Труд в системе профессионального воспитания старшеклассников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На современном этапе трудовое воспитание молодого поколения связано с участием школьников в сфере материального производства, где имеется возможность накопления ими социального опыта, расширения кругозора, воспитания нравственной и гражданской зрелости.

Применительно к школе это положение реализуется в условиях труда производительного, основанного на прочном соединении с обучением учащихся, с использованием его как воспитательного средства.

Производительный труд это одно из важнейших средств вовлечения учащихся в сферу общественного производства, формирования у них качеств личности передового рабочего, новатора производства, самоутверждения и самореализации личности. Включаясь в производительный труд, школьник полнее осознает свою значимость, приобщенность к делам и заботам старших, получают представления о трудовых отношениях, планах, производственной дисциплине, системе оплаты труда в условиях промышленного предприятия.

Воспитание в труде начинается в раннем детстве. Ребенок познает окружающий мир в посильном труде со взрослыми, становятся вначале свидетелем, а затем участником трудовой деятельности. И в этом и другом случае процесс труда формирует в ребенка первые представления о реальном мире, о мире труда, о людях - участниках трудового процесса, о профессиях, рождает в нем чувство своей полезности, сопричасности с современным миром и необходимостью его постижения, изменения. «Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, - писал К. Маркс, - процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой... Воздействуя... на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в нем силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти.

Большими возможностями в трудовом воспитании детей располагает общеобразовательная школа. Школа должна подготовить молодежь к жизни, к труду, так, чтобы она могла активно участвовать в демократических преобразованиях общественной и производственной жизни, строить трудовые отношения в новых условиях хозяйствования. Гуманизация политики, на наш взгляд, актуализирует эти задачи.

В современных условиях такой труд может организован:

- в школьных мастерских по выполнению заказов базового предприятия;

- по благоустройству поселков и городов;

- на пришкольных участках по выращиванию фруктов и овощей, декоративных цветов и кустарников;

- в мастерских профессионально-технических училищ, которые могут предоставить свою современную материально-техническую базу для трудовой и профессиональной подготовки школьников;

- в лагерях труда и отдыха, где сочетается участие учащихся в производительном труде с оздоровительными мероприятиями.

Среди современных требований к трудовой подготовке школьников наиболее важным становится формирование труженика, которому присущи: чувство хозяина, долга, идейная убежденность, политическая зрелость, новое мышление, активная жизненная позиция, добросовестное отношение к труду. Сюда следует также отнести и требования, предъявляемые к подготовке рабочего нового типа: формирование потребности в труде, усиление социальной направленности трудовой деятельности, психологическая готовность к труду, более раннее приобщение к труду с использованием доступной техники, включение в техническое творчество, формирование современного экономического и экологического мышления, ознакомление с ЭВМ и микропроцессорной техникой, новой прогрессивной технологией.

На современном этапе в условиях перестройки народного образования и углубления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, которая предлагает вовлечение школьников в производительный труд на ранних этапах трудового становления, необходимо приблизить трудовую подготовку учащихся к профессиональной, чтобы включившись в производство материальных ценностей школьник имел ясное представление о той или иной профессии, чтобы труд был не ради труда, а с конкретной профессиональной направленностью. Исходя из этого, в трудовой подготовке школьников необходимо предусмотреть следующие этапы трудового воспитания:

ознакомление с рядом профессией, по которым в школе создана необходимая учебно-материальная база;

формирование у детей умений и навыков по этим профессиям;

включение учащихся в производительный труд по выполнению заказов базового предприятия и по производству материальных ценностей с приближением их труда к конкретной профессии.

Профессии как области приложения сил реально существуют в виде множества распределенных в народном хозяйстве трудовых постов.

Что касается слова «труд», то (если иметь в виду подготовку молодежи к труду) мы сталкиваемся со значительным разнобоем в его понимании. Чаще всего трудом считают так называемый физический или производственный труд (это частное понимание укоренилось даже в отношении таких, казалось бы, общих терминов, как «экономика труда», «психология труда»; в соответствующих публикациях, пособиях имеется в виду материально-производственный руд). А под производством часто понимают только самое основное его понимают только самое основное его звено - материальное производство. Здесь возникает теоретическая трудность, поскольку деятельность, например, организатора, разработчика проектов, планов, работа художника, ученого, учителя как бы невольно противопоставляется труду. Что же касается трудового воспитания, то оно фактически суживается до подготовки молодежи к материально-производительному труду.

