Психологическая характеристика сознания.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Укажем основные эмпирические характеристики сознания, отличающие эту форму психического отражения от других его форм (психики животных).

1. Сознательное отражение действительности всегда включает ощущение самого себя в качестве познающего субъекта. С возникновением сознания у человека появилась способность выделять себя из природы, познавать и овладевать ею.

2. Сознание человека рефлексивно. На определенном этапе развития ндивидуального сознания у него появляется рефлексивная способность, т.е. готовность сознания к познанию собственных психических процессов и самого себя. Рефлексия является совершенно необходимой характеристикой сознания, которую признают все исследователи. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

3. Сознание человека имеет культурно-историческую природу.

Индивидуальное сознание человека формируется в процессе воспитания, усвоения им социального опыта. В этом состоит принципиальное отличие между психикой животного и сознанием человека. Все формы жизнедеятельности животного являются врожденными,

 индивидуальное поведение появляется в результате их упражнения. В отличие от этого, ребенок с момента рождения приобретает формы индивидуального поведения под влиянием культурно-исторической среды. Даже те поведенческие акты, которые связаны с удовлетворением органических потребностей, осуществляются человеком в соответствии с требованиями, предъявляемыми ему культурой. Так, потребность в пище является биологически заданной, но способ ее удовлетворения при помощи ложки, сидя на стуле за столом, определяется культурными нормами. Это чисто социальное наследование форм жизнедеятельности, т.е. наследование таких ее форм, которые не передаются генетическим путем, а только че рез воспитание, через процессы в ходе которых человек как биологический вид превращается в представителя человеческого рода (т.е. всей конкретной совокупности людей, находящихся в системе общественных отношений),- наличие этого специфического отношения порождает сознание как специфически человеческую форму психики.

4. Сознание человека объективировано, т.е. позволяет строитькартину мира, которая воспроизводит его свойства, не зависящие от присутствия в нем познающего субъекта. Эта характеристика сознания во многом парадоксальна: ведь исходным «психическим материалом», из которого строится картина окружающего нас мира, служат такие характеристики этого мира, которые обусловлены особенностями познающего субъекта. В самом деле, такие качества предметов как шероховатость, гладкость; такие свойства звуковых

волн как громкость, или световых волн как цвет, могут быть открыты в самих этих предметах только при их взаимодействии с самими органами чувств. Ведь световой волне, самой по себе, качество цвета не присуще. Но, тем не менее, из подобного «субъективного» психического материала, человек в своем сознании выходит за пределы свойств мира, обусловленных своей собственной чувственностью, и открывает «сверхчувственные» свойства. Сама возможность

построения, например, физической картины мира предполагает воспроизведение таких взаимосвязей и свойств этого мира, которые

присущи миру «самому по себе», без человека и его сознания.

5. Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших

своих формах не существует. Благодаря способности к речи у человека появляется возможность передачи другим лицам того, что он знает, т.е. человеческое сознание обладает способностью к коммуникации. Хотя коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но только человек способен передавать другим людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это – главное в общении животных), но и знания, т.е. объективную информацию об окружающем мире. Названные свойства могут иметь разную степень выраженности в конкретных случаях, что позволяет различать разные уровни сознания. Например, рефлексивность может быть большей или меньшей по отношению к актам сознания. Это позволяет различать сознательные и неосознаваемые процессы, а также измененные состояния сознания.

Структура сознания

Свойства сознания открываются субъекту в его непосредственном опыте и могут быть обнаружены самонаблюдением. Однако сложность изучения сознания состоит в том, что таким путем невозможно выявить строение сознания, то есть его структурные компоненты, которые являются носителями этих свойств. Этот вопрос попытался изучить А.Н.Леонтьев. Им были выделены три базовых структурных компонента (слоя) сознания: чувственная ткань сознания, значения и система личностных смыслов.

3. КОНРОЛЬ ЗНАНИЙ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

1. Предмет психологии, ее научная специфика.

2. Исторические этапы определения предмета психологического исследова­ния.

3. Этап философской (или донаучной) психологии: психология как уче­ние о душе.

4. Психология как наука о сознании.

5. Психология как наука о бессознательном.

6. Психология как наука о поведении.

7. Психология как наука о личности.

8. Психология как наука о феноменах, механизмах и закономерностях пси­хики.

9. Обыденные и научные психологические знания, сравнительный анализ.

10. Положение психологии в системе наук.

