ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Б2.П.1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ)

 

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль подготовки      Дошкольное образование

Степень выпускника      бакалавр

Форма обучения              заочная

 

Распределение по семестрам

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование (утвержден 04.12.2015 г. № 1426) и учебного плана по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование (профиль Дошкольное образование), утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВО «АГГПУ» от 05.04.2017 г., протокол № 10

 

 

Объем практики и ее продолжительность

№ семестра Общий объем / зачетные единицы Продолжительность практики / академ. часы Продолжительность практики / академ. недели Форма промежуточной аттестации
8 72/2 72/2 1 нед. и 2 дня Зачет с оценкой

 

 

СРОКИ ПРАКТИКИ: 02.09.2019 – 10.09.2019

1. Цель практики "Первые дни ребенка в школе"

Целью производственной практики (Первые дни ребенка в школе) является формирование профессиональных компетентностей студентов-бакалавров в процессе решения задач профессионально-педагогической деятельности в первые дни ребенка в школе; формирование целостного представления о взаимодействии учителя и детей 1 класса в период адаптации к школе, о преемственной связи между дошкольным и школьным этапами обучения.

Задачи практики:

- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин профессионального цикла;

- изучение организационно-методических и нормативных документов начальной школы;

- изучение организационной структуры ОУ;

- ознакомление с особенностями организации учебно-воспитательного процесса в первом классе школы и содержанием обучения первоклассников;

- изучение преемственных связей между ДОУ и школой;

- изучение готовности ребенка к обучению в школе;

- овладение студентами общепрофессиональными умениями, позволяющими решать задачи педагогической деятельности;

- развитие умений осуществлять анализ результатов деятельности педагогов в условиях образовательного процесса;

- обогащение опыта студентов по изучению и анализу педагогической документации.

 

Данные задачи производственной практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:

- педагогическая.

и задачами профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

– изучение возможностей преемственных связей ДОУ и начальной школы, потребностей и достижений младших школьников в области образования и проектирование на основе полученных результатов мероприятий по адаптации ребенка к обучению в школе;

– организация воспитания в сфере начального образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям младших школьников;

– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

 

Задания практики

Выход 1.

1. Встреча с администрацией школы (директором, завучем по начальным классам, классными руководителями, психологом).

2. Изучение в плане работы школы форм преемственной связи ДОУ и школы.

3. Изучение личных дел первоклассников.

4. Подготовка к проведению Дня знаний.

 

Выход 2.

1. Оказание учителю помощи в проведении Дня знаний.

2. Наблюдение за работой учителя. Выявить особенности общения учителя с учащимися.

 

Выходы 3 - 9

1. Наблюдение за деятельностью учителя в течение дня (прием и уход детей домой, организация учебной деятельности, работа с родителями и т.п.).

2. Наблюдение и анализ уроков (отметить преемственность в формах, содержании, методах и приемах обучения дошкольников и младших школьников и т.п.) (См. схему анализа урока в приложении 3).

3. Организация свободного времени учащихся (проведение игр на переменах, динамических пауз и развлечений).

4. Оценка уровня готовности детей к обучению в школе. (См. Приложение 4)

5. Изучение эмоционального отношения детей к школе. (См. Приложение 4)

6. Изучение новой внутренней позиции детей. (См. Приложение 4)

7. Изучение мотивов учения. (См. Приложение 4)

8. Определение склонностей ребенка. (См. Приложение 4)

9. Выявление особенностей адаптации детей к школе.

10. Проведение воспитательного мероприятия с целью адаптации детей к обучению в школе.

 

Выход 9.

1. Оформление документации.

2. Проведение педагогического совета. Подведение итогов практики.

Отчетная документация:

1. Дневник педагогической практики.

2. Конспект (сценарий) воспитательного мероприятия.

3. Материалы диагностики (протоколы обследования детей, продукты деятельности детей, стимульный материал).

4. Характеристика готовности одного ребенка к обучению в школе.

5. Конспекты игр, динамических пауз и развлечений.

6. Фото и видеоматериалы по итогам практики.

7. Отчет по практике.

8. Отзыв о работе студента с отметкой и печатью.

