География машиностроения
Машиностроительный комплекс - сложное межотраслевое образование, охватывающее машиностроение и металлообработку. В свою очередь, машиностроение включает много специализированных отраслей, сходных по технологии и используемому сырью. К металлообработке относятся промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования. Кроме того, в состав комплекса входит «малая металлургия» - производство стали и проката на машиностроительных предприятиях.
Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служат одним из важнейших условий функционирования единого хозяйственного комплекса страны. Выпуская орудия труда для разных отраслей хозяйства, он реализует достижения научно-технического прогресса.
Курск является крупным промышленным центорм России. В производстве товарной продукции города Курска на долю машиностроения приходится около 25%. В структуре машиностроительного комплекса наибольшее развитие получили отрасли электротехнического, сельскохозяйственного и точного машиностроения.
Количественный рост машиностроительного комплекса сопровождался значительными качественными сдвигами, особенно в структуре и территориальной организации производства.
Индустриализация вызвала создание многих новых отраслей машиностроения. Под влиянием научно-технического прогресса выделились в самостоятельные отрасли: электротехника и электроника, приборостроение, производство средств автоматизации, вычислительной техники и т.п. В настоящее время в связи с повышением потребностей в современной технике у населения, а также у различных отраслей хозяйства, необходим подъём машиностроительного производства на качественно новый уровень, увеличение его объёмов. Машиностроительный комплекс во многом отражает уровень развития экономики в целом, т. к. в эпоху НТП он вошёл в «авангардную тройку» отраслей и реализовал многие достижения науки.
Машиностроение представляет собой самую сложную и дифференцированную отрасль промышленности. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции оно делится на энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное, производство технического оборудования для отраслей промышленности и другие группы. Каждая из них, в свою очередь, состоит из нескольких подотраслей. Особое место принадлежит станкостроению, а также производству кузнечно-прессовых машин, литейного оборудования и инструментов, обеспечивающих развитие самого машиностроения.
Машиностроительный комплекс может быть расчленён по стадиям технологического процесса на заготовку, механическую обработку и сборку. Заготовка во многом предопределяет металлоёмкость выпускаемых изделий и одновременно - степень автоматизации механической обработки и сборки.
Наряду с пропорциональностью развития отдельных технологических стадий единого производственного процесса важную роль играет укрепление позиций тех производств, которые дают комплектующие изделия общемашиностроительного применения, например, металлорежущий инструмент, редукторы, подшипники качения, гидравлическую аппаратуру, насосы, электродвигатели, различную электроаппаратуру, служащую для управления машинами. Недостаточный уровень концентрации выпуска такого рода продукции вынуждает машиностроительные заводы производить её с повышенными затратами труда и материальных средств. Отсюда - необходимость эффективного территориального сочетания металлосборочных предприятий со специализированными заводами по выпуску унифицированных узлов и деталей общемашиностроительного применения. К числу особенностей машиностроительного комплекса в целом надо отнести широкое распространение интеграционных структур. Среди них выделяются производственные и научно-производственные объединения.
В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространённых в территориальном отношении отраслей промышленности. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других - его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей. Вместе с тем, практика показывает, что почти во всех экономических районах на месте используется меньшая часть производимых машин и оборудования. Это можно объяснить сравнительно высоким уровнем специализации производства и тем, что машиностроительные предприятия обладают, как правило, очень широкими связями по сбыту готовой продукции.
Машиностроение - необходимое звено любого промышленного комплекса. В районах раннего индустриального освоения (европейская часть России) оно играет большую формирующую роль и в своё время послужило базой для возникновения многих промышленных комплексов, определив их структуру и направление специализации. В восточных районах машиностроение в основном лишь дополняет профиль тех промышленных комплексов, создание которых связано с использованием эффективных природных ресурсов.
При территориальной раздробленности сырьевых баз и основных потребителей машин и оборудования районы потребления имеют преимущества в том, что в машиностроении расход сырья на 1 т готовой продукции составляет в среднем 1,3 - 1,5 т, между тем как затраты на транспортировку машины намного выше затрат на транспортировку металла, который был бы использован для её производства. Поэтому даже металлоёмкие производства, выпускающие малотранспортабельную продукцию (особенно если она массовая), часто тяготеют к районам потребления.
