Тема 15. Проблематика сознания / самосознания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема возникновения сознания принадлежит к числу наиболее острых и дискуссионных. Учитывая то, что сознание присуще только человеку, вопрос о его возникновении рассматривается одновременно как вопрос о возникновении человека. Современная психологическая наука придерживается эволюционной точки зрения на возникновение сознания. Это означает, что возникновение сознания может быть понято как «ответ» на изменения в поведении живых существ в ходе эволюции, которые потребовали для своей реализации такой формы психического отражения как сознание. Существует несколько обоснованных теорий возникновения сознания, различающихся по тому, какой эволюционный фактор считается основным для появления сознания. Согласно одной группе теорий, основным фактором появления сознания в филогенезе по-

служило изменение характера трудовой деятельности в процессе эволюции. Согласно теориям второй группы это изменение характера коммуникации в процессе эволюции. Согласно третьей – переход от биологической к социальной форме наследования опыта и от биологической к культурной эволюции. Рассмотрим конкретные примеры каждой из групп теорий. Первая из названных нами теорий в наиболее законченном виде представлена А.Н. Леонтьевым. Он полагал, что главным фактором возникновения сознания послужило появление новой формы деятельности – коллективного труда. Всякий совместный труд предполагает разделение труда, которое заключается в том, что разные члены первобытного сообщества начинают выполнять разные операции. Причем, эти операции различаются в очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически значимому результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения. Поэтому, рассматриваемые  сами

по себе, такие операции представляются биологически бессмыслен-

ными.

Вторая точка зрения, согласно которой возникновение сознания в процессе эволюции связана с изменением характера коммуникации между организмами, наиболее обосновано и полно представлена в теории Б.Ф.Поршнева. Он считал, что основным фактором, который обусловливает появление сознания, является речь. В своей критике «трудовой» гипотезы он исходил из того, что коллективный труд не может быть ведущим фактором развития сознания, поскольку сам по себе уже предполагает его наличие. Труд – это деятельность, регулируемая целью, то есть субъективным представлением будущего результата. Изготавливая какой-либо предмет, мы руководствуемся образом этого предмета в готовом виде. Таким образом, отражение цели возможно только в сознании и в этом смысле оно предшествует появлению труда. Генезис сознания неразрывно связан с речью, поскольку саму постановку цели следует

понимать как речевой приказ, отдаваемый или извне или самому себе. С другой стороны, изготовление орудий также не является критерием существования сознания, поскольку может осуществляться путем подражания, «копирования» действий другого. Подобный вид поведения широко представлен и в животном мире, а наибольшее развитие способность к подражанию развита у обезьян.

Важной особенностью подражания является то, что оно осуществляется как бы автоматически, порою даже вопреки «желанию» животного. Это может использоваться отдельными видами животных в качестве важного оборонительного средства. Поршнев считал, что такой вид оборонительного поведения в наибольшей степени был развит у ближайшего предка человека: выполняя определенные действия, он вызывал в животном подражательную реакцию, которая, в свою очередь, блокировала нападение. Такой же способ

поведения стал широко применяться и в отношении своих сородичей. В доисторическом сообществе особи начали таким образом управлять поведением друг друга. Среди подобных действий большое место могли занимать различные звуки. Репертуар звуковых сигналов усложнялся, и для их различения стали применять различные предметы. Например, один и тот же звук, сопровождаемый показом разных предметов, предполагал разную реакцию. Это привело к тому, что устанавливалась связь между звуками и вещами внешнего мира, на основе которой впоследствии формировалась обозначающая функция языка.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 205.