11. Базовые разделы и специальные отрасли психологической науки.

12. Методологические проблемы психологии.

13. Методы психологического исследова­ния.

14. Понятие психики.

15. Специфика «психического отражения», его отличие от других форм отражения.

16. Основные формы проявления психики.

17. Проблема «локализации психического в природе».

18. Проблема выделения единицы системного анализа психики.

19. Проблема выделения объективного критерия психики.

20. Стадии эволюционного развития психики.

21. Характеристика поведения животных и психического отражения на стадии элементарной сенсорной психики (элементарной чувствительности).

22. Характеристика поведения животных и психического отражения на стадии перцептивной психики.

23. Характеристика поведения животных и психического отражения на стадии интеллекта.

24. Общая характеристика поведения животных. Инстинкт, навык, интеллект как основные этапы развития поведения.

25. Врожденное и приобретенное в поведении животных.

26. Специфика научения у животных.

27. Отличия психики человека от психики животных.

28. Теория культурно-исторического развития психики (Л.С. Выготский).

29. Психика и мозг: строение и функции нервной системы.

30. Психика и мозг: рефлекторный принцип работы мозга. Безусловные и условные рефлексы.

31. Психика и мозг: проблема локализации высших психических функций.

32. Психика и мозг: концепция трех функциональных блоков в работе мозга (А.Р. Лурия).

33. Познавательные психические процессы. Общая характеристика.

34. Познавательные психические процессы: ощущение.

35. Классификации ощущений.

36. Представление о порогах чувствительности (абсолютном и разностном).

37. Закономерности ощущений (адаптация, сенсибилизация).

38. Познавательные психические процессы: восприятие.

39. Основные свойства восприятия.

40. Виды восприятия.

41. Иллюзии восприятия.

42. Познавательные психические процессы: внимание.

43. Виды внимания.

44. Познавательные психические процессы: память.

45. Виды и процессы памяти.

46. Познавательные психические процессы: мышление.

47. Мыслительные операции.

48. Виды мышления.

49. Стадии развития мышления в онтогенезе.

50. Познавательные психические процессы: речь.

51. Соотношение понятий «речь» и «язык».

52. Основные функции речи.

53. Виды речи.

54. Дискуссия Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о природе и функциях эгоцентрической речи ребенка.

55. Функциональная взаимосвязь мышления и речи. Становление речевого (словесно-логического) мышления.

56. Познавательные психические процессы: воображение.

57. Виды воображения.

58. Учение Л.С. Выготского о высших психических функциях.

59. Понятие интериоризации. Интериоризация как основной механизм формирования психики человека.

60. Опосредованность высших психических функций человека. Знак как орудие психической деятельности.

61. Общая характеристика эмоциональной сферы человека.

62.  Периферическая теория эмоций Джемса – Ланге.

63.  Информационная теория эмоций П.В. Симонова.

64. Эмоции как субъективная форма существования потребностей. Эмоции и мотивация.

65.  Виды эмоциональных состояний: чувственный тон ощущений, аффект, страсть, настроение, собственно эмоция.

66.  Основные функции эмоций.

67.  Эмоции и чувства, сравнительный анализ.

68.  Понятие «стресс», виды стресса.

69.  Психологические теории стресса.

70.  Воля и проблема произвольной саморегуляции.

71.  Структура сложного волевого действия. Борьба мотивов и проблема выбора.

72.  Понятие «личность» в психологии. Аспекты научного изучения личности.

73. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект деятельности».

74. Представление о структуре личности в теории У. Джемса. Познающее и познаваемое (эмпирическое) Я.

75. Представление о личности, ее структуре и развитии в классическом психоанализе З. Фрейда.

76. Понимание личности в индивидуальной психологии А. Адлера.

77. Представления о структуре личности в аналитической психологии К.Г. Юнга.

78. Представления о личности и путях ее самоактуализации в гума­нистической психологии.

79.  Типология темперамента: история и современность. Основные классификации темпераментов.

80.  Темперамент и характер, их соотношение.

81.  Мотивационная сфера личности. Классификации потребностей.

82.  Способности как подструктура личности. Соотношение задатков и способностей.

83.  Проблема самосознания в психологии.

84.  Представление о «Я-концепции». Структура «Я-концепции».

85.  Категория деятельности в психологии. Личность как субъект деятельности.

