Термин «аудит» в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008г. [4,с.1] обозначен, как «аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения [4, с.9].
Методом аудита выступает совокупность способов и приемов познания его объектов и предметов.
Организация и методика аудиторской деятельности в России формируется на основе опыта, сложившегося в мировой практике, в условиях существования двух различных концепций регулирования аудиторской деятельности [29, с.17]. Первая концепция (Австрия, Испания, Франция, ФРГ) предусматривает строгое регулирование аудиторской деятельности централизованными органами, на которые возложена функция государственного контроля. Вторая концепция, развитая в США и Великобритании, подразумевает некое саморегулирование аудиторской деятельности, то есть аудит регулируется преимущественно общественными организациями. Регулирование аудиторской деятельности в России нельзя окончательно отнести к тому или иному направлению, так как система нормативного регулирования находится в стадии становления.
Аналогично регулированию системы бухгалтерского учета регулирование аудиторской деятельности можно представить в виде трехуровневой системы.
Первый уровень включает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008г., который определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе. Сюда также относят следующие законы и постановления Правительства РФ:
1. Федеральный закон от 8.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп. от 13.03.2002г.);
2. Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 7.08.2001 г.);
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 г. № 81 «Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий»;
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» и др.
Второй уровень включает Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые определяют обязательные для всех объектов общие вопросы регулировании аудиторской деятельности и устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг.
Третий уровень охватывает внутренние правила (стандарты) профессиональных аудиторских объединений, которые регулируют специфические вопросы аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений, и нормативные документы министерств и ведомств, которые устанавливают правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права. К последним можно отнести:
1. Приказ Минфина России от 27.10.1999 г. № 69 н. «Об утверждении Порядка представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков»;
2. Приказ Минфина России от 7.03.2002 г. № 47 «Об утверждении Положения о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации»;
3. Приказ Минфина России от 1.04.2002 г. №26 н. «Об утверждении формы бланка лицензии на осуществление аудиторской деятельности»;
4. Приказ Минфина России от 25.04.2002. №34 н. «Об утверждении формы бланка с квалификационного аттестата аудитора»;
5. Приказ Минфина России от 29.04.2002 г. №38 н. «Об утверждении временного положения о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации»;
6. Приказ Минфина России от 3.06.2002 г. № 47 н. «О Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов в Российской Федерации».
Третий уровень так же включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов – прерогатива аудиторских фирм. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм.
Основные источники информации (законодательные и нормативные документы, первичная унифицированная документация) которые регулируют операции с денежными средствами в кассе ЗАО «Микояновский мясокомбинат» включают [29, с.486]:
1) Внешние источники:
a) Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» № 54-ФЗ от 22 мая 2003 г.
b) Порядок ведения кассовых операций в РФ (письмо Центрального банка России № 40 от 22 сентября 1993г.).
c) ПБУ 4/99 « Бухгалтерская отчетность» (утв. Приказом Минфина РФ № 43н от 6 июля 1999г.)
d) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995 г.).
e) Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах (Приложение к Приказу ГНС РФ № ВГ-3-14/36 от 22 июня 1995г.).
f) Методические рекомендации по вопросам применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (Приложение к письму ГНС РФ № НИ-6-07/152 от 5 мая 1994г.).
g) Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин (утв.Постановлением Госкомстата РФ № 132 от 25 декабря 1998г.).
h) Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (Постановление Минфина РФ № 104 от 30 августа 1993г.).
i) О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя( Указание ЦБ РФ № 1843-у от 20 июня 2007г.(действует с 21 июля 2007г.))
j) Правила ведения государственного реестра контрольно-кассовой техники, а также требования его структуре и составу сведений. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 39 от 23 января 2007 года.
2) Внутренние:
a) Кассовая книга;
b) Отчет кассира;
c) ПКО, РКО;
d) Журнал регистрации ПКО и РКО;
e) Журнал регистрации выданных доверенностей;
f) Журнал регистрации платежных ведомостей;
g) Оправдательные документы к кассовым документам: авансовые отчеты, денежный чек, акт на передачу почтовых документов, журнал учета приема и выдачи банковских карт, ведомость на выдачу денежных документов, бухгалтерская справка.
Многообразие применяемых правил (стандартов) аудиторской деятельности говорит о важности их в развитии российского аудита. Согласно определению из Федерального закона «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008 г. [4, с.9] «правила (стандарты) аудита – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.» Как раннее было отмечено, правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) и внутренние правила (стандарты), которые включают в себя внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов - внутрифирменные стандарты. Кроме перечисленных стандартов в мировой практике применяются международные стандарты аудита (МСА)[28, с.168].Их следует применять только к существенным аспектам, для полного же учета особенностей национальной системы законодательства, налогообложения и бухгалтерского учета необходимо разрабатывать национальные стандарты аудита.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 270.