Во всем многообразии эмоциональных состояний человека можно выделить чувства, собственно эмоции, аффекты, настроения и стресс.
• Собственно эмоции. Эмоции отражают личное отношение человека к самому себе и к окружающему миру в различных формах переживаний. Эмоция — это непосредственное, временное, но пристрастное переживание какого-либо постоянного чувства в данной ситуации. Именно в тех или иных эмоциях переживаются и обнаруживаются чувства. Но эмоции отражают взаимоотношения человека как организма со средой, в то время как чувства регулируют его отношения как личности с другими людьми.
Внешне эмоции проявляются в характеристиках голоса (тоне, силе, громкости, скорости речи), мимике, жестах, позах, походке человека. Эмоции помогают понимать собеседника, судить о том, что его волнует в данный момент.
Так как эмоции отражают то, насколько удовлетворены текущие потребности человека, то они могут мотивировать поведение и даже влиять на его организационную сторону. Человек не может жить без эмоций. "Человек без эмоций, что покойник в отпуске" (Ф. Энгельс).
По влиянию на жизнедеятельность человека эмоции подразделяются на:
- стенические , т. е. побуждающие активность человека;
- астенические, вызывающие пассивность, бездеятельность.
Характеристики эмоций по знаку, по модальности, по реакции, динамике внешнего выражения.
•Чувства. Чувство — это довольно устойчивое отношение к реальным или воображаемым объектам и явлениям. Роль чувств в жизни человека очень велика. Известно, что основу психической жизни составляет триада «ум, чувство и воля».
Познание мира сопровождается формированием у человека личного отношения к познаваемому. При этом у него возникают различные психические состояния. Сменяя друг друга, эти состояния образуют психический процесс. В этой связи чувства можно рассматривать и как состояние, и как процесс.
Чувства субъективны. Они показывают, как происходит процесс удовлетворения потребностей у данного человека. Неудовлетворенные потребности вызывают отрицательные чувства (обиды, мести).
Чувства социально детерминированы. Они вырастают из практики взаимоотношений людей и определенных социальных отношений между ними. "Наши чувства — это клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа" (Д. Дидро). Чувства — это высший продукт культурного развития человека.
Чувства выполняют регулятивную функцию в жизни человека. Они информируют его о том, как удовлетворяются его жизненные потребности, какие препятствия встречаются на пути, а также заставляют искать пути их преодоления.
Виды чувств:
- нравственные (моральные) выражающие отношения человека к человеку, обществу и природе (любовь, сострадание, доброжелательность);
- интеллектуальные выражающие отношения человека к познанию (интерес, удивление, любознательность, сомнение);
- собственно эмоциональные (практические) выражающие страсть, любовь, страх;
- эстетические отражающие отношение субъекта к различным фактам жизни, как к чему-то прекрасному или безобразному, изящному или грубому.
Сильными чувствами являются страсть, любовь, убежденность. К сильным чувствам относится и зависть. эта «коррозия судьбы человеческой». У соседа сдохла корова? Этого мало, надо, чтобы она еще придавила хозяина! Завистливый человек легче переносит свои неудачи, чем успехи других.
Убежденность, как осознанная потребность, имеет огромную побудительную силу, пренебрегающую, порой, даже инстинктом самосохранения.
Страсть — это стойкое, глубокое чувство, захватывающее мысли и действия человека. Страсть может стать постоянно действующей силой человека, отодвигающей на задний план многие интересы, которые ранее имели какую-то значимость для него.
Любовь. Попытка дать академически точное определение любви, этому высокому, сильному и одновременно хрупкому чувству, порождает какой-то внутренний протест. Сразу всплывает аналогия с проблемами вирусологии, где обнаружение вируса означает полную и окончательную победу над эпидемией.
И все-таки имеется несколько трактовок любви в психологии:
- это высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других и ставящего его в центр главных интересов и помыслов субъекта (любовь к Родине, к матери, к науке, к живописи и др.);
- это интенсивное, психологически напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное духовными и сексуальными потребностями, и выражающееся в стремлении быть позитивно воспринятым другим (любовь к мужчине, женщине).
