Вопросы защиты и охраны жилищных прав несовершеннолетних стоят остро. Отчасти потому, что действующее законодательство требует доработки, более четкой и жесткой регламентации механизма отчуждения жилья, в котором проживают несовершеннолетние.
В первоначальном варианте Закона о приватизации жилищного фонда вопросы охраны прав несовершеннолетних не были урегулированы вообще. При приватизации жилья с участием проживающих там несовершеннолетних граждан применялись общие положения. Их законные представители - родители, опекуны, попечители - сами решали вопрос: включать несовершеннолетних в собственники или нет. Единственной охранительной нормой общего характера, последовательно воспроизводимой во всех законодательных актах приватизации жилья было определено, что осуществление права собственности на жилое помещение не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц. Это ч. 3 ст. 3 Закона «О приватизации жилья в РФ» от 04.07.1991 года.
Однако для действенного осуществления охраны жилищных прав несовершеннолетних этой нормы оказалось недостаточно, что создало трудности для правоприменительных и судебных органов и явилось еще одной проблемой, которую надо было решать безотлагательно, в связи с тем, что законодательный пробел создал реальную перспективу лишиться жилья.
То есть этот Закон давал возможность для серьезных нарушений жилищных прав несовершеннолетних при совершении сделок приватизации жилья. Нарушения допускались родителями, усыновителями, опекунами, попечителями и зачастую не пресекались государственными органами.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 11 августа 1994 г. изменил и конкретизировал порядок приватизации жилых помещений несовершеннолетними.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона в договор передачи жилых помещений в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования жилым помещением.
Исходя из содержания ст. 53 ЖК РСФСР, несовершеннолетние члены семьи нанимателя пользуются такими же правами, как наниматель жилого помещения, следовательно, наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей долевой собственности на жилое помещение. То обстоятельство, что на момент заключения договора приватизации Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не содержал положений, гарантирующих соблюдение прав несовершеннолетних при приватизации жилых помещений, не может являться основанием к отказу в иске о признании договора приватизации недействительным, если он заявлен по мотиву нарушения прав несовершеннолетних лиц, проживавших в жилом помещении.
Дальнереченский горсуд, рассматривая дело по иску Грицук к Грицуку и администрации города о признании недействительным договора приватизации квартиры от 1 февраля 1994 г. по мотиву нарушения прав их несовершеннолетнего сына, ошибочно пришел к выводу о том, что оснований к удовлетворению иска не имеется, поскольку при заключении договора приватизации требования закона не были нарушены[32].
Необходимо отметить, что еще до принятия данной нормы Закона Пленум Верховного Суда РФ разъяснил судам, что несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, согласно ст. 53 ЖК РСФСР имеют равные права, вытекающие из договора найма, и что в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения они наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на эти помещения[33].
В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства (ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда - в редакции Закона РФ от 28 марта 1998 г. № 50-ФЗ). Получение согласия от самих несовершеннолетних обязательно отражается в соответствующих документах о приватизации. Жилое помещение (квартира) может быть приватизировано и на имя несовершеннолетнего, достигшего возраста 14 лет. Такой несовершеннолетний, ставший собственником или сособственником жилья, сохраняет право на приватизацию другого жилого помещения по достижении совершеннолетия. Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств местных бюджетов (часть 4 введена Федеральным
законом от 11 августа 1994 г. № 26-ФЗ).
Как было отмечено в предыдущем параграфе, жилые помещения подлежат передаче в собственность только на добровольной основе, при наличии согласия на приватизацию всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. По существу, требуется либо участие всех проживающих в жилом помещении лиц в договоре безвозмездной передачи, либо их согласие на передачу жилья только одному или нескольким из них (отказ от приватизации).
Что касается отказа от участия в приватизации несовершеннолетнего, то Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24 августа 1993 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 21 декабря 1993 г., с изменениями от 25 октября 1996 г.) указал следующее: "Учитывая, что в соответствии со ст. ст. 28 и 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать некоторые сделки, в том числе влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, а попечитель давать согласие на совершение таких сделок, отказ от участия в приватизации может быть осуществлен родителями и усыновителями несовершеннолетних, а также их опекунами и попечителями лишь при наличии разрешения указанных выше органов".
Хотя Пленум Верховного Суда РФ указал на порядок отказа, участие в приватизации несовершеннолетних лиц фактически обязательно в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о приватизации от 11 августа 1994 г.
Таким образом, право на приватизацию сохраняют несовершеннолетние, выписанные по различным основаниям в образовательные и лечебные учреждения, к родственникам и опекунам (попечителям), в том числе, и
приемным родителям.
С учетом вышеизложенного, с целью проверки соблюдения жилищного законодательства, защиты прав несовершеннолетних учреждения юстиции, при государственной регистрации прав на жилое помещение, имеют право истребовать документы о лицах, зарегистрированных (прописанных) в жилом помещении не только на момент приватизации, но и снятых до этого с регистрационного учета. Если в договоре безвозмездной передачи не участвуют граждане, выписанные ранее по месту работы, учебы, прохождения службы, лечения, воспитания, отбывания уголовного наказания, и не представлены их согласия на приватизацию помещения другими лицами, то возможен отказ в государственной регистрации прав на основании того, что представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства[34].
