Особенности изучения машиностроительного комплекса в курсах экономической и социальной географии России и Курской области
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Курс экономической и социальной географии России показывает общую картину современного хозяйства страны, его структуру, особенности развития, размещения и перспективы. При изучении темы «География отраслей и межотраслевых комплексов» учащиеся знакомятся с важнейшими межотраслевыми комплексами России, одним из которых является машиностроительный комплекс. Машиностроительный комплекс - сложное межотраслевое предприятие, охватывающее машиностроение и металлообработку. Для него характерны обширные межотраслевые и внутриотраслевые связи. Являясь основой тяжелой индустрии, машиностроительный комплекс играет решающую роль в совершенствовании материально-технической базы страны, реализует достижения научно-технического прогресса, обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства. Таким образом, само содержание, связанное с изучением машиностроительного комплекса, является объективно сложным для усвоения его учащимися. К тому же это первый комплекс, с которого школьники начинают изучать географию межотраслевых комплексов страны. Мы считаем, что изучению машиностроительного комплекса целесообразно отвести два урока, с соответствующей разбивкой по темам:

Роль, значение, проблемы и перспективы машиностроения;

Факторы размещения и география Российского машиностроения.

Однако, учитывая сложность и важность этого комплекса, можно в отдельных случаях на изучение данной темы отвести три урока. При изучении факторов размещения и географии российского машиностроения формируются такие важные понятия, как «факторы размещения производства», «специализация», «кооперирование», ведется сравнительный анализ тематических экономических карт, рассматривается территориальная организация машиностроительного комплекса России. Большая информационная насыщенность сочетается со сложностью излагаемого материала, поэтому мы рекомендуем провести объяснение в виде урока-лекции.

Формирование понятия «фактор размещения производства» - один из ключевых моментов выработки у ученика навыков географического мышления. Наиболее верна и доступна для учащихся трактовка факторов размещения как требований, предъявляемых размещаемым объектом к окружению. Без удовлетворения этих требований (наличие определенного количества сырья, воды, трудовых ресурсов и т.д.) он не сможет нормально функционировать. С течением времени, по мере изменения технологии выпускаемой продукции, система факторов может видоизменяться даже для одних и тех же отраслей и производств. Машиностроение - наглядный тому пример. Его приоритеты и связи за последние десятилетия резко изменились.

На первое место, ослабив традиционную ориентацию на черную металлургию, районы сосредоточения квалифицированных кадров, транспортные магистрали, выдвинулись связи с наукой, цветной металлургией, новейшими отраслями химии. В число факторов размещения внедрились принципиально новые: природоохранный, социальный. Безусловно, лидирующий на сегодня день фактор - наукоемкости, поскольку для 2\5 предприятий Российского машиностроения он оказывается самым существенным.

На втором месте - ориентация на трудовые ресурсы. При этом стремление к местам концентрации кадров характерно лишь для производства уникальной техники и осуществления опытно-конструктроских работ.д.ля массового производства, в связи с его автоматизацией и конвейеризацией необходимость в таких кадрах невелика. В условиях рынка вырастает также роль потребительного фактора. Роль отдельных факторов видоизменяется не только во времени, но и в пространстве. Это отчетливо фиксируется различиями в структуре затрат на производство машиностроительной продукции (таблица №11).

При анализе таблицы №11 мы ставим перед учащимися следующие вопросы и задачи:

Какие из видов затрат наиболее значимы в машиностроении, почему?

Объясните изменения затрат по отдельным позициям передвижения на территории России с запада на восток и причины, их возвышающие (удорожание строительства, более высокая заработная плата, лучшая водообеспеченность и др.)

Какие факторы не учтены в данной таблице? Действие каких факторов трудно поддается денежному выражению (научные, стратегические и другие факторы) ?

Мы считаем, что изучение географии машиностроения целесообразно начать со сравнения отраслевых тематических карт (машиностроение, металлургии, химической промышленности). Обычно учащимся не сложно сделать вывод о том, что предприятия машиностроения более равномерно размещены на территории России по сравнению с предприятиями других отраслей. Сложнее для них объяснить причины подобной ситуации. Это вполне объяснимо, поскольку для получения правильных выводов необходимо синтезировать ранее полученные знания о сложности отраслевого состава и разнообразии выпускаемой продукции машиностроения, важной роли потребительского фактора в размещении его предприятий, широкой географии потребителей. Таким образом, основная задача учителя в данном случае - помочь учащимся построить следующую логическую цепочку (схема приложения).

