Первобытнообщинный строй на территории Кыргызстана. Памятники каменного века, эпохи бронзы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Саки в мировой истории. Борьба за независимость.

К северу от рабовладельческих цивилизаций Китая, Индии, Ирана, Греции в 8-7 вв. до н.э. возникла культура древних кочевников-скотоводов, знавших также и оседлость. Они занимали территорию Северного Причерноморья, Казахстана, Средней Азии, Южной Сибири. Скотоводческие народы Средней Азии I тысячелетия до н.э. в индийских источниках именовались туры, в древнегреческих-скифы, в древнеперсидских- саки. Термин «сак» означал «могучий муж» (воин).

Север современного Кыргызстана населяли саки тиграхауда, юг-саки хаумаварга. Дошедшие до нас источники свидетельствую!, что саки говорили на древнетюркском языке и внешне принадлежшш к европейцам, но в то же время для некоторых саков тиграхауда были характерны монголоидные черты. Эти и другие данные позволяют считать саков предками тюркоязычных народов.

Главным элементом общественного устройства саков являлась кочевая община, однако уже появляется имущественное и социальное неравенство. Письменные источники называют «царей», «знать», «воинов». Саки северной части Кыргызстана занимались главным образом животноводством, а население Ферганской долины, наряду с разведением скота, занималось и земледелием. Широкое развитие получили ремесла-гончарное, приготовление воинского снаряжения, предметов быта и др.

Каждый взрослый сак считался воином и был обязан по призыву вождя выступить в поход в полном вооружении. Верховую езду и стрельбу из лука они осваивали с детства, поэтому они считались лучшими в мире воинами.

В 6 веке сакам-тиграхауда пришлось вести упорную борьбу. Это был первый этап их борьбы за независимость. В 530 году персидский правитель Кир П начал военный поход против саков, но в ходе двух ожесточенных сражений они наголову разгромили персов. В сражении погиб и Кир П. Однако племянник Кира И Дарий I в 519 году нанес поражение сакам, обложил их данью. Но все же персы не смогли распространить свою власть севернее реки Сыр-дарьи. Саки, жившие в северной части Кыргызстана, не допустили персов на свою землю.

Следующий этап борьбы саков за свою независимость связан с историей завоевательных походов Александра Македонского. Разгромив в 331 году до н.э. объединенные силы персов и саков, войска Александра в 329 году вышли к берегам Сыр-Дарьи. Саки потерпели поражение, ноони нанесли серьезный урон силам врага, сломив его. Греко-македонцы не смогли продвинуться вглубь занимаемых саками территорий.

Во втором веке до н.э. владения саков, расположенные за рекой Сыр-Дарья, захватили юэчжи. В середине 2-го века до н.э. сакские племена подверглись нашествию со стороны усуней, которые двигались с Восточного Туркестана. В поисках убежища часть саков ушла на запад, в горные территории, отставшаяся часть саков, ассимилировав с усунями, в последующем положила начало формированию новых этносов.

Образование Усуньского государства. Его социально- экономическое развитие и политическая история.

Этноним «усунь» вошел в историю из китайских династических хроник и в переводе с древнетюркского означает «народ десяти родов» («УС» - род, ун-десять). Согласно другой версии, этноним произошел от названия реки Упса (Узун), протекающей в Восточном Туркестане. Ученые считают, что усуни были русоволосыми и голубоглазыми людьми. Основа их хозяйства - полукочевое скотоводство, главным богатством были лошади.

Первоначально усуни кочевали по соседству с гуннами и юэчжами у западной части Великой Китайской стены. Около 160 г. до н.э., они, разбив саков и юэчжей, переселились на Тянь-Шань и в Семиречье образовалось государство усуней, которое на Востоке граничило с гуннами, на западе - по долине реки Талас - с Кангюем, на юге - с Ферганой и владениями Восточного Туркестана. Царь усуней носил титул «кунбаг» - «князь над племенами». Столицей государства был город Читу («город Красной долины»), развалины которого находятся на дне Тюпского залива озера Иссык-Куль.

Государство усуней было раннеклассовым образованием с сильными пережитками родоплеменной организации. Власть кунбала была наследственной, он опирался на совет старейшин. В государствен­ном аппарате насчитывались 16 чиновников. Со второй половины 2 в. до н.э. усуни в своей политике были связаны с Китайской империей. Китай надеялья с помощью военной силы усуней решить 2 проблемы: разгромить гуннов и конролировать отдаленные от границ империи ветви Великого шелкового пути. В 107 г. до н.э. по инициативе императора Уди кунбаг усуней заключил союз с Китаем, женился на китайской принцессе. С тех пор династические браки кунбагов усуней и принцесс империи Хань заключались неоднократно.

Наивысшего расцвета государство усуней достигло в начале первого века до н.э. при правлении кунбага Унгуйми, принявшего тронное имя Фейтван. Именно он заключил с Китаем договор о совместных военных действиях против гуннов. В 71 г. до н.э. усуни совместно с китайской армией нанесли гуннам сокрушительное пора­жения. Несколько успешных сражений завершили разгром гуннов, от которого они уже не смогли оправиться.

 Начиная с рубежа нашей эры сведения об усунях постепенно исчезают. Одно из последних сообщений о них содержится в отчете китайского посланника в 435 г., это было время когда усуни подвергались натиску со стороны Жуань-Жуаней. А в середине 6 в. земли усуней вошли в состав Тюркского каганата.

Государство Давань.

В первом тысячелетии до н.э. в Ферганской долине возникло государство с оседло-земледельческой культурой. Сведения о нем в письменных источниках встречаются лишь со 2-1 вв. до н.э. В китайских хрониках древнеферганское государство названо Давань. Во главе государства стоял Царь, власть которого была ограничена советом старейшин из знати. Решения совета старейшин были обязательны и для правителей отдельных городов. В хозяйстве применялся труд рабов, но рабовладеьческие отношения не были господствующими, так как основ­ную роль в производстве играла сельская община. Основу экономики госдуарства составило поливное земледелие, ферганские аргамаки славились далеко за пределами Ферганы. В Фергане было до 70 городов, столица - г.Эрши. По приблизительным данным население Давани насчитывало около 300 тысяч человек, во внешнему виду жители были европеоидами.

В конце 2 в.до н.э. народ Ферганы вел борьбу за независимость с Китаем. В 103 г. до н.э. император Уди начал боевые действия, но у города Ю император потерял большую часть своих сил и повернул в Китай. Первый поход на Фергану закончился бесславно. В 101 г. до н.э. китайская армия вновь предприняла поход на Фергану. На это/ раз китайский полководец Ли Гуанли основные силы бросил на столицу государства - Эрши. Царь Давани Мугуа решил защищать город, но старейшины Ферганы стали искать мира с захватчиками. Царь Мугуа был предательски убит. Ли Гуанли принял предложение старейшин о мире. Так и не заняв Эрши, армия завоевателей, получив несколько десятков ферганских аргамаков и 3 тысячи обычных скакунов, отправилась в обратный путь. Но у города Ю его защитники совершили нападение на китайскую армию. Хотя ферганцы потерпели поражение, но победа досталась китайцам дорого. В Китай вернулись лишь десять тысяч из стотысячной армии. После четырехлетней борьбы с империей Хань древнеферганское государство восстановило свою независимость.

В письменных источниках сведений о Фергане 1-5 вв. нет, но археологические раскопки позволяют заключить, что здесь наступил хозяйственный и культурный подъем, возникло много новых городов и поселений. В 5 в.Фергана вошла в состав государства эфталитов, а в 6 в. ее подчинили тюрки.

Образование и развитие Тюркских каганатов.

В середине 6 в. в Центральной Азии сложилось первое тюркское государство, сыгравшее важную роль в истории Кыргызстана. Это был Тюркский каганат, просуществовавший почти 2 века: с 552 по 744 годы.

Первое упоминание этнонима «тюрк» в китайских летописях относится к 546 г. .Ядро племени тюрк сложилось в среде центрально-азиатских гуннов в середине 5 в. Они считало своим предком мифи­ческого сына волчицы по имени Ашина.

С середины 5 в. тюрки подчинялись жуань-жуаням, но в 6 в., а именно в 552 г. один из вождей тюрок-Бумын с войсками напал на жуань-жуаней и нанес им поражение. Бумын принял титул жуаньжуаньского правителя-«илиг-каган» и перенес свою ставку на р.Орхон (Северная Монголия). Она и стала административно-полити­ческим центром нового государства - Тюркского каганата. Младший брат Бумына - Истеми, коренные земли которого были на Алтае, присоединил к своему владению конфедерацию племен «он ок бодун» («народ десяти стрел» или племен), которая занимала Семиречье, Центральный и Запардный Тянь-Шань. Истеми принял титул «кагана десяти стрел».

