Ведущие комплексы промышленности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Машиностроительный комплекс  обеспечивает оборудованием все другие комплексы страны. Здесь в первую очередь внедряются все достижения научно-технического прогресса, он обеспечивает обороноспособность страны. На машиностроении приходится 23 % основных производственных фондов промышленности. 20 % промышленной продукции, 38 %

машиностроительной отрасли является дефицит кадров. Россия отстает от веду­щих стран по уровню наукоемких технологий, особенно в маши­ностроении. Имея 12% ученых в мире и 22-28% минеральных ре­сурсов, она производит лишь 0,3% персонала. Для отрасли характерны разветвленные связи по готовой продукции, сбыту и материалам, тесный контакт с черной и цветной металлургией и химической промышленностью в качестве потребителя. Высокий монополизм машиностроения объясняется его тех­нико-производственными особенностями, эффективностью больших объемов изготовления продукции на одном предприя­тии.

Основные отрасли: тяжелое, транспортное, электротехническое, станкостроение, приборостроение, радиоэлектроника, производство бытовой техники, для легкой и пищевой промышленности, производство военно-технической продукции.

По особенностям размещения отрасли машиностроения под­разделяются на:

• сложные, трудоемкие (электроника, станкостроение, прибо­ростроение, авиационная промышленность и т. д.), для которых важнейшим условием является наличие квалифицированной ра­бочей силы и крупной научно-технической базы (Центр, Северо-Запад, Поволжье, Волго-Вятка и др.);

• «потребительские» (автомобилестроение, сельскохозяйст­венное машиностроение, судостроение и т. п.), размещаемые в районах массового спроса на продукцию (Северо-Запад, Волго-Вятка, Поволжье, Северный Кавказ, Южный Урал, Западная Си­бирь, Дальний Восток);

• материалоемкие (тяжелое, энергетическое, транспортное, строительно-дорожное машиностроение и т.д.), тяготеющие к ме­таллургическим базам (Урал, Западная Сибирь, Центральное Черноземье, Северный Кавказ).

Для машиностроения характерна высокая сте­пень территориальной концентрации, преимущественно в Евро­пейской части. Так, 4/5 выпуска легковых автомобилей сосредо­точено в Поволжье и 1/7 — в Волго-Вятке; 3/4 зерноуборочных комбайнов - на Северном Кавказе; 3/5 экскаваторов — в Центре и 1/4 - в Волго-Вятке. Подавляющая — 3/5 — часть всей машиностроительной продукции приходится на Цент­ральный, Поволжский и Уральский районы.

По итогам 2016 года в российском машиностроении зафиксирована отрицательная динамика производства (до 0,9%).Основная причина - сокращение внутреннего спроса на оборудование инвестиционного назначения, а также на технику, предназначенную для потребительского рынка. Сильнее всего снизилось производство автомобильной техники, грузовых вагонов и турбин. Самый высокий темп роста наблюдался в сельскохозяйственном машиностроении за счет господдержки предприятий подотрасли, фактора импортозамещения, а также улучшения финансового состояния сельхозпроизводителей.

Проблемы машиностроительного комплекса состоят в большом износе оборудования (70%) в вертолето- и судостроении, а также в радиоэлектронике. Средний возраст станков на машиностроительных заводах равен примерно 20 годам, что не позволяет использовать при производстве продукции новые технологии. Многие отрасли машиностроения требуют кардинальной модернизации оборудования. Обострению ситуации способствуют многие зарубежные компании. Проникая на российский рынок, они значительно повышают уровень конкуренции. Еще одной острой проблемой машиностроительной отрасли является дефицит кадров. Россия отстает от веду­щих стран по уровню наукоемких технологий, особенно в маши­ностроении. Имея 12% ученых в мире и 22-28% минеральных ре­сурсов, она производит лишь 0,3% наукоемкой продукции.

Химический комплекс. Производственная технология и сырьевая база химических отраслей отличаются большим разно­образием и маневренностью. Из одного сырья вырабатывают множество различных продуктов, один и тот же продукт можно получить из разного сырья, что делает размещение химического комплекса весьма подвижным. Причем технический прогресс со временем усиливает это качество, позволяя переходить на более эффективные сырьевые ресурсы (например, при выработке азот­ных удобрений с угля на газ). Для химической индустрии характе­рен большой размах производственно-технологического комби­нирования (с нефтепереработкой, коксованием угля, черной и цветной металлургией, лесной промышленностью и т. д.).

Сырьевая ориентация присуща, например, азотно-туковой, сернокислотной, содовой промышленности. В отдельных произ­водствах доля сырья в себестоимости колеблется от 40 до 90%. Требуется и большое количество воды. Поэтому предприятия дислоцируются в зависимости от сырьевых источников в различ­ных районах (от Северо-запада до Восточной Сибири).