Однако учителю следует особо подчеркнуть относительность равномерного размещения машиностроения по территории России. Только же в его географии наблюдаются очень сильные территориальные различия. Уровень развития в различных районах страны неодинаков (таблица №12).

Данные таблицы позволяют осуществить вместе с учащимися анализ причин неравномерного развития машиностроения в разных районах страны. Очевидная прямая зависимость от историко-географических факторов: высокие показатели в районах - Центр, Северо-Запад, наименьшие - в восточных районах. Невысокие показатели также на территориях с традиционной сельскохозяйственной специализацией (Черноземный Центр, Северный Кавказ).

В России наблюдаются существенные порайонные различия в отраслевом наборе специализирующихся отраслей, условиях и предпосылках из развития (таблица №13).

Анализ представленных в таблице материалов можно осуществлять по разному. Непосредственный анализ данных экономии по времени, но при этом снижается элемент наглядности. Поэтому нами была разработана на основе таблиц специальная контурная карта «Специализация машиностроения районов России» с последующим ее анализом.

На карте отчетливо проявляется несколько географических закономерностей, которые могут быть подмечены учениками.

Наиболее специализированно в общероссийском масштабе машиностроение экономически наиболее развитых районов, образующие подковообразную полосу в Европейской части России. Этому способствовала сложная совокупность факторов, исторические и строительные факторы, выгоды экономико-географического положения, концентрация в данных районах значительной массы потребителей.

По мере удаления от этой группы районов уровень машиностроительной специализации снижается.

Набор специализирующихся отраслей, равно как и числа факторов благоприятствующих развитию машиностроения, уменьшается при развитии с запада на восток.

Мы убеждены, что при изучении машиностроительного комплекса России необходимо использовать краеведческий материал. Он обеспечивает более тесную связь с жизнью и современностью, дает учащимся наглядные конкретные примеры для сравнения. Общие особенности изучения темы «География Курской области» предопределяются содержанием, значением, целями ее изучения, наличием необходимых пособий и оборудования. В целях более полного использования образовательных и воспитательных возможностей темы можно провести различные типы уроков. Опираясь на полученные в общем обзоре России знания, программа по географии области требует основное внимание уделять изучению не компонентов природы и отраслей хозяйства, а крупных природно-территориальных и территориально-производственных комплексов, с упором на вопросы экономической географии. Глубокое изучение географии своей области создает условия для более полного раскрытия промышленно-следственных связей между природными условиями и ресурсами и их использования человеком, для закрепления и углубления умений работать с географическими источниками знаний.

Краеведческий материал по машиностроительному комплексу целесообразно использовать при изучении темы «Машиностроительный комплекс России». При изучении факторов размещения предприятий машиностроения нужно опираться на краеведческий материал и сравнивать, какие факторы оказывают влияние на размещение машиностроения в Курской области, и, например, в Уральском экономическом районе. При формировании понятий специализация также идет упор на краеведческие данные, так как это позволило учащимся более глубоко и осмысленно усвоить материал. Изучая понятие кооперирования - мы показали связь «Курскрезинотехники» с предприятиями сельскохозяйственного машиностроения, которые являются потребителями продукции этого предприятия. В результате у учеников сформировались понятия о месте машиностроительного комплекса своей области в едином машиностроительном комплексе России, о размерах его вклада в российскую экономику.

Использование краеведческого материала велико. Еще в конце XYIII века известный общественный деятель Николай Иванович Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» писал: «Не заставляйте детей ваших из книг или по изученному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать». Замечательный писатель Н.В. Гоголь в статье «Мысли о географии для детского возраста» с исключительной силой и яркостью отстаивал мысль о том, что для такого предмета, как география, сухое, исключительно книжное преподавание совсем не подходит. «Учитель русских учителей» К.Д. Ушинский подчеркивал неоднократно ту мысль, что преподавание географии должно развивать у учащихся «инстинкт местности».