В 576 г. правитель тюрок Тюрксанф, сконцентривовав необходимые силы, напал на Византию и овладел Босфором. В 580 г. тюрки вторглись в Крым и окружили Херсонес. Так, Тюркский каганат, центр которого находился в Тенир-Тоо, превратился в могучую евроазийскую державу.

Однако эти успехи не получили своего дальнейшего развития. Когда в 575 г. умер каган Истеми, в государстве начались междоусобные раздоры, которые подорвали его силы. Этим воспользовались ранее порабощенные тюрками страны. Так, Иран в 588 г. в битве под Гератом нанес тюркам тяжелое поражение, в 590 г. Византия освободила от тюрок Босфор. Китай, ранее плативший тюркам дань, успел объединить­ся под эгидой династии Суй.

После смерти Тарду Боке кагана в 603 г. тюркское государство разделилось на 2 каганата - Восточный и Западный. Последующий этап истории Кыргызстана связан с Западно-тюркским каганатом.

Массовое смешение племен и народов в каганате обусловило тюркизацию населения Кыргызстана: в их внешнем облике все значительнее стали проявиться монголоидные черты.

В состав Западно-Тюркского каганата входили Восточный Туркестан, земледельческие районы Средней Азии, степи Приаралья, Северного Кавказа. Центром государства вначале был город Мин-Булак в Таласской долине, а с 618 г. г.Суяб.

В конце 7 в. Китае усилилась власть династии Тан во главе с императором Тайцзуном, политика которого отлималась агрессив­ностью. В 630 г. китайские войска подчинили земли Восточно-Тюркского каганата и начали походы на Западно-Тюркский каганат. На протяжении ряда лет тюрки отражали набеги врага, но в 656 г. тюрк­ские отряды потерпели сокрушительное поражение и отступили в Чуйскую долину. Не имея возможности установить реальную власть над отдаленными территориями Тянь-Шаня танский император поставил во главе «народа десяти стрел» представителей западной ветви династии Ашина, но они не пользовались авторитетом у народа, не прекратившего борьбу с захватчиками. С каждым годом каганат все больше утрачивал свое могущество. В 704 г. в г.Кулан тюргеши убили последнего 23-го кагана из династии Ашина. Так завершилась эпоха Западно-Тюркского каганата. На развалинах Западно-Тюркского каганата возникло Тюргеш-ское государство.

Основоположником его правящей династии стал Уч-элиг каган (704-706г.г.)., ставка кагана располагалась в г. СуябЛод властью тюргешей оказались территории от среднего течения р.Сыр-Дарья до верховий Иртыша.

В период наследника Уч-элига Сакал кагана (706-711 г.г.) большую угрозу для тюргешей представляла на юге империя Тан, на востоке- тюрки, с юго-запада - арабские захватчики.В 709 году Сакал каган сумел нанести серьезный удар по китайским войскам.Затем вместе с согдийцами под Бухарой он взял в окружение арабов.Но основную опасность для тюргешей представлял Восточно-Тюркский каганат. В 711 г. близ урочища Болучу тюрки разбили армию тюргешей. Сакал был взят в плен и повешен. Владения тюргешей временно перешли ко второму Тюркскому каганату.

При кагане Чабышчоре Сулуке (716-738г.г.) тюргеши сумели добиться независимости Он наладил добрососедские отношения с Китаем, предприянл удачные походы против арабов.Но в 737 году арабы нанесли серьезный удар войску тюргешей. Сулук, понеся большие потери, вернулся в Чуйскую долин)'. Не вынеся сильных переживаний после поражения, он умер.

Его смерть положила начало длительной борьбе между родами тюргешей за престол, которая ослабила государство. Этим восполь­зовались в середине 8в. карлуки: они захватили власть в каганате.

Так на смену Тюргешскому каганату пришло Карлукское государ-ство.Карлукское обьединение состояло из трех больших тюркских племен- булак, читал и ташлык. Это был воинственный и непокорный народ. Так, известно, что только в первой четверти 8в. карлуки трижды восставали против Восточно-Тюркского каганата, принимали активное участие в политических событиях, приведших к падению Второго Тюркского и Тюргешского каганатов,

В 746г. карлуки, притесняемые уйгурами, перекочевали в Семиречье.В это время, пользуясь тяжелой политической обстановкой, сложившейся из-за распрей между родовой знатью внутри Тюргешского каганата, китайская армия вторглась в Чуйскую долину. Активную помощь китайцам оказывали карлуки. Однако арабы, не желавшие укрепления позиций в регионе Китая, выступили против его войск. Между двумя войсками в июле 751 г. произошла битва в Таласской долине у г.Атлах. Когда конница карлуков, неожиданно предав своего союзника, нанесла удар по китайской армии, это решило исход событий. Китайцы потерпели сокрушительное поражение.

Значение этой победы для тюркских народов было огромным: китайцы были отброшены от границ Средней Азии и примерно тысячи лет их войска не приближались к ее границам.

Карлуки, сыграв важную роль в разгроме китайцев, укрепили свое положение в Семиречье. Но им пришлось бороться с уйгурами и с огузами. Борьба с огузами длилась около 20 лет и завершилась победой карлуков.

Но в борьбе с уйгурами карлуки потерпели поражение в 812 ^Воспользовавшись тяжелым положением карлуков, арабы начали войну против них и одержали победу.

После этого на протяжении целого столетия среди карлуков Тенир-Тоо, Семиречья и Восточного Туркестана шел процесс объеди­нения вокруг династии караханидов.

Караханидский каганат.

10-12 вв. являются временем расцвета на территории Тенир-Тоо Караханидского каганата. Основателем династии караханидов является Сатук-Абд ал-Керим Кара-хан. В 955 году он принял ислам, а его сын Муса провозгласил ислам государственной религией. Основатели династии караханидов захватили территории Восточного-Туркестана, Центрального Тенир-Тоо, Семиречья и Ферганы, на северо-востоке границы государства караханидов проходили через Балхаш, Иссык-Куль. Столицей государства был город Баласагун, второй столицей -г.Узген.

Государство караханидов было разделено на владения, во главе которых стояли представители правящей династии. Правители владений были наделены большими полномочиями; они могли даже чеканить собственные монеты. С самого начала местные правители группиро­вались вокруг двух ветвей династии потомков Хасана Бограхана (Хасаниды) и потомков Али ибн Сулеймана (Алиды). На первых этапах превосходство принадлежало семье Алидов, владевших территорией от Кашгара до берегов Аму-Дарьи. Но в 40-х гг. 11 в. усиливаются позиции правителя Али-Ибрагим-ибн-Насра. Ибрагим принимает высокий титул «Табгач Богра-хан», который в свое время носил Али-тегин и тем самым заявляет о своем намерении бороться за престол. Он был талантливым государственным деятелем. К 1041 году он выдворил из Мавераннахра сьшовей Али-тегина и стал единовластным правителем страны. Ибрагим пользовался широкой популярностью в народе: он установил сильную власть в стране, стремился предотвращать вражду между феодалами, защищал интересы бедных, следил за стабильностью рыночных цен.

После смерти Ибрагима Табгач-хана его сыновья начали междоусобную борьбу за власть. Если ранее караханидское государство фактически состояло из двух отдельных каганатов-Восточного и Западного, то теперь договор 1070 г. между этими каганатами о границ­ах фактически узаконил существовавшее ранее разделение государства. В начале 12 в. караханиды попали под власть сельджуков, хотя во внутренних делах они сохраняли самостоятельность В первой половине 12 в. государство караханидов захватили кара-кытаи - потомки древних китайцев, относившиеся к народам тунгусо-манчжурской группы.

Государство Хайду.

К 1219 г. армия Чингиз-хана захватила всю Среднюю Азию, Афганистан и часть Ирана. Захваленные територии после смерти Чингиз -хана в 1227г. были разделены между его четырьмя сыновьями. Терри­тория современного Кыргызстана вошла в состав улуса Чагатая. Этот раздел земель положил начало развалу империи монголов. В своих владениях Чингизиды были полными хозяевами и не подчинялись хану в Монголии. Усиливаются сепаратистские тенденции в среде монголь­ских федалов. Этот сепаратизм имел последствием образование в 60-х годах 13века с центром в Тянь-Шане самостоятельного государства правителем которого стал Хайду-правнук Чингисхана. В 1269г курул­тай монгольских князей собравшися на р. Талас, объявил о своей поной независимости нового государства от Монголии. Государство Хайду занимало территорию от Алтая до Амударьи, включая Восточный Туркестан. Ставка Хайду располагалась в Чуйской долине. Хайду был выдающимся государственным деятелем и полководцем. Он предпринялряд существенных мер для укрепления экономического благосостояния государства, развития торговли - внутренней и внешней.

Проводились работы по восстановлению разрушенных монголь­скими завоевателями городов и сел. Возрождались ремесла. Была проведена денежная реформа; повсеместно вводились в обращение монеты из серебра. Было осуществлена и налоговая реформа, был введен строгий порядок налогообложения и сбора податей. Нарушителей законов подвергали суровому наказанию. Ряд законов регулировали отношения в землепользовании.

