Период государственного призрения – со 2 половины XVII в. по 2
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Период государственного призрения – со 2 половины XVII в. по 2

половину XIX в. Система государственного призрения в России сложилась при Екатерине II, издавшей в 1763 году указ об открытии в Москве, а затем в Петербурге воспитательного дома. А в 1773 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного призрения, занимающиеся вопросами помощи нуждающимся.

Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала ХХ в.

К этому периоду только в Москве существовало 628 богоугодных

заведений: приюты, школы, богадельни, ночлежные дома, столовые и т.п.,

значительная часть которых содержалась на деньги московского купечества.

Крупным благотворительным заведением на рубеже XIX-ХХ вв. было

Попечительство о домах трудолюбия и работных домах – 135 домов. С 1897 г. Попечительство издает журнал «Трудовая помощь».

Одним из первых в России специальных благотворительных обществ для

помощи бедным и обездоленным детям было Общество Синего Креста, созданное в 1882 г. в Петербурге. Оно использовало различные формы помощи детям: детские дома призрения, начальные школы, ремесленные училища.

Одно из почетных мест в истории российского меценатства принадлежит

фабриканту Павлу Михайловичу Третьякову. В начале ХХ в. в стране было основано 82% всех благотворительных заведений и 95% благотворительных обществ. Однако мировые войны, голод, эпидемии давали самую высокую

смертность.

Как считают специалисты, нет оснований преувеличивать удельный вес

прогрессивных предпринимателей. Большая часть богатых, равнодушно относилась к простым людям, их собратьям по торгово-промыщленному классу. Многочисленные благотворительные общества и учреждения в какой – то мере компенсировали слабость социальной политики царской власти.

Принципы социальной защиты

Соц защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

1) Принцип общественной целесообразности, согласно которому контингент защищенных в обществе должен быть строго ограничен лишь категориями населения, полностью или частично лишенными способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к ослаблению и полному угасанию трудовой мотивации и росту числа иждивенцев.

2) Принцип экономической эффективности выражается в оптимальном соотношении объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы.

3) Принцип экономической справедливости заключается в экономической защите как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто по объективным причинам находится за пределами производственно-рыночной деятельности.

4) Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения, согласно которому в нашей стране именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно в силу объективных причин.

5) Принцип экономической самостоятельности местных органов.

  • адресность мероприятий, предусматривающих предоставление помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей;
  • дифференцированный подход при определении размеров и видов помощи;
  • комплексность социальной помощи, предполагающая возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи (денежной, натуральной помощи, помощи в виде услуг и льгот);
  • социальное реагирование, предполагающее пересмотр социальных нормативов с ростом стоимости жизни, повышением минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума;
  • содействие самопомощи, самообеспечению человека;
  • доступность форм и видов социальной защиты;
  • преемственность всех форм и видов социальной защиты.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

•   нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов не возможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

•   соцстимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

•   анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

•   существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

•   создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

•   организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

 

УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

Важное место в этой системе принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения.

Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц Российской Федерации: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.

Основные задачи Отделов социальной защиты населения:

развитие системы социальной защиты населения на территории района политики Санкт-Петербурга в сфере социальной защиты населения;

обеспечение формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории района;

осуществление на территории района мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в Санкт-Петербурге, реализацию семейной политики в Санкт-Петербурге;

осуществление мероприятий по профилактике безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и несовершеннолетних с ограниченными возможностями, защите их прав и законных интересов;

реализация в пределах полномочий мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи;

реализация в пределах полномочий мероприятий в сфере взаимодействия с общественными объединениями на территории района.

- Назначение ежемесячных денежных выплат пенсионерам, ветеранам войны, ветеранам труда;

- социальных выплат пенсионерам, социальной компенсации на погребение малообеспеченным гражданам.

- Постановка на учет на бесплатное зубопротезирование малообеспеченных граждан.

- Постановка на учет на предоставление льгот по оплате ЖКХ.

- Присвоение звания «Ветеран труда».

- Предоставление путевок в пансионат «Заря».

- Оформление удостоверения ветерана Великой Отечественной войны.

- Премия юбилярам супружеской жизни (50,60,70 лет совместной жизни).

- Выплаты, связанные с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС

- Предоставление государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам.

- Предоставление экстренной социальной помощи и материальной помощи в трудной жизненной ситуации в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.

- Организация поздравления ветеранов Великой Отечественной войны с юбилейными днями рождения: 90, 95, 100-летием

- Предоставление мер социальной поддержки инвалидов.

- Выдача направлений на предоставление технических средств реабилитации инвалидов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

- Социальное такси.

- Вопросы, связанные с формированием доступной среды для инвалидов.

