В ходе исследования применялся комплекс методов и методик, направленных оценку успешности профессиональной деятельности участковых врачей-терапевтов, на определение выраженности и взаимосвязи различных психологических характеристик обследуемых. Решение поставленных задач опиралось на основные и широко применяющиеся методологические подходы, являющиеся общим средством планирования и проведения эмпирических исследований, на методы получения информации по проблеме исследования, на математико-статистические методы обработки эмпирических данных.
1. Разделение целевой группы участковых врачей-терапевтов на успешных и неуспешных.
Внешним критерием оценки успешности является эффективность профессиональной деятельности, которая включает в себя показатели: результативность труда, эффективность профессионального общения и инициативность[138].
Методика оценки эффективности труда участкового врача-терапевта предполагала экспертную оценку результативности, которая проводилось с помощью опросного листа, разработанного на основе анализа профессиональной деятельности и изучения служебной документации. Опросный лист по оценке результативности включает оценку решения основных видов профессиональных задач, а также оценку профессионального общения и инициативности как важных показателей эффективности. Опрос экспертов проводился коллегиальным способом. Экспертам предлагались для заполнения опросные листы и списки оцениваемых респондентов. Заполнение протоколов занимало от 1,5 до 2-х часов. В качестве экспертов на базах эмпирического исследования выступали по 5 врачей: заместитель главного врача по поликлинической работе, старший участковый врач-терапевт, три врача высшей категории со стажем работы более 10 лет, в ряде поликлиник в исследовании принимало участие два старших терапевта. Основными критериями отбора экспертов явились: знание испытуемого как коллеги, либо как подчиненного не менее 1 года, наличие профессионального опыта не менее 10 лет.
В основу опросного листа для экспертов положена оценка результативности:
· в постановке диагноза (точность в выявлении специфики течения болезни, логичность в анализе симптомов, построение адекватной карты болезни в короткие сроки);
· в осуществлении лечебного процесса (адекватность планируемых мероприятий (процедур, медикаментов и др.) поставленному диагнозу, прогнозирование последствий лечебного воздействия, постоянное отслеживание течения лечебного процесса, внесение корректив и др.),
· в профилактике (полнота и своевременность охвата прикрепленного населения профилактической помощью)
· в ведении медицинской документации (точность в описании симптомов заболевания, подробность в описании анамнеза, адекватность описания плана лечения, подробность в описании прогноза течения болезни)
· в осуществлении образовательно-воспитательной деятельности (построение востребованной консультативной помощи: семинаров, лекций, бесед),
а также адекватность профессионального общения с пациентами, коллегами, руководством и инициативность в повышении квалификации.
При оценке данных показателей эксперты опирались на учетно-отчетные документы участкового врача-терапевта, в которых зафиксированы следующие данные: выполнение муниципального заказа по числу амбулаторных посещений; проведенные лечебно-диагностических мероприятий (анализы, исследования, процедуры, назначение лекарственных средств); скорость постановки диагноза; результат обращений; число посещений прикрепленного населения с профилактической целью; охват необходимой лечебно-профилактической помощью лиц, состоящих под диспансерным наблюдением; охват плановыми прививками в рамках национального календаря прививок; охват прививками по экстренным эпидемическим показаниям; охват профилактическими осмотрами; организация и ведение школ здоровья; уровень госпитализации прикрепленного населения; частота вызовов скорой медицинской помощи к прикрепленному населению; показатель смертности населения на дому; ведение медицинской документации: описании симптомов заболевания, анамнеза, плана лечения, подробность в описании прогноза, адекватность выводов и рекомендаций.
Опросный лист «Экспертная оценка эффективности профессиональной деятельности участкового врача-терапевта». Опросный лист состоит из 7 блоков вопросов, 1-5 блоки отражают основные предметные области труда. Каждый показатель может быть оценен от 1-5 баллов.
1. Постановка диагноза
· Внимательность в выслушивании жалоб больного и сбор подробного анамнеза
· Степень полноты физикального исследования всех органов и систем
· Обоснованность постановки предварительного диагноза
· Логичность в назначении диагностических исследований
· Точность в анализе результатов диагностических исследований
· Обоснованность диагноза, соотнесенность с МКБ – 10
· Доступность в объяснении диагноза больному
2. Осуществление лечебного процесса
· Адекватность постановки лечебных задач диагнозу
· Степень оптимальности назначаемых лечебных мероприятий
· Полнота учета индивидуальных особенностей больного и определения желаемых условий для скорейшего выздоровления пациента
· Адекватность в описании прогноза течения заболевания
· Степень осведомленности пациента процессом лечения
· Осуществление контроля за ходом лечения
· Своевременность внесения корректив в лечебный процесс
3. Профилактическая деятельность
· Полнота охвата прикрепленного населения профилактическими осмотрами
· Полнота охвата плановыми прививками
· Полнота охвата прививками по эпидемиологическим показаниям
· Полнота и своевременность проведения осмотра пациентов, стоящих на динамическом наблюдении
· Адекватность и своевременность направления пациентов, стоящих на динамическом наблюдении, на консультации к узким специалистам
· Целесообразность проведения всех превентивных мероприятий с пациентами, стоящими на динамическом наблюдении
· Полнота назначаемых лечебных мероприятий пациентам, находящимся на динамическом наблюдении
4.Образовательно-воспитательная деятельность
· Полнота и регулярность проведения просветительской работы (формирование медицинских знаний посредством семинаров, лекций) в области медицины
· Степень информативности и лаконичности демонстрационных плакатов
· Формирование умений проведения элементарных медицинских процедур
· Формирование ценностного отношения к здоровью и готовности вести здоровый образ жизни
5. Организационно-управленческая деятельность
· Точность в ведении медицинской документации: оформление карты амбулаторного больного, ведение истории болезни, оформление медицинских справок, выписка направлений, заключений и др.
· Точность и полнота в анализе деятельности лечебно-профилактического учреждения
· Организация и управление деятельностью медицинской сестры
6.Профессиональное общение
· Способен наладить контакт с пациентом, коллегами, руководством
· Способен конструктивно выходить из конфликтных ситуаций
· Способен быстро оценивать психологические особенности и состояния других людей
· Способен к сопереживанию и сочувствию
7. Повышение квалификации
· Творческое отношение к выполняемым задачам
· Настойчивость и энергичность в профессиональном совершенствовании
· Инициативность в повышении квалификации
· Частота прохождения курсов повышения квалификации
На основе анализа описательной статистики была определена область средних значений и стандартное отклонение. Поскольку высокие баллы по опроснику свидетельствуют о высоком уровне эффективности профессиональной деятельности, были выделены следующие области значений: 36-111 баллов – низкий уровень, 112-162 баллов – средний уровень, 163-180 баллов – высокий уровень (Приложение 4).
Таблица 1
Дата: 2019-12-10, просмотров: 242.