Отрасли хозяйственной специализации:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

* нефте- и газодобывающая промышленность;

* черная металлургия;

* металлоемкое машиностроение;

* отрасли ВПК;

* отрасли лесного комплекса.

УФО — основной в России и один из крупнейших в мире регион нефте- и газодобывающей промышленности. На его долю приходится около 2/3 нефтедобычи и с

Ведущее место в экономике округа в настоящее время занимает топливная промышленность, которая представлена нефтяной, газовой и угольной подотраслями. Добыча нефти в УФО составляет более 2/3 от общероссийского объема. Она сильно сконцентрирована в ХМАО (почти 60% общероссийской добычи), где вдоль среднего течения Оби расположены главные нефтедобывающие центры страны – г. Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Когалым, Мегион и др. Около 10% общероссийской добычи нефти приходится на Ямало-Ненецкий АО, где главным центром добычи является г. Ноябрьск. Интенсивная добыча нефти на территории УФО началась в первой половине 1970-х гг. и достигла своего пика в конце 1980-х гг., когда были освоены все самые крупные месторождения.

 В УФО в 2007 г. было добыто около 600 млрд. куб.м природного газа, что составляет 92% общероссийской добычи. Основная часть из этого количества (87%) приходится на Ямало-Ненецкий АО, где самыми крупными центрами добычи газа не только России, но и мира являются города Новый Уренгой и Надым. Остальные 5% приходятся на ХМАО, где в основном добывается попутный нефтяной газ. Сургут и Нижневартовск являются крупнейшими центрами газопереработки в России. В начале 1990-х гг. добыча газа, так же, как и нефти, сократилась, хотя и не так сильно. В начале ХХ1 в. начался рост добычи за счет освоения новых месторождений полуострова Ямал. И объемы добычи газа в округе вновь вышли на максимальные уровни конца 1980-х гг.

В небольших объемах в УФО добывается также уголь (ок. 4 млн т в год), но местный уголь, залегающий в предгорьях и межгорных котловинах в Свердловской и Челябинской областях, низкого качества, в основном бурый. И не выдерживает конкуренции с более эффективными видами топлива. По сравнению с уровнем начала 1990-х гг. добыча угля в округе сократилась в 4 раза.

Вторая по значению отрасль промышленности в УФО – черная металлургия. Округ дает около 40% продукции отрасли в стране, но по отдельным важным видам продукции (стальные трубы и др.) его доля выше половины. Производство сконцентрировано в Челябинской и Свердловской областях. В Челябинской области действует мощнейший в стране Магнитогорский металлургический комбинат полного цикла, мощный Челябинский комбинат, крупный Челябинский трубопрокатный завод и ряд небольших передельных и металлургических заводов (Златоуст, Чебаркуль и др.). В Свердловской области мощный комбинат полного цикла действует в Нижнем Тагиле. Но также действует много небольших заводов, которые ведут свою историю еще с 18 века (Алапаевск, Серов и др.). Крупный передельный завод расположен в Екатеринбурге. Важные трубопрокатные предприятия действуют в Первоуральске, Каменск-Уральске и Полевском. При этом большой недостаток уральских металлургических предприятий, ограничивающий их развитие в перспективе, - недостаточная сырьевая и топливная база. Большую часть железной руды приходится завозить с месторождений КМА и Казахстана, а коксующийся уголь – из Кузбасса.

Третья по значению отрасль промышленности в УФО – цветная металлургия. По выпуску многих видов цветных металлов округ занимает 2-3 место в стране. Все предприятия отрасли расположены в Свердловской и Челябинской областях около месторождений руд, многие из которых уже исчерпались или почти исчерпаны.

Важной отраслью специализации УФО остается машиностроение, хотя объемы производства многих видов продукции этой отрасли снизились по сравнению с уровнем начала 1990-х гг. многократно. Например, производство металлорежущих станков сократилось почти в 40 раз. Еще больше сокращение производства военной техники. Тем не менее важные центры военного производства, поставляющие продукцию на экспорт – Н.Тагил (танки), Курган (боевые машины пехоты). Екатеринбург и Челябинск (артиллерийское вооружение), Миасс (ракетная техника). Всероссийское значение имеют машиностроительные производства в Свердловской области – грузовых вагонов (Н.Тагил), металлургического и горнодобывающего оборудования (Екатеринбург). В Челябинской области – тракторов (Челябинск), грузовых автомобилей (Миасс), трамвайных вагонов (Усть-Катав). В Курганской области – автобусов (Курган).

