Машиностроительный комплекс обеспечивает оборудованием все другие комплексы страны. Здесь в первую очередь внедряются все достижения научно-технического прогресса, он обеспечивает обороноспособность страны. На машиностроении приходится 23 % основных производственных фондов промышленности. 20 % промышленной продукции, 38 %
машиностроительной отрасли является дефицит кадров. Россия отстает от ведущих стран по уровню наукоемких технологий, особенно в машиностроении. Имея 12% ученых в мире и 22-28% минеральных ресурсов, она производит лишь 0,3% персонала. Для отрасли характерны разветвленные связи по готовой продукции, сбыту и материалам, тесный контакт с черной и цветной металлургией и химической промышленностью в качестве потребителя. Высокий монополизм машиностроения объясняется его технико-производственными особенностями, эффективностью больших объемов изготовления продукции на одном предприятии.
Основные отрасли: тяжелое, транспортное, электротехническое, станкостроение, приборостроение, радиоэлектроника, производство бытовой техники, для легкой и пищевой промышленности, производство военно-технической продукции.
По особенностям размещения отрасли машиностроения подразделяются на:
• сложные, трудоемкие (электроника, станкостроение, приборостроение, авиационная промышленность и т. д.), для которых важнейшим условием является наличие квалифицированной рабочей силы и крупной научно-технической базы (Центр, Северо-Запад, Поволжье, Волго-Вятка и др.);
• «потребительские» (автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, судостроение и т. п.), размещаемые в районах массового спроса на продукцию (Северо-Запад, Волго-Вятка, Поволжье, Северный Кавказ, Южный Урал, Западная Сибирь, Дальний Восток);
• материалоемкие (тяжелое, энергетическое, транспортное, строительно-дорожное машиностроение и т.д.), тяготеющие к металлургическим базам (Урал, Западная Сибирь, Центральное Черноземье, Северный Кавказ).
Для машиностроения характерна высокая степень территориальной концентрации, преимущественно в Европейской части. Так, 4/5 выпуска легковых автомобилей сосредоточено в Поволжье и 1/7 — в Волго-Вятке; 3/4 зерноуборочных комбайнов - на Северном Кавказе; 3/5 экскаваторов — в Центре и 1/4 - в Волго-Вятке. Подавляющая — 3/5 — часть всей машиностроительной продукции приходится на Центральный, Поволжский и Уральский районы.
По итогам 2016 года в российском машиностроении зафиксирована отрицательная динамика производства (до 0,9%).Основная причина - сокращение внутреннего спроса на оборудование инвестиционного назначения, а также на технику, предназначенную для потребительского рынка. Сильнее всего снизилось производство автомобильной техники, грузовых вагонов и турбин. Самый высокий темп роста наблюдался в сельскохозяйственном машиностроении за счет господдержки предприятий подотрасли, фактора импортозамещения, а также улучшения финансового состояния сельхозпроизводителей.
Проблемы машиностроительного комплекса состоят в большом износе оборудования (70%) в вертолето- и судостроении, а также в радиоэлектронике. Средний возраст станков на машиностроительных заводах равен примерно 20 годам, что не позволяет использовать при производстве продукции новые технологии. Многие отрасли машиностроения требуют кардинальной модернизации оборудования. Обострению ситуации способствуют многие зарубежные компании. Проникая на российский рынок, они значительно повышают уровень конкуренции. Еще одной острой проблемой машиностроительной отрасли является дефицит кадров. Россия отстает от ведущих стран по уровню наукоемких технологий, особенно в машиностроении. Имея 12% ученых в мире и 22-28% минеральных ресурсов, она производит лишь 0,3% наукоемкой продукции.
Химический комплекс. Производственная технология и сырьевая база химических отраслей отличаются большим разнообразием и маневренностью. Из одного сырья вырабатывают множество различных продуктов, один и тот же продукт можно получить из разного сырья, что делает размещение химического комплекса весьма подвижным. Причем технический прогресс со временем усиливает это качество, позволяя переходить на более эффективные сырьевые ресурсы (например, при выработке азотных удобрений с угля на газ). Для химической индустрии характерен большой размах производственно-технологического комбинирования (с нефтепереработкой, коксованием угля, черной и цветной металлургией, лесной промышленностью и т. д.).
Сырьевая ориентация присуща, например, азотно-туковой, сернокислотной, содовой промышленности. В отдельных производствах доля сырья в себестоимости колеблется от 40 до 90%. Требуется и большое количество воды. Поэтому предприятия дислоцируются в зависимости от сырьевых источников в различных районах (от Северо-запада до Восточной Сибири).