Стремясь сохранить достижения в экономическом развитии страны, Хайду избегал захватнических войн, заботясь только об обороне своих владений.

В 1293 году Хайду послал на помощь кыргызам, восставшим против монгольского господства, свои войска но не смог предотвратить гибель государства Кыргыз. Но он сумел защитить от репрессий кыргыз-ов, которые находились в его владениях на Алтае и в ВосточномТянь-Шане. Смерть Хайду в 1301 году привела к длительной борьбе Чингизидов за власть, которая вновь привела к разорению городов Кыргызстана.

Государство Моголистан.

В середине 14 в на востоке Средней Азии образовалось новое государство -Моголистан. Оно занимало территорию от озера Баркуль на востоке до Сырдарьи на западе. Северной его границей было оз.Балхаш, а на юге-восточный Туркестан включительно. Ведущую роль в политической жизни Моголистана играли крупные федалы племени дуглат. Они занимали обширную область, включавшую в себя территории Восточного Туркестана, часть Ферганы, Алай, Центральный Тянь-Шань до озера Иссык-Куль. Эти земли принадлежели старшему феодалу из племени дуглат эмиру Пуладчи. Он сделал в 1348 г. ханом Моголистана Тоглук-Тимура. Тоглук-Тимур стал первым ханом Моголистана. В 1354 году он принял ислам, обьявив его официальной религией государства, силой принуждал население принимать новую религию. В 1360-1361 году-Тоглук Тимур совершил 2 похода на Мавераннахр, не встретив серьзного сопротивления. В в ответ на бесчиноства могольских эмиров в стране начались народные восстания. В1364 году Тоглук-Тимур умер, ханом стал его сын Ильяс-Кожо, который продолжил завоевательную политику своего отца и пытался завоевать^ Мавереннахр. В1365 году он разбил войска Маверан-нахра.Войска, возглавляемые Амир-Темиром, обратились в бегство. Моголы подошли к Самарканду и взяли его в окружение. Предводители войск Мавераннахра - Эмиры темир и Хусейн бежали, бросив город на произвол судьбы. Оборону Самарканда взяли в свои руки жители столицы. Потеряв большую часть войск, Ильяс-Кожо был вынужден увести свою армию обратно в Моголистан.

Бесславное возвращение Илияс-Кожо вызвало недовольство среди феодальной знати Моголистана. По приказу Эмира Камар-ад-Дина Ильяс-Кожо был казнен. Между феодалами Моголистана начались междоусобные распри, ослабившие государство.

Начале 20 века.

Первым письменным историком кыргызов был Осмонаалы Сыдык уулу. Он выпустил в 1913 1915г.г. в г. Уфа две книги на кыргызском языке: «Мухтасар тарых-и- кыргызийя» («История кыргызов») и «Тарых-и-кыргыз-шадманийа» («История кыргызов, посвященная Шабдану».)

Видным исследователем истории кыргызов был и Белек Солтоноев. Сохранившийся труд Б.Солтоноева «Кыргыз-казак тарыхы»(«Кызьш-кыргыз тарыхы») считается важным документаль-ным источником истории Кыргызстана. В его трудах даны сведения об эпосе «Манас» и видных манасчы, о Махмуде Кашгари, легендарных мыслителях кыргызского народа Толубае-сынчы, Асан-Кайгы и таких известных акынах, как Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч. Особое место в своем труде Б.Солтоноев уделяет эволюции древнейших миро­воззрений кыргызов об астрономии, математике, обществе и природе.

После вхождения Кыргызстана в состав России в кыргызском обшестве оживилось и просветительское движение. Так, видным представ'тгелем просветителей того времени был И-Арабаев. Он является автором ряда учебников и учебных пособий: «Алип-бээ жана тете окуу» (1911г), «Жазуу орнектери» (1912г.), «Кыргыз Алип-бээси» (1925г.), «Саамалык» (1925г.) и др.

В дело просвещения и развития культуры кыргызского народа большой вклад внес Ыбрайым Абдырахманов. Просветительскую деятельность начал учителем новометодной школы в Жети-Огузе, затем с 1916 года - в Ат-Баши. Он известен также и как манасчи, этнограф, собиратель кыргызского фольклора.

Кризиса в 70-80-гг. XX в.

Преобразования, начатые, Н.СХрущевымв 50-60-е годы, пос­тепенно пошли на спад и стали терять свою актуальность. Наметились признаки экономического спада. Стало ясно, что провозглашенный партийным руководством СССР лозунг о «построении коммунизма» несостоятелен и утопичен. В 1964 г. НСХрущев был освобожден с постов Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И.Брежнев. В Кыргызстанес 1961 по 1986 годы первым секретарем ЦК КП Кыргызстана стал вместо И.Раззакова Турдакун Усубалиев.

В этот период в стране повсеместно утвердилось верховенство партии, взявшей на себя функции непосредственного управления, вмешательства во все сферы общественной жизни. Т.Усубалиев был обязан беспрекословно выполнять указания партийного руководства центра. Так в этот период, период «развитого социализма» окончатель­но сформировался бюрократический аппарат КПСС, в руках которого была сосредоточена вся власть в стране. Утвердился административно-командный метод управления.

В 60-е годы в СССР, в том числе и в Кыргызстане, был проведен ряд мероприятий по повышению роли Советов как государственных органов власти, но они лишь формально считались высшим органом государственной власти. Для закрепления роли КПСС в общественно-политической системе СССР и обоснования сущности «развитого социализма» 7 октября 1977 года была принята новая редакция Конституции СССР. На ее основе была разработана и принята в апреле 1978 г. Новая конституция Кыргызской ССР. В них отмечалось, что Компартия является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром государственных и общественных организаций». Так в стране была узаконена абсолютная власть КПСС.

В июне 1979 г. был принят закон « О выборах в местные Советы, который закреплял порядок выборов, когда кандидаты в депутаты определялись сверху по одному на каждое место, население «избирало» их формально. Так повсеместно нарушались принципы народовластия, подавлялись творческие инициативы.

В обстановке «развитого социализма» промышленность Кыргыз­стана развивалась как органическая часть единого народнохозяй­ственного комплекса страны. В 1965-1985 гг. национальный доход республики вырос в 2,7 раза, промышленная продукция - в 4,4 раза. Из них отрасль машиностроения и обработки металлов выросла в 8 раз, производство электроэнергии — в 5 раз. В эти годы 60% валовой продукции, более половины национального дохода республики приходилось на промышленное производство. Было построено 150 новых промышленных предприятий. Основное направление в комплексе народного хозяйства Кыргызской ССР стали определять такие отрасли промышленности, как энергетика, цветная металлургия, машино­строение, электроника, электротехника, приборостроение, строительная индустрия.

Однако в развитии экономики проводилась стратегия ее экстен-сификации. Рост производства обеспечивался в основном за счет ввода в действие новых объектов.

В начале 80-х годов 40% добываемого в Средней Азии каменного угля приходилось на долю Кыргызской ССР, но и эти показатели были достигнуты за счет экстенсивного развития промышленности. Рост энергетики Кыргызстана был обеспечен за счет строительства наНарынском каскаде - Уч-Курганской и Токтогульской ГЭС. Одна из самых перспективных отраслей современной индустрии Кыргызстана -гидроэнергетика - сформировалась именно в эти годы.

В общесоюзном масштабе важную роль играло производство в Кыргызстане сурьмы, ртути, редких металлов. Так, выработанная на Кадамжайском комбинате сурьма была признана на международном рынке эталоном качества, высоко ценилась на мировом рынке и продукция Хайдарканского ртутного комбината. В 70-80 годах цветная металлургия вышла в промьшшенности республики на первое место.

Показателем уровня республиканской индустрии стало развитие машиностроения. В Кыргызстане производились сельскохозяйственная техника, автосамосвалы,  еталлорежущие станки, электромашины и электродвигатели, физические и контрольно-измерительные приборы, стиральные машины, электро лампы и др. Развивалась в республике и индустрия строительных материалов.

Заметно отставали в своем развитии отрасли легкой промышлен­ности: ее продукция не отмечалась высоким качеством. Такое же явление наблюдалось и в пищевой отрасли.

Однако к началу 80-х годов экстенсивный путь развития промышленности исчерпал свои возможности. Необходимо было коренным образом преобразовать саму основу производственных отношений.

Определенные успехи были достигнуты и в развитии сельского хозяйства. Машинно-тракторные парки совхозов и колхозов республики были оснащены новой техникой, однако по сравнению с общесоюзными показателями и требованиями производства ее было недостаточно, да и использовалась она зачатую с нарушением правил хранения и профилактики из-за халатности руководителей хозяйств. Из-за ряда объективных и субъективных причин в деле механизации сельского хозяйства наряду с определенными достижениями многие проблемы не получили своего решения.

