В процессе выполнения данной работы проанализированы различные подходы к определению понятия «общественное мнение». Установлено, что спектр известных концептуальных ряда авторов, исследовавших данную проблематику, достаточно широк.
Так, У. Макиннон дает определение общественного мнения как суждения по конкретному вопросу, которое имеют информационные и интеллектуально «интегрированные» члены сообщества. Мнение распространяется и воспринимается в качестве собственного большинством членов «цивилизованного государства».
По определению У. Липпмана, общественное мнение – это образы в сознании людей, образы самих себя, других людей, своих нужд, целей и взаимоотношений.
Общественное мнение как взгляды, которые вырабатываются индивидами по отношению к сторонам внешнего мира П. Одегард представляет связанными с поведением других людей в той мере, в какой это поведение затрагивает нас, зависит от нас или интересует нас.
По В.Н. Амелину, общественное мнение – это определенный способ, посредством которого социальная группа заявляет о себе на политической арене.
В определении Г. Шпайера общественное мнение представляет собой спектр мнений по вопросам, представляющим интерес для нации, выражаемых людьми, не принадлежащих к органам государственной власти. Эти индивиды считают вправе оказывать влияние своими мнениями на действия и на структуру правительства.
Напомним, что по определению Э. Ноэль-Нойман общественное мнение является способом поведения, который следует выражать публично, чтобы не оказаться в изоляции от общества. При этом влияние общественного мнения столь ощутимо, что и органы власти, и социальные группы, и отдельные граждане находятся под его воздействием. Основа этого влияния проявляется в осознании возможности угрозы изоляции от общества, как отдельного индивида, так и властных структур
По определению Е.А. Якубы общественное мнение – это устойчивое эмоционально-волевое отношение, особое состояние реального сознания масс, выражающее доминирующее отношение, позицию по актуальным общественно-значимым вопросам.
Таким образом, представленные здесь определения позволяют уже на данном этапе разглядеть три составляющие общественного мнения: когнитивный компонент, который выражается в наличии суждений по тому или иному вопросу, событию, явлению; эмоциональный компонент, связанный с поведением других людей и волевой компонент, поскольку требует публичного выражения.
Понимание сущности общественного мнения зависит от определения субъекта и объекта общественного мнения. В научной литературе существует множество подходов к данному вопросу, но только их сравнительный анализ позволяет получить целостное представление.
Вопрос о субъекте (носителе) общественного мнения - это, прежде всего, вопрос о том, чье мнение можно считать общественным, и кто в современном обществе может говорить от имени общественности. Может ли в роли субъекта общественного мнения выступать индивид, или это прерогатива общества в целом? Могут ли субъектом общественного мнения быть отдельные элементы общества (социальные группы, общности, классы, слои и т.д.)?
Решение этих вопросов лежит в трёх плоскостях: индивид - социальная группа – общество. В зависимости от ответа на них все многообразие подходов к пониманию субъекта общественного мнения можно свести к трем традициям:
1) носителями общественного мнения являются индивиды.
2) выразителем общественного мнения может быть только общество в целом.
3) носителем общественного мнения, могут быть социальные группы, общности, классы и т.д.
1. Сторонники первой традиции исходят из того, что в современных обществах имеются большие группы людей, которые по своему положению в обществе, роду своей деятельности претендуют говорить от имени народа. Это, прежде всего, политические деятели, депутаты, руководство формальных и неформальных организаций, журналисты, писатели и т.д., которые пытаются выдать своё мнение за мнение общественное. Здесь встаёт вопрос, можно ли индивидуальное мнение, даже самых авторитетных и признанных лидеров считать общественным?