Д.Д. Семенов, который справедливо считается родоначальником школьного краеведения и пионером географических школьных экскурсий высказался так: «Если справедлива та географическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть соблюдаем постепенный переход от близкого и знакомого детям к отделенному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик.

Краеведческий принцип в преподавании географии осуществляется путем использования разнообразных методов и приемов учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Можно выделить два подхода. Первый заключается в том, географические понятия, процессы, явления усваиваются при непосредственном изучении края, в других случаях краеведческий материал составляет содержание целого урока или же является его элементом.

Мы убеждены, что на большинстве уроков краеведческий материал может использоваться как один из этапов. Важнейшими методами и методическими приемами могут быть (по А. З Сафиулину):

1. Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение) с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов - гербариев, коллекций);

Частично-поисковый, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познаваемого опыта учащихся (беседа проверочная, повторительно-обучающая);

Работа с краеведческой литературой и источниками (книги, пособия, справочники, периодическая печать);

Исследовательский, предусматривающий непосредственное изучение объектов, явлений природно-экономического содержания (наблюдения в природе и обработка материалов, составление экономическо-географических характеристик местных предприятий, работа с краеведческой литературой, картографическими, фондовыми и статистическими материалами; изучение природы и экономики края, в процессе проведения учебных и внеучебных экскурсий).

Чаще всего мы использовали краеведческий материал при сравнительной характеристике по признакам сходства или различия изучаемых территорий с родным краем. Мы рекомендуем использовать краеведческий материал в качестве исходного для постановки вопросов «проблемного» характера, направленных на более глубокое осмысление изучаемого материала, а также в качестве источника для выполнения практической работы. Например, при изучении темы «Территориальная организация отраслей промышленности» учащиеся наносят на контурную карту предприятия горнодобывающей, электротехнической, машиностроительной, химической, легкой и пищевой промышленности своей области.

Приемами активизации мыслительной деятельности учащихся является выполнение письменных самостоятельных работ краеведческого содержания по характеристике объектов, явлений и подготовка докладов, сообщений, раскрывающих общие закономерности развития географических явлений в сравнении с особенностями их местного проявления. Необходимо, чтобы учитель сам занимался краеведением и чтобы передавал свои знания и опыт учащимся. Школьное краеведение признано важнейшим средством в воспитании подрастающего поколения. Установка о связи школы с жизнью делает вопрос о развитии школьного краеведения как нельзя более актуальным.

УРОК-ЭКСКУРСИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ.

При изучении межотраслевых комплексов в курсе «География Курской области», важным и эффективным средством повышения качества учебно-воспитательного процесса является урок-экскурсия.

Цель экскурсии: познакомить учащихся с производственным процессом на предприятии с организациями и путями повышения эффективности производства на предприятии.

Задачи экскурсии:

Познакомить учащихся с последовательностью технологического процесса и особенностями производства; охарактеризовать факторы размещения данного предприятия;

Конкретизировать знания учащихся о специализации и кооперировании производства;

Научить школьников вести краткие записи на ходу объяснений экскурсовода, анализировать статистические показатели деятельности предприятия, выбирать данные для составления схемы последовательности производственного процесса, характеризовать внутриотраслевые межотраслевые связи предприятия по сырью и готовой продукции.

Подготовка учителя к экскурсии включает посещение предприятия, отбор производственных объектов для изучения их школьниками, составление плана экскурсии с обязательными вопросами и заданиями для учащихся. Данную экскурсию предусмотрено провести работнику данного предприятия, но перед экскурсией учителю необходимо проинформировать экскурсовода о целях и задачах экскурсии, выявить основные вопросы, на которые следует обратить внимание. Подготовка учащихся к экскурсии на предприятие машиностроительной индустрии предусматривает повторение основных понятий и терминов (специализация, кооперирование, факторы размещения и др.)

Перед началом экскурсии учитель знакомит учащихся с ролью и значением машиностроительного комплекса Курской области, сообщает цели и задачи экскурсии.