Энергоемкая группа химических отраслей - производство синтетического каучука, химических волокон, смол, пластических масс и т. д. - должна располагаться в районах дешевого топлива, электроэнергии и пара. При получении синтетического каучука на базе ацетилена расходуется до 15 тыс. кВт • ч электроэнергии на тонну готовой продукции, фосфора путем электровозгонки - до 20 тыс. кВт- ч. Но было допущено излишнее наращивание производственных мощностей энергоемкой химии в Европейской части. Около 70% химических волокон, смол и пластмасс вырабатывают энергодефицитные районы — в основном Поволжье, Центр и Урал.
Потребительский фактор в большой мере характерен для основной химической промышленности, прежде всего отраслей по выпуску минеральных удобрений (кроме калийных) и серной кислоты (наряду с сырьевым фактором), а из отраслей органического синтеза — для их «верхних» этажей (например, резино-технической и шинной промышленности). Производство минеральных удобрений из-за низкой транспортабельности продукции должно соответствовать географии потребления, но не всегда отвечает этому требованию: 2/3 их дают Урал, Центр, Европейский Север и Северо-Запад.
Большая доля рыночных продаж химической продукции приходится на главные районы ее выпуска, например, полиэтилена — на Татарию, Башкирию, Ставропольский край, Иркутскую область; автошин — на Ярославскую, Кировскую, Воронежскую, Волгоградскую, Омскую области, Алтайский и Красноярский края.
Военно-промышленный комплекс . Заводы оборонной промышленности составляют ядро высокотехнологичного производственного потенциала России. Созданные в советские годы, они обеспечивали стране передовые позиции в различных областях научно-технического прогресса и на мировом рынке военной продукции, начиная с авиационно-космической техники и кончая производством боеприпасов.
Высокий удельный вес (свыше 70%) гражданской продукции достигнут на конверсируемых военных заводах многих регионов (Московская, Брянская, Волгоградская, Пермская, Новосибирская области, Башкирия, Удмуртия, Алтайский край и др.). Оборонные предприятия производят широкую номенклатуру гражданской продукции - нефтегазовое оборудование, медицинскую технику, товары народного потребления. Вместе с тем конверсия нецелесообразна, когда военная техника высоко конкурентная на внешнем рынке (по экспорту вооружений Россия удерживает второе место в мире после США).
ВПК охватывает свыше 1700 предприятий и организаций в 72 субъектах Федерации с численностью занятых около 2 млн. человек (с членами семей - это 8 млн). В состав комплекса входят восемь отраслей машиностроения и одна - химической промышленности, не считая атомной.
Многократное сокращение оборонного заказа на предприятиях комплекса, конверсия привели к возникновению депрессивных регионов и социальной напряженности.
По степени развития наукоемкого потенциала промышленности (на базе ВПК) все экономические районы можно разделить на 4 группы: 1-я - высоконаукоемкая - районы Центра и Поволжья (32 и 28 основных центров ВПК). На них приходится почти 1/2 всего наукоемкого потенциала; 2-я - многонаукоемкая - районы Урала и Западной Сибири (19 и 13); 3-я - малонаукоемкая - районы Северо-Запада, Волго-Вятки, Центрального Черноземья и Северного Кавказа (по 5-8); 4-я - низконаукоемкая — районы Европейского Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока (по 2-4 центра).
Авиационная и ракетно-космическая промышленность - самая сложная и высокотехнологичная отрасль машиностроения. Кооперируется с предприятиями тяжелой промышленности, поставляющими разнообразные конструкционные материалы из черных и цветных металлов и химического сырья, электротехническое, электронное, радиотехническое оборудование и т. д. Наиболее современные технологии сочетаются с широкой межотраслевой комплексностью производства. Авиационные и ракетные заводы отличаются исключительно высоким уровнем квалификации инженерно-технического персонала, мастеров и рабочих. Это обусловило их возникновение и развитие в крупных промышленных центрах, где легче формируются опытные кадры, специализированные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, а также важнейшие предприятия-смежники.
На Россию приходится свыше 4/5 мощностей авиакосмического комплекса бывшего СССР (Центр, Поволжье, Урал, Западная Сибирь и др.). Авиационные предприятия в отдельных центрах специализируются на выпуске определенных типов и семейств военных и гражданских самолетов, в том числе международного класса, например истребителей «МиГ» (Москва и др.), пассажирских «Ил» (Москва, Воронеж, Казань), «Ту» (Москва, Ульяновск, Самара, Таганрог), «Як» (Москва, Смоленск, Саратов), «Ан» (Ульяновск, Самара, Омск, Новосибирск), вертолетов (Москва, Ростов-на-Дону, Казань, Улан-Удэ). Российские самолеты-истребители «МиГ» и «Су», вертолеты «Ка» - лучшие в мире.