С одной стороны оценки и высказывания лидеров - это их личное мнение, с другой стороны - за ними стоят более или менее широкие группы людей (избиратели, члены организации и т. д.). А.Сови отмечает, что «иногда узкие группы или даже заурядные личности располагают рупорами более или менее мощными: газетами, радио, передатчиками и т. д. Ансамбль этих голосов, когда он относительно строен, составляет общественное мнение». Полемизируя с ним, Б.А. Грушин отмечает, что в этом случае «высказываемые лидерами мнения должны, по крайней мере, совпадать по своему содержанию с мнением общественным».[3]
Анализируя индивидуальные мнения, высказывания необходимо иметь в виду, что точность выражения в них общественного мнения весьма относительна и в смысле определённой позиции лидера, и в смысле возможной субъективности его суждений. Мнение лидера является лишь опосредованным выражением общественного мнения, ставить знак тождества между ними нельзя. «Индивид не является и не может быть субъектом общественного мнения, но он вполне может быть его выразителем», - считает Б. А. Грушин [16, с. 167].
2. Следующая традиция определение субъекта общественного мнения основана на тезисе о том, что только общество в целом, народ, является выразителем общественного мнения. Активным сторонником данной точки зрения является А. А. Уледов. Он пытается доказать, что «количественная и качественная характеристики общественного мнения получают свое выражение в единодушных суждениях всех классов и социальных групп». [17, с. 50]
Поскольку единство общественного мнения признавалось только за социализмом, он утверждает, что носителем общественного мнения, единого во всех секторах социального организма, может быть лишь общество в целом.
В современном мире все общества имеют сложнейшую организацию. Многоуровневое строение и многомерное измерение современного социального пространства практически исключают возможность формирования монистического общественного мнения. Интересы различных социальных сил современных обществ настолько дифференцированы, что они раскалывают общественное мнение.
Это приводит к возникновению плюралистичности общественного мнения. Таким образом, наиболее значимыми факторами этой дифференциации, становятся: уровень образования, урбанизация, возраст, пол, тип региона, социально-политический и экономический статус, профессиональная принадлежность, ценностно-нормативная ориентация, мотивация, степень адаптации к новым социальным условиям и т.д. В разных обществах и на разных этапах её развития могут доминировать те или иные факторы.
3. Признание плюралистичности общественного мнения послужило основой появления еще одной традиции, признающей статус субъекта общественного мнения за структурными элементами общества: социальными общностями, группами, слоями. Данная традиция была заложена Г. Тардом. Он считал, в частности, что творцом общественного мнения является публика «как особая разновидность социальных общностей».
В рамках данной традиции работают многие современные исследователи. Р.А. Сафаров пишет: «Общественное мнение - это отличающееся относительной распространенностью, интенсивностью и стабильностью оценочное отношение социальных общностей к вопросам, представляющим для них интерес, и выраженное в их суждениях и действиях». [18, с. 49].
В.К. Падерин также является, сторонником данной позиции и указывает, что «общественное мнение - это оценочные суждения (заключение) больших и малых социальных групп, выявляющие значимость различных социальных явлений в плане соответствия или несоответствия их интересам и выражающие к ним свое отношение». [19, с. 79].
Таким образом, были рассмотрены три подхода к определению субъекта общественного мнения. Но именно третья позиция наиболее нам близка, так как мы рассматриваем общественное мнение молодежи, как отдельной категории населения.
Признание за отдельными элементами общества статуса субъекта общественного мнения выдвигает вопрос о том, все ли социальные группы и общности могут определяться в качестве носителя и выразителя общественного мнения.
Общественное мнение признаётся либо за «большинством», либо за «меньшинством». В связи с этим такие исследователи, как М.К. Горшков, Л.К. Уледов считают, что рассмотрение общественного мнения как коллективного общественного суждения означает, что оно устраивает всех или большую часть общества, социальной общности или группы, породившей его. Если же отдельные суждения не находят поддержки большинства, то не возникает и общественного мнения. [17, с. 65].
Необходимо ввести еще один параметр оценки субъекта общественного мнения: пространственно-временное измерение Данный индикатор позволяет выделить основные и неосновные субъекты общественного мнения. Основными субъектами общественного мнения являются те элементы социума (социальные группы, слои, общности), чьи оценки, взгляды, позиции, нормы и ценности доминируют в общественном сознании в определённый исторический период.
Неосновными субъектами общественного мнения могут считаться те социальные элементы, которые придерживаются иных взглядов, норм, ценностей и которые обеспечивают плюралистичность общественного мнения, и не смогли доказать преимущество своей позиции.