Среди факторов, влияющих на территориальную организацию машиностроения, большая роль принадлежит специализации и кооперированию. Развитие специализации выражается здесь не только в обособлении отдельных отраслей, но и в чётком разделении труда между предприятиями внутри отдельно взятой отрасли.
Каждая стадия технологического процесса - заготовка, механическая обработка и сборка - определённым образом локализуется в пространстве. Заготовительные производства тяготеют к сырьевым базам, сборочные - связаны с районами потребления, а предприятия по механической обработке размещаются под влиянием различных факторов, с ориентацией или на сырьё, или на потребителя, или на пункты, занимающие выгодное транспортно-географическое положение.
Разделение труда приводит к выделению новых производств и всё более глубокой специализации. Вследствие этого внутри машиностроения можно различать:
- отрасли предметной специализации - например, энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, производство технологического оборудования для разных отраслей промышленности и строительства;
- отрасли подетальней специализации - производство запасных частей, подшипников, металлических конструкций и др.;
- отрасли технологической специализации - производство литья, кузнечно-прессовых изделий и т.д.;
- производство ремонтных работ.
В территориальном отношении эти группы отраслей машиностроения имеют разные сферы влияния. Отрасли предметной специализации отличаются наиболее широкими связями по сбыту продукции. Для отраслей технологической и подетальной специализации характерно обслуживание одного или нескольких экономических районов. Предприятия данного типа специализации преобладают в Курске, например, АПЗ-20, АО «Курскагромаш». Производство ремонтных работ имеет, как правило, региональное значение (расположение предприятий в г. Курске см. схематический план города Курска).
С точки зрения особенностей территориальной организации машиностроительного производства и степени расчленения технологического процесса отрасли машиностроения классифицируются следующим образом:
тяжёлое машиностроение, для него характерны предприятия производственного цикла (заготовка - механическая обработка - сборка) с выпуском продукции небольшими сериями и даже индивидуального назначения. В зависимости от тех или иных причин они ориентированы не только на металлургические базы, но и на районы потребления;
- общее машиностроение, характеризуется преобладанием сборки металлических конструкций. Сюда относятся транспортное машиностроение (кроме автомобилестроения), производство технологического оборудования для промышленности, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения). По особенностям производства общее машиностроение связано главным образом с районами потребления готовой продукции;
- среднее машиностроение, охватывает отрасли, производящие автомобили, тракторы, станки, машины и оборудование средних габаритов. В эту группу входят многочисленные предприятия, специализированные по стадиям технологического процесса, с разнообразными вариантами размещения производства;
- группу отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов и инструментов, где технологический процесс сводится в основном к точной механической сборке, требующей квалифицированного труда, приуроченной к районам высокой технологической культуры;
- производство металлических изделий и заготовок, при довольно узкой специализации и массово-поточном методе работы территориально расчленяется таким образом, что производство металлических изделий связано обычно с местами потребления, а производство заготовок - с источниками сырья;
- ремонт машин и оборудования.
Таким образом, машиностроение имеет сложную структуру и территориальную организацию. Различные отрасли комплекса требуют необходимого сочетания в каком-либо регионе ряда факторов, что во многом определило историческое становление производств.
Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от технико-экономической специализации производства, прежде всего от таких его особенностей, как конструкционная сложность выпускаемых изделий и широкое развитие специализации и кооперирования. По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой технической культурой, обладающим квалифицированными кадрами рабочих. В то же время эти районы обычно являются довольно ёмкими потребителями готовой продукции. Это относится и к Курской области, и ко всему Центрально-Чернозёмному экономическому району.
Далее рассмотрим факторы и степень их влияния на размещение машиностроительных предприятий в Курске.
Материалоёмкость производства определяется удельным расходом сырья и основных материалов на производство продукции. Дополнительным признаком может служить доля сырьевых затрат в себестоимости продукции. Однако, этот показатель носит довольно условный характер: его величина зависит от того, насколько дорогим или дешёвым оказывается используемое сырьё. Высокоматериалоёмкие отрасли имеют ярко выраженную сырьевую ориентацию. Среди них находится тяжёлое машиностроение.
