Предприятие как часть рыночной экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предприятие как открытая система рассматривается с позиции «входа» и «выхода». На входе оно получает информацию о состоянии внешней среды, капитал (физические и финансовые активы), материалы, энергию, трудовые ресурсы. Эти компоненты называют «входами». В процессе преобразования эти ресурсы преобразуются в продукцию (товары и услуги). Эту продукцию или услуги называют «выходами», которые предприятие выносит во внешнюю среду (см. рис.1.1.).

 

Рис. 1.1. Предприятие – открытая система.

 

Если предприятие работает эффективно, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимости «входов». В результате появляются многие возможные дополнительные «выходы», дополнительная прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объемов продаж, удовлетворенность работников, престиж предприятия и т.д.

Предприятия, в том числе и промышленные функционируют в рыночной экономике не изолировано, а во взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга. Успешная деятельность организации в достижении поставленных целей и задач во многом зависит от внешнего окружения. Понятием «внешняя среда» объединяются другие материальные объекты, окружающие систему, которые не вошли в данную систему. Таким образом, внешняя среда есть набор существующих в пространстве и во времени объектов (систем), которые, как предполагается, оказывают воздействие на систему. Внешняя среда – совокупность естественных и искусственных систем, для которых данная система не является функциональной подсистемой.[11, с.354]                             

Внешняя среда может действовать или прямо и непосредственно, или скрыто, косвенным образом. И поэтому внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и микроокружения.[2, с.269]                             

 

Макроокружение организации

Макроокружение создает общие ограничения  среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций. Элементы макроокружения (общей среды) не оказывают непосредственного воздействия на ее текущие операции. Обычно выделяют пять основных измерений общей среды: международное, технологическое, социокультурное, экономическое и законодательное/политическое.

· Международное измерение. Под международным измерением внешней среды понимают происходящие за рубежами страны происхождения организации события и возможности развития бизнеса компании в других странах. На рисунке 1.2. видно, что данное измерение представляет собой контекст, воздействующий на все остальные аспекты внешней среды. Из международной среды появляются новые конкуренты, покупатели и поставщики, она же формирует новые социальные, технологические и экономические тенденции. Сегодня каждая компания должна мыслить в международном масштабе. Менеджеры, привыкшие учитывать только факторы внутреннего рынка, просто обязаны освоить новые международные правила. Даже если кампания не поставляет свои товары на экспорт, она обычно сталкивается с зарубежными соперниками на своем, местном рынке. Но международный рынок – это не только рынок сбыта, но и источник поставок.                                      

Общая среда представляет своего рода «игровым полем», на котором постоянно меняются как игроки. Так и правила игры, причем заранее предсказать изменения невозможно. Более того, изменения на международном рынке могут оказать существенное воздействие и на внутренние рынки.

· Технологическое измерение. Технологическое измерение включает в себя научные и технологические нововведения в отдельной отрасли и в обществе в целом. В последние десятилетия наиболее значимыми инновациями отличаются компьютерная и телекоммуникационная отрасли. Сегодня миллионы людей работают с персональными компьютерами, а в сфере бизнеса развитие пошло еще дальше –

компьютеры объединяются в корпоративные сети, это дает возможность получать информацию от заказчиков в режиме реального времени и оперативно принимать обоснованные решения. Многие технологические нововведения существенно изменяют правила игры в бизнесе, поэтому каждая организация должна быть готова к адекватной реакции. Анализ технологических компонентов позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новых видов услуг, для их усовершенствования и для модернизации технологии.

 

Рис. 1 .2.Внешняя среда организации

 

Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывшиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным последствиям для них.