Особое внимание уделялось мелиорации земель: были построены новые оросительные системы, крупные гидротехнические сооружения. Площадь поливных земель превысила 1 млн. га. В Кыргызстане -впервые по стране - в орошении земель была использована автоматизированная система водораспределения.

В развитии сельского хозяйства важную роль сыграло введение в восьмой пятилетке гарантированной оплаты труда колхозников и установление в девятой пятилетке новой формы хозяйствования -хозрасчета. Велась работа по специализации сельского хозяйства, укрупнению хозяйств. Но эти нововведения в условиях админис­тративно- командной системы, быстро утрачивали свою действен-ность, а зачастую и становились препятствием в развитии производ-ства. Экстенсивный характер развития сельского хозяйства в условиях плановой экономики, постоянные ограничения новых методов организации производства со стороны административно- командныхструктур, недостаточная заинтересованность тружеников в развитии этой сферы привели в конечном итоге к спаду сельскохозяйственного производства. В 80-е годы сельскохозяйственное производство впало в глубокий кризис. В 1985 г. 60,6% колхозов и совхозов оказались нерентабельными.

Литература и искусство Кыргызстана в XX в.

С победой Советской власти уже в 20е годы XX в. постепенно начала формироваться кыргызская професиональная литература. У ее истоков стояли такие литераторы, как К-Тыныстанов, К.Баялинов, МЗлебаев, К^Жантошев, А.Токомбаев, М.Токобаев, Т.Сыдыкбеков. Большой вклад в развитие кыргызской советской литературы внесли акыны Т.Сатылганов, Т.Молдо, Б.Алыкулов, К.Акыев, О.Болебалаев, Ы.Шайбеков, А.Жутакеев и др.

В апреле 1934 г. состоялся первый съезд писателей Кыргызстана, на котором был образован Союз писателей Кыргызстана, председателем которого был избран А.Токомбаев.

Наряду с литературой началось развитие и других сфер национального профессионального искусства - театр, музыка, живопись и др. В 1926 г. открылась музыкально-драматическая студия для подготовки профессиональных артистов. Среди первых ее выпускников были такие вспоследствии известные артисты, как А.Куттубаев, А.Боталиев, КЭшимбеков. В театральных коллективах были известны своим творчеством известные музыканты - М.Куренкеев, К.Орозов, акыны КАкыев, (ХБолебалаев и др.

В 1930 г. музыкально-драматическая студия была преобразована в театр, при котором был образован оркестр народных инструментов. В 1935 г. открылся русский драматический театр, который в 1936 г. был преобразован в Кыргызский музыкально-драматический театр. В этом же году начала работать Кыргызская государственная филармония. На сцене драмтеатра в 1937 г. была поставлена драма Ж.Боконбаева «Алтын кыз». Кыргызский музыкально-драматический театр в 1939 г. показал зрителям оперу «Айчурек».

Большим шагом в развитии музыкального искусства стало образо­вание в 1939 г. под руководством А.Малдыбаева Союза композиторов Кыргызстана.

В предвоенные годы формировалось и художественное искусство Кыргызстана. В 1934 г. был образован Союз художников Кыргызстана во глыве с С.А.Чуйковым, в 1935 г. открылась Кыргызская государственная картинная галерея. В эти годы создавали свои значительные произведения такие мастера как С.Чуйков, Г.Айтиев, САкылбеков, скульптор О-Мануилова др. В 1939 г. открылось первое художественное учебное заведение.

Знаменательным событием в культурной жизни Кыргызстана стала Декада кыргызского искусства в Москве, прошедшая в 1939 г. В ней приняли участие 550 мастеров искусства, представивших 14 спектаклей.

В итоге более 70 деятелей кыргызского искусства были награждены орденами и медалями СССР, Кыргызская государственная филармония награждена орденом Трудового Красного Знамени, Кыргызский театр музыки удостоен ордена Ленина. Так, Советская культура Кыргызстана за короткий срок достигла немалых успехов.

В послевоеннный период особенно значительными в развитии литературы и искусства Кыргызстана были 60-80-е годы. Так, только в середине 60-х годов более 30 поэтов и писателей пополнили ряды Союза писателей Кыргызстана. Особенно популярными были произведения МАбылкасымовой, МБуларкиевой, СХДаникеева, Т.Кожомбердиева, М.Байджиева, Б.Сарногоева и др.

В 1968 г. были утверждены почетные звания «Народный писатель Кыргызской ССР» и «Народный поэт Кыргызской ССР». Первыми этих высоких званий были удостоены Ч.Айтматов, К.Баялинов, К.Жантошев, Т.Сыдыкбеков, Т.Уметалиев. А.Токомбаеву было присвоено звание «Герой Социалистического Труда».

В этот период особого расцвета достигло творчество писателя Ч.Айтматова. Его произведения были изданы более чем на 50 языках мира тиражом в 8 млн экземпляров. Он дважды - в 1968 г. за роман «Прощай Гульсары» и в 1983 г. за роман «И больше века длится день» -удостоен звания Лауреата государственной премии СССР. В 1978 г. ему присвоено звание «Герой Социалистичесекого Труда».

В 1987 г. в рядах известных писателей Кыргызстана было 2 Героя Социалистического Труда, один Лауреат Государственной премии имени Т.Сатылганова, 10 народных поэтов и писателей Кыргызстана, 6 членов-корреспондентов и действительных членов Академии наук Киргизской ССР, 21 член Союза писателей СССР.

Несомнеными были успехи зародившегося еще в 50-х гг. кыргызского киноискусства. В его развитие большой вклад внесли режиссеры Т.Океев, Б.Шамшиев, Г.Базаров, Д.Садырбаев, известные артисты С.Чокморов, М.Рыскулов, СЖумадылов, Б.Кыдыкееева, Т.Турсунбаева, СКумушалиева и др.

В 80-е годы в Кыргызстане работали 8 специализированных театров, среди них театр оперы и балета, 6 драматических и музыкаль­ных, республиканский кукольный театры.

70-80-е годы отмечены творческим подъемом композиторов Кыргызстана. В этот период Союз композиторов Кыргызстана пополнил ряд таких талантливых музыкантов, таких как ЖМалдыбаева, МБегалиев, А.Жээнбаев. Так, МБегалиев в 1984 г. на Всесоюзном смотре молодых композиторов завоевал первое место. Среди советских композиторов он первый удостоен в 1991 г. презент-стипендии ЮНЕСКО.

В 60-80е годы получило дальнейшее развитие художественное искусство. Членами образованного в 1966 г. Союза художников Кыргызстана стал 51 представитель этого искусства, а к 1981 г. их число достигло 100 человек. В развитие изобразительного искусства большой вклад вносили такие художники, как А.Игнатьева, Л-Ильина, А.Асранкулов, Ж.Кадыралиев, КМаленов и др. Новое направление в кыргызском скульптурном творчестве развивал лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического труда Т.Садыков. За создание монумента «Герои революции» открытого в 1978г. Т.Садыкову в 1980 г. была присуждена Государственная премия СССР.

Таким образом, за период с середины 60- до середины 80-х годов культура Кыргызстана достигла замечательных успехов, хотя в произведениях мастеров культуры нашла свое отражение идеология советского времени.

Дальнего зарубежья.

С приобретением суверенитета Кыргызстан получил право самостоятельно участвовать в международных взаимоотношениях. Внешняя политика Кыргызстана основывается на следующих прин­ципах: сохранение мира, незыблемость границ государства, укреп-ление всесторонних отношений со странами мира, прекращение меж­национальных конфликтов в СНГ, недопущение их возникновения в республике, широкое привлечение международных инвестиций в народное хозяйство страны, развитие экспорта продукции националь­ного производства на международный рынок, активное участие в деятельности ООН и дргуих международных организаций, отказ от вхождения в военные блоки, всестороннее сохранение нейтралитета.

Кыргызстан в короткие сроки сумел приобрести признание на международной арене. В феврале 1992 г. в Бишкеке открылось посоль­ство США, затем Турции, Китая, России, Германии и др. В марте 1992г. Кыргызстан стал членом ООН. К 1998 году суверенитет Кыргызстана признали 135 государств, с 91 государством были установлены дипломатические отношения. За рубежом, 17 дипломати-ческих учреждений защищают инстересы республики. Как само-стоятельное государство Кыргызстан стал членом ряда между-народных организаций (ООН, ОБСЕ, МВФ, ЮНЕСКО и др.).

В августе 1992 г. впервые за историю Кыргызстана в Бишкеке прошел Первый Всемирный курултай кыргызов, в котором участвовали представители кыргызов, проживающих во 20 странах мира. В настоящее время на земле насчитываются более 3 млн кыргызов, из них около полумиллиона проживают вне Кыргызстана. Этот курултай стал знаменательным событием, способствовавшим росту национального самосознания кыргызского народа.