Целесообразно разбить класс на бригады, каждая из которых получит задание по сбору данных об одном цехе, а также собрать образцы сырья и готовой продукции. Также все учащиеся должны зафиксировать в своих дневниках сведения об истории возникновения предприятия, трудовых ресурсах, сырьевой базе, специализации предприятия, структуре внутриотраслевых и межотраслевых связей, перспективы развития предприятия и его социальном развитии.

Ход экскурсии.

Перед выходом на территорию завода учащиеся на плане местности находят место, где расположен завод, делают оценку его положения по отношению к транспортным путям, водным объектам и другим предприятиям. Затем на территории предприятия, в классе производственного обучения, для учащихся организуется лекция следующего содержания: история возникновения предприятия, современная оценка географического положения предприятия, основные стадии производственного процесса, структура предприятия, основные поставщики сырья для производства продукции, специализация предприятия, производственно-территориальные связи предприятия по готовой продукции с другими предприятиями данной отрасли; последовательность осмотра цехов и отделов, основные правила техники безопасности, требования к поведению учащихся во время экскурсии. Изложение материала должно сопровождаться показом материалов и образцов готовой продукции.

Перед входом в каждый цех сообщается название цеха, его назначение и основные особенности технологического процесса, напомнить задания, которые должны выполнить учащиеся по бригадам, а также вспомнить о технике безопасности и правилах поведения на производственных объектах. При изложении материала необходимо акцентировать внимание учащихся на основных этапах технологического процесса. После посещения цеха делается вывод и подводится итог работы данного участка. В заключение экскурсии можно осмотреть производственное сооружение на территории предприятия, а также провести итоговую беседу.

Вопросы итоговой беседы.

1. Какие цеха мы с вами посетили?

Что является сырьем производства подшипников?

Какие вспомогательные материалы используются в технологическом процессе?

Перечислить основных поставщиков металла предприятию.

Какие виды подшипников выпускает предприятие?

Где используются подшипники?

Охарактеризуйте географию поставок подшипников.

Что включает в себя понятие «себестоимость», «рентабельность»?

Чем объясняется снижение рентабельности продаж подшипников?

Каковы перспективы развития предприятия?

какое влияние оказывает производственный процесс на здоровье рабочих?

Какое воздействие оказывает завод на экологическую обстановку в г. Курске?

Какие мероприятия проводятся на заводе для улучшения экологической обстановки в г. Курске?

После проведения экскурсии необходимо провести обработку информации экскурсии в виде схемы последовательности производственного процесса, схемы связи предприятия по сырью и готовой продукции можно составить диаграммы, графики, оформить коллекции. Материалы, полученные в результате экскурсии, можно использовать на уроках по изучению географии России и географии Курской области. Такую экскурсию можно использовать в профориентационных целях, так как школьники ходе экскурсии получают представление об основных профессиях на предприятии. Особый интерес с точки зрения профориентации представляется практика «защиты» учениками той или иной специальности на предприятии. В результате учащиеся получают полное и наглядное представление о различных специальностях, что способствует конкретизации их профессиональных интересов.

 



ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

3.1. Особенности содержания политехнического образования в современных условиях

 

Социально-экономическое условие развития общества тесно связано с человеческим фактором. В связи с этим актуальной является задача существенного улучшения трудового воспитания, политехнического обучения и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, повышение морально-психологической подготовки их к самостоятельной жизни, формирование у подрастающего поколения осознанной потребности в труде.

Политехническое образование (от греческого поло - много, многое и texvn - искусство, мастерство) - это образование, дающие знания о главных отраслях и научных принципах производства и вооружающее общетехническими умениями, необходимыми для участия в производительном труде.

Политехническое образование - один из важнейших элементов процесса воспитания всесторонне развитых членов общества.

Политехническое образование не следует отождествлять с профессиональным. Давая широкую общетехническую подготовку к производительному труду, политехническое образование создает условия для свободного выбора профессий и вместе с общим образованием служит основой для профессионального образования. Но политехническое образование не обеспечивает овладения какой - либо определенной профессией, поэтому для участия в сложном труде на производстве и достижения необходимого уровня его производительности недостаточно быть политехнически образованным, знать только общие научные основы производства и обладать обобщенными трудовыми умениями. Необходимо, кроме того, овладеть специальными знаниями и навыками в какой-либо профессии в таком объеме, который требуется для надлежащей производительности труда, чем выше уровень общего и политехнического образования, на котором базируется профессиональное обучение, тем более высокую квалификацию можно дать работнику, тем быстрее он овладеет профессией.