Типичным признаком энергоёмкости служат, во-первых, доля топливно-энергетических затрат в себестоимости готовой продукции; во-вторых, удельные затраты топлива и энергии на её производство. При этом энергоёмкость может пониматься как топливоёмкость, теплоёмкость (по преобладанию энергоносителя в технологических процессах).
О трудоёмкости отдельных отраслей машиностроения можно судить по затратам труда на единицу выпускаемой продукции, по числу рабочих, приходящихся на определённое количество продукции, и, наоборот, по количеству продукции в расчёте на одного работника. Индикатором трудоёмкости служит и такой показатель, как доля заработной платы в себестоимости промышленной продукции, но его необходимо корректировать, учитывая различия уровней квалификации рабочей силы. Характерными трудоёмкими отраслями, ориентирующимися на места сосредоточения рабочей силы, является машиностроительные отрасли (за исключением металлоёмких производств).
Наличие рабочей силы является важной предпосылкой для предприятий машиностроительного комплекса. Обеспеченность трудовыми ресурсами, а также квалификация рабочих, во многом предопределяет развитие на территории какого-либо региона различных отраслей машиностроения и эффективную последующую работу производств.
В целом предприятия машиностроительного комплекса Курска обеспечены ресурсами различной квалификации. Это объясняется тем, что с конца 50-х годов до середины 80-х годов наблюдался массовый приток сельского населения (в основном молодёжи) в областной центр. Многие из них получали образование в высших и средних профессиональных учебных заведениях и затем работали на заводах города.
Численность промышленно-производственного персонала с 1991 года неуклонно снижалась до 1997 года. Число занятых на предприятиях машиностроения города Курска снизилось с 73200 человек в 1991 году до 41200 человек в 1997 году. Можно также отметить, что сокращение численности наблюдается как среди рабочих, так и среди управленческого состава предприятия.
Динамика изменения численности занятых в машиностроении города Курска с 1991 года по 1998 год показана графически (рис.1).
Численность ППГ
|
Рис.1. Изменение численности промышленно-производственного персонала машиностроительных предприятий города Курска.
Наибольшее сокращение численности рабочих наблюдалось с 1992 года по 1996 год. Тогда за год персонал машиностроительных предприятий уменьшался на 7-8 тысяч человек (если в 1992 году снижение составило приблизительно 10%, то в 1995-1996 годах - около 15%). Это очень ощутимые показатели, которые отражают состояние дел в отрасли в то время. В период перехода к новой системе хозяйствования машиностроение города переживало жесточайший кризис, некоторые производства были полностью свёрнуты.
В период с 1996 года можно наблюдать относительную стабилизацию в численности занятых на предприятиях машиностроения в городе, а на некоторых - даже увеличение этого показателя. Это также отражается на графике, который постепенно выравнивается, а к 1998 году лишь незначительно опускается вниз, свидетельствуя о том, что по отношению к 1997 году число работников снизилось на 600 человек. Этот факт прослеживается и в данных таблицы (Таблица №6) о численности занятых на производстве в различных отраслях машиностроения за 1997-1998 годы. Так, за год численность промышленно-производственного персонала увеличилась в производстве электротехнических машин; оборудования и аппаратуры с 3256 человек в 1997 году до 3600 человек в 1998 году, а в подшипниковой промышленности - с 5060 до 5176 человек. Но за этот же период наибольшее сокращение штатов произошло на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения. Численность занятых уменьшилась на 1124 человека, что составляет около 25% от общего числа работников этой отрасли, и точного машиностроения - на 708 человек.
Таким образом, машиностроительные предприятия Курска полностью обеспечены трудовыми ресурсами. Даже такие вредные производства, как литейные цеха, не испытывают недостатка в рабочей силе, а отрасли точного машиностроения - в квалифицированных кадрах. Снижение численности занятых, характерное для начала 90-х годов, приостановило свои темпы. Наблюдается стабилизация численности занятых, а на некоторых Предприятиях даже увеличение этого числа, что говорит об увеличении объёмов выпускаемой продукции.
Потребительский фактор при территориальной раздробленности природных ресурсов и населения действует в направлении, противоположном сырьевому и топливно-энергетическому. Значимость потребительского фактора усиливается обеспеченностью рабочей силой, поскольку места сосредоточения населения одновременно служат не только источниками трудовых ресурсов, но и потребителями значительного количества промышленной продукции.