Вероятно, что сейчас по ряду причин наиболее остра потребность общества в притоке трудовых ресурсов именно в сферу материального производства. Вероятно, далее, что в сфере управления, науки, искусства легче могут замаскироваться непродуктивные люди. Но все же теоретическая постановка вопроса требует понимать труд в широком смысле. С этой позиции обучение языку, математике, другим школьным учебным предметам (а также соответствующее воспитание) является ничуть не менее трудовым, чем собственно «трудовое обучение», «трудовое воспитание» (на материале слесарного дела, домоводства и т.д.). И вовсе не только потому, что учиться трудно. Дело в том, что каждая школьная учебная дисциплина предлагает такие ситуации, которые являются как бы модельными по отношению к тем или иным видам профессиональной деятельности взрослых людей.

Обучение чтению, письму знаменует уже самые первые шаги ребенка в школе. Но ведь есть и профессии, специальности (в том числе и рабочие), в которых например, чтение составляет основное звено трудовой деятельности. Что делают изо дня в день на своих трудовых постах корректор, сортировщик письменной корреспонденции, стенографистка-машинистка, библиограф? Конечно, не «просто читают» или «читают и пишут», а сличают текст с некоторыми реальными и мысленно удерживаемыми образцами, классификационными схемами, правилами, нормами и т.п. В этом смысле обучение грамоте - еще далеко не обучение специальности, скажем, корректора. Но все же деятельность ученика при обучении грамоте включает в себя немало элементов, отражающих важные стороны содержания профессионального обучения и даже труда того или иного работника. Следует подчеркнуть, что при обучении слесарному делу или шитью на уроках «трудового обучения» вносится не большой вклад в подготовку, скажем, будущего квалифицированного слесаря или портного, чем тот, который обучение грамоте вносит в подготовку будущего корректора или редактора. Те, например, слесарные операции которые ученик может освоить в школьной мастерской, стоят в таком же отношении к высшему профессиональному мастерству слесаря, в каком обычное умение читать стоит к мастерству библиографа или редактора.

Итак, уже обучение грамоте не является таким «непрофессиональным», «нетрудовым», а «трудовое обучение» является не настолько профессиональным, чтобы только его связывать с проблемой подготовки детей к труду.

Обучение математике, начиная с усвоения элементарного счета, справедливо связывают с так называемым общим образованием. Но что делают изо дня в день на своих трудовых постах работники машиносчетных станций - операторы вычислительных машин, бухгалтеры, учетчики, статистики, нормировщики, специалисты в области экономико-математических методов, программисты? Другое дело, что и ученик и учитель могут не думать и могут даже недостаточно знать конкретно о профессионализирующей функции школьных математических предметов.

Возможность «заземления» на мир профессий таких учебных предметов или циклов, как физика, химия, биология, география наиболее очевидна. Соответствующие вопросы нами разрабатывались в связи с идеей политехнизации общего образования.

Следовательно, было бы принципиально неверным отводить роль фактора, формирующего готовность к труду, только циклу дисциплин и мероприятий, традиционно обозначаемому как «трудовое обучение», «трудовое воспитание».

Подготовленность учащихся к труду, к жизни - результат работы школы в целом. Очевидно, что труд любого профессионала - будь то пианист, слесарь - инструментальщик, пожарный, овощевод - требует общей психологической готовности к труду, включающей потребность в деятельности, трудолюбие и развитое самоуправление поведение в соответствии с общественно заданными нормами.

Известно, какой огромный нравственный потенциал содержит процесс труда. Коллективизм, товарищеская взаимопомощь, чувство ответственности, сознательное добросовестное отношение к выполненной работе - все это способствует формированию нравственной зрелости школьников, а в дальнейшем их нравственной закалке. В труде раскрываются потенциальные возможности человека. Желание учащихся разобраться в тех или иных явлениях окружающего мира, познать политехнические основы производства, применять знания в практической деятельности содействовать повышению уровня их политехнического образования, интенсивному развитию их умственных способностей.

