ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ЗВЕНЬЕВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каждое звено финансовой системы пред­ставляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система целом совокупность различных сфер фи­нансовых отношений, в процессе которых образуются и использу­ются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система — это система форм и Методов образования, распределения и использования фон­дов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система включает две сферы финансовых от­ношений: 1) децентрализованную и 2) централизованную сферы.

Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального про­изводства, формируется преобладающая часть финансовых ре­сурсов страны.

Финансы предприятий (коммерческих организаций) как звено децентрализованных фи­нансов, участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависит общее финансовое положение страны, ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства.

В состав децентрализованных финансов включаются и финансы некоммерческих организаций, которые, как правило, осуществляют свою деятельность не на принципах коммерческого расчета, а на условиях сметного финансирования. К ним относятся организации социально-культурной сферы, такие как учреждения культуры (театры, музеи), жилищно-коммунального хозяйства, медицинские, образовательные учреждения и т.п. Эти организации могут получать прибыль от своей деятельности, но она полностью направляется на финансирование задач, для решения которых они были созданы.

Финансы домашнего хозяйства лишь недавно включены как звено финансовой системы. Финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию имеют исключительно важное значение по регулированию пла­тежеспособного спроса страны. Определенная часть создавае­мого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее эко­номическое положение предприятия.

Централизованные финансы — вторая сфера финансовой сис­темы. Она находится в собственности государства в соответ­ствии с Бюджетным кодексом, включает бюджетную систему, внебюджетные социальные фонды и государственный кредит.

Действующая бюджетная система РФ состоит из трех звень­ев. В РФ это федеральный бюджет (1), региональные бюджеты (по Конституции 89, в том числе республиканские, краевые, об­ластные, автономной области, автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга) и местные бюджеты (около 29 тыс., в том числе районные, городские, поселковые, сельские).

Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоя­щий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей планирования бюджетных ре­сурсов составляется консолидированный бюджет — статистиче­ский сводный бюджет, который объединяет финансовые ресур­сы всех уровней бюджетной системы.

Государственные финансы, осуществляемые за счет бюдже­тов всех уровней, внебюджетных фондов и государственного кредита, должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повыше­ние эффективности производства и на этой основе рост жиз­ненного уровня народа.

За счет централизованных фондов обеспечивается расши­рение производства на макроуровне путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения ресурсов для вырав­нивания уровней экономического и социального развития от­дельных регионов.

Внебюджетные фонды строго целевое назначение — расширять социальные услуги населению, стимулировать разви­тие отсталых отраслей социальной инфраструктуры. В настоящее время основным источником формирования социальных государственных внебюджетных фондов служат страховые взносы, уплачиваемые работодателями за свих работников. В соответствии с законодательством, в настоящее время в России функционирует три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обяза­тельного медицинского страхования.

Государственный кредит представляет собой заемные отношения государства с юридическими и физическими лицами. При этом государство может выступать как в качестве заемщика, так и кредитора, а также предоставлять государственные гарантии юридическим лицам.

 

  1. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ

Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и привлечение капитала.

Финансовый рынок представлен двумя секторами: денежным рынком и рынком капиталов. На денежном рынке работают банки, оперируя краткосрочными ресурсами и обеспечивая пополнение оборотных средств предприятия. На рынке капиталов работают различные финансовые и кредитные институты: финансовые фонды и компании, специализированные банки, страховые компании, пенсионные фонды и др. Они оперируют долгосрочным капиталом, чем создают условия для инвестиций.

Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Финансовый рынок, таким образом, предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
Основное назначение финансового рынка – это обеспечение перетока капиталов из одной отрасли в другую, из одного региона/государства в другие.

Финансовый рынок, благодаря своему существованию, позволяет тем, кто нуждается в капитале для развития производства и т.п., получить необходимые средства от тех, у кого они есть.

Финансовый рынок включает в себя:
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) - это система экономических отношений между теми, кто выпускает и продает ценные бумаги и теми, кто их покупает и становится их владельцем.

Рынок кредита (рынок банковских капиталов) - это система денежных отношений, которые связаны с предоставлением и возвратом ссуд, организацией денежных расчетов, эмиссией денежных знаков и ценных бумаг, а также кредитованием капитальных вложений.

Валютный рынок - это сфера экономических отношений, проявляющихся при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала.

Страховой рынок - особая социально-экономическая структура, осуществляющая формирование спроса и куплю-продажу обязательств страховой защиты.

С точки зрения участников (субъектов) финансового рынка выделяют:

Действующие сектора: представленные бизнесменами, государством, домашним хозяйством.

Посредники: банки, страховые компании, инвестиционные фонды.

В различных условиях каждый из них может выступать как в роли кредитора, так и заемщика.

 

  1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА ТРЕХЛЕТНИЙ ПЕРИОД.

Бюджетная система РФ – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

Бюджетная система РФ представляет собой совокупность бюджетов разных уровней, основанную на социально-экономических взаимоотношениях и бюджетном законодательстве.

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

Федеральный бюджет РФ, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения.

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы:

1. Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории РФ.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

8. Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов

9. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

11. Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета

12. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Основные направления бюджетной политики РФ на трехлетний период

- повышение прозрачности бюджетной и налоговой политики;

- формирование полномасштабного представления об использовании бюджетных ресурсов в разрезе тех или иных целей социально-экономической политики;

- повышение эффективности государственной политики на основе информированного выбора оптимального способа достижения тех или иных целей социально-экономической политики;

- улучшение качественных характеристик налоговой системы - нейтральность, справедливость, эффективность - и повышение эффективности налоговых реформ;

- повышение качества прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 

  1. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ.

В узком понимании налоговая система – совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.

В обобщенном понимании - совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой системы является система налогов и налоговый механизм.

Система налогов включает: федеральные налоги и сборы (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, государственная пошлина, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов), региональные налоги (налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес); местные налоги (земельный налог и налог на имущество физ. лиц); налоги по спец. налоговым режимам (система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей; упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговый механизм включает: налоговое законодательство, налоговые органы, налоговый контроль, налоговая ответственность.

Система налогов – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в определенный период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и в мировой практике являются: НДС (или налог с продаж), акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, платежи в социальные фонды.

Налоговый механизм – совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на решение конкретных социально-экономических задач.



Дата: 2019-12-10, просмотров: 307.