Вся отчетная документация вкладывается в папку, на которой указывается:

Отчетная документация

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на педагогической практике

При выполнении различных видов работ в процессе практики используются следующие образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии: наблюдение педагогического процесса; анализ уроков; изучение готовности ребенка к обучению в школе; проведение воспитательных мероприятий; анализ разных видов документации. Студентам предлагаются вопросы для наблюдения, беседы и анализа. Результаты выполненных заданий студенты отражают в дневниках, анализируют и обобщают на семинарских и практических занятиях по соответствующим дисциплинам, используются при подготовке рефератов, курсовых работ.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Педагогической практики

а) основная литература:

1. Определение готовности детей к обучению в школе : диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям, развивающие игровые занятия : из опыта работы школьного психолога / сост.: Е. А. Чаус, Г. П. Попова. - Волгоград : Учитель, 2007. - 90 с.

2. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5 - 7 лет : программа, методики, индивидуальный маршрут : диагностический журнал / авт.-сост.: Ю. А. Афонькина, Т. Э. Белотелова, О. Е. Борисова. - Волгоград : Учитель, 2012. - 62 с.

б) дополнительная литература:

1. Болотина, Л. Р. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы : методическое пособие / Л. Р. Болотина, Н. В. Микляева. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 144 с.

2. Волков, Б. С . Подготовить ребенка к школе : как ? : советы психолога / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : Граф-Пресс, 2002. - 136 с.

3. Гойжа, Н. В. Интенсивный курс подготовки к школе / Н. В. Гойжа. - 2-е изд., испр. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 320 с.

4. Готовимся к школе : пособие для практич. психологов, воспитателей и родителей / сост. Е. Я. Тырышкина ; ред. Н. Я. Большунова. - Бердск : Пеликан, 1998. - 58 с.

5. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов : методические разработки для школьного психолога. - Томск : Пеленг, 1992. - 88 с.

6. Готовность к школе : развивающие программы / ред. И. В. Дубровина. - 6-е изд. - М. : Академический проект, 2001. - 96 с.

7. Дети, в школу собирайтесь : пособие для педагогов и родителей / О. М. Дьяченко [и др.]. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 192 с.

8. Ильина, М. Н. Подготовка к школе : развивающие тесты и упражнения / М. Н. Ильина. - СПб. ; М. ; Харьков : Питер, 2008. - 208 с.

9. Ильина, М. Н. Подготовка к школе : развивающие упражнения и тесты / М. Н. Ильина ; ред. Г. А. Капитонова. - СПб. : Дельта, 1998. - 224 с.

10. Ильина, М. Н. Тесты для детей : готов ли ваш ребенок к школе / М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. - СПб. : Дельта, 1997. - 384 с.

11. Мельник, Э. Л. Интегрированное обучение в начальной школе : теория и практика / Э. Л. Мельник, Л. А. Корожнева. - СПб. : КАРО, 2003. - 192 с.

12. Проблемы психологической готовности ребенка к школе : банк методик для обследования / сост. З. С. Клинникова ; ред. Н. Я. Большунова. - Бердск : Пеликан, 1998. - 74 с.

13. Семаго, Н. Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка : дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 48 с.

14. Семаго, Н. Я. Методические рекомендации к "Диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности ребенка" : дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 64 с.

15. Семаго, Н. Я. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения : программа и методические рекомендации / Н. Я. Семаго. - М. : Чистые пруды, 2005. - 32 с.

16. Шевердина, Н. А. Тестирование будущих первоклашек : готовимся к школе / Н. А. Шевердина, Л. Л. Сушинскас. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 288 с.

 

в) программное обеспечение:

1. Работа на компьютерах в кабинете 101, 202 (компьютерных классах) проводится с использованием лицензионных версий операционной системы MicrosoftWindowsXPProf.

2. Для работы в библиотеке используется общевузовское лицензионное программное обеспечение – «Ирбис-64», в составе которого входят АРМ «Каталогизатор», АРМ «Читатель», АРМ «Администратор», АРМ «Комплектатор», Web-Ирбис (CZ39.50),

3. Презентации и проекты выполняются студентами с использованием лицензионного программного обеспечения MicrosoftOffice 2003 Prof.

4. Для компьютерного контроля и диагностики студентов используются лицензионные программы АУП (Шахты): комплекс «Электронные ведомости».