В случае раздельного проживания родителей место жительства ребенка
определяется местом жительства того из родителей, с кем прописан ребенок. Местом жительства ребенка является место жительства одного из родителей, но не обоих родителей одновременно. Право пользования жилым помещением родителей, а также право на его приватизацию определяются не только фактом родственных отношений, но и фактом проживания ребенка в данном жилом помещении. В случае выписки ребенка к другому родителю ребенок утрачивает право на приватизацию помещения, из которого выписан, но приобретает права на жилое помещение, в котором будет проживать с другим родителем. Поэтому "выявление" несовершеннолетних детей нанимателя, проживающих на законном основании в другом жилом помещении, и требование включения их в договор передачи неправомерны.
Обратимся к материалам судебной практики[35]. Шаграманян Н. обратилась в суд с иском в интересах несовершеннолетней дочери Шаграманян В. к Шаграманяну Э. и Шаграманян Г. о признании за дочерью права на жилую площадь, а также о признании недействительным договора дарения квартиры. В своем заявлении истица указала, что с июля 1990 г. она состояла в браке с Шаграманяном Э., 12 июля 1991 г. у них родилась дочь Вероника. В квартире ответчика Шаграманяна Э. истица проживала до августа 1991 г., а ее дочь - две недели со своего дня рождения. Истица полагала, что поскольку ее дочь жила в квартире отца, значит, и приобрела право на жилую площадь в ней. Кроме того, истица указала, что ее муж - Шаграманян Э. после приватизации спорной квартиры подарил ее 10 января 1992 г. своей сестре - Шаграманян Г., чем ущемил права дочери. В связи с этим истица просила признать недействительным договор дарения Квартиры. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 1994 г., своим определением указала, что несовершеннолетняя Шаграманян В., проживая вместе с матерью, приобрела право на жилую площадь в квартире, где живет и прописана истица, ибо право на жилую площадь несовершеннолетней производно от права ее матери - истицы Шаграманян Н. При таком положении суд первой инстанции, отказывая в иске, сделал правильный вывод, что несовершеннолетняя Шаграманян В. не приобрела право на жилую площадь в квартире ее отца - ответчика Шаграманяна Э.
Важное дополнение было внесено и в ст. 3 Закона о приватизации жилья. Обязательным условием для совершения сделок в отношении приватизированных квартир, в которых проживают несовершеннолетние граждане (купля-продажа, дарение, мена, сдача в наем и т.п.), требуется разрешение органов опеки и попечительства. Это требование распространяется и на то жилое помещение, в котором несовершеннолетние не проживают, но сохраняют на него свое право. Орган опеки и попечительства вправе отказать в отчуждении жилого помещения, если установит, что сделка оставляет несовершеннолетнего члена семьи без постоянного места жительства.
Договор о купле-продаже приватизированной квартиры, заключенный без
предварительного разрешения органов опеки и попечительства, должен быть признан недействительным, если он влечет нарушение жилищных прав и интересов несовершеннолетних детей продавца.
Необходимо отметить, что многочисленные нарушения жилищных прав несовершеннолетних были и после внесения изменений и дополнений в Закон о приватизации. Окончательно проблема защиты жилищных прав несовершеннолетних на законодательном уровне не решена. По сей день имеют место нарушения жилищных прав несовершеннолетних при совершении сделок приватизации, связанные с недостаточными правовыми гарантиями защиты их прав.
Разрешения на приватизацию в отношении несовершеннолетних даются органами опеки и попечительства при предоставлении копии свидетельства о рождении ребенка, выписки из паспорта о прописке и наличии детей, заявления. Вследствие малой штатной численности работников этих органов, их загруженности государство фактически не может обеспечить реальную защиту интересов несовершеннолетних детей и работа органов опеки и попечительства превращается в механический сбор представляемых им документов.
Повсеместно распространилась практика снятия детей с регистрационного учета до оформления договора приватизации жилого помещения с целью дальнейшей продажи жилья без согласия органов опеки и попечительства. Такие факты выявлялись прокурорскими проверками во многих городах.
Распространены случаи, когда при даче согласия на отчуждение жилья, где собственниками являлись несовершеннолетние дети, органы опеки и попечительства не выявляли причину продажи квартир, не располагали сведениями о том, где будут проживать дети после заключения сделок купли-продажи, о фактическом закреплении за ними жилья.
Таким образом, внесенные изменения в Закон о приватизации, касающиеся обязательного включения в договор о передаче жилого помещения в собственность несовершеннолетних, проживающих совместно или отдельно от законных представителей, не исчерпали проблему защиты жилищных прав несовершеннолетних.
Норма Закона о приватизации о том, что несовершеннолетние, ставшие
собственниками занимаемого жилого помещения, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию в домах государственного и муниципального жилого фонда после достижения ими совершеннолетия, казалось бы, снимает все возражения, касающиеся нарушения жилищных прав несовершеннолетних.