 

ТЕСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Неосознаваемые процессы впервые стали предметом изучения у:

А) бихевиористов;

Б) психоаналитиков;

В) когнитивистов;

Г) гештальт психологов.

Д) детских психологов

 

2. Предметом науки общей психологии является:

А) психика человека;

Б) бессознательное;

В) закономерности проявления и механизмы функционирования субъективной реальности;

Г) личность;

Д) индивид.

 

3. Самое существенное свойство психики:

А) первичность;

Б) субъективность;

В) идеальность;

Г) раздражимость;

Д) материальность.

 

4.  Житейская психология в отличие от научной:

А) всегда систематизирована;

Б) зависит от индивидуального опыта;

В) носит обобщенный характер;

Г) имеет своих особых носителей;

Д) субъективна.

 

5. Принцип безусловного принятия человека сформулирован в рамках:

А) психоанализа;

Б) бихевиоризма;

В) гуманистической психологии;

Г) психологической теории деятельности;

Д) гештальт психология.

 

6. В рамках культурно-исторической парадигмы Льва Семеновича Выготского разработана проблема:

А) динамики психических состояний личности;

Б) развития высших психических функций;

В) функционирования психологической защиты;

Г) социально благополучия личности;

Д) психологического благополучия личности.

 

7.Отличительная черта отечественной психологии – использование категории:

А) подкрепления;

Б) бессознательного;

В) деятельности;

Г) активности;

Д) сознательности.

 

8. На основе принципа единства сознания и деятельности выделена отрасль:

А) медицинской психологии;

Б) зоопсихологии;

В) возрастной психологии;

Г) социальной психологии

Д) специальная психология

 

9. К основным особенностям психического отражения относится:

А) избирательность;

Б) структурность;

В) рациональность;

Г) длительность;

Д) системность.

 

10. Метод психологии– это…

А) процесс исследования психики;

Б) способ исследования психики;

В) помощь человеку;

Г) знание о внутреннем мире человека;

Д) исследование познавательных процессов.

 

11.Формула классического бихевиоризма S®R соответствует принципу:

А) «не навреди»;

Б) системности;

В) детерминизма;

Г) развития;

Д) структурности.

 

12. Специфика метода наблюдения заключается в:

А) создании специальных условий для изучения психики;

Б) изучении причинно-следственных связей;

В) манипулировании одной или несколькими переменными;

Г) изучении психики в целостности всех ее проявлений;

Д) изучение социальных условий.

 

13.Автором психологической теории темперамента, основанной на теории функциональной системы П. К. Ано­хина является:

А) И.П. Павлов;

Б) В.М.Русалов;

В) В.С.Мерлин;

Г) А.Р.Лурия;

Д) И.М. Сеченов.

 

14.Этимологически слово «личность» означает:

A)поступок;

Б) маска;

B)внешность;

Г) деятельность;

Д) активность.

 

15. Человек как представитель вида homo sapiens:

A)личность;

Б) индивид;

B)индивидуальность;

Г) субъект деятельности;

Д) субъект активности.

 

16. Главной чертой человека как субъекта деятельности является:

А) индивидуальное сочетание психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях человека;

Б) сознание;

В) способности;

Г) коммуникации;

Д) активность.

 

17. Описание личности по объединенным чертам называется:

A)типологический подход;

Б) факторный анализ;

B)экспериментальный подход

Г) системный подход;

Д) структурный подход.

 

18. Не является типологической концепцией личности:

A) Гиппократа;

Б) Г.Ю. Айзенка;

B) К.К. Платонова;

Г) Л.С. Выготского;

Д) А.Р. Лурия.

 

19. Понятие лежащие в основе типологии личности К.Г. Юнга:

A)нейротизм;

Б) экстраверсия;

B)социабельность.

Г) интраверсия

Д) фобия

 

20 .Нормальность / патологичность личности (по С.Л. Рубинштейну) проявляется:

A) в отношении к себе;

Б) в отношении к другим;

B) в отношении к окружающему миру;

Г) отношение к деятельности;

Д) отношение к обучению.

 

21.К формам патологии личности не относится:

A) деформация личности;

Б) деструкция личности;

B) акцентуации личности;

Г) привязанности личности;

Д) эмоции личности.

 

22. Деформация личности- это:

А) диспропорциональное соотношение струк­турных элементов,

 Б) патологический процесс разрушения сло­жившейся к моменту начала болезни структуры личности в целом или отдельных ее компонентов;

В) крайние варианты нормы, проявляющиеся значительным усилением отдельных черт личности;

Г) дисгармония личности, возникшая в про­цессе ее развития;

Д) эмоциональное выгорание.