Основные стратегии внешней политики Кырызстана были сформированы в первой половине 90-х гг. Особое место во внешней политике Кыргызстана занимают взаимоотношения с Россией. Это связано с историческими, социальными, экономическими факторами. Между обеими государствами были приняты соглашения о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, достигнуты договоренности об экономических торговых и дргуих взаимосвязях.

Развитие отношений с Россией имеет особое значение в развитии экономики Кыргызстана, так как успешное функционирование народного хозяйства республики, переход его на рыночные отношения во многом связаны с Россией. Только за пять лет с 1992 - по 1997 годы между обоими странами были подписаны более 120 соглашений.

Договоры о сотрудничествеКыргызстан заключил также с Украиной, Белоруссией и другими странами. Таким образом, в первой половине 90-х годов в экспортно-импортных связах Кыргызстана на первом месте шла Туркмения, Таджикистан, Белоруссия. Кыргызстан экспортирует кожаные изделия, шерстяные, хлобчатобумажные, шел­ковые ткани, ковры, хлопковую пряжу, благородные и редкие металлы, мрамор, гранит и др. Взамен республика получает горючие и смазочные масла, каменный уголь, автомашиины, сельскохозяйствен-ную технику, черные металлы, газ и др.

В настоящее время Кыргызстан осуществляет экономические связи более чем с 40 дальними и 11 ближними зарубежными странами.

После 1995 г. в торгово-экономических взаимоотношениях Кыргызстана произошли некоторые изменения. Если раньше главным торгово-бартерным партнером республики была Россия, то теперь на первое место стал выходить Китай. По уровню экономических взамопоставок с Кыргызстаном Россия, Казахстан, Узбекистан теперь занимают равное положение.

Растет число созданных совместно с зарубежными государствами компаний и предприятий. Так, начата стабильная разработка золоторуд­ных месторождений кыргызско-канадской корпорацией «Камеко» в Иссык-Кульской области — «Кумтор», в Таласской области «Жер-Уй». В Джалал-Абаде совместно с американскими фирмами построен нефте­перерабатывающий завод. Совместно с другими иностранными фирмами работают предприятия по переработке кожи, линия по разливу минеральных вод и др.

Международные экономические связи имеют важное значение для Кыргызстана, и в проведении земельно-аграрной реформы. Так, всемирный банк вьщелил 60 млн. долларов для производства зерновых в условиях Кыргызстана. Совместно с этим же банком предприни-маются определенные меры по развитию овцеводства. Специалисты считают, что у Кыргызстана есть все возможности в ближайшее время стать экспортером на международный рынок шерсти, табачного листа, хлопка, семян многолетних трав, сахарной свеклы.

Большие преспективы имеет и организация производства путем переработки местного сельскохозяйственного сырья на местных промышленных предприятиях. В налаживании совместного производ­ства принимают активное участие фирмы Италии. Турции, Германии, Китая, США и других государств. Таким образом, на современном этапе для развития экономики Кыргызстана расширение взаимосвязей с зарубежными странами, при­влечение иностранных инвестиций имеет первостепенное значение.

Произошедшие 24 марта события и последовавшая за ними смена власти не привели к изменению внешнеполитических ориентиров Кыргызстана Как отмечено в Заявлении Министерства иностранных дел Кыргызской республики от 31 марта 2005 года, оно « подтверждает от имени правительства Кыргызстана приверженность ранее взятым нашей страной обязательствам перед международными организациями и иностранными государствами в рамках двустороннего и много­стороннего сшрудничества».Основными ориентирами и доминантами остаются многовекторность внешней политики, выстраивание и наращи­вание отношений дружбы и сотрудничества с государствами региона Центральной Азии, а также с Россией, США, ФПГ, Юпзем, Японией и другими странямя западною и восточного направлений. Кыргызстан будет и далее активно взаимодействовать с мировым сообществом и странами-партнерами в рамках таких ведущих международных и региональных организаций, как ООН, ЕС, ОБСЕ, СНГ, ОЦАС, ОДКБ и ШОС. Деятельность экономической дипломатии и в дальнейшем будет направлена на активное содействие привлечению в республику грантов, международной донорской помощи и прямых инвестиций для развития малого и среднего предпринимательства, создания большего числа рабочих мест, преодоления бедности и безработицы в стране.

Кыргызстана.

События. 24 марта 2005 года однозначно вошли в историю Кыргызстана как переломные, ознаменовавшие конец 14-летнего периода правления президента А.Акаева. В этот день несколько тысяч манифестантов собрались на площади у Дома правительства. Это были жители, пришедшие из различных регионов республики, а также жители столицы. Они требовали отменить несправедливые парламентские выборы, послать в отставку президента.

Мирная акция неожиданно завершилась штурмом и захватом Дома правительства. Такой развязки событий не предполагал никто. Но так сложились обстоятельства.

В результате в стране сложилась критическая ситуация, которая возникла из-за того, что действующая Конституция Кыргызской республики не определяет порядок действий в случае, когда президент выезжает из страны, а правительство подает в отставку. Действовавший ранее двухпалатный парламент заканчивал срок своей деятельности, а вновь избранный еще не начинал действовать. Образовавшийся вакуум в структуре государственной власти был вынужден заполнить образовавшийся в это время Координационный совет народного движения, в который вошли известные политики. В первые дни после событий 24 марта было сформировано новое правительство. Абсолютным большинством депутатов премьер-министром государства был избран КБакиев. Он же стал и и.о. президента.

В эти же дни решался вопрос и о полномочиях президента А.Акаева. В Москву, где в это время он находился, была послана парламентская делегация для проведения переговоров. 4 апреля А.Акаев подписал заявление о добровольном сложении президентских полномочий с 5 апреля. Отречение и подпись А.Акаева были заверены государственным нотариусом.

Друга немаловажным событием этого времени явились слушания по делу бьшшего вице-президента, министра внутренних дел и службы национальной безопасности губернатора Чуйской области, мэра Бишкека Ф.Кулова, сыгравшего главную роль в стабилизации обстановки, прекращении мародерства и погромов торговых центров в столице Республики. Слушания начались 6 апреля и завершились его оправданием в части обвинений в злоупотреблении служебным положением в качестве Министра службы национальной безопасности.

11 апреля Верховный суд Кыргызстана оправдал Ф.Кулова по обвинению в хозяйственных преступлениях. Таким образом, с него были сняты все обвинения.

События конца марта вызвали неоднозначную оценку у политологов, общественных деятелей, граждан Кыргызстана. Одни называют их государственным переворотом, другие - революцией. Между тем назвать эти события революцией было бы терминологически ошибочным. Ведь революция, как правило, предполагает смену форм собственности, политического строя и других важных направлений внутреннего и внешнего развития страны. В нашей Республике подобных изменений не произошло. Пока на сегодняшний день официальный курс страны, судя по всему, остается прежним, сменилось только ее руководство.

Как отметила председатель Конституционного суда Чолпон Баекова, события в республике, приведшие к смене власти, явились следствием ошибок в кадровой политике, разгула коррупции и соредоточения властных полномочий в одних руках.

16.

Курманжан-датка. - Курманжан Маматбай кызы (1811-
1907гг.)
- правительница алайских кыргызов, известная под именем «Алайская царица». Родилась в семье простого кыргыза-кочевника из рода монгуш на Алае. На восемнадцатом году жизни была выдана замуж за человека, который ей не понравился, и она, вопреки традициям и религии, ушла к родителям. В 1832 году Алымбек датка, управлявший кыргызами Алая, освободил Курманжан от «брачного контракта» и сам
женился на ней. Она стала неизменной помощницей и советчицей мужа,
прожила с ним 29 лет, родила 5 детей. После смерти Алымбека (в
результате распрей при дворе Кокандского хана) Курманжан, отомстив
убийцам мужа, стала правительницей Алая. Ее признали бухарский
эмир Музафар и Кокандский Худаяр хан, присвоившие ей звание
«датка» (что соответствует чину генерала царской армии). Курманжан
датка осуществляла политику независимости от Кокандского ханства. Однако, учитывая сложившиеся обстоятельства, Курманжан датка в 1876 г. объявила о присоединении алайских кыргызов к России. Царское правительство присвоило Курманжан чин полковника. Умерла она в 1907 г. в возрасте 96 лет.

 

17. Тоголок Молдо (Байымбет Абдрахманов) — (1860-1942 гг.). Родился в местности Куртка в Нарыне. К поэзии приобщился через своего дядю по отцовской линии - песенника Музооке, грамоте учился у муллы. Был знаком с творчеством известнейших восточных поэтов, таких как Низами, Навои, Фирдоуси, Хафиз, Абай и др. Свои произведения начал создавать с 14 лет. В молодости создавал в основном стихотворения о любви «Кара коз» («Черные глаза»), «Толгонай», «Жигиттин кызга ырдаганы» («Песня джигита девушке») затем создал поэму «Урпукан». В 18 лет, сопровождая знаменитого манасчи Тыныбека, молодой поэт заучивал целые фрагменты эпоса «Манас». Именно манасчи Тыныбек, высоко оценил его грамотность и дал ему творческое имя Тоголок Молдо.