Так как политехническое образование готовит учащихся к труду на будущем производстве, то при отборе объектов и процессов для изучения в современной общеобразовательной школе учитывается не только их важность и широта внедрения в главной отрасли производства сегодня, но и перспективность. Содержание политехнического образования должно определять не только объем политехнических знаний и умений, но также и уровень политехнического развития учащихся.

Педагоги и психологи делают попытки определить функции (способности), подлежащие развитию (техническое мышление, трудовая сноровка, творческий, рационализаторский подход к труду и т.д.), разработать объективные методы измерения уровня развития этих функций; наметить типы технических, технологических и организационно-экономических задач, которые должны быть включены в содержание политехнического образования

Политехническое образование осуществляется многообразными путями. Наиболее полно и органично политехническое образование можно проводить на уроках естественно-научного цикла. В процессе преподавания математики, физики, химии, биологии, географии и др. общеобразовательных дисциплин, не нарушая их логики, раскрываются естественно-научные основы производства, даются некоторые сведения о его главных отраслях, о достижениях технического прогресса, прививаются многие политехнические умения: измерительные, вычислительные, экспериментальные, выращивание растений, уход за животными и др. В качестве объектов изучения используются образцы промышленной техники (детали и узлы машин, механизмы, измерительные приборы), образцы сырья и готовой продукции, сельского хозяйства, модели, макеты. Демонстрируются производственно-технические и сельскохозяйственные фильмы, диафильмы, картины, таблицы, схемы, диаграммы, показывающие применение законов науки в производстве.

Большое значение для непосредственного ознакомления учащихся с производством имеют экскурсии на фабрики, заводы, в совхозы, колхозы, на электростанции, стройки и т.д. Для привития политехнических умений и развития технического мышления производятся лабораторные работы, практические и графические работы, составляются и решаются задачи с производственным содержанием.

Однако, многие знания по технике, технологии и организации производства, а также трудовые умения не могут быть даны на уроках физики, химии, биологии, географии, не нарушая их специфики и логики. Поэтому в учебный план кроме основных наук о природе и обществе включаются также и основы наук о производстве, (представленные в разные периоды развития советской школы) такими учебными предметами как труд, машиноведение, электротехника, основы промышленного производства, основы сельского хозяйства (растениеводство, животноводство), механизация, организация и экономика производства.

Важная роль в расширении политехнического кругозора учащихся всех классов, в развитии интереса к технике и агрономии, в формировании творческих и технических способностей отводятся внеклассной работе: техническому изобретательству и рационализаторству, конструированию приборов, моделей, приспособлений, облегчающих труд, туризму, устройству вечеров техники, олимпиад и викторин.

В настоящее время в учебных планах 1-9 классов предусмотрено трудовое обучение. В школьных учебных мастерских учащиеся 5-9 классов приобретают политехнические знания и умения в области механической обработки древесины, металла, а также по машиноведению и электротехнике.

Политехническое образование в старших классах средней образовательной школы должно прежде всего расширять политехнический кругозор учащихся, углублять их представление об общих научных основах и главных отраслях производства.

Делать это необходимо, стремясь к расширению задачи развития индивидуальных способностей учащихся к практической деятельности в той или иной области.

 

3.2. Взаимосвязь политехнического образования и профессиональной ориентации школьников

 

Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду в народном хозяйстве страны - задача первостепенной важности. В этой связи проблема выбора профессии молодежью занимается значительное место во всей работе средней общеобразовательной школы. Вопрос «Кем быть? » один из главных для каждого молодого человека, от его решения зависит вся дальнейшая жизнь человека. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворенность процессом труда и его результатами дает возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.