Энергоемкая группа химических отраслей - производство синтетического каучука, химических волокон, смол, пластичес­ких масс и т. д. - должна располагаться в районах дешевого топлива, электроэнергии и пара. При получении синтетического ка­учука на базе ацетилена расходуется до 15 тыс. кВт • ч электро­энергии на тонну готовой продукции, фосфора путем электровозгонки - до 20 тыс. кВт- ч. Но было допущено излишнее наращи­вание производственных мощностей энергоемкой химии в Евро­пейской части. Около 70% химических волокон, смол и пластмасс вырабатывают энергодефицитные районы — в основном Повол­жье, Центр и Урал.

Потребительский фактор в большой мере характерен для ос­новной химической промышленности, прежде всего отраслей по выпуску минеральных удобрений (кроме калийных) и серной кислоты (наряду с сырьевым фактором), а из отраслей органиче­ского синтеза — для их «верхних» этажей (например, резино-технической и шинной промышленности). Производство минераль­ных удобрений из-за низкой транспортабельности продукции должно соответствовать географии потребления, но не всегда от­вечает этому требованию: 2/3 их дают Урал, Центр, Европейский Север и Северо-Запад.

Большая доля рыночных продаж химической продукции при­ходится на главные районы ее выпуска, например, полиэтилена — на Татарию, Башкирию, Ставропольский край, Иркутскую об­ласть; автошин — на Ярославскую, Кировскую, Воронежскую, Волгоградскую, Омскую области, Алтайский и Красноярский края.

Военно-промышленный комплекс . Заводы оборон­ной промышленности составляют ядро высокотехнологичного производственного потенциала России. Созданные в советские годы, они обеспечивали стране передовые позиции в различных областях научно-технического прогресса и на мировом рынке во­енной продукции, начиная с авиационно-космической техники и кончая производством боеприпасов.

Высокий удельный вес (свыше 70%) гражданской продукции достигнут на конверсируемых во­енных заводах многих регионов (Московская, Брянская, Волго­градская, Пермская, Новосибирская области, Башкирия, Удмур­тия, Алтайский край и др.). Оборонные предприятия производят широкую номенклатуру гражданской продукции - нефтегазовое оборудование, медицинскую технику, товары народного потреб­ления. Вместе с тем конверсия нецелесообразна, когда военная техника высоко конкурентная на внешнем рынке (по экспорту во­оружений Россия удерживает второе место в мире после США).

ВПК охватывает свыше 1700 предприятий и организаций в 72 субъектах Федерации с численностью занятых около 2 млн. чело­век (с членами семей - это 8 млн). В состав комплекса входят восемь отраслей машиностроения и одна - хими­ческой промышленности, не считая атомной.

Многократное сокра­щение оборонного заказа на предприятиях комплекса, конверсия привели к возникновению депрессивных регионов и социальной напряженности.

 По степени развития наукоемкого потенциала промышленно­сти (на базе ВПК) все экономические районы можно разделить на 4 группы: 1-я - высоконаукоемкая - районы Центра и Поволжья (32 и 28 основных центров ВПК). На них приходится почти 1/2 всего наукоемкого потенциала; 2-я - многонаукоемкая - районы Урала и Западной Сибири (19 и 13); 3-я - малонаукоемкая - рай­оны Северо-Запада, Волго-Вятки, Центрального Черноземья и Северного Кавказа (по 5-8); 4-я - низконаукоемкая — районы Европейского Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока (по 2-4 центра).

Авиационная и ракетно-космическая промышленность - самая сложная и высокотехнологичная отрасль машино­строения. Кооперируется с предприятиями тяжелой промышленности, поставляющи­ми разнообразные конструкционные материалы из черных и цветных металлов и химического сырья, электротехническое, электронное, радиотехническое оборудование и т. д. Наиболее со­временные технологии сочетаются с широкой межотраслевой комплексностью производства. Авиационные и ракетные заводы отличаются исключительно высоким уровнем квалификации ин­женерно-технического персонала, мастеров и рабочих. Это обус­ловило их возникновение и развитие в крупных промышленных центрах, где легче формируются опытные кадры, специализиро­ванные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, а также важнейшие предприятия-смежники.