В процессе труда, как нигде, раскрываются творческие способности человека, его созидательная потребность создавать все по новым законам красоты. Подлинная красота человека, как известно, проявляется в труде, и только в труде, человек удовлетворяет свои эстетические потребности. В зависимости от условий труда, эстетики, воздействующей на мотивацию сферы человека, осуществляется процесс эстетизации продуктов труда. Это оказывает положительное влияние на художественное образование и эстетическое воспитание учащихся, его эстетическую ориентацию на предметную деятельность, на развитие эстетических потребностей.

Огромное значение во всестороннем развитии школьника имеет политехническая направленность трудовой подготовки. Известно, что в процессе усвоения основ наук осуществляется ознакомление учащихся с современным производством, формируется интерес к производству и его профессиям. Хорошим примером тесного соединения обучения с производительным трудом может стать организация в условиях школьных мастерских «малых» производств. Такая постановка организации и воспитания школьников в производительном труде способствует сближению общего и профессионального образования. Особенно важна здесь идея усвоения экономических и экологических знаний. Новые условия хозяйствования требуют от учащейся молодежи прочных экономических знаний, формирования экономического мышления, бережного отношения к народному достоянию и природным ресурсам, развития их организаторских способностей.

Производительный труд является одним из звеньев системы политехнической подготовки. Его можно рассматривать базу для применения теоретических знаний. Большое внимание здесь должно уделяться самостоятельной работе учащихся. Это важнейший способ закрепления полученных знаний. В процессе самостоятельной работы происходит более глубокое осмысление изученного материала, понимание его логической связи с ранее изученными сведениями не только данного, но и других предметов, вырабатываются конкретные практические умения.

На этапе соединения общих и профессиональных знаний школьников с огромной остротой встает вопрос о политехнической направленности кружков технического творчества, рационализаторства и изобретательности. Это позволяет школьникам, минуя стадию адаптации, включиться в трудовую деятельность на производстве.

Сегодня уровень общих интересов учащихся в корне отмечается от уровня их сверстников предыдущих поколений. Это связано с научно-техническим прогрессом, огромным объемом информации, с уникальными изобретениями в области радио-теле-аппарата, с компьютерными и микропроцессорными устройствами, а следовательно, круг изобретений школьников и их технического творчества расширяется. Претерпело глобальные изменения и экономическое мышление и сознание общества.

 



Заключение

 

В результате выполнения квалификационной работы были сделаны следующие выводы:

1. Промышленность Курской области размещена по территории неравномерно.

2. Предприятия Курской области обеспечивают продукцией не только население района, но и дальнее, ближнее зарубежье и в настоящий период имеет стабильный рынок сбыта продукции.

3. Предприятия имеют многопрофильные производства, что позволяет им занимать определенное место в межотраслевых промышленных комплексах области и даже на федеральном уровне. Подтверждением этому служат устойчивые ближние и дальние связи с предприятиями металлургической, химической, легкой, пищевой, сельскохозяйственной отраслей промышленности.

4. Продукция предприятий поступает как на внутренний, так и на внешний рынок.

В целом промышленность Курской области имеет большие перспективы направлений развития, имеется и производственная база, квалифицированные кадры. Область обеспечена относительно дешевой электроэнергией и водой, трубопроводы, а также находится на пересечении крупных транспортных магистралей. Все это создает условия для укрепления промышленности Курской области.

Социально-экономическое развитие общества тесно связано с человеческим фактором. В связи с этим существенным является улучшение трудового воспитания, политехнического обучения и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ.

Необходимо приблизить трудовую подготовку учащихся к профессиональной, чтобы включившись в производство материальных ценностей школьник имел ясное представление о той или иной профессии, чтобы труд был не ради труда, а с конкретной профессиональной направленностью. В процессе труда, как нигде, раскрываются творческие способности человека, его созидательная потребность создавать все по новым законам красоты. Подлинная красота человека, как известно, проявляется в труде.