Творчество Тоголока Молдо отличается разносторонностью, богатой тематикой. Он знал множество образцов кыргызского устного народного творчества, мифических понятий, верований кыргызов, связанных с ними произведений, он знал содержание таких народных дастанов, как «Шырдакбек», «Жаньш Мырза», «Мендирман» и кроме того он записал, свои варианты эпосов «Манас», «Семетей». Все они в настоящее время хранятся в рукописном фонде Национальной Академии наук Кыргызстана.

Тоголок Молдо является создателем также и ряда произведений в жанре басни: широко известны его произведения «Осел и соловей», «Журавль и лиса» и др. В целом творчество Тоголока Молдо основано на традициях устного народного творчества, характеризуется наличием демократического начала.

 

18. Токтогул Сатылганов - великий акын кыргызского народа (1864-1933гг.). Родился в Кетмень-Тюбинской долине, в селении Сасык-Жийде в семье бедняка. Его заслуга заключается в том, что он заложил основы демократического направления акынской поэзии и одним из первых начал распространять идеи свободы и равенства. Становлению его поэтического мастерства способствовал богатый фольклор кыргызского народа, традиционная акынская поэзия. Большое влияние на его мировоззрение и поэтический рост оказали Чонду, Сартбай, Кочбай, Ниязаалы. Уже в своих ранних произведениях он изображает нищету и нужды простого народа («Из-за нищеты»), а также создает лирические песни «Насылкан», «Бакшы кыз», «Алымкан» и др).

Особое место в творчестве Токтогула занимают произведения — размышления о тяжелой судьбе простых людей, об их бесправном положении. За эти песни против произвола баев и манапов по ложному доносу недругов царские власти сослали его в Сибирь в 1898 году как участника Андижанского восстания. Страдания узника отражены в его

произведениях: «Беркут, парящий над горами», «Страданиям подверглась моя жизнь», «Песня узника» и др.

Когда в Кыргызстане победила Советская власть, Токтогул с радостью встретил это событие, отразив свои чувства в таких песнях, как «Ленин открыл дорогу», «Да здравствует Советская власть», «Выше держи свое знамя» и др, в которых выразил идеологию своего времени. Его эпическая поэма «Какая женщина родила такого сына, как Ленин» (1919г.), стала достоянием не только акынской поэзии, но и стала заметным явлением профессиональной национальной поэзии. Произведение было переведено на 18 языков.

Талант Токтогула, его гуманизм были высоко оценены его современниками и учениками. В знак уважения Токтогула дважды посетил Тоголок Молдо, а Барпы в 1915 году пришел к великому акыну и выдержал испытание на поэтическое мастерство. Он был учителем таких акынов, как Эшмамбет, Калык, Алымкул, Коргол и др. Его богатое наследие сохранилось для потомков благодаря многочисленным ученикам. В связи с поэтическим творчеством развивалась и музыкальное творчество акына. Параллельно с исполнением знаменитых народных мелодий он создавал и исполнял на комузе и собственные мелодии. В 1928 году исследователь ПЗатаевич переложил на ноты 18 мелодий, которые исполнялись Токтогулом. В.Виноградовым были переложены на ноты 81 кюю Токтогула.

 

19. Моддо Кылыч Щамырканов (1868-1917 гг) . Родился в Нарынской области, в селе Бугучу. Первый акын- письменник кыргызского народа. Получив начало образованности у мулл, он далее учился самостоятельно. Интересовался восточной поэзией, историей литературы, философией. В 1911-году он издал в г.Казани сборник газелей «Зилзала», (дословно «Землетрясение»),Эго было первое печатное произведение кыргызской поэзии.

В своем творчестве Молдо Кылыч стремился отразить наиболее злободневные вопросы общественной жизни. Его философские и мировоззренческие позиции во многом определялись условиями феодально-патриархальных устоев, социального неравенства, сущест­вующими в обществе. С присоединением Кыргызстана к Кокандскому ханству, усилилось влияние ислама на местное население, в связи с этим в творчестве Молдо Кылыча явственно проявились и религиозные мотивы.

Молдо Кылыч проповедовал, что счастье человека не в материальном богатстве, а в духовном, оно зависит от широты его сердца. Злой, мстительный человек никогда не будет счастливым. Основа счастья человека - его семейное благополучие.

Вокруг наследия Молдо Кылыча в разное время возникало много споров, а его исследователи подверглись в советское время репрессиям. Дело в том, что Молдо Кылыч был объективен и прямолинеен в своих оценках событий действительности. С одной стороны, он не мог отказаться от прошлого, а с другой, понимая

необходимость изменений, призывает приспособиться к новым условиям и вести хозяйство по-новому. Вместе с осуждением политики колонизаторства русских, связанной с лишением народа его самобытности, плодородных земель, он приветствует нововведения, связанные с реформами в области законодательства и образования.

 

20.         Осмонаалы Сыдык уулу (1875-1940гт.) - первый кыргызский историк, известный просветитель. Родился в семье крупного манапа Кочкорской долины Абайылды из рода сарыбагыш. В начале учился у местного муллы, с 1899 года учился в Уч-Турфанеком медресе. Уже в годы учебы он начал собирать материалы об истории кыргызов, их
происхождении. Затем продолжил свое образование в Бухаре и Уфе. Он владел русским языком, был знаком с трудами европейских ученых. В 1913 и 1915 гг. в г.Уфе вышли две его книги на кыргызском языке на основе арабского алфавита: «Муктасар тарых-и-кыргызийа» («История кырызов») и «Тарых-и-кыргыз шадманийа» («История кыргызов,
посвященная Шабдану»). Эти труды считаются первыми исследованиями, посвященными истории кыргызов. После событий восстания 1916 года, жизнь Осмонаалы была связана с просветительской деятельностью. В 1919 году он становится руководителем школы в Бишкеке, затем он стал учителем школы союза «Кошчу», с 1925 года -
учитель родного языка в школе.

В своих труда он призывал людей к знаниям. В конце 20-х гг. подвергся преследованиям как выходец из бай-манапского сословия. Скрывался в Восточном Туркестане. Умер в 1940 г. В 1958 году реабилитирован.

 

21.       Ишенаалы Арабаев (1882-1943 гг.). - известный ученый- просветитель, автор первой азбуки кыргызского языка. Родился в айыле Кюн-Батыш Кочкорского округа. Первичное образование он получил у муллы. В 1900-1910 гг. занимался преподавательской деятельностью. В 1910-1913 г. повышал свое образование в городах Оренбург, Уфа,
Казань. Учась в медресе «Галия» в г.Уфа, он в 1911 году в соавторстве с Сарсикеевым издал «Алип бээ хаки того оку», написанную для кыргызских и казахских детей арабским штрифтом. В 1912 году он написал книгу «Образец чистописания», в которой были помещены правила красивого и правильного написания каждой буквы.

После установления Советской власти в Кыргызстане он работал на различных ответственных должностях Жети-Суйской области и одновременно развернул активную деятельность по подготовке первых учительских кадров для школ. Он создает первые курсы по обучению педагогов. В 1925году он создал первое учебное пособие для молодых учителей - «Почин». Затем некоторое время преподавал в САГУ.

Разносторонней была и политическая деятельность Ишенаалы Арабаева. Он был членом Жети-Суйского ревкома, заместителем областного Совета Союза «Кошчу», в 1922-24г.г. работал в Нарком-просе Туркестанской АССР, возглавлял кыргызскую научную комис-

сию, организованную в 1922 году, принимал активное участие в работе по подготовке и изданию первой кыргызской газеты «Эркин-Тоо».

В 20-е годы наряду с другими известными политическими деятелями Кыргызстана Ишенаалы Арабаев развернул работу по созданию кыргызской государственности в составе группы так называемой «Тридцатки» участвовал в составлении заявления -официально оппозиционного документа тому курсу, который проводился партией коммунистов в Кыргызстане.

В числе других он попадает под «Дело» о так называемой Туранской партии, был репрессирован. В 1958 году реабилитирован посмертно. В 1999 году его имя присвоено кыргызскому государственному педагогическому университету.

 

22. Белек Солтоноев - кыргызской историк, литератор и поэт (1878-193 8г.г.). Родился в Кемине в семье бедняка. Первичное образование получил у муллы, затем он учился в Каракольской русской школе, в Пишпекской кыргызской школе садоводов. С 1890 года, увлекшись историей, собирал легенды, были, предания кыргызов, изучал труды мусульманских и русских историков.