Ракетно-космическая промышленность выпускает разного типа орбитальные космические корабли, в том числе многоразового использования типа «Буран» массой 100 т, ракеты для запуска спутников и обитаемых кораблей, включая самые мощные в мире ракеты-носители типа «Энергия» и зенитноракетные системы.
Основа комплекса — Российская космическая холдинговая компания НПО «Энергия» имени С. П. Королева с головным КБ и заводом в г. Королеве (Московская область), филиалами в Самаре, Приморске (Ленинградская область) и Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева в Москве и других центрах с КБ «Салют», ракетно-космическим заводом, заводом по эксплуатации ракетно-космической техники, заводом медицинской техники и товаров народного потребления, филиалом «Хруничев-Телеком».
Крупные центры также находятся на Урале, в Западной и Восточной Сибири (Пермь, Омск, Красноярск и др.). За пределами России остались центры ракетостроения на Украине (ракетно-космическое ПО «Южное»), авиазаводы в Грузии и Узбекистане, ныне арендуемый главный космодром «Байконур» (Казахстан).
Промышленность вооружений, сконцентрированная в Центре, Поволжье, на Урале и в Западной Сибири, в основном тяготеет к крупным базам черной и цветной металлургии, производству высокотехнологичных комплектующих изделий (оптических, радиотехнических и т. п.) и центрам высокой технической и производственной культуры. Наши танкостроение (Нижний Тагил, Омск), производство стрелкового (Ижевск, Тула, Ковров) и артиллерийского (Пермь, Самара и др.) вооружения славятся непревзойденными образцами военной техники, которой оснащены армии многих стран (танки Т-80У, Т-90С. «Барс», автомат Калашникова и др.).
Самая многочисленная группа отраслей ВПК по числу предприятий и организаций (НИИ, КБ и т. д.) - промышленность средств связи, радио- и электронная, обеспечивающая создание технического арсенала информации для управления в военном деле и народном хозяйстве. Дислокация этих предприятий приурочена к развитым промышленным районам с высокой технической культурой и разветвленной системой производственного кооперирования, главным образом в Европейской части, что характерно в большинстве случаев для наиболее сложных и трудоемких производств (многие из них — монополисты в изготовлении высококлассных промышленных товаров потребления).
Военное судостроение специализируется на выпуске морских судов определенного назначения и класса. Его мощности могут использоваться и для пополнения флота, предназначенного перевозить народнохозяйственные грузы. Сужение морских границ России повысило значение оставшихся баз судостроения на Северо-Западе (С.-Петербург), Европейском Севере (Северодвинск, Мурманск) и Дальнем Востоке (Большой Камень в Приморье). Эти верфи связаны с множеством предприятий — поставщиков комплектующих изделий (судовое машиностроение) в «сухопутных» районах.
Военно-химическая отрасль оборонного комплекса - производство боеприпасов и продукции спецхимии использует специальную технологию (изготовление взрывчатых веществ), но опирается на сырьевую базу и комбинирование с основной (азотно-туковой, серно-кислотной и др.) и полимерной (пластмасс, волокон) химической промышленностью в сочетании с обособленной металлообработкой (снарядное и патронное производства). Поэтому ее территориальное распределение во многом совпадает с главными центрами гражданской химии в районах Северо-Запада Центра, Волго-Вятки, Северного Кавказа, Поволжья и Урала, Западной и Восточной Сибири.
Важная роль в экономике и укреплении обороноспособности страны принадлежит добыче и производству ядерного топлива-атомной промышленности (Северо-Запад, Центр, Волго-Вятка, Урал, Сибирь). Предприятия по добыче и переработке атомного сырья, производству природного урана, делящихся веществ и термоядерных материалов, атомного и термоядерного оружия, топлива для АЭС и ядерных силовых установок (атомных судов и др.) образуют сложный производственно-технологический комплекс. Отечественная атомная промышленность, производящая продукцию двойного назначения (военную и мирную), относится к отраслям высочайшего мирового научно-технического и организационного уровня (по характеру продукции эту отрасль можно причислить и к базовым).
Дата: 2019-12-10, просмотров: 254.