Список использованной литературы

 

1. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 1996.

2. Баранский Н.И. Научные принципы географии: Избранные труды // Предисл. и коммент.В.А. Анучина, - М., Мысль, 1980, с.239.

3. Барышева Ю.Г. Изучение отраслей промышленности в курсе экономической географии СССР. - М.: Просвещение, 1978.

4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1995, с.346.

5. Бочков Н.П., Чеботарев А.Н. Наследственность человека и мутагены внешней среды. – М.: Медицина, 1989, с.260.

6. Воскресенский Б.В. Организация и управление деятельностью промышленных предприятий. – М.: Высшая школа, 1976, с.529.

7. Голов В.П. Картины и таблицы в преподавании географии. – М.: Просвещение, 1977, с.135.

8. Голомшток А.В. Школа и выбор профессии. – М.: Просвещение, 1970, с.234.

9. География: экономическая и социальная география СССР. Пробный учебник для 9 класса средней школы. Под ред. Даринского А.В. - М.: Просвещение, 1989.

10. Гнездилов Г.В., Торбург Р.Н. Молодость Курского края. - Курск: Курская правда, 1981.

11. Денисова С.А. Путешествие по профессиям. Что читать о производстве и рабочих профессиях. М.: Книга, 1974, с.250.

12. Доклад о состоянии окружающей природной среды курской области в 1997 году. - Курск, 1999.

13. Добржицкий Б.С. Знакомство с профессиями в обучении географии. – М.: Просвещение, 1981, с.62.

14. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. Пособие для учителей и студентов педуниверситета и институтов. – М.: Московский лицей, 1996, с. 191.

15. Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника. – М.: Просвещение, 1989, с.464.

16. Зверева И.Д. Вопросы теории и практики профессиональной ориентации в средней школе. – М.: Просвещение, 1970, с. 197.

17. Зимин Б.И. Современные тенденции и особенности размещения морового капиталистического машиностроения. // Вопросы географии - 1996 - №5.

18. Использование средств обучения в преподавании географии \Под ред. Барышевой Ю.Г. – М.: Просвещение, 1986, с.156.

19. Кабанова Р.В., Кудинова М.Р., Соколовский П.Б. География Курской области. - Курск, 1997.

20. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1991, с.158.

21. Климов Е. А "Школа... . а дальше? ". - Л.: Лениздат, 1971, с.133.

22. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной. ориентации. - М.: Знание. 1984, с.168.

23. Климов Е.А. Путь к профессии. – Л.: Лениздат, 1974, с.187.

24. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. (Сборник работ) – М.: мысль, 1969, с.336.

25. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989, с.254.

26. Крамов В.С. Рабочие профессии и специальности. – Минск: Высшая школа, 1975, с. 203.

27. Крамов В.С. Профессии, которые мы выбираем. – М.: Книга, 1975, с. 204.

28. Курск. Очерки из истории города. – Воронеж: Центрально-черноземное издательство, 1975.

29. Курская область и ее регионы. Экономико-статестическое обозрение 1996 год. – Курск: Облкомстат, 1996.

30. Левченко В.В., Грива Т.Н. Встреча с Курском. Путеводитель – справочник. – Курск, 1993.

31. Лурье Ю.Ю. Аналитическая химия промышленных сточных вод. - М.: Химия. 1994, с.446.

32. Лурье Ю.Ю., Рыбникова А.И. Химический анализ производственных сточных вод. - М.: Химия. 1966, с.328.

33. Минц А.А. Экономическая оценка естественных ресурсов. (Научно-методические проблемы учета географических различий в эффективности использования). - М.: Мысль, 1972, с.303.

34. Минц А.А. Экономическая оценка естественных ресурсов. (Научно-методические проблемы учета географических различий в эффективности использования) – М.: Мысль, 1972.

35. Митина Л, М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. // Вопросы психологии, 1997, №4, с.43.

36. Новиков Ю.В., Ласточка К.О., Болдина З.Н. Методы исследования качества воды водоемов. - М,: Медицина, 1990, с.399.