- Назначение пособий, компенсационных, единовременных выплат семьям, имеющим детей;

- оформление сертификата «Материнский капитал в Санкт-Петербурге», реализация средств капитала;

- предоставление мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

- Постановка на учет многодетных семей на предоставление земельных участков для дачного строительства.

- Оформление сертификата «Земельный капитал в Санкт-Петербурге», реализация средств капитала.

- Выдача свидетельства «Многодетная семья Санкт-Петербурга».

- Обеспечение проведения первого этапа конкурса на соискание почетного звания и премии Санкт-Петербурга «За заслуги в воспитании детей».

- Обеспечение проведения районного этапа участия в конкурсном отборе по предоставлению к награждению медалью ордена «Родительская слава», орденом «Родительская слава» многодетных семей.

- Признание граждан нуждающимися в предоставлении специализированного жилого фонда Санкт-Петербурга для социальной защиты отдельных категорий граждан

- Организация социального обслуживания граждан в Комплексном центре социального обслуживания населения района Санкт-Петербурга

- Организация социального обслуживания граждан в Центре социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов района Санкт-Петербурга

- Организация социального обслуживания граждан в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних и Центре социальной помощи семье и детям района Санкт-Петербурга

Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.)9 Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально-педагогическую, медико-социальную, профилактическую и т.д.

В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания нез3ависимо от форм собственности.

КЦСОН - Основными направлениями его работы стало оказание различных видов социальной помощи и услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке и находящимся в трудной жизненной ситуации.

Отделение социального и социально-медицинского обслуживания на дому

Отделение дневного пребывания

Отделение временного проживания

Социально-досуговые отделения

Социально-реабилитационные отделения

Отделение экстренной психологической помощи

Отделение по обслуживанию граждан, проживающих в спец. жилом доме

Отделения срочного социального обслуживания

Отделение социальной помощи лицам БОМЖ

Консультативное отделение

Склад гуманитарной помощи

На схеме показаны основные центры социального обслуживания населения и соотношение между государственными, негосударственными и муниципальными службами.

Сегодня можно наблюдать как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще находится в стадии формирования.

Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из:

— нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;

— поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

— средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;

— финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

— дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни и др.;

— доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;

— благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций11.

Средства специализированных центров формируются в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При организации центром платных услуг населению и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогообложения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.

Основным принципом организации социальных служб в Российской Федерации является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлемых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб. Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например социальной защиты населения, образования, МВД или службы занятости, молодежи.

Однако развитие сети учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:

— слабая правовая база системы социального обслуживания;

— ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;

— отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

— нехватка персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы;

— низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;

— недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждении".

 

 

Лекция 3

Организация работы органов пенсионного обеспечения

Организация работы органов по обязательному социальному страхованию

Организация работы органов по обеспечению пособиями по безработице

Общая характеристика органов пенсионного обеспечения. Организация работы Пенсионного фонда Российской Федерации. Организация работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

Организация индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Организация работы негосударственных пенсионных фондов и их взаимодействие с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Общая характеристика органов, осуществляющих обеспечение граждан пособиями по обязательному страхованию. Организация работы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Организация работы органов фонда социального страхования Российской Федерации в субъектах Российской Федерации. Органы, осуществляющие обеспечение граждан страховыми пособиями на предприятии.

Общая характеристика системы органов занятости населения. Организация работы федеральных органов государственной власти по материальному обеспечению безработных граждан и членов их семей.

Организация работы органов государственной власти по обеспечению безработных в субъектах Российской Федерации. Организация работы органов местного самоуправления по вопросам материального обеспечения безработных.

 

В настоящее время в России  отсутствует единая пенсионная система. Причин такого положения дел несколько, главные из них:

-разные источники финансирования, за счет средств которых осуществляется пенсионное обеспечение, - средства Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и средства, выделяемые из государственного бюджета

-различные, категории лиц — получателей пенсий — застрахованные граждане и лица, занятые в системе государственной службы, некоторые иные категории граждан; законодательно установленные неодинаковые условия и нормы предоставления данных денежных выплат, а соответственно — уровень материального обеспечения их получателей, например, более высокие размеры пенсий у государственных служащих и др.

В итоге это привело к тому, что ряд федеральных министерств и ведомств — МВД России, Минобороны России, Минюст России, ФСБ России, ФНС России, Генпрокуратура России, Верховный Суд Российской Федерации — имеют самостоятельные пенсионные службы.

· Современная пенсионная система в России состоит из трех компонентов: государственного пенсионного обеспечения, негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

Период государственного призрения – со 2 половины XVII в. по 2

половину XIX в. Система государственного призрения в России сложилась при Екатерине II, издавшей в 1763 году указ об открытии в Москве, а затем в Петербурге воспитательного дома. А в 1773 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного призрения, занимающиеся вопросами помощи нуждающимся.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 279.