· Социокультурное измерение. Социокультурное измерение макроокружения организации образуют демографические характеристики, нормы, обычаи и ценности населения страны, в которой оперирует организация. Важными социокультурными характеристиками являются географическое распределение и плотность населения, его средний возраст, уровень образования. Текущая структура населения определяет состав рабочей силы и потребителей завтра. Согласно прогнозам, в будущем ожидается глобализация как потребительских рынков, так и рынка рабочей силы. При этом как потребители, так и члены организаций отличаются все большим многообразием.                                                                          

Демографические показатели во многом определяют нормы и ценности населения.[8, с.84] Значение социальных компонентов очень важно, так как она является всепроникающей, влияющей как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Поэтому организация должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения

· Экономическое измерение. Экономическое измерение отражает общую экономическую ситуацию в стране или регионе, в котором работает организация. Покупательская способность потребителей, уровень безработицы, процентные ставки, величина валового национального продукта, темп инфляции, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления – все это элементы экономической среды. При изучении экономических компонентов важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.[4, с.189]                                В периоды экономических спадов существенно возрастает спрос некоммерческих благотворительных организаций, которым приходится приспосабливаться к его цикличности. В настоящее время экономическое измерение характеризуется тенденцией к слияниям и поглощениям компаний, значительно изменяющим корпоративный «ландшафт». Такого рода события могут оказать весьма негативное воздействие на персонал объединяемых фирм: значительно возрастает чувство обеспокоенности сотрудников относительно сохранения рабочих мест, тем более что первое поглощение – только начало (около половины приобретаемых компаний впоследствии перепродаются).

· Законодательное измерение.

  Законодательное измерение включает в себя федеральные и местные законодательные акты, а так же политические действия, направленные на установление контроля над деятельностями компании. Менеджерам необходимо учитывать и существование различных групп влияния, представители которых тесно связаны с законодательными или политическими кругами и заинтересованы в том, чтобы деятельность компаний не выходила за социальные приемлемые рамки.  [8, с.88] Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства. Государственные законы определяют правила игры, поэтому необходимо иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение политических компонентов должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какое отношение у правительства существует к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы.

Проводя изучение различных компонентов макроокружения, очень важно иметь в виду два следующих момента.

Во-первых, это то, что все компоненты макроокружения находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Изменения в одном из компонентов обязательно приводит к тому, что происходят изменения в других компонентах макроокружения. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не только собственно изменений в отдельном компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения.

Во-вторых, это то, что степень воздействия отдельных компонентов макроокружения на различные организации различна. В частности, степень влияния проявляется по-разному в зависимости от размера организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.п. Например, считается, что крупные организации испытывают большую зависимость от макроокружения, чем мелкие. Чтобы учитывать это при изучении макроокружения, организация должна определить для себя, какие из внешних факторов, относящихся к каждому из компонентов макроокружения, оказывают значительное влияние на ее деятельность. Кроме того, организация должна составить список тех факторов, которые являются потенциальными носителями угроз для нее. Так же необходимо иметь список тех внешних факторов, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для организации.

Для того чтобы организация могла результативно изучать состояние компонентов макроокружения, должна быть создана специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов. Система анализа макроокружения дает необходимый эффект, если она поддерживается высшим руководством и дает ему необходимую информацию, если она тесно связана с системой планирования в организации и , наконец, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации и оценивать эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации. [4, с.192]                             

                                   

 

 

Микроокружение организации

 

Изучение микроокружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.

Основными факторами микроокружения (рабочей среды) организации являются: поставщики, потребители, конкуренты, рынок труда.

· Поставщики оказывают непосредственное влияние на деятельность любой организации. Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимых организацией продуктов и услуг.

С позиции системного подхода организация представляет механизм преобразования входов в выходы. Основными разновидностями входов организации являются поступления всех видов ресурсов для обеспечения ее производственной (операционной) деятельности. Зависимость организации от поставщиков, обеспечивающих поступление указанных ресурсов из внешней среды для обеспечения деятельности организации, один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операционную деятельность организации и успешность этой деятельности.

