Основные функции и стадии процесса управления организацией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Менеджмент представляет собой тип системы управления, связанный с особенностями и условиями любого нормально функционирующего предприятия, фирмы, акционерного общества и т.п.

Менеджмент на Западе рассматривается как особый вид управления, необходимый экономически самостоятельному хозяйствующему объекту в рыночной экономике для гибкого предприимчивого руководства, способного своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкурентной борьбы, социальные факторы развития и политическую обстановку. [2,с.57]                              

Менеджмент применительно к отдельно взятому предприятию рассматривается не как система управления вообще, а как наука и практика эффективного руководства коллективом для успешного достижения поставленных целей и высоких экономических результатов.

Управление организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работников, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиции достижения поставленной цели. «Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов», так охарактеризовал процесс управления Г. Файоль.

Процесс управления предусматривает согласованные действия, которые и обеспечивают в конечном счете обеспечение общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управления. Поэтому в любой организации выделяются управляющая и управляемая части.

В управляющую часть входит, менеджеры и информационные подразделения, обеспечивающие работу руководящего звена. Эту часть организации принято называть административно - управленческим аппаратом. Входным воздействием и конечным продуктом управляющей части является информация. Управляющее звено - необходимый элемент любой организации. На этом уровне принимаются управленческие решения как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения поставленной цели. Управленческое решение принимается с целью преодоления возникшей проблемы, которая представляет собой не что иное, как реальное противоречие, требующее своего разрешения.

Заметим, что управленческое решение - это результат коллективного творческого труда. Оно всегда носит обобщенный характер. Даже когда руководитель самостоятельно принимает решение, то коллективный интеллект в явной или не явной форме влияет на процесс разработки индивидуального управленческого решения.

Управляемая часть - это различный производственные и функциональные подразделения, занятые обеспечением производственного процесса. То, что поступает на вход управляемой части, и то, что является ее выходом, зависит от типа организации.  [12,с.47]

Менеджмент не эквивалент всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п. (рис.2.10)

 

 

1.Поставленные цели   2.Полученные результаты
                                    Процесс управления

1.Ресурсы:   - трудовые - материальные - финансовые - информационные   2. Положение в среде     3. Динамика развития     4. Стратегия  
                                                     

 

                                      Действия и функции

                                                       управления

 


                                      Процесс создания

                                      и реализации продукции


                      

 



Рис. 2.10. Место процесса управления в организации.

 

Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, низший уровень), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы и др.) и еще от многих факторов. [4,с.21]

Функции менеджмента - это категория, определяющая состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Любая организация как система имеет систему функций. Чаще всего, в качестве управленческих функций, называют следующую систему: планирование, организация, контроль, мотивация и координация (или регулирование). Но такая система не позволяет использовать процессный подход, наиболее полной является следующая система функций, состоящая из 3-х групп:

1. Общие функции, которые отражают порядок управления деятельностью организации, т.к. указывают основные стадии процесса управления, который осуществляется на всех иерархических уровнях.

Функции называются общими, т.к. не зависят от конкретной организации. В состав общих функций входят:

- формирование целей (целеполагание);

- планирование;

- организация;

- контроль.

2. Технологические функции, которые являются технологической базой для выполнения общих функций менеджмента в форме процесса, т.е. они связывают между собой общие функции менеджмента. Технологические функции реализуются через управленческие решения и коммуникации.

3. Социально-психологические функции, которые связаны с характером производственных отношений в коллективе, т.к. совместная деятельность предполагает мотивацию персонала и делегирование полномочий, т.е. формирует в организации психологический климат.

 

 Основные функции управления организацией приведены в таблице 2.1.

Табл.2.1.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 217.