В любом обществе всегда находится немало людей, стоящих вне общественного мнения. Это те, кто при обсуждении тех или иных проблем или имеют свою собственную индивидуальную позицию, не совпадающую с позицией ни одной из общественных групп, или вовсе не занимают никакой позиции, уклоняются от высказываний, оценок. Порой это зависит от предмета обсуждения тех или иных факторов.
Таким образом, сам вопрос о субъекте общественного мнения также плюралистичен, он и не может быть иным в современном альтернативном мире. Он требует дальнейшего исследования и, видимо, не имеет окончательного решения.
Следующим фактором определения субъекта общественного мнения является объект и характер общественного мнения.
Объектом общественного мнения может быть:
· Во-первых, только те явления, события, факты, которые связаны с интересами конкретного коллективного или индивидуального субъекта (и не только в материальной, но и в политической, культурной, социальной сферах жизни) и имеют высокую степень актуальности.
· Во-вторых, объектом общественного мнения могут быть только те явления, события, факты, которые допускают многозначность толкования. А не безусловность оценочных суждений.
· В-третьих, объектом общественного мнения может быть то, что информационно доступно субъекту. Объем, содержание и характер получаемой информации оказывают значительное влияние на распространение мнения, его компетентность и, в значительной степени, определяют поведение людей. Здесь важная роль отводится массовым коммуникаторам, в том числе средствам массовой информации.
Границы объекта общественного мнения определяются рядом формальных критериев, в соответствие с которыми устанавливается связь общественного мнения с действительностью:
1) Актуальность объекта общественного мнения или наличие «общественного интереса». В связи с этим B.C. Коробейников пишет, что общественное мнение является таким проявлением общественного сознания, «в котором отражается оценка социальными группами, народом в целом актуальных явлений действительности, представляющих общественный интерес. [20, с. 74].
Внимание общественности к тому или иному факту, событию, процессу связано, прежде всего с тем, насколько они затрагивают реальные интересы различных социальных групп и общества в целом. Именно социальный интерес придает им статус объекта общественного мнения. [20, с. 75].
2) Дискуссионность, спорность объекта общественного мнения. Так, А.К, Уледов считает «...важным признаком общественного мнения то, что оно возникает в связи с расхождением взглядов людей». [21, с. 82].
Отбор объектов общественного мнения предполагает, что не все факты, события, процессы задевают общественные интересы, способны дать импульс, толчок общественному возбуждению, порождающему общественное мнение. Мощной силой формирования проявления общественного мнения является неоднозначное толкование, различные нормативно-ценностные оценки, суждения, высказывания. Для проявления силы общественного мнения «необходимо, чтобы оно натыкалось на точку опоры, т.е. на сопротивление и некоторую оппозицию».
3) Компетентность. Под компетентностью понимается определенная степень знакомства или незнакомства людей с предметом обсуждения, степень осведомленности людей о нём, способности постигать его и судить о нём. Из всех фактов, явлений и событий социальной реальности объектом общественного мнения становится те, о которых люди могут судить со знанием дела.
Итак, объектом общественного мнения может быть только то явление, событие, факт, который связан с интересами субъекта (и не только в материальной, но и в политической, культурной, социальной сферах жизни) и имеет высокую степень актуальности. Интересы могут быть связаны со своими носителями и опосредованно, а не только напрямую.
Рассмотрим структуру общественного мнения.
Общественное мнение имеет сложную структуру, а одним из основных его качеств является деятельностная составляющая. Структура общественного мнения включает: когнитивный элемент – знания; эмоциональный элемент – чувства и эмоции; аксеологический элемент – оценки; поведенческий элемент, который проявляется в готовности действовать определенным образом.
Если же рассматривать внутреннюю структуру общественного мнения, то можно увидеть последовательную смену присущих ему стадий: от зарождения до исчезновения. Это принято называть динамической структурой общественного мнения.
Внутри этой структуры выделяют несколько стадий:
1) зарождения: проявление широкого интереса множества людей к проблеме и активный поиск информации. У человека появляется потребность выразить своё мнение (оценку), обменяться им с другими людьми и, таким образом, уже складывается групповое мнение.
