Специальность социология
Специализация социология и психология управления
Отделение очно-заочное
Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А
на тему: «Влияние периодических изданий Средств Массовой Информации на общественное мнение москвичей на примере президентских выборов в США 2008г.»
СТУДЕНТКА _____________________ Густова А.Л.
РУКОВОДИТЕЛЬ _____________________ к.пс.н., доцент Колосова О.А.
Допустить к защите
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ______________ д.пс.н, профессор КнязевВ.Н
« » ___________2008г.
Москва-2008г
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
§1.1. Историко-философский анализ понятия общественного мнения.
§1.2. Понятие, структура и функции общественного мнения. 24
§1.3. Основные подходы к изучению влияния средств массовой информации на формирование общественного мнения респондентов 35
Глава II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЛИЯНИЯ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В
АРСЕНАЛЕСМИ. 49
§2.1. Манипуляция как способ влияния на общественное мнение 49
§2.2. Манипулятивные приемы, используемые в СМИ 58
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ВЛИЯНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ СМИ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ МОСКВИЧЕЙ» 75
§3.1. Организация и проведение исследования 75
§3.2. Анализ и интерпретация результатов анкетного опроса респондентов 77
§3.3. Интерпретация результатов контент-анализа
периодических изданий СМИ 108
Основные выводы 122
Список литературы 135
Приложения 139
Введение
Анализ истории средств массовой коммуникации и информации с момента изобретения книгопечатного станка и до настоящего времени позволяет утверждать, что СМИ могут использоваться для достижения различных политических целей, как то: просвещение отдельных индивидуумов в частности и общества в целом; развитие в них чувства собственного достоинства, стремления к социальной справедливости; увеличение доли компетентного участия в политике; дезинформирования и даже запугивания электората, насаждения недоверия и страха в обществе. Журналистика в современном мире, кроме основных целей (информирование, просвещение, а также ее развлекательной ипостаси), носит цели исключительно психологического характера, например изменение или поддержание уже существующих у аудитории установок, превращение их в убеждения, формирование у аудитории готовности к восприятию позитивной или негативной интерпретации какого-либо объекта или эпизода действительности.
Влияние СМИ осуществляется через воздействие на разум и чувства человека. Разнообразные политические фракции повсеместно и очень широко применяют в целях повсеместного пропагандирования своих идеалов и ценностей базовые методы эмоционального воздействия. Печатное слово, а также зрительные образы характеризуются высокой степенью эмоционального воздействия и влияния на индивидуума, что может затмить рациональные доводы и аргументы. Средства массовой информации, путем обильного насыщения передач содержанием с повышенной эмоциональной окраской, подавляющим логику и разум человека, регулярно используют данный фактор.
Постоянно передаваемая СМИ информация, как правило, нацелена воздействовать на различные грани личности, она призвана формировать мотивацию, нацеленную на выработку конкретного типа политического поведения, не воспринимаемого общественностью в качестве внушенного. Используя психологические стимулы различной модальности, СМИ занимают основную позицию в ходе манипулирования политическим сознанием народных масс. СМИ, вне зависимости от того, традиционные они или совершенно новые, служат для инициаторов манипулятивного воздействия проводниками их воли.
И то влияние, которое оказывают современные средства массовой информации на нашу жизнь, является мощным инструментом формирования общественного мнения, а также каналом, транслирующий, в том числе, и политические установки. Таким образом, о СМИ можно говорить как еще об одном регуляторе общественных отношений, зачастую называемым неформально четвертой ветвью власти.
1. Таким образом, актуальность темы «Влияние периодических изданий СМИ на общественное мнение москвичей на примере президентских выборов в США 2008г.» особенно очевидна на современном этапе развития как политико-правового, так и общественного сознания общемирового социума в целом и российского в частности. Участие социальной психологии во всех сферах общественной жизни очевидно и не нуждается в дополнительных обоснованиях, но ее внедрение и использование в области политической пропаганды, в рамках существующих реалий, с точки зрения автора, требует более углубленного изучения и грамотного применения. Сравнительный анализ манипулятивных приемов и методов убеждающей коммуникации, соотношение позитивной и негативной пропаганды позволит увидеть реальную картину используемых средств влияния, выявит наиболее характерные приемы, используемые в сфере печатных СМИ, в частности, в газетах.
Целью исследования является изучение влияния периодических изданий СМИ на общественное мнение москвичей о выборах Президента США в 2008г.
Цель определяет задачи:
· Провести теоретический анализ и синтез литературных источников по исследуемой проблематике;
· Разработать методологический инструментарий (анкета) для исследования влияния СМИ на общественное мнение москвичей в период выборов Президента США 2008 года;
· Оценить роль средств массовой информации (печатные издания) в формировании общественного мнения москвичей;
· На основе проведенного контент-анализа выявить специфику использования современных технологий воздействия в печатных изданиях СМИ, оказывающих влияние на общественное мнение москвичей.
Объектом исследования выступают респонденты в возрасте от 18 до 55 лет, проживающих в г. Москве.
Предметом исследования является степень подверженности москвичей воздействию средств массовой информации (печатные СМИ) на примере выборов Президента США в 2008 году.
В основу данной дипломной работы положено доказательство гипотезы:
Интерес к теме выборов Президента в США у москвичей детерминирован спецификой подачи материалов в печатных СМИ.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ и синтез литературных источников, посвященных изучению основополагающих подходов к определению понятия «общественное мнение», а также сущностных характеристик печатных СМИ как манипулятора общественным мнением;
2. Диагностические: опрос (анкетирование). Опрос – метод сбора эмпирических данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т.д., основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкетирование) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом); метод получения первичной информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет собой проблему исследования[1].
Контент-анализ - метод исследования содержания текстов документов. Его отличительная особенность-выделение смысловых единиц содержания текста (категорий) и последующий систематический замер частоты и (или) объема их упоминаний в исследуемых документах[2]
3. статистические: анализ полученных в ходе исследования данных при помощи методов математической статистики.
Структуру данной дипломной работы составляют 3 главы. В первой главе подробно описано становление понятия общественного мнения со времен античности до наших дней, представлены основополагающие подходы к изучению данного феномена, вскрыта его генетическая связь с психологическим явлениями массового сознания, а также подготовлена основа для дальнейшего анализа данного понятия в рамках воздействия на него средств массовой информации.
Вторая глава посвящена исследованию Современных технологий влияния СМИ на общественное мнение. В результате теоретического анализа источников, были выявлены основные приемы СМИ для изменения общественного сознания.
Третья глава представляет собой практическую часть данной работы, которая включает в себя анкетный опрос ,посвященный исследованию влияния средств массовой информации на общественное мнение москвичей в период выборов Президента США 2008 года. А так же в дальнейшем на основе результатов анкетного опроса был проведен контент-анализ печатных источников СМИ.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 234.