Во все времена общество заботилось о передаче подрастающему поколению социального и профессионального опыта. Вначале существования человечества этот опыт передавался по наследству, от поколения к поколению. С развитием производства повышались требования к человеку, что вызвало необходимость разработки научных основ подбора работников на различные профессии.

В нашей стране уделяется большое внимание вопросам профессиональной ориентации молодежи. Разработкой научных основ профориентации занимались Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Т. Жацкий, А.С. Макаренко и др.

Подготовка подрастающего поколения к осознанному выбору профессии и рассматривается как условие ее всестороннего и гармоничного развития. Осуществляется она в тесном единстве и взаимодействии с идейно-политическим, нравственным, трудовым, умственным, эстетическим и физическим совершенствованием личности, т.е. со всем учебно-воспитательным процессом.

Ведущая роль в создаваемой государственной системе профориентации отводится общеобразовательной школе, учителю. Именно учитель призван, учитывая современные требования к человеку труда, помочь подросткам не только овладеть общетрудовыми и профессиональными умениями и навыками, но и правильно выбрать профессию, в которой лучше смогут реализовать свои способности и интересы и принести большую пользу обществу.

Помочь молодежи выбрать жизненный путь, адаптироваться к профессии, призвана система профориентации. Профессиональная ориентация - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединенных общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение, развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности - игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор подбор; профессиональная адаптация и профессиональное воспитание (см. схему №1).

Профессиональное просвещение предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильного выбора одной из них; воспитание положительного отношения школьников к различным видам профессиональной и общественной деятельности, формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежат осознание социально-экономических потребностей общества и психофизиологических особенностей личности.

Без профессионального просвещения невозможна эффективная подготовка учащихся к сознательному выбору профессии.

 

Схема №1.

Системы профессиональной ориентации молодежи

 

 

Проф. просвещение   Проф. активизация   Проф. консульта ция   Проф. отбор подбор   Проф. адаптация   Проф. психо-диагностика   Проф. воспи тание

 

Важность этого компонента с социальной точки зрения заключается в том, что благодаря ему расширяются рамки свободы выбора профессии: чем больше знает молодой человек о различных видах производства и профессиях, об условиях труда, о том, где можно обучиться той или иной специальности и т.д., тем осознаннее будет его выбор.

В связи с многообразием профессий очень сложно рекомендовать какие-то конкретные профессии или отрасли народного хозяйства для пропаганды в школе по классам и вряд ли целесообразно. Можно отметить лишь некоторые направления профессиональной пропаганды - это формирование любви к любому виду трудовой деятельности, ознакомление вначале с простыми профессиями, а затем к более сложным в зависимости от возраста и знаний учащихся, с учетом потребности народного хозяйства страны и конкретного региона на ближайшие 10-15 лет. Важно также, чтобы пропаганда была глубокой по содержанию, обладала силой эмоционального воздействия, поднимала престиж непопулярных в глазах молодежи профессий (сферы обслуживания, коммунального хозяйства, легкой промышленности, некоторых сельскохозяйственных специальностей).

На развитие интересов и склонностей учащихся в различных видах профессиональной деятельности, большое влияние оказывает целенаправленно осуществляемое трудовое обучение и общественно-полезный труд учащихся. Не просто теоретическое знакомство с широким кругом многообразных профессий, но и овладение некоторыми знаниями и умениями, необходимыми для получения наиболее массовых специальностей, приобщения к жизни производственных коллективов позволяют учащимся сознательно подойти к выбору профессии. Целенаправленность трудового обучения и воспитания школьников обеспечивает формирование их профессиональных идеалов соответственно тенденциям развития общественного производства каждого экономического района и страны в целом.

Но для эффективности данной деятельности особое внимание важно уделять индивидуальной работе с учащимися: необходимо каждому найти определенное занятие, максимально соответствующее его личным качествам и возможностям.

В этой весьма серьезной и ответственной деятельности велика роль преподавателя трудового обучения.

Целью профессиональной психодиагностики является изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную направленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья. В школе осуществляются лишь отдельные элементы предварительной психодиагностики в целях профконсультации, и в этом случае психодиагностика является составляющей профконсультацией.

Профессиональная консультация имеет целью установления индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.

