Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Доходы от услуг во всех перечисленных формах должны возмещать издержки банка, покрывать риски и создавать прибыль. Другой общей чертой всех форм дохода является их ценностной характер. Цена на банковском рынке, как и на любом другом, формируется под влиянием спроса и предложения. В то же время каждая из форм дохода имеет свою специфику.

Ссудный процент является своеобразной ценой, ссужаемой во временное пользование стоимости. Классификация видов ссудного процента основывается на формах кредита (коммерческий кредит, банковский, потребительский и т. д.), видах кредитных учреждений (учетный процент центрального банка, банковский, ломбардный), сроках ссуд (по ссудам краткосрочным или ставкам денежного рынка, по долгосрочным ссудам или ставкам по облигационным займам), видах ссуд (процент по ссудам в оборотные средства, по овердрафту, по учету векселей, по целевым ссудам и т. д.), видах операций (процент по ссудам, по межбанковским кредитам, депозитный), по способу начисления (простые и сложные проценты, обыкновенные и точные и т. д.).

Независимо от вида договорный ссудный процент формируется на основе цены кредитных ресурсов и маржи, необходимой для данного коммерческого банка. При этом цена кредитных ресурсов должна учитываться не рыночная (цена привлечения ресурсов), а реальная. Отклонение реальной цены ресурсов от рыночной происходит под влиянием нормы обязательных резервов, порядка отнесения процентного расхода банка на себестоимость и действующей системы налогообложения. Достаточная для банка процентная маржа должна покрывать общебанковские издержки и создавать прибыль. Кроме того, процент по договору должен учитывать темпы инфляции и банковские риски.

Процентная маржа – одно из важных выражений успешности коммерческой деятельности банка. Количественно она равна разнице между суммами процентных доходов и процентных расходов, т. е. между процентами полученными и процентами уплаченными. Именно она обычно является основным источником прибыли банка.

Размер процентной маржи может характеризоваться абсолютной (в гривнах) и относительной величинами в форме ряда финансовых коэффициентов; последние могут показывать либо ее фактический, либо достаточный (для данного банка) уровень. Фактический уровень (относительный) процентной маржи рассчитывается по формулам, в числителе которых стоит размер фактической маржи за период, а в знаменателе – либо средний остаток всех активов банка за период, либо средний за период остаток активов, приносящих доход, либо средний за период остаток кредитной задолженности. Что касается коэффициента достаточности маржи (рассчитывается тоже относительно приносящих доход активов), то он показывает, какой в данный момент минимальный уровень маржи необходим банку для компенсации расходов (издержек).

Комиссия – название вознаграждения за банковские операции (услуги), которое происходит от латинского слова «comissio» (поручение). В основе определения ее размера лежат себестоимость услуги и необходимая прибыль. Но в зависимости от спроса и предложения на рынке данного вида банковских услуг комиссия (тариф) может быть выше и ниже себестоимости.

Таким образом, доход – это увеличение экономических выгод на протяжении отчетного периода. Однако нет единого признака классификации доходов. Так, автор Лаврушин все виды доходов банка делит на процентные, комиссионные и прочие, а экономист Тавасиев – на доходы от пассивных операций, которые банка получает в форме комиссионного вознаграждения, и доходы от активных операций, которые могут быть разделены на операционные и прочие (неоперационные) доходы.

Необходимо также рассмотреть расходы банка, поскольку они также влияют на формирование прибыли.

 

1.4 Сущность расходов банка и механизм их формирования

 

 

«Расходы – это уменьшение экономических выгод в отчетном периоде в форме потери или использования активов, или возникновения обязательств, ведущих к уменьшению собственного капитала и не являющихся распределением между акционерами» [5, с. 199].

По мнению Лаврушина расходы коммерческого банка можно классифицировать по характеру, форме, периоду, к которому они относятся, по влиянию на налогооблагаемую базу, способу ограничения.

«По характеру расходы банка делятся на шесть групп:

а) операционные расходы;

б) расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка;

в) расходы по оплате труда персонала банка;

д) расходы по уплате налогов;

е) отчисления в специальные резервы;

ж) прочие расходы.

