Изучение новой внутренней позиции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет в форме беседы "Об отношении к школе и учению». Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает, нравится ли ему в школ. В зависимости от ответа задают первый вопрос:

1. Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

2. Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже бывало, а что могло бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой».

3. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ты у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя отпустили на месяц, на полгода или на год. Хочешь?» (У воспитанника детского сада спрашивают, не хочет ли он отложить поступление в школу.) Что ты ответишь маме?

4. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по-своему), договорилась и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал ты утром, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь... Что бы ты стал делать, чем заниматься в то время, когда другие ребята в школе?

5. Представь, что есть две школы - школа «А» и школа «Б». В школе «А» расписание уроков в 1-м классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура редко, не чаще раза в неделю. А в школе «Б» все наоборот: ежедневно физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться?

6. Представь, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит ни в 1-й класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо приготовиться к 1-му классу?» Что ты ему посоветуешь?

7. Представь, что тебе предложили учиться так: ты не должен ходить каждый день в школу, а, наоборот, к тебе ежедневно будет приходить учительница и заниматься с тобой одним всем, чему учат в школе. Ты бы согласился заниматься дома?

8. В школе «А» от первоклассников строго требуют внимательно слушать учительницу и делать все так, как она велит: не разговаривать на уроках, поднимать руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе «Б» не сделают замечание, если ты встанешь во время урока, о чем-то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без спроса. В какой школе тебе хотелось бы учиться?

9. Представь себе, что в какой-то день ты очень хорошо, старательно работал на всех уроках и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я даже хочу наградить тебя за такое хорошее учение». Выбирай сам: дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить.

10. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или ее заменили мамы?

Обработка данных. Показателями новой внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту являются:

— положительное отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни;

особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;

— отказ от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения;

— признание авторитета учителя.

Каждый ответ оценивают как «школьный» вариант или «дошкольный» вариант.

Вопросы «школьного» варианта определяют следующим образом:

/. Общее отношение к школе и учению

1. Положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе (отказ от предполагаемого отпуска или отсрочки).

2. Наличие школьно-учебных ориентации в ситуации необязательного посещения школы (чувство необходимости учения).

//. Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий

1. Отказ от школы, лишенной школьно-учебного содержания (школы, в которой занятия грамоте и счету заменены уроками художественно-физкультурного цикла).

2. Предпочтение уроков грамоты и счета «дошкольным» видам деятельности (рисование, пение, физкультура, труд) и прочему времяпрепровождению в школе (игры на переменах, обед, прогулка и т.д.).

3. Содержательное представление о подготовке к школе.

///. Ориентация на новые, собственно школьные нормы организации деятельности

1. Предпочтение коллективных классных занятий индивидуальной форме обучения.

2. Предпочтение школы, в которой соблюдение правил школьной дисциплины является обязательным.

3. Предпочтение отметки как формы учебной работы другим

4. видам поощрения (сладости, игрушки).

IV. Признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями)

1. «Дошкольный» вариант противоположен «школьному». Количественные результаты оформляют в таблицу. Делают выводы о возрастных изменениях в сформированности новой внутренней позиции школьника у детей 6-7 лет, об изменениях, происходящих в течение учебного года. Специально рассматривают причины несформированности позиции у отдельных детей.

Таблица

ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ

Ф.И.ребенка

Элемент внутренней позиции

 

I

II

III

IV   1 2 1 2 3 1 2 3                      

Изучение мотивов учения.

Подготовка исследования. Материал: 6 карточек со схематичным изображением фигур (содержание см. ниже).

Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 6-7 лет 1-го класса школы.

Детям индивидуально предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывают схематический соответствующий содержанию рисунок — внешняя опора для запоминания.

«Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Послушай.

Мальчики (девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил».

На стол перед ребенком выкладывается карточка N 1: женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).

«Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился».

Выкладывается карточка N 2: фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив).

«Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

Выкладывается карточка N 3: фигуры двух ребят, играющих в мяч (игровой мотив) .

«Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».

Выкладывается карточка N 4: 2 фигурки, изображенные спиной друг к другу; у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, - игрушечный автомобиль (позиционный Мотив).

«Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься и можешь стать, кем захочешь».

Выкладывается карточка N 5: фигура с портфелем в руках направляется к зданию (социальный мотив).

«Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки».

Выкладывается карточка N 6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь (мотив получения отметки).

После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку вопросы: «А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?» Дети последовательно осуществляют 3 выбора. При этом испытуемый указывает на картинку, поясняя ее содержанием соответствующего абзаца. Если содержание недостаточно явственно прослеживается в ответе ребенка, экспериментатор задает контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?»

Обработка данных. Для каждого из шести мотивов подсчитывают процент детей, у которых этот мотив встретился хотя бы в одном выборе. Полученные данные оформляют в таблицу).

Таблица

ЧАСТОТА ВЫБОРА РАЗНЫХ МОТИВОВ (в % к общему количеству детей)

Мотив Начало учебного года 1-й класс
Учебный Социальный Отметка Игровой Позиционный Внешний  

Делают выводы о том, какие мотивы наиболее популярны, какие представлены менее и какие встречаются реже всего в начале учебного года.

Анализируют причины выраженности того или иного мотива

Дата: 2019-12-10, просмотров: 207.