5. Компьютерные сети и программы защищены лицензионным программным обеспечением KasperskyTotalSpaceSecurityRussianEdition.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. http://window.edu.ru/resource/305/49305 - единое окно доступа к образовательным ресурсам

2. http://zakon.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12727&ob_no=12808 – Российский образовательный портал

3. http://www.manpo.ru/manpo/publications/ped_obraz/n2009_01.pdf - научно-методический журнал «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА»

4. http://mars.arbicon.ru/?mdl=journal_info&id_journal=729 – сводный каталог периодики библиотек России

5. http://www.e-reading.me/chapter.php/73790/106/Kuznecov_-_Nastol'naya_kniga_praktikuyushchego_pedagoga.html

д ) перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:

1. Организация самостоятельной работы студентов в учреждении высшего образования [Текст]: методические рекомендации / Сост.Е.Б. Манузина, Е.Э. Норина; Алтайская гос. Академия обр-я им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2014 . – 84 с.

 

10. Материально-техническое обеспечение педагогической практики "Первые дни ребенка в школе"

№ п/п Наименование Кол-во Форма использования
  Аудитория 204    
1 Видеопроектор 1 Демонстрация материалов презентаций
2 Видеокомплекс (видеомагнитофон, телевизор) 1 Демонстрация видеоматериалов
  Аудитория 101    
3 Сетевой сервер 0 Контакт обучающегося с тьютором, доступ к образовательным ресурсам
4 Персональные компьютеры 11 Текущий и итоговый контроль

 


Приложение 1

 

Оформление дневника

Титульный лист (оформление взять на кафедре в конце практики)

 


Примерная схема отчета

Отчет

по производственной практике (первые дни ребенка в школе)

студентки _______ курса группы______ института педагогики и психологии

Ф.И.О.

1. Сроки прохождения практики.

2. Выполнение плана практики (выполнен в полном объеме; имелись отклонения от плана, причины отклонений; выполнение работы сверх плана).

3. Содержание и количество проведенных мероприятий (игр, диагностик, развлечений). Краткий анализ особенностей системы обучения младших школьников.

4. Возникли ли затруднения в ходе проведения мероприятий, какие, почему?

5. Возникли ли затруднения в процессе проведения диагностики развития младших школьников, какие, почему?

6. Какие профессиональные умения и навыки Вы приобрели в процессе практики?

7. Какие задачи по профессиональному самовоспитанию Вы ставите перед собой на будущее?

8. Предложения по улучшению организации и содержания практики.

Приложение 3

Примерная схема анализа урока

  1. Указать общие сведения об уроке (тема, цель, задачи урока).
  2. Отметить, какие средства обучения использовал учитель (наглядные пособия, ТСО, как подготовлена доска к уроку).
  3. Определить тип урока и выделить его структурные элементы, их последовательность, логическую связь, длительность.
  4. Охарактеризовать содержание урока (какие формируются знания, умения и навыки, способствует ли содержание урока развитию у детей интереса к учению).
  5. Выделить и охарактеризовать методы и приемы обучения, используемые учителем для активизации внимания учащихся, формирования интереса к уроку. Соответствуют ли методы обучения целям урока, уровню подготовленности учащихся класса. Выделить преемственные связи.
  6. Определить стиль общения учителя с учащимися, как осуществляется их взаимодействие на уроке. Оценить атмосферу урока.
  7. Выводы и предложения по обеспечению преемственных связей в работе ДОУ и начальной школы.

Приложение 4

Вопросы к беседе

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы. /Вопросы, касающиеся родителей, можно задавать, предварительно узнав от взрослых, есть ли отец, мать, участвуют ли они в воспитании ребенка./

3. Кем работает твоя мама (твой папа)?

4. Где ты живешь, назови свой домашний адрес.

5. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?

6. У тебя есть брат (сестра), кто старше?

7. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года?

8. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

9. Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше — обед или ужин?

10. Какое сейчас время года — зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

11. Когда можно кататься на санках — зимой или летом? 

12. Почему снег бывает зимой, а не летом?

13. Что делают почтальон, врач, учитель?

14. Зачем нужды в школе звонок, парта, портфель?

15. Ты сам (а) хочешь пойти в школу? Почему?

16. Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?

17. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т. д.?

18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

19. Каких зверей ты знаешь? Каких птиц?

20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или петуха?

21. Что больше: 8 или 5; 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3.

22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

В предложенном списке не все вопросы являются контрольными, но все информативны с точки зрения соответствующих представлений и сформированности понятий, доступных возрасту.

