Культура кыргызов в 19 веке продолжала развиваться на основе традиций, сложившихся в древнее и средневековое время. Ее условно делят на материальную и духовную. В материальную культуру входят типы жилища, оружие и орудия труда, одежда, изготовление предметов быта, украшений и др. На их виды, формы изготовления наложили свой
отпечаток традиционные формы хозяйства кыргызов - скотоводство, земледелие, охота, промыслы.
Особое место в духовной жизни кыргызов занимали эпические памятники героического и лирико-романтического характера, вершиной которых является всемирно известный Кыргызский эпос-трилогия «Манас», «Семетей», «Сейтек».
В памяти народа хранятся имена выдающихся манасчи. Согласно преданиям, первым из них был один из сорока витязей Манаса - Ырчи. Продолжили сказание эпоса Толубай-сынчи и его брат Токтогул-сынчи, жившие примерно в 14в. Крупным манасчи считался и Ноуруз, живший в 18веке. Широкую известность приобрели сказители Келдибек, Балык, Тыныбек, Чоюке (19-нач 20в).
В народе широко известны и другие эпические произведения: «Эр-Тоштюк». «Жаньш-Мырза», «Эр-Табылды», «Курманбек», «Жаныш и Байыш» и др.
Одним из важных проявлений культуры кыргызов является тот факт, что с раннего срелневековья и до начала 20 в. кыргызы пользовались письмом: сначала руническим на согдийско-арамейской основе (7-10 вв.). а затем - арабским, фарси и чагатайским. Сохранились эпиграфические памятники средневековья, документы, рукописи 18-20 в.в.
19 век отмечен творчеством акынов-заманистов. Наиболее видными представителями «заманизма» - историко-философского учения о бренности мира и его неизбежном трагическом конце, являются Калыгул Бай уулу, Арстанбек Буйлаш уулу и др.
Одним из кыргызских акьшов-гшсьменников был Молдо Нияз. До нас дошли две рукописи санатов (поучений) Молдо Нияза, большая их часть была утеряна в годы сталинских репрессий.
Традиции письменной кыргызской поэзии, заложенные Молдо Ниязом, продолжили и другие мастера слова. Один из них - Байымбет Абдрахманов (Тоголок Молдо). Он создавал разножанровые песни, творчески перерабатывал народные обрядовые песни, предания. Он оставил также и ряд собственноручно записанных эпизодов из эпоса «Манас».
Известнейшим акыном-письменником был и Молдо Кылыч Шамырканов. Первым печатным произведением кыргызской поэзии, изданным в Казани в 1911г. был именно его сборник «Зилзала» («Стихия», дословно «Землетрясение»).
В 19 веке признанием народа пользовались и известнейшие акыны. Так, великий акын кыргызского народа Токтогул Сатылганов заслужил особое уважение за то, что он воспевал в своих произ-ведениях идеи справедливости, раскрывал социальные противоречия, обличая власть имущих.
Богатством глубоких философских размышлений характеризуются песни знаменитого поэта-импровизатора Барпы Алыкулова. Кроме этого он создал ряд дастанов-наставлений о сущности мира, человеческого бытия, а также лирических песен.
В 19 веке - первой половине 20 веков продолжало развиваться и музыкальное искусство. Широко были известны также народные музыканты, игравшие на комузе, кыяке, темир-комузе, чооре, керней-сурнае, сыбызгы и создававшие высокохудожественные произведения. Ярким профессионализмом выделялись Куренкей Белек уулу (1826-1960г.г.), Ниязаалы Борош уулу (1860-1949г.г.), Карамолдо Ороз уулу (1863-1960г.г.) Боогачы Жакыпбек уулу (1866-1935 г.г.), Ыбрай Туман уулу (1885-1967г.г.) и др. Их многие произведения позже были переложены на ноты и навечно вошли в музыкальную сокровищницу кыргызского искусства.
Первые историки и просветители кыргызского народа в конце
Начале 20 века.
Первым письменным историком кыргызов был Осмонаалы Сыдык уулу. Он выпустил в 1913 1915г.г. в г. Уфа две книги на кыргызском языке: «Мухтасар тарых-и- кыргызийя» («История кыргызов») и «Тарых-и-кыргыз-шадманийа» («История кыргызов, посвященная Шабдану».)
Видным исследователем истории кыргызов был и Белек Солтоноев. Сохранившийся труд Б.Солтоноева «Кыргыз-казак тарыхы»(«Кызьш-кыргыз тарыхы») считается важным документаль-ным источником истории Кыргызстана. В его трудах даны сведения об эпосе «Манас» и видных манасчы, о Махмуде Кашгари, легендарных мыслителях кыргызского народа Толубае-сынчы, Асан-Кайгы и таких известных акынах, как Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч. Особое место в своем труде Б.Солтоноев уделяет эволюции древнейших мировоззрений кыргызов об астрономии, математике, обществе и природе.
После вхождения Кыргызстана в состав России в кыргызском обшестве оживилось и просветительское движение. Так, видным представ'тгелем просветителей того времени был И-Арабаев. Он является автором ряда учебников и учебных пособий: «Алип-бээ жана тете окуу» (1911г), «Жазуу орнектери» (1912г.), «Кыргыз Алип-бээси» (1925г.), «Саамалык» (1925г.) и др.
В дело просвещения и развития культуры кыргызского народа большой вклад внес Ыбрайым Абдырахманов. Просветительскую деятельность начал учителем новометодной школы в Жети-Огузе, затем с 1916 года - в Ат-Баши. Он известен также и как манасчи, этнограф, собиратель кыргызского фольклора.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 1257.