Производство большинства видов химической продукции в УФО по сравнению с уровнем начала 1990 гг. также сократилось очень сильно. Например, производство минеральных удобрений. Которое в округе работает в основном на отходах металлургических предприятий, сократилось в 40 раз, и не обеспечивает сегодня даже местных потребностей. Тем не менее некоторые химические подотрасли имеют всероссийское значение – это бытовая химия и производство шин в Екатеринбурге. Основная химия в Челябинске и Нижнем Тагиле, химия органического синтеза в Тобольске.

Лесопромышленный комплекс УФО работает на собственной сырьевой базе и представлен всеми стадиями производства, начаная с заготовок древесины до выпуска конечной продукции (бумаги, спичек, фанеры, мебели, домостроения и др.) Развита химическая переработка древесины и отходов.

Важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей промышленности расположены в Свердловской области (Серов. Североуральск, Верхотурье, Сосьва). В также и целлюлозно-бумажной промышленности (Новая Ляля). В Тюменской области производство по глубокой переработке древесины отсутствует, поэтому до половины заготавливаемой древесины вывозится за пределы области, а здесь производят пиломатериалы, ДСП, фанеру клееную, деревянные дома заводского изготовления, мебель (Тюмень, Салехард, Тобольск, Сургут, Нижневартовск).

Экологическая ситуация. Почти вся территория Урала подвержена мощной антропогенной нагрузке. Регион относится к числу наиболее загрязненных и «стрессовых» в экологическом отношении территорий России. Он занимает 1-е место в стране по объему выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников (20%), наиболее «грязные» территории – Свердловская и Челябинская области ,где созданы тяжелые условия для проживания населения. Челябинск. Екатеринбург, Курган, Нижний Тагил – города, находящиеся в списке вредных для проживания, а экологическая обстановка в Магнитогорске, Каменск-Уральске (свердловская обл.), Карабаш (Челябинская обл.) оценивается как кризисная и соответствующая экологическому бедствию. В Карабаше, где действует медеплавильный комбинат, основанный в 1910 г., концентрация свинца в атмосферном воздухе в последние годы в 50 раз превышает ПДК, мышьяка – в 10-25 раз, в атмосферном воздухе Магнитогорска уровень концентрации загрязняющих веществ (сероводород, фенол, этилбензол, диоксид азота) в 13-20 раз превышает ПДК.

 

 

Сибирский федеральный округ

 

Территория -- 5115 тыс км2. Население -- 20,8 млн чел. Федеральный центр -- Новосибирск.

В 2007 г. в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов в составе Российской Федерации образован новый субъект – Красноярский край. В 2008 г. после объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа образована Иркутская область, а объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа привело к образованию Забайкальского края.

Федеральный округ в % от России: территория -- 30,0; население -- 14,2; валовой региональный продукт -- 14,0; продукция промышленности -- 13,4; продукция сельского хозяйства -- 16,6.

Условия для развития хозяйства. СФО имеет исключительно неблагоприятное экон-географическое положение:

* удален от основных центров экономической жизни страны;

* выход к морям Северного Ледовитого океана с коротким навигационным периодом -- также малоблагоприятный фактор.

Крупнейшие в России запасы угля, руд цветных металлов, древесных хвойных пород, гидроэнергоресурсов -- основное богатство округа.

Чрезвычайно суровый климат и низкая транспортная освоенность территории осложняют и удорожают освоение прир.ресурсов округа.