Различают следующие виды консультаций: справочные, в ходе которых учащиеся выясняют каналы трудоустройства, требования к приему на работу и учебу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста; диагностические, направленные на изучение личности, интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии; формирующие, целью которых осуществлять руководство, коррекцию выбора профессии школьником, они рассчитаны на длительный период времени, предполагают систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения; медицинские, имеющие целью выявление состояние здоровья школьника, его психофизиологических свойств в отношении к избираемой профессии, если необходимо, переориентацию в другую или близкую к избираемой области деятельности, которой будут соответствовать психофизиологические данные избирающего.

Профессиональный отбор, как правило, осуществляется вне школы, в специальных лабораториях и по преимуществу к тем профессиям, которые связаны с условиями труда максимальной трудности. Цель профессионального отбора - выявление пригодности человека к конкретному виду труда. При этом, если у претендента данный вид профессиональной деятельности обнаруживается отсутствие хотя бы одного профессионального важного качества, ему отказывают в трудоустройстве. Но это не значит, что профотбор следует рассматривать как негуманный акт, ограничивающий социальную свободу личности. Наоборот, подлинный гуманизм заключается в том, чтобы оградить молодого человека от нежелательных, возможно серьезных последствий стихийного отбора.

При осуществлении профотбора предпочтение оказывается тем претендентам, которые имеют более высокий, отвечающий определенным установленным нормативам уровень профессионально важных качеств, свойств и благоприятные перспективы из развития.

Следует различать профотбор от профподбора. При проведении профотбора подбирают наиболее соответствующие данной профессии личность, т.е. идут от профессии к личности, а при профподборе подбирают соответствующую данной личности профессию, т.е. идут от личности к профессии.

Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация, представляющая собой активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успешная адаптация характеризуется сохранением и дальнейшим развитием склонностей к конкретной профессиональной деятельности, совпадением общественной и личной мотивации труда.

Профессиональное воспитание учащихся является одним из главных компонентов системы профориентации. Под профессиональным воспитанием понимается воспитание у школьников профессионально важных качеств личности, профессионального долга и чести, ответственности, профессиональной гордости, этики и др.

Функции (задачи) школьных работников в проведении профориентации учащихся.

К задачам классного руководителя относится прежде всего глубокое и всестороннее изучение формирующейся личности учащегося, его склонностей, интересов, способностей. В этом помогают беседы с учителями-предметниками, родителями, анкетирование и систематически проводимые наблюдения с заполнением личной карточки-характеристики школьника. На основе изучения личности учащегося классный руководитель проводит целенаправленную работу по определенной программе, используя классные часы, факультативные занятия и экскурсии. Работа по профориентации должна проводиться в тесном контакте с родителями учащихся.

Задачи учителя-предметника включают в себя ознакомление учащихся с профессиями вообще, в том числе и базового предприятия; изучение и развитие интересов, склонностей и способностей каждого ученика; включение профориентационной тематики в оформлении учебных кабинетов.

Огромную роль в профориентации школьников играет сама личность учителя. Личность учителя - это совокупность таких качеств, которые определяют его творческое развитие, высокое педагогическое мастерство, постоянное новаторство, компетентность в работе, любовь и уважение к детям. Именно такой учитель вызывает у школьников желание трудиться, быть похожим на него, дружить и делиться с ним самым сокровенным, мечтами о будущем, о своей профессии.

А.С. Макаренко писал по этому поводу: «То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе вот что увлекает ребят в наибольшей степени».

Каждый учебный предмет в школе имеет свои специфические возможности в осуществлении профориентации учащихся, но не может претендовать на положение единственного источника формирования знаний учащихся о мире труда, многообразии профессий и т.д. Поэтому в профориентационной работе чрезвычайно важны координация деятельности учителя труда с классными руководителями и учителями-предметниками. Именно соблюдая принципы преемственности, комплектности, можно добиться значительных результатов.