2) формирования: в ходе обмена мнениями, словами между группами с различными оценками формируются уже большие группы (массы) людей. Идёт активная работа по поиску и сплочению единомышленников; выявляются доминирующие противоположные мнения, вокруг которых и концентрируются основные силы.
3) функционирования: доминирующее мнение узаконивается и способно выступать партнёром (противником) управляющих органов и организаций, создавших какую-либо проблему. Она (проблема) в фокусе мнения. Позиции большинства чётко очерчены.
4) спада: это снижение массового интереса к проблеме (она становится для большинства людей не актуальной, либо решение проблемы на данный момент невозможно, либо решена, либо появилось что-либо, перекрывающее данную проблему);
5) отмирания: мнение теряет качество общественного (массового), превращается в разрозненные суждения отдельных людей и групп. Социальная оценка сходит «на нет».
Границы между этапами подвижны, размыты. Одновременно может существовать несколько общественных мнений по разным проблемам (имеют различные объекты) и находится на разных этапах.
Определяя функции общественного мнения, различные исследователи с редким единодушием говорят об одних и тех же функциях, практически ничего в них не изменяя. Итак, функциями общественного мнения можно считать:
1. Регулятивная. В регулятивной активности общественного мнения наиболее ярко выражается та относительная самостоятельность, которой оно обладает по отношению к общественному бытию, его способность корректировать и изменять течение и содержание общественных процессов, включаться в детерминацию массового поведения.
2. Адаптирующая (включая функции социализации и воспитательную). Возможность прививать индивидам нормы, ценности, правила поведения в изменяющихся условиях.
3. Контрольная. Своеобразие контрольной функции заключается в том, что общественное мнение практически всегда по заинтересовавшемуся его вопросу занимает определенную позицию и стремится к тому, чтобы ей отвечала соответствующая деятельность официальных организаций и лиц.
4. Защитная. Главными заботами общественного мнения является отстаивание своих интересов, защитой жизненных прав и свобод.
5. Консультативная. В случае необходимости общественное мнение может дать консультацию, совет, предложение, в которых содержатся те или иные способы разрешения назревших социально-политических, экономических, нравственных и других проблем.
6. Директивная. Через референдум или путём прямого давления, предписывает способы проведения политики в интересующих общественное мнение вопросах.
7. Номенклатурная. Возможность общественного мнения участвовать в формировании политической и управленческой номенклатуры.
Общественное мнение имеет свои каналы выражения:
· поведение во время выборов (всех уровней);
· участие в законодательной деятельности через референдумы, плебисциты, сходы, собрания и т.н.;
· посредством средств массовой информации и коммуникации (включая и слухи);
· митинги, протесты, демонстрации, забастовки и т.д. (т.е. массовые поведенческие проявления общественного мнения);
· через лоббистские структуры и группы давления.
Выводы параграфа:
Таким образом, в данном параграфе представлены различные подходы к определению понятия общественного мнения, определены субъект и объект общественного мнения, описана его структура и функции. Описание различных формулировок позволило нам выявить три составляющие понятия общественное мнение: когнитивный компонент, эмоциональный компонент и волевой компонент.
Данный теоретический материал позволяет нам описать нашу тему с точки зрения всех выше заявленных параметров понятия общественное мнение. Рассматривая субъект общественного мнения, были рассмотрены три основных подхода, последний из которых напрямую отражает объект данного дипломного сочинения, а именно молодежь, как социальная группа. Говоря об объекте общественного мнения, были отмечены следующие его характеристики: объектом общественного мнения может быть лишь то явление, которое подразумевает многозначность толкования, оно должно быть доступно субъекту, а также вызывать спорность со стороны субъекта общественного мнения. Такое явление, как выборы в Америке 2008 года полностью отражает все эти характеристики. Как любое явление оно проходит несколько последовательных стадий: зарождение, формирование, функционирование, спад и отмирание. Данные стадии отражают внутреннюю структуру общественного мнения.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 262.