Население. СФО -- один из самых слабозаселенных регионов России. Средняя плотность населения -- 4 чел. на км2. Меньше она лишь на Дальнем Востоке. Доля городского населения -- 71%, что чуть ниже среднероссийской. Этнический состав Сибири многообразен: помимо русских и украинцев, составляющих большую часть населения, на территории Тувинской, Бурятской, Хакасской республик и автономных округов проживают представители титульных этносов -- тувинцы, эвенки, долгане, буряты и др. Два города -- Новосибирск и Омск -- насчитывают более 1 млн жителей. В Кузбассе формируется полицентрическая городская агломерация -- единственно крупная агломерация на всей территории округа.

 Ведущие отраслевые комплексы. Промышленной специализацией округа выступает продукция таких межотраслевых комплексов, как топливно-энергетический, металлургический, химико-лесной.

Топливно-энергетический комплекс является основой формирования хозяйства СФО, ему принадлежит важнейшая районообразующая роль. Угольная промышленность –получила развитие в Кемеровской области, где разрабатываются месторождения Кузбасса и бурые угли Итатского месторождения Канско-Ачинского бассейна. Округ производит 82,8% угля России. Только Кузбасс дает 57,8% общероссийской добычи. По масштабам добычи Кузнецкий бассейн является ведущим в стране. Нефтегазодобывающая промышленность. По уровню добычи нефти СФО занимает 4-е место, газа – 5-е среди округов РФ. Добыча нефти в 2014 г. превысила 14 млн т, из которых 3/4 было получено в Томской области. Растет производство нефти на территории Новосибирской и Иркутской областей. Добыча газа превысила 6,4 млрд куб.м иведется в основном в Томской области и на севере Красноярского края.

Электроэнергетика Сибири – самая мощная в стране (более 1/5 суммарной мощности всех электростанций) и имеет в своем составе крупнейший в России Ангаро-Енисейский каскад гидроэлектростанций общей мощностью 22 млн кВт, включающий Саяно-Шушенскую, Красноярскую, Братскую, Усть-Илимскую и сооружаемую в нижнем течении р. Ангаре Богучанскую ГЭС. На р. Оби – Новосибирская ГЭС. На юге округа сконцентрированы мощные теплоэлектростанции – Назаровская, Ирша-Бородинская, Березовские ГРЭС в Красноярском крае, Гусиноозерская и Харанорская ГРЭС – в Забайкалье, Южкузбасс ГРЭС и др. Объединенная энергосистема Сибири обеспечивает потребность крупных энергопотребителей, в первую очередь алюминиевую промышленность.

Металлургический комплекс занимает ведущее место в промышленном производстве округа, обеспечивая почти 2/5 всего объема выпускаемой промышленной продукции. Черная металлургия имеет общероссийское значение и дает 12% стали и проката в стране. В Новокузнецке работают Кузнецкий и Западно-Сибирский металлургические комбинаты полного цикла. В Гурьевске находится передельный, а в Новосибирске – листопрокатный заводы.

Ццветная металлургия, представленная алюминиевой, медно-никелевой и свинцово-цинковой промышленностью. Эта отрасль в основном работает на вывоз в районы Урала, Европейского Севера, Центральной России и на экспорт. Округ лидирует в стране по производству первичного алюминия, выпуская 1/3 всего глинозема и более 4/5 алюминия в РФ. В своем составе отрасль имеет глиноземное производстве в г. Ачинске Красноярского края, а также алюминиевые заводы суммарной мощностью в 3 млн т в год в Красноярске, Саяногорске (Республика Хакасия), Братске и Шелехове (Иркутская область), Новокузнецке (Кемеровская область). Выпуск меди и никеля сосредоточен в Красноярском Заполярье на уникальном комплексе Норильского горно-металлургического комбината, который входит в крупнейший холдинг «ГМК Норильский никель» и экспортирует 4/5 своей продукции. Добыча и обогащение свинцово-цинковых руд осуществляется на Алтайском (Алтайский край), Салаирском (Кемеровская область), Горевском (Красноярский край) ГОКах и Нерчинском (Забайкальский край) полиметаллическом комбинате.

