Методы и методики исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  В ходе исследования применялся комплекс методов и методик, направленных оценку успешности профессиональной деятельности участковых врачей-терапевтов, на определение выраженности и взаимосвязи различных психологических характеристик обследуемых. Решение поставленных задач опиралось на основные и широко применяющиеся методологические подходы, являющиеся общим средством планирования и проведения эмпирических исследований, на методы получения информации по проблеме исследования, на математико-статистические методы обработки эмпирических данных.

  1. Разделение целевой группы участковых врачей-терапевтов на успешных и неуспешных.

   Внешним критерием оценки успешности является эффективность профессиональной деятельности, которая включает в себя показатели: результативность труда, эффективность профессионального общения и инициативность[138].

Методика оценки эффективности труда участкового врача-терапевта предполагала экспертную оценку результативности, которая проводилось с помощью опросного листа, разработанного на основе анализа профессиональной деятельности и изучения служебной документации. Опросный лист по оценке результативности включает оценку решения основных видов профессиональных задач, а также оценку профессионального общения и инициативности как важных показателей эффективности. Опрос экспертов проводился коллегиальным способом. Экспертам предлагались для заполнения опросные листы и списки оцениваемых респондентов. Заполнение протоколов занимало от 1,5 до 2-х часов. В качестве экспертов на базах эмпирического исследования выступали по 5 врачей: заместитель главного врача по поликлинической работе, старший участковый врач-терапевт, три врача высшей категории со стажем работы более 10 лет, в ряде поликлиник в исследовании принимало участие два старших терапевта. Основными критериями отбора экспертов явились: знание испытуемого как коллеги, либо как подчиненного не менее 1 года, наличие профессионального опыта не менее 10 лет.

В основу опросного листа для экспертов положена оценка результативности:

· в постановке диагноза (точность в выявлении специфики течения болезни, логичность в анализе симптомов, построение адекватной карты болезни в короткие сроки);

· в осуществлении лечебного процесса (адекватность планируемых мероприятий (процедур, медикаментов и др.) поставленному диагнозу, прогнозирование последствий лечебного воздействия, постоянное отслеживание течения лечебного процесса, внесение корректив и др.),

· в профилактике (полнота и своевременность охвата прикрепленного населения профилактической помощью)

· в ведении медицинской документации (точность в описании симптомов заболевания, подробность в описании анамнеза, адекватность описания плана лечения, подробность в описании прогноза течения болезни)

· в осуществлении образовательно-воспитательной деятельности (построение востребованной консультативной помощи: семинаров, лекций, бесед),

а также адекватность профессионального общения с пациентами, коллегами, руководством и инициативность в повышении квалификации.

    При оценке данных показателей эксперты опирались на учетно-отчетные документы участкового врача-терапевта, в которых зафиксированы следующие данные: выполнение муниципального заказа по числу амбулаторных посещений; проведенные лечебно-диагностических мероприятий (анализы, исследования, процедуры, назначение лекарственных средств); скорость постановки диагноза; результат обращений; число посещений прикрепленного населения с профилактической целью; охват необходимой лечебно-профилактической помощью лиц, состоящих под диспансерным наблюдением; охват плановыми прививками в рамках национального календаря прививок; охват прививками по экстренным эпидемическим показаниям; охват профилактическими осмотрами; организация и ведение школ здоровья; уровень госпитализации прикрепленного населения; частота вызовов скорой медицинской помощи к прикрепленному населению; показатель смертности населения на дому; ведение медицинской документации: описании симптомов заболевания, анамнеза, плана лечения, подробность в описании прогноза, адекватность выводов и рекомендаций.

Опросный лист «Экспертная оценка эффективности профессиональной деятельности  участкового врача-терапевта». Опросный лист состоит из 7 блоков вопросов,  1-5 блоки отражают основные предметные области труда. Каждый показатель может быть оценен от 1-5 баллов.

1. Постановка диагноза

· Внимательность в выслушивании жалоб больного и сбор подробного анамнеза

· Степень полноты физикального исследования всех органов и систем

· Обоснованность постановки предварительного диагноза

· Логичность в назначении диагностических исследований

· Точность в анализе результатов диагностических исследований

· Обоснованность диагноза, соотнесенность с МКБ – 10

· Доступность в объяснении диагноза больному 

2. Осуществление лечебного процесса

· Адекватность постановки лечебных задач диагнозу

· Степень оптимальности назначаемых лечебных мероприятий

· Полнота учета индивидуальных особенностей больного и определения желаемых условий для скорейшего выздоровления пациента

· Адекватность в описании прогноза течения заболевания

· Степень осведомленности пациента процессом лечения

· Осуществление контроля за ходом лечения

· Своевременность внесения корректив в лечебный процесс

3. Профилактическая деятельность

· Полнота охвата прикрепленного населения профилактическими осмотрами

· Полнота охвата плановыми прививками

· Полнота охвата прививками по эпидемиологическим показаниям

· Полнота и своевременность проведения осмотра пациентов, стоящих на динамическом наблюдении

· Адекватность и своевременность направления пациентов, стоящих на динамическом наблюдении, на консультации к узким специалистам

· Целесообразность проведения всех превентивных мероприятий с пациентами, стоящими на динамическом наблюдении

· Полнота назначаемых лечебных мероприятий пациентам, находящимся на динамическом наблюдении

4.Образовательно-воспитательная деятельность

· Полнота и регулярность проведения просветительской работы (формирование медицинских знаний посредством семинаров, лекций) в области медицины

· Степень информативности и лаконичности демонстрационных плакатов

· Формирование умений проведения элементарных медицинских процедур

· Формирование ценностного отношения к здоровью и готовности вести здоровый образ жизни

5. Организационно-управленческая деятельность

· Точность в ведении медицинской документации: оформление карты амбулаторного больного, ведение истории болезни, оформление медицинских справок, выписка направлений, заключений и др.

· Точность и полнота в анализе деятельности лечебно-профилактического учреждения

· Организация и управление деятельностью медицинской сестры

6.Профессиональное общение

· Способен наладить контакт с пациентом, коллегами, руководством

· Способен конструктивно выходить из конфликтных ситуаций

· Способен быстро оценивать психологические особенности и состояния других людей

· Способен к сопереживанию и сочувствию

7. Повышение квалификации

· Творческое отношение к выполняемым задачам

· Настойчивость и энергичность в профессиональном совершенствовании

· Инициативность в повышении квалификации

· Частота прохождения курсов повышения квалификации

На основе анализа описательной статистики была определена область средних значений и стандартное отклонение. Поскольку высокие баллы по опроснику свидетельствуют о высоком уровне эффективности профессиональной деятельности,  были выделены следующие области значений: 36-111 баллов – низкий уровень, 112-162 баллов – средний уровень, 163-180 баллов – высокий уровень (Приложение 4).

Таблица 1

Дата: 2019-12-10, просмотров: 214.