Получение и анализ оперативной информации об уровне качества медицинской помощи и возможность принятия адекватных управленческих решений обеспечивает контроль качества. Постоянный и успешный контроль возможен тогда, когда этим занимаются различные категории медперсонала. Существуют различные виды контроля: предупредительный и текущий, внутренний (ведомственный) и внешний (вневедомственный), государственный, общественный, контроль пациента. В последние годы ЛПУ широко используют прогрессивную систему самоконтроля и должностного контроля, включенного в должностные инструкции. Контроль качества медицинской помощи является управленческим инструментом, предполагает последовательное выполнение следующих действий:
§ Установление критериев (стандартов) качества
§ Оценка соответствия объекта контроля принятым критериям
§ Коррекция в случае несоответствия принятым стандартам
§ Планирование, совершенствование требований стандартов
Цикл контроля качества медицинской помощи включает в себя изучение явления, обнаружение проблем и исследование причин, выработку необходимых мероприятий, внесение изменений, оценку результатов.
В системе управления качества медицинской помощи можно выделить три взаимосвязанных элемента контроля:
1. Участники контроля (т.е. кто должен осуществлять контроль).
2. Средства (с помощью чего осуществляется контроль)
3. Механизмы контроля (каким образом осуществляется контроль, последовательность действия).
Правовым аспектом контроля качества медицинской помощи в РФ является Положение о системе ведомственного и вневедомственного контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, утвержденное приказом МЗ РФ и Федерального фонда ОМС № 363/77 от 24 октября 1996г. «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению РФ».
Нормативная база делит всех участников контроля на два звена:
I. Ведомственное звено
1. Медицинские учреждения. На уровне ЛПУ контроль качества является функцией заведующих подразделений, заместителя руководителя ЛПУ по клинико-экспертной работе, клинико-экспертных комиссий ЛПУ.
2. Органы управления здравоохранением. На этом уровне контроль качества является функцией клинико-экспертных комиссий органов управления, главных штатных и внештатных специалистов. Участники ведомственного звена осуществляют контроль всех компонентов качества медицинской помощи. Система ведомственного контроля призвана осуществлять:
ü оценку состояния и использования кадров и материально-технических ресурсов ЛПУ
ü оценку профессиональных качеств медработников путем аттестации
ü экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам
ü выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок
ü подготовку рекомендаций для предупреждения врачебных ошибок
ü изучение удовлетворенности пациентов
ü расчет и анализ показателей, характеризующих качество медицинской помощи
ü выбор управленческих решений, проведение корректирующих воздействий, контроль за реализацией решений.
II. Вневедомственное звено контроля качества медицинской помощи – лицензионно-аккредитационные комиссии, страховые медицинские организации, страхователи, исполнительные органы фонда социального страхования, профессиональные медицинские организации, ассоциация защиты прав потребителя и другие.
Виды вневедомственного контроля:
ü целевой
ü плановый
ü предупредительный, целью которого является определение возможности ЛПУ или конкретного лица оказывать заявленные виды медицинской помощи, а также соответствия заявленной деятельности установленным стандартам
ü контроль результата – осуществляют с целью определения качества медицинской помощи, оказанной конкретному пациенту. В ходе экспертизы оценивается медицинская и экономическая эффективность помощи, соответствие выбранной технологии патологическому процессу, мнение пациента о качестве.
ü Основные функции вневедомственного звена контроля качества медицинской помощи:
ü оценка возможностей ЛПУ гарантировать требуемый уровень качества, контроль за безопасностью и соответствием медицинских услуг стандарту при проведении лицензирования, аккредитации, сертификации
ü анализ результатов оказания медпомощи
ü изучение удовлетворенности пациентов
ü подготовка рекомендаций по повышению качества медицинской помощи, контроль за их выполнением
ü проверка выполнения обязательств по медицинскому страхованию
ü контроль соблюдения инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан
ü контроль за правильностью применения тарифов и соответствия предоставляемых к оплате счетов выполняемому объему медицинской помощи
Основные причины назначения вневедомственного контроля:
- необходимость проведения лицензирования, аккредитации, сертификации
- жалобы пациентов, страхователей
- неблагоприятный исход заболевания
- наличие дефектов в оказании медицинской помощи
- несоответствие счетов на оплату медицинских услуг медико-экономическим стандартам
Всех участников системы контроля можно разделить на 3 звена:
Вариант наиболее рационального деления полномочий участников внешнего звена контроля качества медпомощи
Дата: 2019-12-10, просмотров: 331.