 

23. Свойство нервной системы, которое проявляется в отсутствии: наклонности к раздражительности, колебаний настроения и аффективных вспышек:

А) сила;

Б) уравновешенность;

В) подвижность;

Г) инертность;

Д) активность.

 

24. Автор тезиса о том, что «наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет общая психическая активность»:

А) В.С. Мерлин;

Б) В. Д. Небылицын;

В) Б.М. Теплов;

Г) Л.С. Выготский;

Д) А.Р.Лурия.

 

25. Экстравертированный и интравертированный типы характера выделяет:

А) К. Юнг;

Б) Г.Айзенк;

В) Э. Кречмер;

Д)Э.Фромм;

Г).З. Фрейд.

 

26. В переводе с греческого «характер» означает:

А) «маска»;

Б) «печать», «чеканка»;

В) «гармония»

Г) «стержень»;

Д) «целое».

 

27.Характер человека проявляется:

A) в содержании поведенческих реакций;

Б) в динамике поведенческих реакций;

B) в структуре психической деятельности.

Г)  в общении;

Д)   в восприятии окружающего мира.

 

28. Акцентуации характера проявляются:

A) в специфических психогенных ситуациях;

Б) в любой конфликтной ситуации;

B)без видимых причин;

Г) в деятельности;

Д) в поведенческих реакциях.

 

29.Способности человека определяют:

A) психические возможности в различных видах деятельности;

Б) психическую активность человека;

B) индивидуальные схемы восприятия мира.

Г) психическую деятельность;

Д) активность.


30.Скорость образования временных нервных связей определяют:

А) задатки;

Б) способности;

В) одаренность;

Г) темперамент;

Д) ощущение.

 

31.Высший уровень способностей, воплощающийся в эпохальных свершениях, называется:               

A)одаренность;

Б) талант;

B)гениальность;

Г) предпосылки;

Д) гениальность.

 

32.  Тезис «личность харак­теризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности» принадлежит:

А) А.Н. Леонтьеву;

Б) Б.Г.Ананьеву;

В) В.Н.Мясищеву;

Г) С.Л. Рубинштейн;

Д) В.Д.Небылицин.

 

 

33. Высший уровень потребностей по А. Маслоу составляет:

A) познавательная потребность;

Б) потребность в достижении успеха;

B) потребность в самоактуализации.

Г) потребность в общении;

Д) потребность в обучении.

 

34.К мотивационным состояниям человека не относятся:

A) мотивы;

Б) установки;

В) способности;

Г) задатки;

Д) предпосылки.

 

35. Совокупность образов (чувственных ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отно­шению к самому себе и другим:

А) Я- концепция;

Б) Образ Я;

В) самооценка;

Г) саморегуляция;

Д) самопознание.

 

36.Когнитивным компонентом Я-концепции является:

А) самооценка;

Б) образ Я;

В) поведенческие реакции;

Г) эмоциональные реакции;

Д) самовосприятие.

 

37.  Первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции:

А) Э. Эриксон;

Б) Э. Бернс;

В) У. Джеймс;

Г) К. Юнг;

Д) Г.Айзенк;

 

38. Деление личности на две сферы- социальную и органическую принадлежит:

А) В.М.Бехтереву;

Б) А.Н. Леонтьеву;

В) В.Д. Шадрикову;

Г) И.П. Павлову;

Д) Б.Г. Ананьеву.

 

39. Духовные способности по В.Д. Шадрикову относятся к группе способностей:

А) общих;

Б) специальных;

В) практических,

Г) музыкальных;

Д) эстетических.

 

40.Тезис «деятельность как основание личности» принадлежит:

A) Б.Г. Ананьеву;

Б)  А.Н. Леонтьеву;

B) В.М. Бехтереву;

Г)     Л.С. Выготскому;

Д)    С.Л. Рубенштейн.

 

Ключ к тесту

№ п/п Вариант ответа №п/п Вариант ответа
1. Б 21. В
2. В 22. Б
3. Б 23. Б
4. Б 24. Б
5. В 25. А
6. Б 26. Б
7. В 27. А
8. А 28. А
9. А 29. А
10. Б 30. А
11. В 31. А
12. Г 32. В
13. Б 33. В
14. Б 34. В
15. Б 35. Б
16. Б 36. Б
17. А 37. В
18. В 38. А
19. Б 39. А
20. В 40. Б

3.3. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

 

Учебный курс «Общая психология» предполагает выполнение курсовой работы, являющейся первым опытом научного психологического исследования студентов очного, заочного и дистанционного обучения.

