В российской психологии также существуют различные воззрения на проблему личности. Они представлены в трудах А. Ф. Лазурского, В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева и др.
Исследование личности как системы отношений было начато А. Ф. Лазурским и продолжено В. Н. Мясищевым и его учениками и последователями. А. Ф. Лазурский предполагал, что личности различаются по преобладанию в них внешних и внутренних источников развития («экзопсихики», т. е., основанном на приобретенном опыте отношения человека к окружающему м самому себе, и «эндопсихики» или внутренних психологических механизмах, основанных на нервно-физиологической организации).
В. Н. Мясищев считает систему отношений главной характеристикой личности. Человек рождается без всяких отношений, они формируются у него в процессе жизни. Система отношений, имеющаяся у каждого из нас, — уникальна, поскольку является результатом нашего индивидуального опыта. Отношение человека к самому себе — наиболее позднее образование, следующее за отношениями к ситуациям, предметам и людям. Оно завершает становление характера и в целом системы отношений личности, обеспечивая ее целостность. Отношения характеризуют степень интереса, силу эмоций, желания или потребности, вследствие чего они выступают в качестве движущей силы личности.
Б. Г. Ананьев исходным моментом структурно-динамических свойств личности считал ее статус в обществе (экономическое, политическое и правовое, идеологическое и др. положение в обществе), равно, как и статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе статуса и постоянной взаимосвязи с ним строятся системы: а) общественных функций-ролей и б) целей и ценностных ориентаций. Можно сказать, что статус, роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой личности.
Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения, составляющих как бы второй ряд личностных свойств. Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является характер человека, с одной стороны, склонности — с другой. Основная форма развития личностных свойств человека — жизненный путь человека в обществе, его социальная биография.
С позиций теории деятельности рассматривает личность А. Н. Леонть ев, развивая идеи Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна. Личность выступает как продукт социально-общественного развития, а в качестве ее реального базиса выступает совокупность общественных отношений, реализуемых человеком в его деятельности. Через деятельность человек воздействует на природу, вещи, других людей. При этом по отношению к вещам он выступает как субъект, а по отношению к другим людям — как личность. Деятельность каждого конкретного человека зависит от его места в обществе, от условий его жизни и неповторимых индивидуальных обстоятельств. Деятельность человека вытекает из его потребностей. Вне деятельности реализация любой потребности невозможна.
Базовым в объяснении психики и поведения для грузинского психолога Д. Н. Узнадзе стало понятие установки. Установка — это детерминирующая тенденция, внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к явлениям и объектам действительности. Установка для Узнадзе выступает как опосреднмческое звено между физическим и сознательным миром.
В школе Д.Н. Узнадзе разработано положение, согласно которому установки, возникающие при встрече потребности и ситуации, определяют направленность поведения субъекта до тех пор, пока поведение не наталкивается на те или иные препятствия. В этих случаях неосознанное поведение прерывается, и начинают действовать сознательные механизмы объективации. Возникающие затруднения привлекают внимание и благодаря этому осознаются. После сознательного нахождения нового режима регуляции управление поведением вновь переводится на режим управления подсознательными установками. Эта непрерывная передача управления обеспечивает гармоничное и более экономное взаимодействие сознания и бессознательного.
Установки, по мнению Узнадзе, обеспечивают не только состояние готовности к определенной деятельности, направленной на удовлетворение той или иной потребности, но и являются фактором, направляющим и определяющим содержание сознания. Благодаря механизмам объективизации, человек выделяет себя из окружающего мира, начинает относиться к нему, как к существующему объективно и независимо от него.
Структура личности
Личность — очень сложное образование. Число ее свойств (черт) в русском языке превышает 1500. Среди этих свойств имеются более «укорененные», ядерные (например, высокая тревожность), и такие, которые можно назвать производными (если исходить из тревожности, это, может быть, избегание ответственности). Все черты взаимосвязаны, но их взаимосвязи различны. Как привести в систему это множество черт? На этот вопрос ученые отвечают по-разному.
С. Л. Рубинштейн выделял в структуре личности темперамент, характер, способности, направленность, самосознание.
С таким подходом не согласился А. Н. Леонтьев, который исключил из этого списка темперамент, характер и способности и отнес их к условиям формирования личности:
Структура личности, по К. К. Платонову включает четыре уровня
- низший уровень составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов, скорость протекания нервных процессов, половые и возрастные свойства и др.);
- второй уровень включает индивидуальные характеристики форм отражения (особенности познавательных процессов: памяти, мышления и т. п.);
- третий уровень представлен индивидуальным социальным опытом человека (знания, навыки, привычки, умения);
- высший уровень характеризует направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера) (табл. 2).
Как видно, в структуре личности тесно переплетаются врожденные и «наживные» начала, биологическое (генетически унаследованное) и социальное (приобретенное в период онтогенеза). Очень важно (особенно в педагогическом труде) выявлять соотношения биологического и социального в человеке. Например, невнимательное поведение ученика может быть вызвано либо затруднениями с переключением внимания (биологически обусловленный факт), либо его недисциплинированностью (социально обусловленный факт). Естественно, реакция учителя должна быть различной в обоих случаях.
Основные качества (свойства) личности
Несмотря на существенные расхождения в подходе к личности и к ее определению, имеются и общие позиции, которые могут быть отражены при выделении и описании ее основных качеств (свойств):
· социальность, т. е. несводимость к индивидным, биологическим характеристикам человека, насыщенность социо-культурным содержанием;
· уникальность — своеобразие и неповторимость внутреннего мира конкретной личности, ее суверенность и несводимость к тому или иному социальному или психологическому типу;
· трансцендентность — стремление выйти за «пределы себя», постоянное развитие и творчество как способ бытия личности, вера в возможность самосовершенствования и преодоления внешних и внутренних барьеров на пути к цели и, как следствие, назавершенность, противоречивость и проблемность;
· целостность и субъективность — сохранение внутреннего единства и тождества (равенства самому себе) во всех проживаемых личностью на протяжении жизни ситуациях; надситуативность;
· активность и субъективность — способность изменять себя и условия своего существования, относительная независимость от внешних условий, способность быть источником собственной активности, причиной поступков и принятие на себя ответственности за эти поступки;
· нравственность как гуманистическая основа взаимодействия с социальным миром, стремление относиться к Другому как к высшей ценности, равновеликой ценности собственного «Я», а не как к средству достижения иных, более «высоких» целей.
Перечисленные свойства личности не существуют сами по себе, отдельно друг от друга, но образуют диалектически противоречивые связи, разумно ограничивающие и гармонизирующие их проявление в процессе жизнедеятельности. Так, нравственность ограничивает активность и субъективность, не позволяя им выродиться в социально неприемлемые формы. Уникальность помогает «снять» проблему превращения личности в процессе социализации в «коллективного человека» (К.-Г. Юнг), конформиста. Социальность препятствует перерождению уникальности и суверенности личности в эгоцентрическую замкнутость. Целостность определяет ту грань изменчивости личности, которая помогает сохранить ее идентичность. Стремление к трансцендированию ведет к раскрепощению скрытых резервов личности, повышая ее творческие и адаптивные возможности, не позволяя личности застыть в косной самоудовлетворенности.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 235.