Для осуществления научного подхода к личности следует четко разграничить понятия, которые будут использоваться в дальнейшем: индивид, личность и индивидуальность.
Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя вида homo sapiens. Человек рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности — генотип. Генотипические свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими, т. е. образуют фенотип. Фенотип — это продукт взаимодействия генотипа и среды. Как индивиды, люди отличаются друг от друга морфофизиологическими особенностями, такими, как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы и др.
Личность — это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе. В процессе своей жизни и деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся «образующими» его личность. Поэтому личностью может быть человек, имеющий опыт социальных отношений, человек — как общественное существо, как носитель качеств, которые отсутствуют у «маугли». Личность проявляется во взаимодействии с окружающим миром: в поведении, в поступках, в своеобразном воплощении социальных ролей. Однако во взаимодействии с окружающим миром личность не только проявляется, но и, как следует из определения, формируется. При этом, по мнению С.Л. Рубинштейна, личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Очевидно, по мере формирования личности, внутренние условия приобретают все большую определенность и значимость, уникально преломляя внешние воздействия.
Личность также может рассматриваться как самоорганизующаяся система. И объектом ее внимания в таком случае становится не окружающий мир, но она сама: познание себя и самосовершенствование, поиск своего предназначения, смысла жизни и осознание ответственности за выбор своего пути.
Индивидуальность — это конкретный человек во всем своеобразии своих физических и физиологических, психологических и социальных качеств (свойств). На уровне индивидуальности получают свое реальное и уникальное воплощение все названные качества человека.
Связь между биологическим индивидом, усвоившей социальные роли личностью и преобразующей мир и себя самое индивидуальностью, выражается формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». (Асмолов А.Г. ).
Теории личности
Внастоящее время в науке не существует признанного всеми понимания и определения личности. В рамках психолого-педагогического знания мы не найдем единственного, общепринятого значения этого термина — их может быть столько, сколько психологов и педагогов, решающих данную задачу. Чтобы составить представление о многообразии трактовок понятия «личность» в психологии и педагогике, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области.
Следует отметить, что те или иные определения личности не обязательно истинны или ложны, но лишь более или менее полезны при исследовании и объяснении закономерностей человеческого поведения, а для изучающих психологию эти знания важны, как ориентир в самопознании и самосовершенствовании, а также в самореализации и достижении большего удовлетворения от жизни.
Зарубежные теории личности
Рассмотрение существующих в настоящее время подходов к личности начнем с анализа трех основных зарубежных традиций: психодинамической, или психоаналитической, когнитивно-поведенческой и экзистенциально-гуманистической (феноменологической).
Психодинамический подход. Представителями психодинамической (психоаналитической) теории являются З. Фрейд, А. Адлер, К.-Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен, Э. Берн и др.
З. Фрейд уподобил личность айсбергу, верхушку которого представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и не видимую, — бессознательное. По З. Фрейду, именно бессознательные психические процессы детерминируют мысли, чувства и поведение человека. При этом истинные причины нашего поведения редко бывают доступными осознанию.
З. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами: инстинктом, разумом и моралью. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности.
Всех представителей психодинамической теории объединяет ряд принципиальных позиций: признание роли бессознательного, необходимость понимания бессознательного психического содержания и его скрытого значения, важность раннего детского опыта для формирования личности, возможность изменений через глубинный инсайт и др.
Когнитивно-поведенческий подход. Представителями этого подхода являются Д. Уотсон, Б. Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж. Роттер, Дж. Келли и др.
Они не считают нужным задумываться по поводу психических структур и процессов, скрытых в бессознательном, а рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, по их мнению, а отнюдь не внутренние психические явления, формируют личность.
Б.Ф. Скиннер, в частности, утверждал, что поведение почти всецело обусловлено подкреплениями из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и, таким образом, понять личность), необходимо проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимым последствием этого действия.
Экзистенциально-гуманистический подход. Выдающимися представителями данного направления являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс.
Согласно данному подходу, поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и понимания действительности. Сторонники этого подхода убеждены, что не бессознательные импульсы, внутренние конфликты или стимулы среды детерминируют поведение человека, а его личное восприятие реальности в каждый данный момент. Личность сама себя контролирует, ее поведение детерминировано способностью делать свой выбор — выбирать, как думать и как поступать. Эти выборы продиктованы уникальным восприятием мира.
Экзистенциально-гуманистический подход представляет идею о том, что люди способны определять свою судьбу, а значит, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют. Личность владеет свободой самоопределения, и это заложено в ее природе.
Важное основание этого подхода состоит в том, что люди по своей природе добры и обладают стремлением к совершенству. В частности, предполагается, что люди естественно и неизбежно движутся в направлении личностной определенности и уникальности, автономности и зрелости.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 233.