Однако право на получение жилья в государственном и муниципальном жилом фонде у несовершеннолетнего может и не возникнуть, что не является реальной гарантией конституционного права на жилище.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо отметить, что в стране идет 12-й год приватизации государственного жилья. В силу доступности именно приватизация жилья получила наибольшее распространение, по данным Госстроя, в 1990 г. доля частного жилого фонда в Российской Федерации, составляла около 33% от всего жилья, а к 2003 г. возросла почти до 70%. В г. Владивостоке начиная с 10 марта 1992 г. по 1 января 2004 г. в собственность граждан было передано 139 800 жилых помещений, это составляет более 63% от всего жилищного фонда города.
Из других цифр, характеризующих процесс приватизации во Владивостоке, можно отметить, что в 2003 г. было подано всего 5920 заявлений на приватизацию, деприватизировано лишь 48 квартир. За это время в отношении 14 случаев приватизации были приняты решения суда о признании их недействительными.[36]
Таким образом, главная цель приватизации - увеличение доли жилищного фонда, находящегося в частной собственности населения - достигнута.
Раскрытие темы дипломной работы было начато с определения понятия и принципов проведения приватизации. Принципы, на которых осуществляется приватизация жилья, имеют большое практическое значение, так как это те положения, идеи, основные начала, закрепленные в законодательстве, которые содержат условия, на которых должна проводится приватизация, несоблюдение этих условий влечет недействительность совершенной сделки, поэтому им уделяется такое большое внимание.
Рассмотрен порядок проведения приватизации жилья, обращено внимание на вопрос об общей собственности и ее видах на приватизированное жилье.
Подводя итог можно сказать, что приобретение жилья в частную собственность посредством приватизации, имеет и положительные и отрицательные стороны, поэтому вопрос о том стоит ли приватизировать жилье каждый решает самостоятельно учитывая при этом свои личные интересы, а также правовые и материальные последствия для каждого проживающего.
Приватизация, с одной стороны, позволяет гражданину - собственнику жилого помещения почувствовать себя хозяином квартиры, жилого дома, предоставляет ему широкие возможности по пользованию и распоряжению этим имуществом, а с другой - налагает на граждан новые, довольно обременительные заботы и расходы, связанные с уплатой налога на собственность, а также с поддержанием жилья в надлежащем состоянии и проведением ее ремонта, освобождая от этого жилищно-эксплуатационные и другие организации.
Вместе с тем заключение договора приватизации жилья соответствует и интересам общества и интересам собственников. Приобретая в собственность жилье, гражданин получает в собственность недвижимость, стоимость которой с годами увеличивается. Государству приватизация жилья позволяет улучшить содержание и использование существующего жилищного фонда.
Особое внимание, в дипломной работе, обращено на случаи расторжения договора о приватизации жилого помещения, а также на особенности приватизации с участием несовершеннолетних.
Многие граждане, опрометчиво приватизировавшие свою квартиру, теперь хотели бы в силу различных жизненных обстоятельств расторгнуть договор передачи квартиры в собственность. Ранее данная проблема существовала на практике, но не была урегулирована на законодательном уровне, с внесением соответствующих изменений в Закон «О приватизации жилья» эта проблема решена.
Что касается приватизации жилья с участием несовершеннолетних, в первоначальном варианте Закона «О приватизации жилищного фонда» вопросы охраны прав несовершеннолетних не были урегулированы вообще. Закон давал возможность для серьезных нарушений жилищных прав несовершеннолетних при совершении сделок приватизации жилья. Затем в законодательство были внесены соответствующие изменения. Однако многочисленные нарушения жилищных прав несовершеннолетних были и после внесения изменений и дополнений в Закон о приватизации, следовательно, действующее законодательство требует доработки, более четкой и жесткой регламентации механизма отчуждения жилья, в котором проживают несовершеннолетние.
В последнее время в публикациях можно встретить утверждения о скором прекращении приватизации жилых помещений[37]. Причем мотивы приводятся различные, например, построенное на бюджетные деньги социальное жилье тут же «уплывает» в частный фонд - довод является необоснованным, так как основными причинами введения приватизации жилья была неспособность государства содержать жилищный фонд и стремление создать частный жилищный фонд.
В Дубне на международном семинаре, посвященном развитию ипотечного жилищного кредитования 9 февраля 2004 года, заместитель главы администрации президента РФ Игорь Шувалов сообщил, о том, что бесплатная приватизация жилья будет упразднена[38]. Он считает, что у богатых людей не будет проблем с покупкой жилья, средний класс будет активно использовать ипотечное кредитование, а что касается малоимущих слоев населения, то они будут получать квартиры в социальный наем, не становясь ее владельцами. При этом он добавил, что "бесплатная приватизация квартир мешает развитию жилищного рынка и ипотечного кредитования".
Предполагается, что в будущем россияне смогут получить квартиру с помощью ипотечного кредитования либо на условиях коммерческого найма. Однако в этом случае недопустимо поспешное прекращение приватизации, и тем гражданам, которые на сегодня не приватизировали квартиры, необходимо дать время для принятия окончательного решения по форме собственности жилья.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 241.