Роль своеобразного фокуса играет транспортный фактор, как бы вобравший в себя влияние остальных факторов размещения предприятий машиностроительного комплекса. Следует подчеркнуть, что в машиностроении потребительский фактор оказывает на размещение производства больше влияния, чем сырьевой. Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В этом случае значительно сокращаются транспортные затраты по перевозке металла, машин и оборудования.
Факторы размещения производства оказали различное влияние на развитие в Курске подотраслей машиностроения. Нельзя сказать, что определяющим был какой-то один фактор, т. к. лишь комплексный анализ этого вопроса может показать большую или меньшую роль того или иного фактора.
Аккумуляторная и элементная промышленность получила широкое развитие в городе. Большое влияние на размещение производства оказал потребительский фактор, т. к. область, да и весь Центрально-Чернозёмный район, в связи с интенсивным использованием автомобилей и другой крупной техники испытывает потребность в аккумуляторах и электротехнических элементах. Нельзя недооценивать и тот факт, что город Курск имеет выездное транспортно-географическое положение. Продукция электротехнической промышленности легко транспортируется, поэтому не возникает трудностей с перевозкой изделий в другие области России и также за границу в сопредельную Украину.
Сельскохозяйственное машиностроение, которое представлено в Курске, прежде всего АО «Курскагромаш», ориентируется на потребителя продукции этой отрасли. Не менее важными факторами являются выгодное транспортно-географическое положение, т. к. город находится приблизительно в центре районов с развитым сельским хозяйством в Европейской части России и стран СНГ. Важно и то, что город достаточно обеспечен трудовыми ресурсами, т. к. это довольно трудоёмкое производство.
Подшипниковая промышленность представлена функционированием в Курске предприятия АПЗ-20, одним из крупнейших в России заводов этого профиля. Факторы размещения схожи с таковыми для электротехнической промышленности. На первый план выдвигается потребительский фактор, за ним идут транспортный и фактор трудовых ресурсов.
На постройку в Курске нескольких предприятий точного машиностроения наибольшее влияние оказал тот факт, что в городе имеется большое количество квалифицированных рабочих кадров.
Влияние того или иного фактора на размещение машиностроения Курска, наглядно отражено в таблице (Таблица №1). Таким образом, ведущее место в машиностроении города Курска занимает потребительский фактор, именно он определил расположение в городе почти всех производств машиностроительной продукции. Обеспеченность трудовыми ресурсами, позволила разместить трудоёмкие производства, а научно-техническая база - предприятия точного машиностроения. Выгодное транспортно-географическое положение содействовало возникновению производств, продукция которых требуется в других районах России и странах СНГ.
Машиностроение г. Курска.
Общая характеристика.
В производстве товарной продукции Курской области основная роль принадлежит машиностроению и металлообработке. Удельный вес продукции отдельных отраслей машиностроения в общем объёме продукции промышленности города Курска в процентном. отношении неуклонно снижается с 1991 по 1994 годы (рис.2).
За год доля машиностроения поднялась с 25,8% в 1994 году до 27,9% в 1995 году. Но это не означает, что произошёл рост производства, т. к. в других отраслях промышленности спад физических объёмов выпускаемой продукции был ещё большим. На графике видно, что за следующий 1996 год произошло снижение доли продукции машиностроения на 3,6%. Это связано, прежде всего, с ростом объёма выпускаемой продукции в других отраслях промышленности, главным образом в пищевой. За период 1996-1997 годов доля машиностроения стабилизировалась на уровне 24%.
Удельный вес,%
|
Рис.2. Удельный вес машиностроения в общем, объеме продукции промышленности г. Курска.
В 1998 году отмечалось наибольшее, за последнее время, увеличение удельного веса данной отрасли хозяйства, что, прежде всего, связывается с повышением спроса на продукцию отечественных предприятий, в связи с августовским кризисом того года и, как следствие, резким увеличением стоимости зарубежных аналогов.
Если рассмотреть индексы физического объёма промышленного производства в машиностроении города Курска и проследить изменение этого показателя, выраженного в процентах данного года к предыдущему, то можно сделать следующие выводы.