Курсовая работа данного уровня предполагает аналитическое реферирование студентом учебной и научной литературы по выбранной теме. В данном учебном пособии приводятся темы курсовых работ, а также рекомендации по их выполнению.

Структура курсовой работы по «Общей психологии» обязательно включает такие разделы как «Введение», «I глава» (с внутренней рубрикацией), II глава (с внутренней рубрикацией), «Заключение» и «Литература».

Во введении студент представляет актуальность выбранной темы и обосновывает свой выбор темы курсовой работы. Также во «Введении» необходимо описать в общих чертах те научные подходы и исследования (с упоминанием авторов), которые студент выбрал для наиболее полного и глубокого представления темы.

В «Заключении» студент подводит итоги относительно успехов в развитии социальной психологии в данной области на материале исследований отечественных психологов.

Главной особенностью данной курсовой работы является содержание структуры ее основной части: в первой главе студент описывает ведущие подходы, понятия и т. п. в рамках выбранной темы на основе учебной и методической литературы, а во второй главе – обязательно использование материалов современных психологических исследований, представленных в научных статьях.[1]

Для каждой темы предложены примерные формулировки названия глав и параграфов, которые студент может изменять в зависимости от того материала, который будет реально использован для анализа.

К каждой теме курсовой работы для примера приводится краткий список научных статей, которые возможно использовать для написания второй главы.

Всего в курсовой работе должно быть использовано не менее 10 источников (при этом научные статьи занимают не менее половины от всего списка), а объем работы должен составлять от 0,4 до 1,0 печатного листа (1 п. л. - 40000 знаков с пробелами).

 




Темы курсовых работ

1. Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы.

2. Особенности и специфика межотраслевых связей психологии с различными областями гуманитарного знания.

3. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина.

4. Особенности становления и развития предмета психологии.

5. Специфика и особенности предмета и задач психологии поведения.

6. Проблема бессознательного в психоанализе.

7. Категория деятельности в психологии.

8. Сущность и содержание принципа единства сознания и деятельности.

9. Природа и качественные особенности психики человека.

10. Высшие психические функции и их социальная природа.

11. Особенность деятельности человека, ее строение и виды.

12. Сущность и содержание основных понятий и принципов психологической теории деятельности.

13. Понятие личности в психологии.

14. Личность как системное (социальное) качество.

15. Проблема соотношения понятий "личность” и "индивидуальность” в психологии.

16. Психологическая структура личности.

17. Развитие психики в филогенезе.

18. Особенности представлений о возрастной периодизации развития личности в различных школах и направлениях психологии.

19. Становление взглядов и представлений о темпераменте в ходе развития психологической науки.

20. Особенности взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента.

21. Психологическая характеристика способностей человека.

22. Специфика психологической классификации способности и ее учет в профориентационной работе.

23. Психология мотивации человека.

24. Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций.

25. Особенности взаимосвязи эмоций и мотивации.

26. Основные направления развития представлений об эмоциях в психологической науке.

27. Особенности и специфика эволюционного развития потребностей.

28. Психология ощущений (в этой теме могут быть рассмотрены следующие вопросы: Роль ощущений в жизнедеятельности людей. Эволюция психологических представлений об ощущении. Физиологические основы ощущений. Чувствительность человека и особенности ее измерения и др.)

29. Психология восприятия (в этой теме могут быть рассмотрены следующие вопросы: Физиологические основы восприятия. Классификация свойств восприятия человека и их характеристика. Закономерности восприятия, особенности протекания в учебной деятельности и др.)

30. Психология памяти (в этой теме могут быть рассмотрены следующие вопросы: Память как психический процесс, круг явлений памяти. Особенности влияния памяти на успешность обучения. Основные виды памяти и их характеристика. Сущность и содержание ассоциативной теории памяти. Основные факты и закономерности психологии памяти. Память и научение в психологии поведения. Основные положения теории построения движений Н.А.Берншейна. Исследования памяти в когнитивной психологии. Проблема памяти в культурно-исторической теории и методика двойной стимуляции. Зависимость непроизвольного запоминания от структурной деятельности в работах П. И. Зинченко и А.А.Смирнова. Взаимосвязь запоминания и мотивации с точки зрения психоанализа (З.Фрейд). Мотивация и запоминание с точки зрения бихевиоризма. Исследования взаимосвязи мотивации и запоминания в гештальтпсихологии и др.).

