершенствуется, хотя имеется немало проблем и трудностей в этом процессе. Так, не удается пока оптимально сконцентрировать усилия на тех группах населения или отдельных клиентах, которые получают поддержку от нескольких субъектов одновременно. В результате деформируется важнейший принцип социальной работы - адресность. Зачастую отсутствуют координационные органы межведомственного взаимодействия, которые бы оптимизировали усилия всех субъектов оказания помощи определенным категориям населения. Недостаточное финансирование учреждений социальной сферы, в том числе и анализируемых нами министерств приводит к неполному выполнению планов, снижению мотивационного потенциала персонала, понижению социального статуса работников. Остается острой и кадровая проблема. Зачастую в сфере социального обслуживания работают специалисты, не имеющие базового социального образования, в частности, в области социальной работы, а средний возраст работающих довольно высокий. Одной из серьезных проблем остается проблема повышения квалификации и переподготовки кадров социальной сферы. В настоящее время образовательные учреждения высшего профессионального образования готовы осуществлять все виды повышения квалификации и переподготовки кадров по любой форме обучения, но этот процесс сдерживается нехваткой денежных средств у населения и достаточно высокой стоимостью обучения в ряде вузов. Существуют трудности взаимодействия с общественными, частными и благотворительными организациями, которые зачастую работают по своим достаточно узконаправленным планам и без согласования своих действий с официальными государственными структурами, в результате эффективность их деятельности заметно снижается. Требуют внимания и проблемы дальнейшего развития благотворительной, спонсорской, фандрейзинговой деятельности, которые в ряде стран Запада играют значительную роль в финансировании социальных учреждений и решении социальных проблем нуждающегося населения. Недостаточное взаимодействие существует и с крупными или средними корпорациями, где зачастую существуют серьезные меры социальной поддержки работников. Конечно, в любом случае это имеет положительный результат, но если бы такой опыт анализировался и обобщался органами социальной защиты населения, то он бы мог распространиться в виде определенных рекомендаций во всех регионах РФ. Это имеет особое значение в условиях, когда государство испытывает серьезные финансовые трудности и не может взять на себя всю социальную ответственность. В результате происходит ожидание, а в некоторых случаях предъявляются требования к работодателям, чтобы они принимали активное участие в решении социальных проблем населения.
Нельзя не сказать и о несовершенстве нормативно-правовой базы в области социальной работы и защиты населения. Подавляющее большинство федеральных и региональных законов были приняты в 90-е годы ХХ в., когда Россия делала лишь первые шаги на пути демократических преобразований. Отсюда многие законы и другие правовые документы в настоящее время требуют изменений и поправок. То же самое можно сказать и о региональном правовом регулировании социальной защиты населения. Требует своего совершенствования и проблема стандартизации, квалиметрии, нормирования социальных услуг, их упорядочения и систематизации. Применение устаревших или научно необоснованных норм, показателей, критериев приводит к снижению качества всей социо-защитной деятельности, а значит, и уровня и качества жизни населения.
Материально-техническая база многих социальных учреждений не соответствует современным требованиям. Отсюда всевозможные чрезвычайные ситуации и происшествия (пожары, наводнение, отсутствие электроснабжения и т.п.). Все эти и другие факторы и создают ту своеобразную специфическую картину функционирования российских учреждений социальной работы и социальной защиты и характеризуют особенности их деятельности вообще и, в частности, внутриведомственного и межведомственного взаимодействия.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 270.