В 1995 году рост объёма производства составлял 11,4%. Индекс физического объёма производства в 1996 году к предыдущему 1995 году составил 70,7%, т.е. отмечается спад производства на 30,0%. Этот факт также можно проследить на графике удельного веса продукции машиностроения в общем объёме продукции промышленности. Спад с 27,9% до 24,3%, а это говорит о том, что в машиностроительном комплексе города эта тенденция была более выражена, чем в других отраслях. За период 1996-1997 годов количество выпускаемой продукции осталось практически прежним, рост составлял всего 2,0%. Рост производства в 1999 году к 1998 году составил 23,7%, что говорит о преодолении кризисных явлений на ведущих предприятиях отрасли. Оптимистичным выглядит прогноз и на 2000 год. Специалисты ожидают увеличение объёмов производства не менее чем на 10,0%.
В структуре машиностроительного комплекса наибольшее развитие получили отрасли электротехнического, сельскохозяйственного и точного машиностроения. В Курске расположены крупные машиностроительные и металлообрабатывающие заводы. За последние годы в городе не открываются новые предприятия, не вступают в строй новые мощности. Закладываются лишь небольшие производства, являющиеся филиалами головных предприятий. Да и мощности последних используются в лучшем случае на 60-70%.
Нельзя не отметить и тот факт, что на развитие машиностроительного комплекса Курска вкладывается явно недостаточное количество средств. Так, инвестиции в основной капитал машиностроительных предприятий составили: в 1995 году - 38428,8 млн. руб., в 1997 году - 33496,9 млн. руб. (суммы в фактических ценах). В процентах к итогу инвестиционных вложений во все отрасли промышленности это составляет соответственно: в 1995 году - 5,3%, в 1996 году - 5,1%, в 1997 году - 3,9%, в 1998 году - 5,6%. Это очень незначительные цифры и можно сделать вывод о том, что по объёму инвестиционных вложений машиностроение занимает одно из последних мест среди других отраслей промышленности.
Машиностроительные предприятия Курска, несмотря на различные трудности, выпускают довольно конкурентноспосбную продукцию, которая приобретается и используется не только в России и странах СНГ, но и в государствах дальнего зарубежья.
Экспорт товаров из области - процесс непостоянный, его объёмы непрерывно изменяются. Наибольшим спросом, как на рынках СНГ, так и дальнего зарубежья пользуются подшипники качения, выпускаемые АПЗ-20. Существует спрос и на электродвигатели и генераторы, произведённые в Курске, хотя он резко снизился за период с 1996 по 1997 год. Остальные же товары вывозятся, прежде всего, в другие регионы России и страны СНГ.
Другой не менее важный сегодня показатель - экологический. Так в 1997 году выброшено в атмосферу 11 тыс. т. загрязняющих веществ. От общего числа отходящих загрязняющих веществ уловлено и обезврежено 76,0%. Машиностроение сегодня занимает по показателям загрязнения окружающей среды города Курска, среди других отраслей промышленности, второе место, уступая только электроэнергетике. Это при том, что предприятия машиностроительного комплекса работают не на полную мощность.
Электротехническая промышленность.
Электротехническая промышленность, как подотрасль машиностроения, в Курске получила довольно большое развитие. Можно выделить в этой подотрасли два крупных направления: производство аккумуляторов и производство электротехнических машин, оборудования и аппаратуры. Производство аккумуляторов налажено на АО «Аккумулятор». Предприятие выпускает автомобильные аккумуляторы различных модификаций, которые пользуются спросом как у нас в стране, так и за рубежом. Также освоено производство других элементов питания, используемых на производстве и в быту. В последние годы отмечаются изменения объёмов выпуска продукции предприятием. Так в 1996 году отмечено снижение уровня производства на 22%. В 1997 году на АО «Аккумулятор» произошёл рост выпуска аккумуляторов и аккумуляторных батарей свинцовых автомобильных на 9,5%, что графически показано на рис.3.