37. Педагогика /Под ред. Бабанского Ю.К. – М.: Просвещение, 1988, с.473.

38. Протасов В.Ф. . Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. - М.: Финансы и статистика, 1995, с.525.

39. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1973, с.312.

40. Практическая психология образования. /Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997, с.528.

41. Попков В.А., Попкова Л.И. Экономическая и социальная география Курской области. Учебное пособие для учителей географии и учащихся общеобразовательных школ. - Курск, КГПУ, 1999.

42. Прокофьев М.А. Профессиональная ориентация молодежи. – М.: Высшая школа 1978, с.352.

43. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Воронеж, 1996, с.436.

44. Психологические основы профессионально-технического обучения. Под ред. Кудрявцевой Т.В. и Сухаревой А.И. Москва «Педагогика», 1988, с.138.

45. Попков В.А., Попкова Л.И. География Курской области. Курск, 1999.

46. Ратанова М.П., Сиротин В.И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 1995, с.143.

47. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания: В 4 кн. Перевод с англ. – М.: Мир, 1994, Кн.2: Загрязнение воды и воздуха. Перевод с англ. Самсоненко Л.В., 1995, с.296.

48. Родионова А.И., Стадницкий Г.В. Экология. – М., 1988, с.269.

49. Сборник санитарно-гигиенических нормативов и методов контроля вредных веществ в объектах окружающей среды. Международный фонд конверсии центр экологических проблем. Москва, 1991, с.369.

50. Социальная психология под редакцией Акдемика АПИ СССР Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1987, с.218.

 



ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Таблица №1. ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ ГОРОДА КУРСКА

Отрасли машиностроения

Факторы размещения

 Выгодное транспортно-
  Сырьевая база Трудовые ресурсы Потребитель Научно-техническая база  географическое положение
Электротехническая промышленность Малое Среднее Ведущее Среднее Среднее
Точное машиностроение (производство вычислительной техники  Малое Ведущее Среднее Ведущее Среднее
Подшипниковая промышленность  Малое Среднее Ведущее Среднее  Среднее
Сельскохозяйственное машиностроение  Среднее Ведущее Ведущее Среднее Среднее
Производство металлорежущих станков Малое Среднее Ведущее Среднее Малое

 

Таблица №2. ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ ОТ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ ПО ОТРАСЛЯМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Промышленность

Годы

  1995 1996 1997
Машиностроение 72,7 318,1 602,3
Легкая промышленность 770,8 452,8 1713,0
Пищевая промышленность 4761,5 12373,0 19034,1
Черная металлургия 1346,8 1292,2 893,0

 


Таблица №3. ЭКСПОРТ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ МАШИНОСТРОЕНИЯ ИЗ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Виды

1996 год

1997 год

товаров Всего В СНГ В дальнее зарубежье Всего В СНГ В дальнее зарубежье
Холодильники, шт. 12 12 - 29 29 -
С\хозяйственные машины, тыс. дол. 247,9 47,9 - 222,4 222,4 -
Подшипники качения, тыс. дол. 9790,4 7142,9 2647,5 6168,7 3691,8 2426,9
Электродвигатели и генераторы, шт. 1018 949 69 59 55 4

 

Таблица №4. ПОКАЗАТЕЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ ГОРОДА КУРСКА В 1996 ГОДУ К 1995 ГОДУ

Отрасли машиностроения Число предприятий

Объем произведенной продукции в (фактических отпускных ценах)

Индекс физического объема промышленного
    1996 1995 производства в (%)
Аккумуляторная и элементная промышленность 5 269275 230712 78,1
Производство электротехнических машин, оборудования и аппаратов 2 52084 50558 74,8
Производство металлорежущих станков 2 106 26 60,1
Производство средств вычислительной техники 1 150970 192986 60,4
Подшипниковая промышленность 3 238808 186391 79,0
Сельскохозяйственное машиностроение 2 4056 6673 29,8

 


Таблица №5. ПОКАЗАТЕЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ ГОРОДА КУРСКА В 1997 ГОДУ К 1996 ГОДУ

Отрасли машиностроения Число предприятий

Объем произведенной продукции в (фактических отпускных ценах)

