Анализ сильных и слабых сторон предприятия служит для того , чтобы определить какие области деятельности и функции предприятия нуждаются в улучшении.
Анализ проводится по отдельным параметрам, которые влияют на конкурентоспособность и определяют успех предприятия.
Матрица возможностей
Вероятность использования возможности
Влияние
Матрица угроз
Вероятность использования возможности
Возможные последствия
При рассмотрении существующих возможностей и угроз, можно сделать вывод о том, что используя и развивая свой потенциал, организация может преодолеть или минимизировать основные угрозы. Имеющиеся слабости фирмы могут быть преодолены открывающимися перед ней возможностями.
Оценив вероятность использования и степень влияния всех возможностей, можно сделать вывод, что занимаемые позиции конкурирующих фирм оказывают огромное влияние на эффективность деятельности организации и их ослабление дает возможность занимать лидирующие места на данном сегменте рынка, что, естественно, ведет к увеличению прибыли.
Также у предприятия существуют некоторые угрозы, наступление которых может ослабить эффективность деятельности. Одна из главных угроз, которая может привести организацию в критическое состояние – это возрастание давления конкурентов. Чтобы быть готовым к этой угрозе, предприятие должно проводить маркетинговые исследования, проявлять особое внимание к каждому клиенту, детально изучать данный сегмент рынка, создавать барьеры на пути вхождения потенциальных пришельцев.
Стоит также отдавать должное внимание поставщикам. ЗАО «Росинвест» находится в высокой зависимости от поставщиков, поэтому задержки поставок продукции могут привести к потере постоянных потребителей, а невозможность поставки того или иного промышленного электрооборудования, дорожно-строительной техники может серьёзно подорвать стабильность компании.
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, используется SWOT-анализ.
Построение SWOT-матрицы
Сильные стороны S 1. Гибкая ценовая политика 2. Широкий ассортимент поставляемой продукции 3. Соответствие международным стандартам и требованиям 4. Хорошая квалификация сотрудников 5. Хорошая репутация у покупателей 6. Наличие складских помещений 7. Сплоченность сотрудников 8. Регулярное проведение курсов повышения квалификации сотрудников 9. Низкая текучесть кадров | Слабые стороны W 1. Нет ясных стратегических направлений 2. Зависимость от поставщиков 3. Слабая организационная система 4. Отсутствие финансового планирования 5. Высокие цены 6. Недостаточно рекламы предприятия в СМИ 7. Отсутствие системы мотивации 8. Недостаточные маркетинговые исследования |
Возможности O 1. Выход на международный рынок 2. Появление новых поставщиков 3. Появление новых технологий 4. Ускорение роста рынка 5. Ослабление позиций конкурирующих фирм 6. Рост благосостояния населения 7. Стимулирующий характер государственного регулирования | Угрозы T 1. Усиление позиций конкурентов 3.Распространение товара-заменителя 4. Возрастающее конкурентное давление 5. Критическое финансовое положение в стране 6. Задержки поставок продукции 7. Рост безработицы |
Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:
1. Как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия? (Поле SO – сильные стороны + возможности)
Максимальное развитие фирмы значит увеличение прибыли и расширение клиентуры. Предприятие стремится разработать и поставить такой товар, который привлечет как можно большее количество клиентов и стремится создать уникальный имидж в сознании покупателя. Такая стратегия применяется, если ею может быть достигнуто сокращение издержек, но предприятие рискует попасть в интенсивную конкуренцию. Развитие производственных технологий, рост благосостояния населения как нельзя лучше способствует развитию фирмы. Высокое качество продукции поможет войти в число лидирующих компаний, поэтому следует сделать акцент на качестве и актуальности товара.
Конкурентоспособность продукции даёт возможность удерживать определённую большую часть доли рынка. Завоевание большой доли рынка может пройти достаточно успешно благодаря высокой квалификации сотрудников и правильной политики менеджмента.
