В Ш в.до н.э. кочевые племена, обитавшие в степных и полупустынных районах от северных границ Китая до озера Байкал, образовали мощный племенной союз во главе с тюркоязычными гуннами (хунну). В 209 году до н.э. его возглавил хан Маодунь, который за короткое время расширил границы своего государства. Владения гуннов простирались от Восточного Туркестана до Забайкалья и от Южной Сибири до границ Китая.
В одном из походов Маодунь (или Модэ), как упоминает китайский историк Сыма Цянь в своем труде «Ши цзы» («Исторические хроники»), 1 в.до н.э.) покорил некоторые независимые племена-гяньгуней, динлинов, синьли. Это произошло в 201 г.до н.э. Учеными полностью доказано, что гяныунями (гэгунь, цигу, киту и др.) Китайцы называли древних кыргызов. Эти сведения, относящиеся к 201 году до н.э., являясь первым упоминанием этнонима «кыргыз», имеют огромное значение для исторической науки и истории Кыргызстана. Так, согласно этим данным, уже в 3-м веке до н.э. существовало владение кыргыз. Значит, этноним «кыргыз» является самым древним из всех современных названий народов, происходящих от тюркских корней. Такие самоназвания народов, как узбек, уйгур, туркмен, татар, башкир, появились значительно позже.
До сего времени нет едииной точки зрения о древней родине кыргызов. В исторических источниках, начиная с 3 в.до н.э., приводятся разные мнения. Сыма Цянь, упоминая о кыргызах, ничего не говорит о месте их расположения. Одни ученые считают родиной кыргызов Енисей, дргуие - район озера Хыргыз-Нур (Кыргызское озеро) в современной Северо-Западной Монголии. Последняя точка зрения данное время считалась наиболее приоритетной в историографии Кыргызстана. Однако, опираясь на сочинение «Хан Шу» («история династии Хань») китайского историка Бань Гу (1 в.до н.э.),. профессор Ю.Худяков, синолог Л.А. Боровкова и современные кыргызские историки утверждают, что прародиной кыргызов в 1 в.до н.э. был регион Восточного Тенир-Тоо, а также Севернее горного хребта Боро-Хоро.
Образование Усуньского государства. Его социально- экономическое развитие и политическая история.
Этноним «усунь» вошел в историю из китайских династических хроник и в переводе с древнетюркского означает «народ десяти родов» («УС» - род, ун-десять). Согласно другой версии, этноним произошел от названия реки Упса (Узун), протекающей в Восточном Туркестане. Ученые считают, что усуни были русоволосыми и голубоглазыми людьми. Основа их хозяйства - полукочевое скотоводство, главным богатством были лошади.
Первоначально усуни кочевали по соседству с гуннами и юэчжами у западной части Великой Китайской стены. Около 160 г. до н.э., они, разбив саков и юэчжей, переселились на Тянь-Шань и в Семиречье образовалось государство усуней, которое на Востоке граничило с гуннами, на западе - по долине реки Талас - с Кангюем, на юге - с Ферганой и владениями Восточного Туркестана. Царь усуней носил титул «кунбаг» - «князь над племенами». Столицей государства был город Читу («город Красной долины»), развалины которого находятся на дне Тюпского залива озера Иссык-Куль.
Государство усуней было раннеклассовым образованием с сильными пережитками родоплеменной организации. Власть кунбала была наследственной, он опирался на совет старейшин. В государственном аппарате насчитывались 16 чиновников. Со второй половины 2 в. до н.э. усуни в своей политике были связаны с Китайской империей. Китай надеялья с помощью военной силы усуней решить 2 проблемы: разгромить гуннов и конролировать отдаленные от границ империи ветви Великого шелкового пути. В 107 г. до н.э. по инициативе императора Уди кунбаг усуней заключил союз с Китаем, женился на китайской принцессе. С тех пор династические браки кунбагов усуней и принцесс империи Хань заключались неоднократно.
Наивысшего расцвета государство усуней достигло в начале первого века до н.э. при правлении кунбага Унгуйми, принявшего тронное имя Фейтван. Именно он заключил с Китаем договор о совместных военных действиях против гуннов. В 71 г. до н.э. усуни совместно с китайской армией нанесли гуннам сокрушительное поражения. Несколько успешных сражений завершили разгром гуннов, от которого они уже не смогли оправиться.
Начиная с рубежа нашей эры сведения об усунях постепенно исчезают. Одно из последних сообщений о них содержится в отчете китайского посланника в 435 г., это было время когда усуни подвергались натиску со стороны Жуань-Жуаней. А в середине 6 в. земли усуней вошли в состав Тюркского каганата.
Государство Давань.
В первом тысячелетии до н.э. в Ферганской долине возникло государство с оседло-земледельческой культурой. Сведения о нем в письменных источниках встречаются лишь со 2-1 вв. до н.э. В китайских хрониках древнеферганское государство названо Давань. Во главе государства стоял Царь, власть которого была ограничена советом старейшин из знати. Решения совета старейшин были обязательны и для правителей отдельных городов. В хозяйстве применялся труд рабов, но рабовладеьческие отношения не были господствующими, так как основную роль в производстве играла сельская община. Основу экономики госдуарства составило поливное земледелие, ферганские аргамаки славились далеко за пределами Ферганы. В Фергане было до 70 городов, столица - г.Эрши. По приблизительным данным население Давани насчитывало около 300 тысяч человек, во внешнему виду жители были европеоидами.
В конце 2 в.до н.э. народ Ферганы вел борьбу за независимость с Китаем. В 103 г. до н.э. император Уди начал боевые действия, но у города Ю император потерял большую часть своих сил и повернул в Китай. Первый поход на Фергану закончился бесславно. В 101 г. до н.э. китайская армия вновь предприняла поход на Фергану. На это/ раз китайский полководец Ли Гуанли основные силы бросил на столицу государства - Эрши. Царь Давани Мугуа решил защищать город, но старейшины Ферганы стали искать мира с захватчиками. Царь Мугуа был предательски убит. Ли Гуанли принял предложение старейшин о мире. Так и не заняв Эрши, армия завоевателей, получив несколько десятков ферганских аргамаков и 3 тысячи обычных скакунов, отправилась в обратный путь. Но у города Ю его защитники совершили нападение на китайскую армию. Хотя ферганцы потерпели поражение, но победа досталась китайцам дорого. В Китай вернулись лишь десять тысяч из стотысячной армии. После четырехлетней борьбы с империей Хань древнеферганское государство восстановило свою независимость.
В письменных источниках сведений о Фергане 1-5 вв. нет, но археологические раскопки позволяют заключить, что здесь наступил хозяйственный и культурный подъем, возникло много новых городов и поселений. В 5 в.Фергана вошла в состав государства эфталитов, а в 6 в. ее подчинили тюрки.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 316.