Работа педагога по профориентации и профконсультации неизбежно предполагает то или иное понимание категорий «труд», «профессия», «специальность». Следует признать, что и в научной литературе и в практическом словоупотреблении они понимают в разных случаях по-разному. Профессиональная ориентация - система мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий. Профориентация способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными особенностями человека и потребностями общества. Употребляя слово «профессия», имеют ввиду объективную область приложения сил человека («эта профессия требует усидчивости»), либо систему подготовленности, присущую данному человеку («у него есть профессия»), либо разновидность деятельности (говорит о методах изучения профессий, имея ввиду изучение деятельности профессионалов).

Видимо, все варианты значений этих понятий правомерны, если ясно помнить, о чем в каждом случае идет речь. Основным значением мы будем считать следующее: профессия - не любая, а необходимая для общества (социально-ценная) и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства существования и развития. Для обозначения дробных делений такой области часто применяют слово «специальность».

На занятиях по дисциплинам гуманитарного цикла школьники получают идейно-нравственную, мировоззренческую направленность в вопросах выбора профессии.

Для обеспечения помощи учащимся в сознательном выборе профессии учителю-предметнику необходимо: знакомить школьников с различными видами труда и профессиями; изучать склонности, особенности и профессиональные интересы учащихся, формировать у них общественно значимые мотивы выбора профессии; консультировать учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством.

Эти требования предполагают соответствующую теоретическую и практическую подготовку самого учителя-предметника к проведению профориентационной работы в рамках своего предмета.

Теоретическая подготовка состоит прежде всего в познании целей, задач, путей профориентации, методов ее осуществления в условиях преподавания определенного предмета, психолого-педагогических основ проблемы.

В соответствии с задачами профориентации в учебном процессе для учителя-предметника можно выделить следующие этапы работы:

определение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал;

определение форм подачи профориентационного материала, наиболее соответствующего содержанию той или иной темы; подбор соответствующих наглядных пособий, киноматериала;

изучение литературы об областях народного хозяйства и основных профессий, связанных с программным материалом по данному предмету. Особое внимание при этом уделяется профессиям своего экономического района. Уяснение перечня профессий, с которыми возможно ознакомить учащихся на уроках;

изучение интересов и склонностей учащихся, фиксирование результатов, обсуждение их с учащимися и классными руководителями;

регулярное проведение индивидуальной работы с учащимися с целью формирования у них интересов и склонностей к изучаемому предмету и связанным с ним профессиям;

обновление экспонируемых материалов о профессиях, связанных с изучением данного предмета, в школьном кабинете профориентации;

углубление своих знаний по профориентации, педагогике и психологии личности, методах ее изучения.

Основная цель совместной работы учителя труда, классного руководителя и учителей-предметников состоит в том, чтобы на основе использования различных форм и методов групповой и индивидуальной работы с учащимися подготовить их к обоснованному выбору профессий с учетом индивидуально-психологических особенностей и потребностей экономического района. Эта деятельность представляет собой сложный комплекс педагогических воздействий на учащихся, осуществляемый в течение всего периода обучения. При этом решение задач профориентационной направленности уроков трудового обучения, школьных предметов и внеклассных занятий, как отмечалось выше, должны иметь единое основание и преемственные связи.

Исходя из этого, работу по профориентации желательно начинать с изучения экономики своего района, области, их потребностей в кадрах, возможностей получения специального образования. Одновременно следует проанализировать программу учебных предметов с целью выяснения возможностей ознакомления учащихся с определенными видами трудовой деятельности, с профессиями, а также формирование трудовых и профессиональных интересов и намерений учащихся.

Практика работы общеобразовательных школ показала, что учителя имеют возможность: организовать систематическое изучение интересов и мотивов выбора профессии учащимися; направлять развитие этих интересов в сторону практического претворения желаний каждого ученика выбрать профессию к моменту окончания школы; использовать для профориентации школьников учебные занятия, осуществляя в процессе преподавания своего предмета тесную связь изучаемого материала с жизнью, с практическими делами тружеников заводов, сообщая на уроках некоторые сведения о профессиях; развернуть в школе разностороннюю внеклассную работу (кружки), ученические общества, конкурсы, олимпиады и т.д.), в процессе которой изучать и развивать склонности и способности школьников к определенным отраслям трудовой деятельности; вовлекать их в общественно полезный, производительный труд.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 248.