Концепция жизненного цикла организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Любая система, в том числе и организация, характеризуется цикличностью своего развития и имеет жизненный цикл организации – это период, в течение которого организация проходит следующие стадии: зарождение→детство и юность→ зрелость→ старение→ кризис.

Основные этапы жизненного цикла организации графически представлены на рис.1.3. На рисунке часть кривой, имеющая положительный наклон, отражает стадии создания, роста и зрелости организации, а другая ее часть с отрицательным наклоном – стадию упадка организации.

1. Этап предпринимательства (зарождение). Организация находится в стадии зарождения. Цели являются еще нечеткими, а главная цель заключается в выживании. Руководство осуществляется одним лицом.

2. Этап коллективности (детство и юность). Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникация и структура в рамках организации остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства. Главной целью является получение прибыли в ближайшей перспективе и обеспечить ускоренный рост. Основная задача – захватить рынок и укрепить свои позиции. Стиль руководства жесткий.

3. Этап формализации и управления (зрелость).  На этом этапе структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководства звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Основной задачей менеджера является децентрализация управления за счет делегирования полномочий. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности. Главной целью организации является длительный сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа. Основная задача – развитие по разным направлениям, т.е. диверсификация деятельности.

Этап предпринимательства: -нечеткие цели; -высокие творческие возможности  
Этап коллективности: -неформаль -ное общение и структура; -высокие обязатель-ства
Этап упадка: -высокая текучесть кадров; -возрастающие конфликты.
Этап выработки структуры: -усложнение структуры; -децентрализация; -диверсифицированные рынки
Этап формализации и управления: -формализация правил; -стабильная структура; -упор на эффективность

 

 

Рис.1.3. Жизненный цикл организации

 

4. Этап выработки структуры (старение). На этом этапе организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Ее главной целью является выживание, сохранение своих позиций и результатов. Руководители выявляют новые возможности развития Организационная структура становится более комплексной и обработанной. Организация стремится сохранить стабильность персонала. Эффект руководства достигается за счет координации действия исполнителей.

5. Этап упадка (кризис). В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей, привлекается новый персонал. Число конфликтов нередко увеличивается.

К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм принятия решений централизован. Главной целью является обеспечение оживления организации по всем функциям.

Однако жизнь организации не должна состоять из ожидания кризиса организации или из попыток повернуть события вспять. Поэтому существует концепция двух S-образных кривых жизненного цикла организации. Эта концепция предусматривает, что любая организация для того, чтобы существовать долго должна уметь работать над настоящим и будущим одновременно, на рисунке 1.4. это область АВС.

Стратегия S-образной кривой 1 – это текущее улучшение того, что уже делается, т.е. это эволюционный процесс непрерывного улучшения выпускаемой продукции, используемой технологии, сервисных услуг и организационной структуры, но эволюционный процесс не бесконечен, он должен привести к революционному переходу (точка С).

Стратегия S-образной кривой 2 – это будущие новшества, которые основаны на революционных преобразованиях.

Объем проиводства

                                                                                                           Т

Рис.1.4. Концепция двух S -образных кривых жизненного цикла организации.

 

Таким образом, в жизни любой организации необходимо предвидеть ее существование в двух S-образных кривых. Жизнь на участке АВС ставит перед организацией дополнительные проблемы:

1) необходимо определить точку А, когда объем реализации или производства не достиг еще своего максимума (точку В);

2) необходимо поддерживать жизнь кривой 1 достаточно долго, чтобы:

 рост объема производства мог обеспечить необходимые финансовые ресурсы для будущего новшества;

 кривая 2 прошла стадию зарождения.

Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. [10, с.52]                             

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 234.