В 1916 году он был избран волостным в волости Атаке-Бия. Во время восстания 1916года, спасаясь от преследований царской администрации, бежал с родными в Китай, 1917 году вернулся на родину. В1918-1920 годы проводил агитационную деятельность в пользу Советской власти в Алматы. Затем до 1924 года работал в учреждениях по ликвидации неграмотности населения в Кыргызстане. В 1927-1937 г.г. занимался научными исследованиями при Совете Народных Комиссаров Кыргызской АССР. Его основной труд: «Кызыл кыргыз тарыхы» (другие название «Кыргыз - казак - тарыхы») -«История Кыргызов». Этот труд состоит из исторической, этнографической, археологической и фольклорной частей. В исторической части помещены отрывки из произведений В. Бартольда, Н.А.Аристова, материалы из эпоса «Манас», преданий кыргызов, которым автор дает научную оценку. В этнографической и фольклорной частях описаны обычаи, традиции, религиозные воззрения, народные игры кыргызов, сведения об их родоплеменной структуре. В археологической части автор поместил свои исследования о средневековом городе Баласагын. Кроме того, Белек Солтоноев описал и события восстания 1916 года.

Белек Солтоноев был невинно репрессирован и рассгрелян. Реабилитирован в 1955 году.

 

23. Абдыкерим Сыдыков - (1889-1938г.г) - государственный, партийный деятель. Родился в семье манапа рода солто в с Баш-Кара- Суу. Учился в мусулманской школе, затем в 1904-1911 годы-в мужской гимназии города Верный.

После Февральской революции 1917 года был представителем Временного правительства в качестве заместителя комиссара Пишпекского уезда. Состоял в партии «Алаш», позже в партии левых эсеров. Принимал активное участие в образовании автономной государственности кыргызов. В1922 году был председателем организационного комитета по созданию Кыргызской Горной области. С1926 года преподавал на сельскохозяйственном факультете Среднеазиатского университета, работал заместителем декана факультета водного хозяйства Среднеазиатского хлопкового института. В 1932 году назначен заместителем председателя Государственного комитета планирования Кыргызской АССР.Через год по ложному обвинению арестован и осужден. 18 февраля 1938 г. расстрелян как «контрреволюционер».

А.Сыдыков - автор ряда трудов и исследований: «Краткий очерк исторического развития кыргызского народа» (1926 г.), «Родовое разделение кыргызов» (1927 г.), «О джуте в Средней Азии и недостатке кормов. Историческая характеристика» и др.

 

24. Абдыкадыр Орозбеков (1889-1938) - советский партийный деятель. Родился в кишлаке Охна, Маргаланского уезда. Участвовал в рабочем движении  Туркестана. Был активным борцом за установление и укрепление Советской власти в Кыргызстане. В годы гражданской войны был командиром отряда Красной Гвардии.В
1919 - 1923 г. работал председателем революционных комитетов вначале Чимионского, Вуадиловского районов, затем Мархаматского района. В 1924-1925 годы руководил   аграрным отделом революционного комитета Ошского округа, с 1925 г. ответственный секретарь окружного комитета РКП (б). В 1925 году был избран делегатом учредительного съезда Советов рабочих, крестьянских и
солдатских депутатов Кара-Кыргызской Автономной области, на котором был избран председателем облисполкома. В 1927-1937 гг. - работал председателем ЦИК Кыргызской АССР. По ложномуобвинению арестован и приговорен к расстрелу. В мае 1938 г. умер после тяжелой болезни. Реабилитирован в 1956 г.

25. Баялы Исакеев (1897-1937г.г.) - государственный и партийный деятель. Выходец из семьи бедняка. Закончил русско- туземную школу в г. Нарыне в 1916 году, затем учился на трехмесячных курсах Ташкентского Среднеазиатского коммунистического универси­ тете (САКУ) в 1923 году, а в 1926 году - на годовых курсах уездных партийных работников при ЦК ВКП (б) в г. Москве. В 1917-1920 годах работал на почтовых станциях Кумбель-Арала и Орто-Токоя. В 1921- 1922г.г секретарь народного суда Кочкорского участка, в 1922-1923 годы - работает начальником отдела партийного Комитета Нарынского
уезда В 1924-25 г.г. руководит парткомом Каракольского горкома КП (б) Туркестанской АССР, округкома КП (б) Кыргызской АССР (1926- 1927г.г.). В 1927-1928г.г.- работал ответственным редактором газеты «Кызыл Кыргызстан», а в 1928-1929 г.г. -секретарем обкома в КП (б) Кыргызстана. С 1933 по 1937 годы - председатель Совета народных
комиссаров Кыргызской ССР. Был репрессирован безвинно как член контрреволюционной организации. Реабилитирован в 1957 году.

 

 26. Жусуп Абдрахманов (1904-1938 г.г.) - советский, партийный деятель. Родился в селе Чиркей Ак-Суйской волости Кара-Колького уезда В 1911-1916 годы учился в русско-туземной школе села Сосновка, а затем в начальном учебном заведении г. Каракола. Во время восстания кыргызов 1916 года в числе других беженцев бежал в Китай. После
возвращения в родину вступил в Красную Гвардию и участвовал в установлении Советской власти в Кыргызстане. В 1919 году учился на командирских курах в г. Верный. До мая 1920 года был вторым секретарем партбюро Кара-Кыргызкой автономной области. В 1920 году как делегат участвовал в работе 3 съезда РКСМ в Москве, разговаривал
там с В.И. Лениным, в 1924 году с марта месяца был избран членом, затем ответственным секретарем президиума центрального исполкома Туркестанской АССР, позже назначен ответственным секретарем областного партбюро КАО. С мая 1925 года работал заместителем председателя оргкомитета Среднеазиатского бюро РКП (б), с августа
этого же года - в Москве, инструктором аппарата РКП (б), с марта 1957 года - председатель Совета Народных комиссаров Кыргызской АССР. В 1933 году по ложному обвинению был снят с занимаемой должности и направлен на работу в Самару, затем в Оренбургскую область. В 1937 году по клевете в принадлежности к контрреволю­ционной организации «Алаш-Ордо» арестован и доставлен из Оренбурга во Фрунзе, 5 ноября 1938 года расстрелян. Реабилитирован в 1958 году.

Жусуп Абдрахманов известен так же как исследователь истории своего народа. Его первый исторический труд «Кыргызстан» вышел в свет в 1928 году. Известны его «Дневники» и другие труды, раскрывающие подлинные события восстания 1916 года.

 

27. Касым Тьшыстанов (1901-1931г.г.) - языковед, акын, общественный деятель, профессор. Родился в с. Чырпыкты на Иссык-Куле. Начальное образование получил в 1909-1912г.г. в местной мусульманской школе, затем в 1913-1914 годы - учился в новометодной школе, а с 1914-1916г.г. - в русско-туземной школе г.Пржевальска. В
1924году, после окончания в г. Ташкенте казахско-кыргызского института просвещения, работал секретарем, а затем – председателем кыргызского областного отделения Академического центра Туркестанской республики. С 1925г. работал редактором газеты «Эркин-Too». В 1927-1930г.г. - комиссар Народного просвещения Кыргызской АССР. В 1930-1937 годы - научный сотрудник, а затем директор Кыргызского института культурного строительства.

Касым Тыныстанов является автором первых учебников на кыргызском языке, таких как: «Окуу китеби»(1924г.), « Чондор учун алиппе» (1926г.); первой грамматики кыргызского языка «Биздин тил» (1927г.); на латинской графике книги для чтения «Эне тилибиз» (1928г), «Кыргьв тилинин морфологиясы» (1934г) и др. При его непосредственном участии проводилась работа по приспособлению арабского алфавита к кыргызскому языку, а затем по переводу кыргызской письменности с арабской графики на латинскую, а с латинского - на русский алфавит.

К.Тыныстанов проявил себя также и как талантливый поэт, драматург, переводчик. В 1925г. в Москве вышел в свет его поэтический сборник «Касым ырларынын жыйнагы» («Сборник стихотворений Касыма»). Он перевел на кыргызский язык знаменитый «Интернационал», басни И.А.Крылова. За пьесу «Академические вечера» и ряд других Касым Тьшыстанов был подвергнут гонениям. В 1937г. по обвинению в бай-манапской принадлежности, буржуазном национализме был арестован и в 1938г. расстрелян. Реабилитирован полностью в 1988 году.

 

28. Исхак Раззаков (1910-1979г.г.) — советский государственный и партийный деятель. Родился в с. Хоросон (современный Лейлекский район). С 1918г. воспитывался в Ходжентском детском доме. Закончил Ташкентский педагогический техникум (1931 г), затем – Московский институт планирования (1936г.) В 1936-1938 годы работал в
Государственном плановом комитете Узбекской ССР ( экономистом, затем зампредседателя, председателем). В 1941-1944 годы работал комиссаром Народного просвещения Узбекской ССР, в 1944-1945 годы - секретарем отдела агитации и пропоганды ЦК Компартии Узбекистана. В 1945-1950 годы - работал председателем Совета Министров Кыргызской ССР. С 1950 - по 1961 годы - первый секретарь ЦК Компартии Киргизии.