К операционным расходам относится:

а) уплата процентов за привлеченные банком ресурсы на основе депозитных и кредитных операций, выпуска ценных бумаг;

б) комиссия, уплаченная банком по операциям с ценными бумагами, с иностранной валютой, по кассовым и расчетным операциям, за инкассацию;

в) прочие операционные расходы:

1) дисконтный расход по векселям;

2) отрицательный результат по переоценке ценных бумаг и счетов в иностранной валюте;

3) расход (убыток) от перепродажи ценных бумаг, по операциям с драгоценными металлами и т. д.» [13, с. 119].

Таким образом, операционные расходы – это затраты, прямо связанные с банковскими операциями.

«Расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка включают:

а) амортизацию основных средств и нематериальных активов;

б) расходы по аренде, ремонту оборудования, канцелярские, по содержанию автотранспорта, приобретению спецодежды;

в) эксплуатационные расходы по содержанию зданий и т. д.» [13, с. 119].

Расходы по оплате труда персонала банка складываются из зарплаты, премий, начислений на зарплату.

Расходы по уплате налогов связаны с налогами на имущество, земельным, с владельцев автотранспортных средств, на пользователя автодорог и другими налогами, относящимися на себестоимость банковских операций (т. е. налоги, отражаемые на расходных счетах банка).

Особой группой расходов являются затраты по формированию резервов на покрытие возможных потерь по ссудам, под обесценение ценных бумаг и на покрытие возможных убытков по прочим активным операциям, по дебиторской задолженности.

Прочие расходы банка разнообразны по своему составу. Это «расходы:

а) на рекламу;

б) командировочные и представительские расходы;

в) на подготовку кадров;

д) по компенсации затрат сотрудникам банка в связи с использованием их личного транспорта для служебных целей;

е) маркетинговые расходы;

ж) расходы по аудиторским проверкам;

и) судебные расходы;

к) по публикации отчетности и т. д.» [13, с. 119].

По форме различают следующие виды расходов:

а) процентные;

б) комиссионные;

в) прочие непроцентные.

«Процентные расходы включают:

а) проценты, уплаченные банком за полученные кредиты;

б) остатки средств на счетах до востребования и срочных депозитов, которые открыты для физических и юридических лиц, включая банки;

в) процентные платежи по выпущенным векселям, облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам» [13, с. 120].

Банки несут затраты:

а) в связи с уплатой комиссий за операции с ценными бумагами и иностранной валютой;

б) за кассовые и расчетные услуги;

в) по инкассации;

д) за полученные гарантии и т. д.

«Прочие непроцентные расходы включают:

а) дисконтный расход;

б) расходы спекулятивного характера на рынке;

в) переоценку активов;

д) щтрафы, пеня и неустойки;

е) расходы на содержание аппарата управления (оплата труда, подготовка кадров и др.);

ж) хозяйственные расходы» [13, с. 120].

По периоду, к которому относятся расходы, выделяются расходы текущего периода и расходы будущих периодов. Последние могут быть связаны с начисленными, но не выплаченными процентами по кредитным и депозитным операциям, по операциям с ценными бумагами, отрицательными разницами переоценки активов.

По способу ограничения расходы банка делятся на нормируемые и ненормируемые. «К нормируемым относятся:

а) расходы на рекламу;

б) командировочные расходы;

в) расходы на подготовку кадров;

д) представительские расходы;

е) по компенсации расходов, связанных с использованием личного транспорта работников банка» [13, с. 121].

Эти затраты учитываются полностью на расходных счетах банка, но затраты сверх норм увеличивают налогооблагаемую базу банка.

«По влиянию на налогооблагаемую базу затраты банка делятся на три группы:

а) расходы, относимые на себестоимость банковских услуг (т. е. учитываемые на расходных счетах) и уменьшающие налогооблагаемую базу банка при расчете налога на прибыль;

б) расходы, учитываемые на расходных счетах, но не уменьшающие налогооблагаемую базу банка;

в) расходы, прямо относимые на убытки банка и не учитываемые при расчете налогооблагаемой базы банка» [13, с. 121] .