Индекс физического объема промышленного
    1997 1996 производства в (%)
Аккумуляторная и элементная промышленность 3 282144 269066 100
Производство электротехнических машин, оборудования и аппаратов 2 68642 52084 106
Производство металлорежущих станков 1 22 53 33
Производство средств вычислительной техники 1 170219 150970 40
Подшипниковая промышленность 3 289430 238808 100
Сельскохозяйственное машиностроение 2 6614 4056 29,8

 

Таблица №6. ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ И СРЕДНЯЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ПО ОТРАСЛЯМ МАШИНОСТРОЕНИЯ г. КУРСКА

Отрасли

 1997 год

1998 год

машиностроения

Численность занятых

Средняя заработная плата

Численность занятых

Средняя заработная плата

  Всего Рабо-чие Всего Рабо-чие Всего Рабо-чие Всего Рабо-чие
Производство электротехнических машин, оборудования и аппаратов 3256 2492 597067 516617 3660 2805 602 516
Аккумуляторная и элементная промышленность 3547 2828 830451 766233 3550 2789 994 910
Производство средств вычислительной техники 4802 3304 505794 454124 4294 2924 506 581
Подшипниковая промышленность 5060 4049 633715 580736 5176 4166 709 661
Сельскохозяйственное машиностроение 4301 3260 508694 477633 3177 2382 605 540

 

Таблица №7. ПРОИЗВОДСТВО ВАЖНЕЙШИХ ВИДОВ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В НАТУРАЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ

Продукция

Годы

  1991 1992 1995 1996 1997 1998
Контрольно-кассовые аппараты, шт. - - 1222359 82131 93304 96400
Металлорежущие станки, шт. 12 12 24 17 14 32
Аккумуляторы автомобильные, тыс. шт. 1472 1517 788 638 699 764
Мотоблоки и культиваторы, шт. 6541 7222 1518 3031 762 -
Подшипники качения, тыс. шт. 46756 45397 28395 22429 22495 23012
Машины кузнечно-прессовые, шт. 1062 613 46 43 16 33

 

Таблица №8. ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ В ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

Предприятия

Численность работающих всего

Изменение

В том числе

       

ИТР

Рабочих

  1.1. 1999 1.1. 2000   1.1. 1999 1.1. 2000 1.1. 1999 1.1. 2000
АО «Технотекс» 223 211 -12 46 46 177 165
АО «Железногорская швейная фабрика» 637 625 -12 65 65 572 560
АО «Курская обувь» 1679 1339 -340 191 157 1488 1182
ОАО «Глушковская суконная фабрика» 356 350 -6 41 38 315 312
ОАО Швея» 523 532 9 65 63 458 469
ЗАО «Галанит» 105 88 -17 21 21 84 68
ОАО «Курский кожевенный завод» 817 774 -43 187 167 630 607
ЗАО «Курская кожгалантерейная ф-ка ЭОС 96 82 -14 18 16 78 66
ОАО «Нипромтекс» 421 390 -31 79 75 342 315
УПП ВОГ 91 85 -6 10 13 81 72
Курский ф-л ЗАО ЛИМ Динамо 141 122 -19 24 24 117 98
ОАО Курская ф-ка тех. тканей 696 682 -14 87 98 609 584
ОАО «Золтекс» 76 51 -25 20 15 56 36
Учреждение ОХ-30\2 84 76 -8 84 76 00 00
ЗАО «Сейм» 2487 2494 +7 423 368 2224 1937
ИТОГО 8598 7709 -883 1361 1239 7231 6470

 