• Настроение — это общее психическое состояние человека, придающее ему в течение заметного времени определенную эмоциональную окраску.
Настроение полярно в своих составляющих (бодрость — подавленность), внешне выражено (через мимику, позы), заразительно (от личности — к группе, и наоборот), личностно обусловлено (в зависимости от темперамента, характера и воспитания, личность может иметь высокую или низкую эмоциональную возбудимость).
• Аффект. Аффект — это кратковременное, но сильное психическое переживание ("вспышка"), связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств и сопровождающееся изменением функций внутренних органов.
Часто под влиянием аффекта существенно изменяется сознание, человека, Нарушается самоконтроль за своими действиями, затрачивается огромная внутренняя энергия. Аффект — это психологический шквал! Человек может потерять власть над собой и, в лучшем случае, применить для выхода из ситуации стереотипные приемы, абсолютно не соответствующие сложившейся ситуации. В результате — упадок душевных и физических сил, безразличие, апатия. Аффекты оставляют заметные следы в долговременной памяти.
• Стресс. Стресс, как эмоциональное состояние, возникает в ответ на ситуации опасности, стыда, ликования и др. Это неспецифический ответ организма на предъявленные к нему ситуативные требования. Так, трагические и радостные события могут вызывать идентичную стрессовую реакцию.
Стресс может оказывать как дезорганизующее, так и мобилизующее действие. Это определяется не столько объективными факторами, сколько тем, как оценивает ситуацию сам человек. Не зря же говорят, что человек счастлив настолько, насколько он ощущает себя таковым.
• Фрустрация. Когда человек на пути к весьма значимой для него цели встречает внезапное препятствие, и его охватывает тяжелое переживание неожиданной неудачи, сопровождающееся чувством отчаяния (гнева, агрессивности, безысходности, крушения надежд), то говорят о состоянии фрустрации.
Управление эмоциями
Контроль в выражении эмоций проявляется в трех основных формах: 1) «подавлении» (сокрытии переживаемого эмоционального состояния); 2) «маскировке» (замене переживаемого эмоционального состояния выражением другой эмоции, отсутствующей в данный момент); 3) «симуляции» (выражении не переживаемой эмоции). Ситуативно использование данных способов контроля над эмоциональными проявлениями может быть оправдано. Однако постоянный контроль эмоциональных проявлений приводит к тому, что человек перестает «узнавать» свои эмоции, может затрудняться в определении того, что же он на самом деле чувствует в настоящий момент, и, таким образом, утрачивает важнейший ориентир в действительности.
Итак, нужно найти эффективные способы устранения нежелательных эмоциональных состояний, не приводящие к неврозу или сбросу напряжения на телесный уровень, а также способы вызова желательных эмоций, которые могут способствовать оптимизации настроения и творческой деятельности.
Регуляция эмоциональных состояний (устранение нежелательных эмоций) возможна либо при воздействии извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо в результате саморегуляции.
Непосредственно снять у себя эмоциональное напряжение помогут:
· Отключение (отвлечение). Умение думать о чем угодно, только не о том, что огорчает или тревожит. Отвлечение использовалось еще в русских лечебных заговорах как способ устранения нежелательных эмоций. Отвлечение требует немалого волевого усилия, именно оно, в итоге, определит успешность отвлечения.
· Переключение. Связано с направленностью сознания на какое-то интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т. п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности.
· Снижение значимости предстоящей деятельности. Осуществляется путем придания событию меньшей ценности или переоценки значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «это не трагедия» и т. п.
· Разработка запасной (отступной) стратегии достижения цели на случай неудачи (например, если не поступлю в этот институт, то пойду в другой).
· Получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации.
· Откладывание на время достижение цели, в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.
· Физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»). Для этого можно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. п.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 237.