31. Психология внимания (в этой теме могут быть рассмотрены следующие вопросы: Психологическая сущность внимания и его свойства. Связь уровня возбуждения и внимания в теории Канемана. Особенности развития внимания в ходе учебной деятельности и др.).

32. Психологи мышления (в этой теме могут быть рассмотрены следующие вопросы: Сущность и содержание основных теоретических подходов к изучению мышления в зарубежной и отечественной психологии. Мышление в структуре психики. Физиологические основы мышления. Индивидуальные особенности и качества мышления. Сущность и содержание теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин). Информационная теория интеллектуально-когнитивного развития. Система возрастной диагностики умственного развития.

33. Психологические теории интеллекта.

34. Сущность и содержание психологических механизмов воображения.

35. Нарушения и патологии мышления – сущность проблемы и особенности проявления.

36. Речь: особенности развития в филогенезе и онтогенезе.

37. Психофизиологические механизмы речи и ее мозговая организация.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная:

1. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. –М.:Издательская группа НОРМА–ИНФРА, 2009. - 624 с.

2. Маклаков А. Г. Общая психология — СПб: Питер, 2006 — 592 с: ил — (Серия «Учебник нового века»).

3.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 720 с.

Дополнительная:

4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, 2010. – 511с.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2007. – 336 с..

6. Психические состояния. Хрестоматия./ Сост. Л.В.Куликов. СПБ, 20010.

ГЛОССАРИЙ

Абстракция - один из основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны или состояния предмета.

Адаптация - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Активность - всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика, как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.

Акцентуация - выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, собственно его развитие.

Альтруизм - понятие, обозначающее формы поведения человека, ориентированные на удовлетворение чужих интересов без сознательного учета их выгоды для себя.

Анализатор - нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.

Апатия - состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов.

Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.

Бессознательное - совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом.

Бихевиоризм - одно из направлений в психологии, программу которого провозгласил американский психолог Д. Уотсон, который считал, что надо изучать не сознание, а поведение как систему реакций на воздействие внешней среды.

Вербальный - термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом.

Внимание - сосредоточенность психической деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и пр.

Воля - способность человека целенаправленно управлять своими действиями, поведением, связанная с преодолением препятствий различной степени трудности.

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Восприятие - целостное отображение предметов, ситуаций, событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторы органов чувств.

Гештальтпсихология - одно из направлений психологии, возникшее в Германии во втором десятилетии XX в. Его основателями являются М. Вертхаймер, К. Коффка, В. Келер. Это направление разрабатывало целостный подход к психике, особенно к процессам мышления и восприятия.

Гилозоизм - идеалистическое представление о всеобщей одушевленности природы.

Грезы - вид пассивного воображения.

Группа - ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам (характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития).

Действие - произвольная, преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознанной цели.

Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Душа - понятие, отражающее исторически изменявшееся воззрение на психику человека и животных.

Желание - отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществлять.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.

Игра (детская) — вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

Идентификация - процесс опознания такого качества, на основании которого личное может быть отнесена к какому-либо типу, а также процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком или группой.

Идеомоторика - форма психомоторики, в которой выполняемые движения непосредственно и непроизвольно вызваны ярким представлением об их выполнении.

Индивид - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и т.д.;;J

Индивидуальность - своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.

Инстинкт - врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Интеллект - совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных.

Интерес - эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или человеку.

Интерференция - отрицательное влияние ранее сформированного навыка на вновь формируемый.

Интроверт - тип личности, выражающийся в направленности на явления собственно внутреннего мира.

Интуиция - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

Когнитивные процессы - процессы, относящиеся к познанию только на основе мышления.

Коллектив - это социальная группа высокого уровня развития, где межличностные взаимодействия и взаимоотношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым с держанием совместной деятельности.

Константность восприятия - относительное постоянство образов, в частности их форм, цвета, величины, при изменении условий восприятия.

Конформность — свойство личности "быть как другие", попадать в жесткую зависимое от группы, выраженное проявление которого определяется иногда непроизвольным подражанием, а иногда скромностью.