Таблица №9. ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Предприятия Объем производственной продукции в действующих ценах (тыс. руб) Темпы роста в сопоставимых ценах Реализованная продукция прибыль + убыль - (тыс. руб) Балансовая прибыль + убытки - (тыс. руб)
АО «Технотекс» 18201 140,7 2240 2530
АО «Железногорская швейная фабрика» 9120,9 111,8 708 -1709
АО «Курская обувь» 34258 139,8 -2112 -1715
ОАО «Глушковская суконная фабрика» 1814,3 71,6 -57,6 -200
ОАО Швея» 9542 101 80 600
ЗАО «Галанит» 817 88 -410 -247
ОАО «Курский кожевенный завод» 35643 256,6 -10456 -11633
ЗАО «Курская кожгалантерейная ф-ка ЭОС 2416 135 -197 -87
ОАО «Нипромтекс» 7835,6 268,8 -6432 -6480
УПП ВОГ 2634 131 -243 175
Курский ф-л ЗАО ЛИМ Динамо 1679 122,3 -352 -1490
ОАО Курская ф-ка тех. тканей 90415 126,4 4531 5270
ОАО «Золтекс» 2438 74 -150 -140
Учреждение ОХ-30\2 24956 152 2751 2751
ЗАО «Сейм» 147388 150,5 3916,3 2636,6
ИТОГО 392157,8 144,3 -14492,6 -28223,5

 

Таблица № 10. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ (тыс. чел)

Годы Курская

В том числе

В том числе (%)

  область городское сельское городское сельское
1926 1846 161 1685 9 91
1939 1773 182 1591 10 90
1959 1483 303 1180 20 80
1970 1474 486 988 33 67
1979 1399 667 732 48 52
1989 1339 775 564 58 42
1991 1336 796 545 60 40
1995 1349 796 541 60 40
1998 1336 813 523 61 39
1999 1321 813 514 61 39

 

Таблица №11. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СТРУКТУРЕ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ (%).

Структура затрат Центральная Россия Западная Сибирь Дальний Восток
Основное производство 11 12 11,5
Сырье 46,3 46,9 44,5
Топливно-энергетическая база 27 1,5 2,1
Водоснабжение и охрана среды 3,6 1,2 1,2
Социальная инфраструктура 9 11,2 11,1
Зарплата 27,4 27,2 29,6
Итого 100 100 100

 

Таблица №12. ДОЛЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РАЙОНОВ РОССИИ.

Доля машиностроения (%) Районы
Более 30 Центральный, Северо-Западный, Волго-Вятский, Поволжский
25 - 30 Центрально-Черноземный, Уральский, Западно-Сибирский
20 - 25 Северо-Кавказский, Дальневосточный
15 - 20 Восточно-Сибирский, Северный

 

Таблица № 13. ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ

Районы Отрасли специализации Условия и перспективы развития
Север и Центральная Россия Автомобильная, электротехническая, станкостроительная, тяжелое, энергетическое тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, приборостроение Мощный производственный и научный потенциал, квалифицированные кадры, возможности широкого кооперирования внутри группы районов.
Европейский юго-восток Автомобильная, электротехническая, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, приборостроение, химическое и нефтяное машиностроение. Мощный производственный потенциал, квалифицированные кадры.
Урал Автомобильная, транспортное, тяжелое, энергетическое, химическое и нефтяное, дорожно-строительное, машиностроение Мощный производственный потенциал, квалифицированные кадры, металлургическая база.
Сибирь и Дальний Восток Электротехническая, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, отдельные производства тяжелого, энергетического машиностроения Мощный производственный потенциал, квалифицированные кадры, электроэнергетическая база.

 


Опросник № 1.

« - Представь, что на короткое время тебе дали волшебную палочку... Напиши, что бы ты сделал, обладая этой волшебной палочкой? » На ответ дается 10-15 минут. Обработка и возможная интерпретация: на основе качественного анализа полученных данных можно судить об интересах, мотивах поведения данного школьника, об их структуре, о направленности личности школьника.

Опросник № 2

(Направлен на выявление ценностных ориентаций в мире профессий).

Опросный бланк «Оценка престижности профессий» включает в себя список основных профессий. Опрашиваемым предлагается оценить в 10-ти балльной системе каждую из указанных профессий: согласно инструкции, профессии, наиболее интересные для опрашиваемого, оцениваются баллами 8-9-10; профессии просто интересные, оцениваются баллами 5 - 6 - 7; профессии, менее интересные - баллами 3-4; профессии, совсем неинтересные - баллами 1 - 2.