Тогда удельный вес отрасли в машиностроении Курска составлял 19,2%. По данным 1998 года, рост производства бы уровне 10,0%, но всё же количество произведённых аккумуляторов было ниже, чем тот же показатель за 1995 год. За год прирост производства продолжился и достиг своего минимального уровня в 24,0%. Начиная с 1991-1992 годов и до 1996 года в Курске снизилось производство аккумуляторов. За это время данный показатель снизился более, чем в 2 раза. Последние несколько лет с 1996 года, наблюдается реанимация данной отрасли, в увеличении числа выпущенных аккумуляторных батарей.
Объем выпуска, тыс. шт.
|
Рис.3. Изменение объемов выпуска аккумуляторов в г. Курске.
Численность занятых в аккумуляторной и элементной промышленности последние годы практически не изменялась 1998 году она составила 3550 человек, из них 2789 рабе Средняя заработная плата в данной отрасли самая высокая в машиностроительном комплексе города Курска на протяжение последних трёх лет. В 1998 году она составляла 994 рубля, у рабочих - 910 рублей в месяц (Таблица №6).
Производство электротехнических машин, оборудован аппаратов налажено на двух предприятиях города - АО «Электроаппарат» и АО «Электроагрегат». Объёмы выпуска продукции с 1992 года неуклонно снижались, например, в 1995 и в годах спад составил 25,2%. И лишь в 1997 году отмечается и незначительный, всего 6%, но всё-таки рост объёмов производства. Так на АО «Электроагрегат» (удельный вес на тот период - 9%) увеличен выпуск генераторов переменного тока мощностью от 0,5 до 100 кВт - . в 1,4 раза. Это позитивная тенденция сохранилась и в 1998 году. Об этом говорит и факт, что численность занятых на этом производстве возрос в этом году на 404 человека, из них 313 рабочих, таким образом, увеличение составило 12,0%.
Сельскохозяйственное машиностроение.
Одной из важнейших отраслей машиностроения Курска является сельскохозяйственное машиностроение. К наиболее крупным предприятиям относится АО «Курскагромаш», выпускающее разнообразные запасные части и агрегаты для тракторной промышленности и ремонтных предприятий.
Последние годы завод работает крайне нестабильно, часто случаются простои мощностей предприятия. Бывшее ранее самым крупным предприятием города, АО «Курскагромаш» сейчас переживает не лучшие свои времена. Во много раз сократились объёмы выпускаемой продукции. Это связано, прежде всего, с тем, что основной потребитель продукции предприятия - сельское хозяйство в настоящее время находится в глубочайшем кризисе. Сокращение производства и нестабильность объёмов выпуска можно проследить на примере собираемых на АО «Курскагромаш» мотоблоков и мотокультиваторов (Таблица №7). На графике это будет выглядеть следующим образом (рис.4).
Объем, шт.
|
Рис.4. Изменение объемов выпуска мотоблоков и мотокультиваторов на АО «Курскагромаш».
Таким образом, в целом производство снизилось, но в отдельные годы (1996 и 1999 годы) отмечаются подъёмы объёма производства (соответственно на 12,7% и 48,9%). Всего же с 1992 года объём выпуска продукции на АО «Курскагромаш» сократился более чем в 9 раз.
Соответственно объёмам производства резко снизилось и число занятых на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения. В 1990 году АО «Курскагромаш» (КЗТЗ) было самым большим по числу работников предприятием в Курске. Сейчас оно занимает одно из последних мест среди других производственных объединений машиностроительного комплекса города. На фоне остальных заводов, на которых отмечается стабилизация числа рабочих, штат АО «Курскагромаш» продолжает уменьшаться. Например, за один год с 1997 по 1998, число занятых сократилось с 4301 до 3177 человек (рабочих с 3260 до 2382). Таким образом, число работников уменьшилось на 26%, это очень высокий показатель, свидетельствующий о неблагоприятном ходе дел на данном производстве.
Из всего выше сказанного видно, что сельскохозяйственное машиностроение города переживает острый кризис и выхода из него в ближайшее время не ожидается, так как ни по одному показателю, характеризующему данное производство, не прослеживается позитивных тенденций. Выход отрасли из кризиса возможен только с подъёмом всего сельского хозяйства области.
Подшипниковая промышленность.
Подшипниковая промышленность - ещё одна отрасль машиностроения Курска, которая определяет его специализацию. Производство подшипников в городе осуществляется на одном из крупнейших предприятий отрасли - Акционерном подшипниковом заводе №20 (бывший 20-й государственный подшипниковый завод). АПЗ-20 имеет наибольшее количество промышленно-производственного персонала из всех предприятий машиностроительного комплекса города Курска.