Личность - конкретный человек во всем многообразии его социальных и психологических особенностей, субъект общественной деятельности и общественных отношений.

Меланхолик - человек, поведение которого характеризуется замедленностью реакций действующие стимулы, а также речевых, мыслительных и двигательных процессов.

Методы психологии - основные пути и приемы познания психических явлений и их закономерностей.

Мечта - вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.

Мнемические процессы — процессы памяти.

Мнемоника — совокупность приемов, облегчающих запоминание.

Мотив - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Навык - действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательной регуляции и контроля.

Настроение - устойчивое переживание каких-либо эмоций.

Обобщение - мысленное соединение сходных признаков нескольких предметов в одно понятии об этих предметах.

Общая психология - область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.

Общение - это связь между людьми, приводящая к возникновению психического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживаниях и взаимопонимании.

Онтогенез - развитие индивида в отличии от развития вида. Онтогенез психики означает ее развитие от рождения до конца жизни.

Органы чувств - телесные органы, специально предназначенные для восприятия, переработки и хранения информации.

Ощущения - психический процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и признаков предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Память - психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

Перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия

Порог ощущений (абсолютный) - минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, - нижний порог; максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущение данной модальности, - верхний порог.

Потребность - состояние нужды организма, индивида и личности для их нормального сосуществования.

Представление - образы предметов, явлений, событий, возникающие на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем их воспроизведения в памяти или в воображений.

Психика - система регуляторов поведения живых существ и, прежде всего, человека в сложной изменчивой среде.

Психоанализ - метод изучения подсознания личности. Термин, введенный 3. Фрейдом.

Реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.

Рефлексия - процесс самоосознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Сангвиник - тип темперамента, характеризующийся энергичностью, повышенной работоспособностью и быстрой реакцией.

Сензитивный период - возраст физиологической и психологической перестройки личности, которому свойственна повышенная сензитивность (повышенное реагирование на эмоциональные раздражители).

Склонность - избирательная направленность человека на определенную деятельность, побуждающая его заниматься этой деятельностью.

Сознание - высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку.

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Страсть - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете.

Стресс - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями: утверждение или отрицание чего-либо.

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.

Тест — система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психического процесса или свойства личности.

Тревожность - психическое состояние опасения, беспокойства, испытываемое человека в условиях ожидания неприятностей.

Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание духовных и материальных ценностей.

Убеждение - осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своей ценностной ориентацией.

Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делающихся определенный вывод.

Учение — процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом.

Фантазия - наиболее выраженное проявление творческого воображения, которому с всегда присуща, но при доминировании создает не просто новые, а неправдоподобные, парадоксальные образы и понятия.

Фацилитация — взаимовлияние людей, повышающее их активность.

Феномен — наиболее общее понятие: любые предметы и явления объективной или субъективной реальности, познаваемой и уже более или менее познанной.

Филогенез - история развития различных видов организмов. В психологии филогенез понимается как процесс возникновения и развития (эволюции) психики и поведения животных также возникновения и развития сознания в ходе истории человечества.

Флегматик - тип темперамента человека, характеризующийся пониженной реактивностью, слабо развитыми, замедленными выразительными движениями.

Фрустрация - психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личное вызванное объективно непреодолимыми и не оправдываемыми препятствиями к желанной цели.

Характер - совокупность свойств личности, определяющая типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.

Холерик - тип темперамента, проявляющийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и истощенности.

Чувство - высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.

Эгоцентрическая речь - речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка дошкольника и обращенная к самому себе.

Эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Эксперимент - один из основных методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Он дает возможность получить количественные и качественные характеристики исследуемого явления.

Экстраверт — тип личности, выражающейся в направленности на окружающий мир, других людей.

Эмоции - это переживание человеком отношения к предметам, явлениям, событиям действительности, к другим людям, к себе, связанное с удовлетворением своих потребностей.

Эмпатия — процесс сопереживания, включенность в эмоциональное состояние другого человека, способность понять переживание другого.

Язык система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.


[1] Рекомендуемые журналы – «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психологическая наука – образованию», «Вестник МГУ. Серия “Психология“», «Психология зрелости и старения», «Иностранная психология», «Психолог в школе», «Журнал практического психолога», «Семейная психология и семейная психотерапия» и другие научные психологические издания.


Дата: 2019-12-09, просмотров: 220.