 

1 Физики 17 Медсестры
2 Летчики 18 Токари
3 Радиотехник 19 Электромеханики
4 Математики 20 Работники связи
5 Инженеры-геологи 21 Ткачи и прядильщики
6 Врачи 22 Портные, швеи
7 Работники искусства 23 Трактористы, комбайнеры
8 Преподаватели высшей школы 24 Работники коммунальных учреждений
9 Инженеры-строители 25 Работники общепита
10 Преподаватели средних школ 26 Кузнецы, прессовщики
11 Инженеры-металлурги 27 Столяры, плотники
12 Шахтеры-горняки 28 Продавцы
13 Машинисты тепловоза 29 Бухгалтеры, счетоводы
14 Сталевары 30 Каменщики, штукатуры
15 Шоферы 31 Делопроизводители
16 Воспитатели детских учрежд.    

Обработка данных:

Количественная оценка: определение профессий, получивших наиболее высокий балл и отвергаемых профессий. Профессиям, получившим балл 10, присваивается 1 ранг, 9 баллов - 2 ранг и т.д.

Опросник № 3

(Направлен на выявление учебных и профессиональных интересов и склонностей учеников, их широты, устойчивости).

1. Что больше всего тебя привлекает в школе? а) общение с товарищами; б) получение отметок; в) общественная работа; г) узнавание нового; д) сам процесс учения; е) самостоятельная работа; ж) другое (укажи, что именно).

2. Какой учебный предмет тебе кажете наиболее трудным – и почему?

3. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее интересным - и почему?

4. Какой из учебных предметов ты считаешь самым полезным для своей подготовки к экзаменам после окончания школы - и почему?

5. Какие учебные предметы надо было бы включить в обучение - и почему?

6. Твои занятия на досуге: а) чтение; б) участие в художественной самодеятельности; в) занятие каким-либо видом искусства; г) другое.

7. Какая работа тебе больше нравится: а) работа с людьми; б) с предметами; в) работа в коллективе; г) работа в одиночку; д) сидячая работа; е) работа подвижная; ж) малоответственная; з) очень ответственная работа; и) работа в природных условиях; к) работа в помещении; л) работа, требующая физической силы; м) не требующая физической силы.

8. Куда ты собираешься пойти после окончания 11 класса:

а) учиться; б) работать; в) работать и учиться; г) не знаю.

9. Какую профессию ты решил для себя выбрать или еще не выбрал и почему?

10. Что привлекает тебя в избранной профессии: а) интересная специальность; б) творческий характер; в) популярность (престиж) профессии; г) возможность роста (повышение квалификации); д) заработок; е) романтика; ж) благородство профессии.

11. Кто повлиял (что повлияло) на пробуждение интереса к данной профессии: а) родители; б) родственники; в) учителя; г) товарищи; д) знакомые; е) герои любимых книг и кинофильмов; ж) газеты; з) телевидение; и) занятия в специальных кружках (секциях); к) общественная работа и т.д.

Инструкция: заполните, подчеркнув или дописав нужные варианту ответов.

Обработка данных осуществляется на основе качественного анализа.

1. Выявление учебных и внеучебных интересов, склонностей учащихся.

2. Выявление мотивов выбора профессии.

3. Выявление факторов, способствующих возникновению интереса к профессии.

4. Выявление возможной будущей профессии. Качественная оценка.

а) Анализ ответов с точки зрения основных характеристик интереса:

- содержание (духовно богатые или примитивные),

- широты или узости,

- действенности или созерцательности интересов.

б) Установление соотношения (совпадение, противоречие, независимость) общих и профессиональных интересов.


АННОТАЦИЯ

НА КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ:

«ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

студентки 5 курса естественно-географического факультета заочного отделения Дольской Марины Леонидовны.

Работа состоит из трех глав.

Глава I. Географические аспекты изучения промышленности.

Глава II. География отраслей промышленности Курской области.

Глава III. Педагогические основы политехнического образования

школьников в современных условиях.

Работа включает 153 машинописных листа.

7 картосхем

13 таблиц

5 схем.

Список литературы 24 по географии

15 по методике

11 по педагогике





Дата: 2019-12-10, просмотров: 236.