На Россию приходится свыше 4/5 мощностей авиакосмичес­кого комплекса бывшего СССР (Центр, Поволжье, Урал, Запад­ная Сибирь и др.). Авиационные предприятия в отдельных цент­рах специализируются на выпуске определенных типов и семейств военных и гражданских самолетов, в том числе международного класса, например истребителей «МиГ» (Москва и др.), пассажир­ских «Ил» (Москва, Воронеж, Казань), «Ту» (Москва, Ульяновск, Самара, Таганрог), «Як» (Москва, Смоленск, Саратов), «Ан» (Уль­яновск, Самара, Омск, Новосибирск), вертолетов (Москва, Ростов-на-Дону, Казань, Улан-Удэ). Российские самолеты-истребите­ли «МиГ» и «Су», вертолеты «Ка» - лучшие в мире.

Ракетно-космическая промышленность выпу­скает разного типа орбитальные космические корабли, в том чис­ле многоразового использования типа «Буран» массой 100 т, раке­ты для запуска спутников и обитаемых кораблей, включая самые мощные в мире ракеты-носители типа «Энергия» и зенитноракетные системы.

Основа комплекса — Российская космическая холдинговая компания НПО «Энергия» имени С. П. Королева с головным КБ и заводом в г. Королеве (Московская область), филиалами в Са­маре, Приморске (Ленинградская область) и Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева в Москве и других центрах с КБ «Салют», ракетно-космическим заводом, заводом по эксплуатации ракетно-космической техники, заводом медицинской техники и товаров народного по­требления, филиалом «Хруничев-Телеком».

Крупные центры также находятся на Урале, в Западной и Вос­точной Сибири (Пермь, Омск, Красноярск и др.). За пределами России остались центры ракетостроения на Украине (ракетно-космическое ПО «Южное»), авиазаводы в Грузии и Узбекистане, ныне арендуемый главный космодром «Байконур» (Казахстан).

Промышленность вооружений, сконцентрированная в Центре, Поволжье, на Урале и в Западной Сибири, в основном тяготеет к крупным базам черной и цветной металлургии, производству вы­сокотехнологичных комплектующих изделий (оптических, ра­диотехнических и т. п.) и центрам высокой технической и произ­водственной культуры. Наши танкостроение (Нижний Тагил, Омск), производство стрелкового (Ижевск, Тула, Ковров) и ар­тиллерийского (Пермь, Самара и др.) вооружения славятся не­превзойденными образцами военной техники, которой оснаще­ны армии многих стран (танки Т-80У, Т-90С. «Барс», автомат Ка­лашникова и др.).

Самая многочисленная группа отраслей ВПК по числу пред­приятий и организаций (НИИ, КБ и т. д.) - промышленность средств связи, радио- и электронная, обеспечивающая создание технического арсенала информации для управления в военном деле и народном хозяйстве. Дислокация этих предприятий при­урочена к развитым промышленным районам с высокой техниче­ской культурой и разветвленной системой производственного ко­оперирования, главным образом в Европейской части, что харак­терно в большинстве случаев для наиболее сложных и трудоемких производств (многие из них — монополисты в изготовлении вы­сококлассных промышленных товаров потребления).

Военное судостроение специализируется на выпуске морских судов определенного назначения и класса. Его мощности могут использоваться и для пополнения флота, предназначенного перевозить народнохозяйственные грузы. Су­жение морских границ России повысило значение оставшихся баз судостроения на Северо-Западе (С.-Петербург), Европейском Севере (Северодвинск, Мурманск) и Дальнем Востоке (Большой Камень в Приморье). Эти верфи связаны с множеством предпри­ятий — поставщиков комплектующих изделий (судовое машино­строение) в «сухопутных» районах.

Военно-химическая отрасль оборонного комплекса - произ­водство боеприпасов и продукции спецхимии использует специаль­ную технологию (изготовление взрывчатых веществ), но опирает­ся на сырьевую базу и комбинирование с основной (азотно-туковой, серно-кислотной и др.) и полимерной (пластмасс, волокон) химической промышленностью в сочетании с обособленной ме­таллообработкой (снарядное и патронное производства). Поэто­му ее территориальное распределение во многом совпадает с главными центрами гражданской химии в районах Северо-Запада Центра, Волго-Вятки, Северного Кавказа, Поволжья и Урала, Западной и Восточной Сибири.

Важная роль в экономике и укреплении обороноспособности страны принадлежит добыче и производству ядерного топлива-атомной промышленности (Северо-Запад, Центр, Волго-Вятка, Урал, Сибирь). Предприятия по добыче и переработке атомного сырья, производству природного урана, делящихся веществ и тер­моядерных материалов, атомного и термоядерного оружия, топ­лива для АЭС и ядерных силовых установок (атомных судов и др.) образуют сложный производственно-технологический комплекс. Отечественная атомная промышленность, производящая продук­цию двойного назначения (военную и мирную), относится к от­раслям высочайшего мирового научно-технического и организа­ционного уровня (по характеру продукции эту отрасль можно причислить и к базовым).

Дата: 2019-12-10, просмотров: 225.