Основными изделиями, на которых специализируется АПЗ-20, являются подшипники качения. Продукция предприятия в настоящее время способна конкурировать с продукцией других российских заводов и зарубежных компаний. Об этом говорит и тот факт, что завод выставляет свои подшипники на международных выставках, проходящих как в России, так и за границей.
Объем выпуска, тыс. шт.
|
|
Например, на Международной автомобильной выставке в Москве в 1998 году.
Объём выпуска подшипников качения уменьшился с 1991 по 1996 год почти в два раза, спад проходил равномерно за весь период (рис.5). С 1996 по 1999 год отмечается стабилизация в объёмах выпуска подшипников на уровне 22,5-23,0 млн. штук, что отражает реальную потребность рынка в этих изделиях.
Таким образом, на заводе сложилась относительно стабильная ситуация, связанная с выпуском и сбытом продукции. В 1998 году увеличился интерес к подшипникам, сделанным в Курске, со стороны российских заводов, выпускающих различные машины, так как используемые в комплектации подшипники, произведенные за рубежом, стали значительно дороже отечественных аналогов.
О стабильной ситуации в подшипниковой промышленности говорит и тот факт, что численность занятых в данной отрасли не только не уменьшилась за 1996-1997 гг., но и увеличилась в 1997-1998 гг. с 5060 до 5176 человек (от этого числа рабочие составляют 4049 и 4166 человек соответственно). Средняя заработная плата в 1998 году находилась на уровне 709 рублей в месяц.
Таким образом, сейчас прослеживается тенденция к постепенному развитию подшипникового производства в Курске. АПЗ-20 завоёвывает всё большие рынки сбыта и укрепляет свои позиции в российском масштабе.
Точное машиностроение.
К точному машиностроению относится несколько предприятий, функционирующих в городе Курске.
Одним из ведущих предприятий России по производству оргтехники и калькуляторов является производственной объединение «Счётмаш». Здесь выпускаются контрольно-кассовые аппараты, персональные ЭВМ, электронные пишущие машины, устройства с числовым программным управлением и запасные части к ним.
Размещение данного типа производств в Курске обусловлено, прежде всего, наличием высококвалифицированных рабочих кадров, так как технология требует очень точных параметров сборки продукции.
После 1991 года «Счётмаш» работает крайне нестабильно: рабочая неделя иногда сокращается до 3-4 рабочих дней, но бывали и периоды, когда завод работал 6 дней в неделю. Это определяется тем, что нет постоянного спроса на продукцию предприятия, что можно проследить и на примере изменений в объёме выпуска контрольно-кассовых аппаратов. Первые партии этих машин поступили в продажу в 1995 году, тогда их было выпущено 122359 штук (таблица №7). На следующий год выпуск контрольно-кассовых аппаратов сократился на треть и составлял уже 82131 штуку. В 1997 году выпуск увеличили на 13,6%, что составляло 93304 аппарата.
Руководство предприятия пытается найти пути выхода из создавшейся ситуации, однако растущая конкуренция со стороны продукции, произведённой в странах Юго-Восточной Азии, в том числе Южной Корее, а также Японии в области персональных компьютеров, телевизоров и другой техники, заставляет часто сокращать или переориентировать производство, а это очень дорогостоящий процесс, на который у предприятия не хватает средств. Общий объём производства всех видов продукции из года в год сокращается (таблица №4, №5). В 1996 году произведено на 39,6% продукции меньше, чем в 1995 году. И, несмотря на инфляцию, объём произведённой продукции в фактические отпускных ценах также снизился на 21,8%. В 1997 году объём производства на предприятии снизился ещё на 60,0% (хотя объём выпущенной продукции в фактических отпускных ценах увеличился на 11,3%). Это говорит о том, что выпускается в меньших объёмах, но более дорогостоящая продукция, чем в 1996 году. Большое влияние на этот результат оказала инфляция.