Наиболее очевидно это в отношении материалов, капитала и трудовых ресурсов. Поиск путей (способов) ослабления влияния поставок этих средств на эффективную деятельность организации связан с ресурсосберегающими технологиями, совершенствованием организации обеспечения производства материальными ресурсами.[7, с.43]                             

Однако многие компании стремятся ограничить круг своих партнеров и направить усилия не на поиск ценовых выгод, а на построение прочных взаимовыгодных взаимоотношений с оставшимися. Традиционно отношения между производителями и поставщиками напоминали отношения между двумя соперниками, находящимися в вечном противостоянии. Сегодня многие фирмы осознают, что тесное сотрудничество позволяет им добиться существенной экономии, повышения качества товаров и услуг и ускорить выход на рынок новых продуктов. Сотрудничество с поставщиками перестало быть исключением и перешло в разряд обязательного правила.

· Потребители являются вторым главным фактором, определяющим успешную деятельность организации. Потребителями компании выступают индивиды и организации, приобретающие ее товары или услуги. Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации ее главную цель и политику.

Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:

 географическое месторасположение покупателя;

 демографические характеристики покупателя, такие, как возраст, образование, сфера деятельности и т.п.;

 социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.;

 отношение покупателя к продукту или услуге. [4, с.196]                             

· Конкуренты являются важным фактором, влияние которого невозможно оспаривать. Конкурентами компании являются те организации, которые оперируют в той же самой отрасли или сфере бизнеса и предлагают свои товары или услуги тем же группам потребителей. [8, с.89] Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы и потребителей , которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы. Многие фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны «пришельцев» и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно вновь пришедшим на их рынок. Об этом очень важно помнить и создавать барьеры на пути вхождения потенциальных «пришельцев». Такими барьерами могут быть углубленная специализация, низкие издержки за счет экономии, контроль над каналами распределения, использование локальных особенностей, дающих преимущества в конкуренции, и т.п. [4, с.195]                             

· Рынок труда и профсоюзы. Рынок труда образуют люди, которые могут быть наняты на работу в организации. Любой компании требуются образованные и квалифицированные работники. Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации необходимыми для решения ею своих задач кадрами. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на нем кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе. Состояние рынка труда во многом определяется не только деятельностью профсоюзов, но и деятельностью профессиональных ассоциаций и наличием определенных классов работников. Правомерно выделить два непосредственно и постоянно воздействующих на организацию факторов рынка труда: 1) необходимость непрерывных инвестиций в обучение и подготовку персонала, что позволяет компании соответствовать конкурентным требованиям глобальных рынков;  2) влияние международных торговых объединений, автоматизации труда и расположение производственных мощностей на распределение рабочей силы, что создает ее дефицит в одних областях и избыток в других.

Влияние и рост профсоюзов заставляет сегодня крупные компании вести переговоры с ними, а также рассматривать трудовые ресурсы как сложную переменную организации.

· Государственные органы. Трудовое законодательство непосредственно отражается на деятельности организации и должно учитываться при управлении. Многие законы и государственные учреждения также влияют на организации. Наибольшее влияние оказывает, регулирование внешней торговли (экспорта, импорта), таможенное регулирование, обеспечение экологической безопасности и др. Число и сложность законов, имеющих отношение к бизнесу, в 20-м веке резко возросло. При этом государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции (Министерство финансов, Министерство внешних экономических связей, Национальный банк и др.), а также принимают свои требования, имеющие силу закона (лицензии, надзор за качеством продуктов и медикаментов, охрана труда, экология и др.)  [7, с.49]                             

Таким образом, внешняя среда организации имеет следующие характеристики:

1. взаимосвязанность факторов внешней среды, т.е. уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого либо фактора окружения может обуславливать изменение других;

2. сложность внешней среды, т.е. число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;

3. подвижность среды, т.е. скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;

4. неопределенность внешней среды, т.е. соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Организация по отношению к внешней выполняет следующие задачи:

1) Менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей.

2) Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия.

3) Организация вынуждена приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 266.