На развитие машиностроительного комплекса оказывает воздействие высокий уровень издержек и отток высококвалифицированных кадров, что сказывается на его специализации. Здесь получили развитие производство горнодобывающего оборудования и техники, энергетического оборудования, станкостроение и радиотехника, электротехника, производство зерноуборочных комбайнов, тракторов и другой сельскохозяйственной техники. Выпуск грузовых вагонов, речное судостроение. Крупные центры машиностроения размещены в Красноярском и Алтайском краях, Новосибирской. Омской, Кемеровской, Иркутской областях, Республике Хакасия. Военно-промышленный комплекс ориентирован на производство ракетно- и авиакосмической техники (Омская область, Красноярский край), самолетов и вертолетов (Иркутск, Улан-Удэ).

Химико-лесной комплекс включает предприятия химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.. В Омске, Томске, Ангарске действуют крупные нефтехимические комплексы, выпускающих полимеры, химические волокна, синтетические смолы и пластмассы. Синтетический каучук и шины производят в Омске и Красноярске. На базе коксохимии в Кемеровской области организовано производство азотных удобрений и серной кислоты, в Усолье Сибирском на основе крупнейших в стране промышленных запасов поваренной соли развивается хлорное и содовое производство.

Лесная промышленность Сибири имеет межрайонное значение. Располагая на большей части территории значительной по объему и разнообразной по качеству сырьевой базой, округ дает примерно 1/3 пиломатериалов, целлюлозы, 1/7 картона. При этом расчетная лесосека используется на 10-20% в отличие от европейских районов, где этот показатель равен 50-60% и более. По масштабам заготовки древесины и производства продукции деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности на территории округа выделяются Иркутская область и Красноярский край. Здесь созданы крупные лесопромышленные комплексы (Братский, Усть-Илимский, Красноярский), где производят бумагу (картон). Предприятия деревообрабатывающей промышленности находятся также в Омске, Томске, Асино (Томская область), Енисейске и Лесосибирске (Красноярский край), Иркутске.

Агропромышленный комплекс в силу экстремальных естественно-биологических условий на большей части территории округа получил преимущественное развитие в регионах Южной Сибири. Он отличается большими масштабами производства – это один из важнейших районов производства зерна и животноводства в стране. Более половины сельскохозяйственного производства округа приходится на растениеводство (51,3%): выращивание яровой пшеницы, льна-долгунца, семян подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля и овощей. Занимая второе место после Приволжского федерального округа по размерам посевных площадей (почти 1/5 в России), СФО отличается крайней неравномерностью в их размещении – почти 4/5 находятся в Алтайском крае. Омской, Новосибирской и Кемеровской областях. А также в Красноярском крае.

Животноводство округа редставлено молочным и молочно-мясным скотоводством, на востоке – полутонкорунным и тонкорунным овцеводством, мясным и мясо-молочным скотоводством. В северных районах СФО распространены оленеводство, рыболовство, пушной промысел и звероводство, которыми занимается главным образом коренное население.

Транспортный комплекс в Сибирском федеральном округе развит недостаточно, что тормозит дальнейшее развитие его производительных сил.

Основной вид транспорта – железнодорожный. Перевозки «запад – восток» обеспечивают широтные Транссибирская и восточные участки Среднесибирской и Южносибирской железнодорожных магистралей с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб). Меридиональная железнодорожная сеть (на север вдоль Енисея) только формируется. Изолированная железная дорога, соединяющая г. Норильск и портом Дудина на Енисее действует на севере Красноярского.

Водный транспорт. По общей протяженности судоходных внутренних водных путей СФО занимает первое место в стране (30% от России). Он обеспечивает перевозки лесных, минеральных, строительных грузов по Оби, Енисею, Ангаре, Иртышу, Лене и их притокам, а также по Байкалу. Большое значение имеет Северный морской путь (морские порты Игарка и Дудинка), который обеспечивает снабжение и вывоз продукции (лес, медно-никелевые руды) северных территорий.

Автомобильный транспорт имеет особое социально-экономическое и стратегическое значение для развития южных регионов округа. Однако развит он слабо, обслуживая лишь внутренние перевозки. Трубопроводный транспорт представлен магистральными нефтепроводами (Нижневартовск – Анжеро-Судженск – Красноярск, Туймазы – Омск – Новосибирск – Ангарск) и небольшими газопроводами (Мессояха – Норильск).

Дата: 2019-12-10, просмотров: 261.