О сложной обстановке на производственном объединении «Счётмаш» свидетельствует и то, что здесь самая низкая средняя заработная плата во всём машиностроительном комплексе города Курска, она в 1998 году составляла 506 рублей в месяц. Постоянно снижается количество работающих на производстве. Так, за 1997-1998 годы численность работников сократилась с 4802 человек до 4294 человек, то есть на 10,5% (Таблица №6).
Производство металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования.
В Курске производство металлорежущих станков представлено станкостроительным заводом, кузнечно-прессовых машин - заводом кузнечно-прессового оборудования. Объём произведённой продукции в фактических отпускных ценах здесь самый низкий из всех ранее рассмотренных отраслей машиностроительного комплекса города.
Общие объёмы производства металлорежущих станков в городе измеряются десятками (Таблица №7). Рекордным по количеству произведённых станков является 1995 год, тогда их было выпущено 24, что в два раза больше чем в 1991-1992 годах. За тем также отмечается спад до 17 станков в 1996 году и 14 в 1997 году.
Кузнечно-прессовые машины всё реже отправляются из Курска в другие регионы страны. За 6 лет с 1991 по 1997 год производство на Курском кузнечно-прессовом заводе сократилось более чем в 60 раз! Большего спада производства не наблюдалось ни на одном машиностроительном предприятии города. Это объясняется неплатёжеспособностью предприятий - заказчиков, вследствие чего спрос на продукцию данной отрасли ежегодно сокращается.
Таким образом, за период с 1991 года, когда экономика России находилась в стадии перехода к рыночным отношениям, машиностроительные предприятия пережили глубочайший экономический кризис. Во много раз сократились объем товарно-промышленного производства на предприятиях машиностроения Курска. И если в последние годы на некоторых из них ситуация стала относительно стабильной, то целый ряд объединений так и не смогли преодолеть кризисные явления. Удельный вес машиностроения в общем объеме продукции промышленности города Курска изменился незначительно (уменьшился на 2%), а, следовательно, и доля отрасли в выбросе загрязняющих веществ в окружающую среду практически не изменилась.
Машиностроительный комплекс, пожалуй, в полной мере ощутил на себе последствия кризиса начала 90-х годов. Как уже отмечалось выше, почти на всех предприятиях резко снизилось число занятых в производстве работников.
С 1996 года на ряде предприятий отмечается стабилизация в различных производственных показателях. Но на некоторых заводах ситуация до сего времени остаётся критической. Основной проблемой для производителей в настоящее время является наладка выпуска современной, конкурентоспособной и в то же время дешёвой, относительно зарубежных аналогов, продукции. Тут встаёт проблема с использованием финансов предприятий, которых явно не хватает для закупки технологий и современного оборудования. Вместе с тем, машиностроительный комплекс Курска получает очень незначительные инвестиционные вложения, которые смогли бы оздоровить обстановку» на его предприятиях. Без этих финансовых средств вряд ли удастся поднять экономику машиностроительных предприятий на более высокий уровень. Но от инвесторов, особенно иностранных, не приходится ждать каких-либо серьёзных шагов в этом направлении, так как нестабильная экономическая ситуация в стране и несовершенное законодательство не дают полных гарантий возвращения капитала. Поэтому в данной обстановке руководство предприятий уповает только на собственные средства. И на некоторых предприятиях удаётся удержать объёмы выпускаемых видов продукции на постоянном уровне, например, «АПЗ-20» и «Аккумулятор». Опять-таки кризис в августе 1998 года подстегнул спрос на продукцию отечественного производства, так существенно подорожали зарубежные аналоги и многие производители отказались от импортных комплектующих. А это создало базу для увеличения объёмов производства.
С целью реализации федеральной целевой Программы «Энергосбережения России на 1997-2005 годы» на предприятиях машиностроительного комплекса ОАО «Прибор», ОАО «Счётмаш» и завод «Маяк» проводится работа по организации производства энергосберегающих приборов и ресурсосберегающих технологий.
Таким образом, сейчас в Курске сложились благоприятные условия для развития машиностроительного комплекса: функционируют разноплановые предприятия, которые в достаточной степени обеспечены квалифицированными рабочими кадрами, город имеет выгодное транспортно-географическое положение. Но, на мой взгляд, крупные перемены произойдут только тогда, когда у предприятий появятся средства для развития производства и покупки новых современных технологий.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 274.