Во время своей работы в Кыргызстане Исхак Раззаков проводил целенаправленную работу по расширению прав республики в решении региональных вопросов в экономической, политической сфере, по определению путей ее самостоятельного развития. В результате 225 крупных промышленных предприятий, высшие, среднеспециальные и профтехучилища из союзного управления были переведены в ведомство Кыргызской ССР. Существенно бьши расширены также и права органов местного самоуправления и органов судебной власти по осуществлению надзорных функций.

 

29.           Чынгыз Айтматов - писатель, общественный и государ­ ственный деятель. Родился в 1928 году в сШекер Таласской области. Народный писатель Кыргызстана (1968г), Герой Социалистического Труда (1978г), академик Академии наук Кыргызстана (1974г). Был удостоен высокого звания - «Герой Кыргызской Республики».

В 1956-1958 годы был слушателем Высших литературных курсов в Москве, в 1959-60 г.г. - работал редактором журнала «Литературный Киргизстан», в 1960-1965 годы - собственный корреспондент газеты «Правда», в 1965-86 годы - председатель правления союза кинематографистов Кыргызстана, в 1986-1991 годы — возглавлял союз писателей Кыргызстана, в это же время, с 1988 года — главный редактор журнала «Иностранная литература». В 1991-1993 годы был направлен послом СССР (с 1992 года - России) в Люксембург, а с 1994г. - послом Кыргызстана в Бельгию. Творческая деятельность Чынгыза Айтматова началась в 50-годы. Он пишет как на кыргызском, так и на русском языках. Его литератур­ным дебютом, написанным с новаторских позиций, считается вышедшая в свет в 1957 году повесть «Лицом к лицу». С тех пор из-под пера писателя вышло немало произведений: «Жамийла» (1958г.), «Первый учитель» (1962г.), «Материнское поле» (1963г.), «Белый пароход» (1970г.) и др. Ч.Айтматов сумел поднять до мирового уровня жанр повести в кыргызской прозе. Его произведения были изданы на более чем 50 языках мира тиражом в 8 млн.экземпляров. Он дважды - в 1968 год за роман «Прощай, Гульсары» и в 1983г. за роман «И дольше века длится день» - удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.

Ч.Айтматов также является членом многих республиканских, международных общественно-политических и творческих обществ. Он -инициатор и организатор «Иссык-Кульского форума» ( 1986г), обладатель литературных премий «Этрурия» (Италия, 1980г), премии им. ЖЛеру (1985г) и др. Член-корр. Академии искусств ГДР (1978г), Европейской академии искусства и литературы (Париж, 1983г), действительный член Всемирной академии науки и искусства (Стокгольм, 1987г).

С 1995г. ЧАйтматов - депутат ЖК КР, удостоен двух орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов и других почетных наград.

 

30. Аскар Акаев - первый Президент Кыргызской республики. Родился в 1944 году в с. Кызыл-Байрак Кеминского района. В 1961 году после окончания с золотой медалью средней школы села Ново-Российка, поступил в Ленинградский институт точной механики и оптики. Там же окончил аспирантуру и докторантуру. В 27 лет защитил докторскую диссертацию, в 36 лет он стал доктором технических наук, а в 43 года - академиком. Является специалистом по оптическим методам хранения и обработки информации, ученый с мировым именем.

Успешно работал профессором во Фрух енском политехническом институте. Его политическая деятельность началась с должности руководителя отдела науки и высших учебных заведений ЦК КП Киргизии (1986-87г.г.) . С 1987г вице-президент Академии наук Киргизской ССР, с 1989 году избран президентом Академии наук. В этом же году избран народным депутатом СССР.

27 октября 1990 года на сессии Жогорку Кенеша на альтернативной основе, а 12 октября 1991г. на проведенных впервые в истории Кыргызстана всенародных выборах он был избран Президентом суверенной Кыргызской Республики.

В декабре 1995г. в стране прошли президенские выборы на альтернативной основе, в ходе которой кандидатура А.Акаева вновь получила большинство голосов избирателей. Затем, согласно Конституции КР 29 октября 2000г. вновь состоялись президентские выборы. О своем желании выставить свою кандидатуру на выборах заявили 19 человек, 6 претендентов прошли через проверки предусмотренные законом и были включены в избирательный список кандидатов. Однако по итогам выборов, кандидатура А.Акаева вновь получила большинство голосов избирателей - 74,4%, и он был избран на новый президентский срок.

Однако события 24 марта привели к смене власти в Кыргызстане. После проведенных переговоров с парламентской делегацией А.Акаев подписал заявление о добровольном сложении президентских полномочий с 5 апреля.

 






















Первобытнообщинный строй на территории Кыргызстана. Памятники каменного века, эпохи бронзы.

Каменный век — это длительная историко-культурная эпоха становления человеческого общества, главной особенностью которой является изготовление из камня изделий и орудий, предназначенных для добычи пищи и защиты от врагов. Его начало относится ко времени отделения человека от животного мира 12,5-3 млн.лет тому назад), а конец совпадает с началом использования металлов (8 тысяч лет назад).

Самые древние каменные орудия, обнаруженные на территории Кыргызстана — найдены на берег Он-Арча в горах Центрального Тенир-Тоо и в местности Кожо-Бакырган-Сай на границе Кыргызстана и Таджикстана. В эту эпоху люди жили болыпими группами, занимались охотой и собирательством.

При раскопке древних мест поселения в Кыргызстане были обнаружены и памятники, относящиеся к среднекаменному веку (примерно 140^0 тыслет до н.э.). Например, в трех километрах южнее города Балыкчы на склоне Саламат Булак обнаружены около тысячи каменных орудий. На правом берегу реки Тосор на Иссык-Куле также обнаружены около 3-х тыс. каменных орудий.

На территории Кыргызстана для этой эпохи пока нет антро­пологических данных, но об облике неандертальцев, о их первобыт-

ном мышлении становлении человеческой культуры в это время можно судить по открытому еще в 1958 году А.П.Окладниковым погребению мальчика в гроте Тешик-Таш. Это пока первое захоро­нение первобытного человека по определенному обряду: около кос­тяка были вертикально воткнуты рога горного козла, которые образовывали круг. В других местах захороненных людей покры­вали ветками хвои и цветами. Забота об умерших свидетельствует о возникновении примитивных религиозных воззрений.

В конце каменного века, во время позднего палеолита (40-12 тыс. лет до н.э.), ранние человеческие общины переходят к новой социальной формации - матриархату. Относящиеся к этому периоду небольшие каменные орудия обнаружены в пещере Сел - Ункюр, Учкун Ошского региона, возле источника Кожо-Гёр в Исфаринской долине.

К этому времени относятся также и наскальные рисунки древнейшие из которых обнаружены в пещерах Ак-Ункюр в районе Сары-Жаза нынешней Иссык-Кульской области. На этих рисунках изображены силуэты человека, животных, солнце.

Памятники, относящиеся к бронзому веку (18-8 вв. до н.э.) -найдены во всех регионах Кыргызстана.

В эпоху бронзы на территории Кыргызстана развивались 2 культуры. В Чуйской, Таласской долинах, на Иссык-Куле и Централь­ном Тянь-Шане утвердилась культура пастушеско-земледельческих племен, тесно связанных с населением казахстанских степей и Южной Сибири. Эти племена условно названы андроновскими (по месту откры­тия первых памятников культуры у сАндроново близ города Ачинск). Наиболее древним из последней эпохи бронзы в Чуйской долине является Беловодское (15-13 вв. до н.э.), несколько позже (в 12-9 вв до н.э.) возникли Аламединское, Александровское, Каиндинское поселения.

Кроме этого обнаружены и другие памятники эпохи бронзы: погребения, клады, наскальные рисунки. Так рисунки в пределах Кыргызстана сконцентрированы в основном в урочище Саймалы-Таш (верховья р.Кугарт в Нарынской области, близ г.Чолпон-Ата, в долине Кетмен-Тёбе и на Таласе.

Второй культурой эпохи бронзы является культура племен, живших в восточной части Ферганской долины, которые занимались земледелием. В своем развитии они были связаны с древнеземледель-ческими общинами Средней Азии. Их условно назвали Чустскими (по месту открытия такого памятника у г.Чуст Наманганской ооласти). Поселения их располагались в долинах небольших рек. Население выращивало ячмень, просо. Урожай убирали каменными и бронзовыми серпами. Жители Чустских поселений держали скот, плавили бронзу и отливали орудия труда, оружия, украшения, умели прясть и ткать, обрабатывать камень. На территории Кыргызстана Чустские поселения

открыты близ Узгена, Куршаба, Науката. Наиболее хорошо изучено Ошское поселение, которое располагалось на склоне Сулейман-горы.

В целом развитие Кыргызстана в эпоху бронзы характеризуется активным освоением металла, ростом пастушеского и земледельческого хозяйства, вьщелением первых кочевников-скотоводов, имущественным расслоением людей.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 922.