Оценка ответов

1. За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок может получить только 1 балл (за исключением контрольных).

2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.

3. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: «Папа работает инженером на заводе им. Ленина». «У собаки больше ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, я у петуха две». Ошибочными являются ответы: «Мама Таня»; «Папа работает на работе», а также если ребенок путает времена года, их признаки, «больше—меньше» без наглядных примеров.

4. К контрольным относятся следующие пункты-вопросы: 4. 7, 10, 14, 22. Они оцениваются следующим образом: 4 — за полный домашний адрес с названием города — 2 балла: 7 - если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет — 1 балл, если он называет с учетом месяцев, — 3 балла; 10 — за обоснованный по признакам ответ (не менее 3 признаков) — 2 балла, до ,1 признаков — 1 балл; 14 — за каждое правильное указание применения школьной атрибутики — 1 балл; 22 — за правильный ответ — 2 балла.

5. Пункт 15 оценивается совместно с п. 14 и п. 16. Если в п.14 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ в п. 15 или 16, то отмечается положительная мотивация к обучению и школе (за п. 14—16 надо набрать 4 балла).

Дети, желающие учиться, могут ориентироваться на саму учебную деятельность (что является наиболее благоприятным), другие — на внешние атрибуты школы (красивые формы, портфель, веселые переменки и т. д.). Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью ее строгих порядков или критическим отношением к себе, а также предпочтением своего положения дошкольника и нежеланием расстаться с привычными условиями.

Оценка результатов беседы. Детей с результатами менее 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему психологическому обследованию. «Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме 24—29 баллов, «средне-зрелыми» считаются дети, получившие 20—24 балла, и «незрелыми» — 15—20 баллов.

Элемент внутренней позиции

 

I

II

III

IV   1 2 1 2 3 1 2 3                      

Изучение мотивов учения.

Подготовка исследования. Материал: 6 карточек со схематичным изображением фигур (содержание см. ниже).

Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 6-7 лет 1-го класса школы.

Детям индивидуально предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывают схематический соответствующий содержанию рисунок — внешняя опора для запоминания.

«Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Послушай.

Мальчики (девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил».

На стол перед ребенком выкладывается карточка N 1: женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).

«Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился».

Выкладывается карточка N 2: фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив).

«Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

Выкладывается карточка N 3: фигуры двух ребят, играющих в мяч (игровой мотив) .

«Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».

Выкладывается карточка N 4: 2 фигурки, изображенные спиной друг к другу; у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, - игрушечный автомобиль (позиционный Мотив).

«Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься и можешь стать, кем захочешь».

Выкладывается карточка N 5: фигура с портфелем в руках направляется к зданию (социальный мотив).

«Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки».

Выкладывается карточка N 6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь (мотив получения отметки).

После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку вопросы: «А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?» Дети последовательно осуществляют 3 выбора. При этом испытуемый указывает на картинку, поясняя ее содержанием соответствующего абзаца. Если содержание недостаточно явственно прослеживается в ответе ребенка, экспериментатор задает контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?»

Обработка данных. Для каждого из шести мотивов подсчитывают процент детей, у которых этот мотив встретился хотя бы в одном выборе. Полученные данные оформляют в таблицу).

Таблица

ЧАСТОТА ВЫБОРА РАЗНЫХ МОТИВОВ (в % к общему количеству детей)

Мотив Начало учебного года 1-й класс
Учебный Социальный Отметка Игровой Позиционный Внешний  

Делают выводы о том, какие мотивы наиболее популярны, какие представлены менее и какие встречаются реже всего в начале учебного года.

Анализируют причины выраженности того или иного мотива

ХАРАКТЕРИСТИКА

О деятельности практиканта

Петровой Ирины Николаевны

студентки ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина», группы П- Z ДО151

Петрова Ирина Николаевна проходила производственную практику (Первые дни ребенка в школе) в МБОУ «СОШ № __» г. Бийска с _________ г. по __________ г. Методическую помощь оказывала Иванова Ольга Петровна, учитель 1 категории, стаж работы 10 лет.

Текст

Текст

Рекомендуемая оценка __________                               

 

Директор МБОУ СОШ №                     И.О. Фамилия

                                       МП

Зам. директора                                             И.О. Фамилия

 

Учитель                                       О.П. Иванова

___.___.20___ г.


 

 


ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Дата: 2019-12-10, просмотров: 209.