2. Какие слабые стороны предприятия могут в этом помешать? (Поле WO – слабые стороны + угрозы)
Высокие цены могут помещать в борьбе за новых клиентов. Зависимость от существующих поставщиков, слабое представление о конкурентах и возможных поставщиках, отсутствие рекламы помешают наладить сотрудничество с новыми поставщиками, которые могут остаться просто незамеченными. Либо могут испытывать большое недоверие к данному предприятию, ввиду отсутствия достаточного количества информации.
Отсутствие стратегического направления развития, отсутствие системы мотивации персонала может сыграть большую роль в применении новых технологий. Отсутствие маркетинговых исследований значительно тормозит расширение ассортимента производимой продукции, т.к. непонятно что производить и кому это потом продавать.
Долгий срок исполнения заказа и высокие цены на продукцию могут помешать воздействию такого выгодного фактора, как ухудшение позиций конкурента. Неспособность к инновациям не сочетается с развитием технологий вообще. При высокой себестоимости продукции новые покупатели могут отказаться от закупок нашей продукции, так как наши цены выше, чем у конкурентов.
3. За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы? (поле ST – сильные стороны + угрозы)
Фирма имеет значительные внутренние силы, но внешняя среда таит в себе много угроз. Внимательное отношение к заказчикам и поставщикам и долгосрочное сотрудничество и высокий уровень качества продукции поможет удержать существующих клиентов (т.е. нейтрализует угрозу выбора поставщика на более близком расстоянии).
Наиболее эффективными будут стратегии, направленные на смягчение внешних угроз на рынке: освоение новых товаров и технологий. Уникальный имидж фирмы может противостоять влиянию новых конкурентов.. Высокая производственная мощность может сгладить снижение уровня спроса. Высокое качество продукции способно удержать покупателей от перехода к конкуренту, проинформировав их о высоком качестве продукции.
4. Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, следует больше всего опасаться? ( Поле WT – слабые стороны + угрозы)
Высокие цены в сочетании с ростом налогов могут нанести непоправимый вред предприятию. Может сложиться такая ситуация, что цены на производимую продукцию придется повышать еще, что недопустимо, т.к. и существующий уровень является достаточно высоким. Отсутствие маркетинговых исследований, плохая осведомленность руководства, может усугубиться нестабильной экономической ситуацией. Например, изменением структуры спроса или выход на рынок новый конкурентов. Отсутствие стратегического направления развития в сочетании с финансовым кризисом привело к сокращению штата сотрудников на треть и фактической остановке все производственных процессов.
Угроза, связанная с поставщиками. Если значимость поставщиков высока и исходные материалы являются высокозначимыми, то угрозы, связанные с поставщиками являются решающими. Необходимо очень осторожно менять каналы снабжения и поддерживать добрые отношения со своими поставщиками. Высокая себестоимость продукции может привести к тому, что появившийся конкурент может предложить рынку продукцию, аналогичную нашей, по более низким ценам.
Также долгий срок исполнения заказа, высокие цены на продукцию могут привести к потере клиентов, к снижению уровня спроса, к уменьшению или ликвидации прибыли, к долгам или к закрытию фирмы.
Таким образом, из проведенного анализа следует, что предприятие находиться на грани между сильными и слабыми сторонами. Оказывается довольно сложным минимизировать негативное влияние, которое в настоящий момент очень велико. Хотя сильные стороны и использование открывающихся возможностей в большой степени нейтрализует их действие. И сильные и слабые стороны находятся примерно на одном уровне, и даже незначительные изменения могут послужить тому, что перевес окажется на одной из сторон.
Главным направлением изменений будет использование возможностей среды с привлечением сильных сторон организации, для устранения слабостей и предотвращения угроз, т. е. выход на новые рынки или сегменты рынка или усиление на одном из существующих, повышение мотивации персонала, проявление особого внимания маркетинговому фактору и рекламе.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 242.