По мнению экономиста Тавасиева расходы банка можно также разделить на следующие группы:

а) операционные расходы (расходы, необходимые для обеспечения функционирования банка) включают в себя:

1) процентные расходы – уплаченные банком проценты за привлеченные им средства (полученные кредиты, займы, вклады, депозиты), в том числе привлеченные с помощью выпущенных банком ценных бумаг;

2) непроцентные расходы – остальные (кроме процентных) расходы на проведение всех операций банка:

- расходы на заработную плату и материальное поощрение сотрудников;

- расходы на содержание аппарата управления;

- уплаченные банком комиссионные;

- уплаченные банком дивиденды;

- эксплуатационные расходы (амортизация, затраты на текущий ремонт основных фондов, расходы на аренду, рекламу, на приобретение малоценных и быстроизнашивающихся предметов, транспортные, почтовые и телеграфные расходы, командировочные расходы, плата за обучение, за информацию, упаковочные и другие материалы, за бланки и тому подобные общебанковские хозяйственные расходы некапитального характера);

- расходы, связанные с созданием резервов на покрытие возможных убытков от кредитных и некоторых других операций банка, относимые на себестоимость таких операций;

б) к прочим (неоперационным) расходам банка можно отнести, в частности:

1) уплаченные налоги и другие внесенные обязательные платежи;

2) уплаченные штрафы, пени и неустойки;

3) убытки от реализации имущества;

4) убытки в виде отрицательных курсовых разниц от переоценки принадлежащих банку некоторых видов активов» [14, с. 156].

Расходы банка должны быть по возможности минимальными, а потому ими необходимо постоянно управлять, как минимум недопуская нерационального использования имеющихся средств, в том числе путем организации соответствующего контроля. С этой целью используются процедуры бюджетирования – составления финансовых планов (смет затрат или бюджетов) подразделений и банка в целом. Желательно составлять бюджеты: финансовых ресурсов; операционных расходов; хозяйственных расходов; расходов на сотрудников; коммерческих и административных расходов; капитальных вложений.

Смета банка в целом представляет собой совокупность расходов подразделений и блок общебанковских расходов, не подлежащих распределению между подразделениями (помимо общехозяйственных и эксплуатационных расходов). Особенность сметы – ее тесная увязка с конкретными цифрами бизнес-планов подразделений, в которых должно найти место обоснование необходимости указанных расходов с учетом результатов деятельности подразделений.

Управление расходами с использованием бюджетирования базируется на анализе причин отклонений от разработанных бюджетов (от планового уровня показателей) и предполагает скользящую корректировку планов как минимум 1 раз в месяц.

 Таким образом, на основании изложенного материала можно сказать, что не существует единой классификации расходов банка, так же как и единой классификации доходов. Необходимо грамотное управление расходами с целью их минимизации и достижения наиболее эффективной работы банка.

Поскольку цель написания дипломной работы состоит в том, чтобы на основе исследования литературных источников и анализа прибыли коммерческого банка разработать предложения и рекомендации по повышению эффективности деятельности банка и принятия решений, то необходимо провести анализ формирования прибыли АКБ «Укрсоцбанк».

 

2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ АКБ «УКРСОЦБАНК»

2.1 Структурно-логическая схема анализа прибыли АКБ «Укрсоцбанк» и источники информации

 

 

Деятельность банков на коммерческой основе ориентирует их на получение максимального дохода при сохранении необходимого уровня ликвидности. Поэтому в условиях, когда банки заинтересованы в эффективной и прибыльной деятельности, вопросы анализа финансовых результатов их работы особенно актуальны. Анализ результативности деятельности банка начинается с анализа доходов и расходов банка и завершается анализом его прибыльности.

Так как банк – это сложный экономический объект, анализ его деятельности представляет собой комплекс методов исследования и средств их реализации, функционирующих в соответствии с принципами и правилами их применения. Потребность в анализе вызвана объективной необходимостью иметь четкие представления о масштабах развития банка в рамках действующих ресурсных ограничений. Цель анализа – повысить оперативность, обоснованность и эффективность управленческих решений, снизить риски ошибок управления. Анализ не только констатирует состояние дел в прошлом и настоящем, но и является инструментом активного воздействия на настоящее и будущее положение банка. Это объясняется тем, что если в результате проведения анализа у специалиста изменились представления о ряде характеристик объекта, им безусловно будут приняты меры воздействия на объект для направления хода его развития в желаемое русло либо (если изменения возникли вследствие внешних причин) будет проведена работа по корректировке целей и задач развития банка с учетом новых условий.

Анализ способствует получению конкурентного преимущества на рыке, помогает поддерживать стабильность банка в изменяющейся экономической среде. Анализ позволяет осуществлять действенный контроль со стороны руководства банка и органов банковского надзора за функционированием, финансовым положением и изменениями в финансовом положении кредитной организации. Кроме того, он используется НБУ при оценке состояния развития денежно-кредитного рынка страны, разработке денежно-кредитной и валютной политики.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 220.