ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Б2.П.1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ)
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки Дошкольное образование
Степень выпускника бакалавр
Форма обучения заочная
Распределение по семестрам
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование (утвержден 04.12.2015 г. № 1426) и учебного плана по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование (профиль Дошкольное образование), утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВО «АГГПУ» от 05.04.2017 г., протокол № 10
Объем практики и ее продолжительность
№ семестра | Общий объем / зачетные единицы | Продолжительность практики / академ. часы | Продолжительность практики / академ. недели | Форма промежуточной аттестации |
8 | 72/2 | 72/2 | 1 нед. и 2 дня | Зачет с оценкой |
СРОКИ ПРАКТИКИ: 02.09.2019 – 10.09.2019
1. Цель практики "Первые дни ребенка в школе"
Целью производственной практики (Первые дни ребенка в школе) является формирование профессиональных компетентностей студентов-бакалавров в процессе решения задач профессионально-педагогической деятельности в первые дни ребенка в школе; формирование целостного представления о взаимодействии учителя и детей 1 класса в период адаптации к школе, о преемственной связи между дошкольным и школьным этапами обучения.
Задачи практики:
- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин профессионального цикла;
- изучение организационно-методических и нормативных документов начальной школы;
- изучение организационной структуры ОУ;
- ознакомление с особенностями организации учебно-воспитательного процесса в первом классе школы и содержанием обучения первоклассников;
- изучение преемственных связей между ДОУ и школой;
- изучение готовности ребенка к обучению в школе;
- овладение студентами общепрофессиональными умениями, позволяющими решать задачи педагогической деятельности;
- развитие умений осуществлять анализ результатов деятельности педагогов в условиях образовательного процесса;
- обогащение опыта студентов по изучению и анализу педагогической документации.
Данные задачи производственной практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:
- педагогическая.
и задачами профессиональной деятельности:
в области педагогической деятельности:
– изучение возможностей преемственных связей ДОУ и начальной школы, потребностей и достижений младших школьников в области образования и проектирование на основе полученных результатов мероприятий по адаптации ребенка к обучению в школе;
– организация воспитания в сфере начального образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям младших школьников;
– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;
– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
Задания практики
Выход 1.
1. Встреча с администрацией школы (директором, завучем по начальным классам, классными руководителями, психологом).
2. Изучение в плане работы школы форм преемственной связи ДОУ и школы.
3. Изучение личных дел первоклассников.
4. Подготовка к проведению Дня знаний.
Выход 2.
1. Оказание учителю помощи в проведении Дня знаний.
2. Наблюдение за работой учителя. Выявить особенности общения учителя с учащимися.
Выходы 3 - 9
1. Наблюдение за деятельностью учителя в течение дня (прием и уход детей домой, организация учебной деятельности, работа с родителями и т.п.).
2. Наблюдение и анализ уроков (отметить преемственность в формах, содержании, методах и приемах обучения дошкольников и младших школьников и т.п.) (См. схему анализа урока в приложении 3).
3. Организация свободного времени учащихся (проведение игр на переменах, динамических пауз и развлечений).
4. Оценка уровня готовности детей к обучению в школе. (См. Приложение 4)
5. Изучение эмоционального отношения детей к школе. (См. Приложение 4)
6. Изучение новой внутренней позиции детей. (См. Приложение 4)
7. Изучение мотивов учения. (См. Приложение 4)
8. Определение склонностей ребенка. (См. Приложение 4)
9. Выявление особенностей адаптации детей к школе.
10. Проведение воспитательного мероприятия с целью адаптации детей к обучению в школе.
Выход 9.
1. Оформление документации.
2. Проведение педагогического совета. Подведение итогов практики.
Отчетная документация:
1. Дневник педагогической практики.
2. Конспект (сценарий) воспитательного мероприятия.
3. Материалы диагностики (протоколы обследования детей, продукты деятельности детей, стимульный материал).
4. Характеристика готовности одного ребенка к обучению в школе.
5. Конспекты игр, динамических пауз и развлечений.
6. Фото и видеоматериалы по итогам практики.
7. Отчет по практике.
8. Отзыв о работе студента с отметкой и печатью.
Вся отчетная документация вкладывается в папку, на которой указывается:
Отчетная документация
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на педагогической практике
При выполнении различных видов работ в процессе практики используются следующие образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии: наблюдение педагогического процесса; анализ уроков; изучение готовности ребенка к обучению в школе; проведение воспитательных мероприятий; анализ разных видов документации. Студентам предлагаются вопросы для наблюдения, беседы и анализа. Результаты выполненных заданий студенты отражают в дневниках, анализируют и обобщают на семинарских и практических занятиях по соответствующим дисциплинам, используются при подготовке рефератов, курсовых работ.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Педагогической практики
а) основная литература:
1. Определение готовности детей к обучению в школе : диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям, развивающие игровые занятия : из опыта работы школьного психолога / сост.: Е. А. Чаус, Г. П. Попова. - Волгоград : Учитель, 2007. - 90 с.
2. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5 - 7 лет : программа, методики, индивидуальный маршрут : диагностический журнал / авт.-сост.: Ю. А. Афонькина, Т. Э. Белотелова, О. Е. Борисова. - Волгоград : Учитель, 2012. - 62 с.
б) дополнительная литература:
1. Болотина, Л. Р. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы : методическое пособие / Л. Р. Болотина, Н. В. Микляева. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 144 с.
2. Волков, Б. С . Подготовить ребенка к школе : как ? : советы психолога / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : Граф-Пресс, 2002. - 136 с.
3. Гойжа, Н. В. Интенсивный курс подготовки к школе / Н. В. Гойжа. - 2-е изд., испр. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 320 с.
4. Готовимся к школе : пособие для практич. психологов, воспитателей и родителей / сост. Е. Я. Тырышкина ; ред. Н. Я. Большунова. - Бердск : Пеликан, 1998. - 58 с.
5. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов : методические разработки для школьного психолога. - Томск : Пеленг, 1992. - 88 с.
6. Готовность к школе : развивающие программы / ред. И. В. Дубровина. - 6-е изд. - М. : Академический проект, 2001. - 96 с.
7. Дети, в школу собирайтесь : пособие для педагогов и родителей / О. М. Дьяченко [и др.]. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 192 с.
8. Ильина, М. Н. Подготовка к школе : развивающие тесты и упражнения / М. Н. Ильина. - СПб. ; М. ; Харьков : Питер, 2008. - 208 с.
9. Ильина, М. Н. Подготовка к школе : развивающие упражнения и тесты / М. Н. Ильина ; ред. Г. А. Капитонова. - СПб. : Дельта, 1998. - 224 с.
10. Ильина, М. Н. Тесты для детей : готов ли ваш ребенок к школе / М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. - СПб. : Дельта, 1997. - 384 с.
11. Мельник, Э. Л. Интегрированное обучение в начальной школе : теория и практика / Э. Л. Мельник, Л. А. Корожнева. - СПб. : КАРО, 2003. - 192 с.
12. Проблемы психологической готовности ребенка к школе : банк методик для обследования / сост. З. С. Клинникова ; ред. Н. Я. Большунова. - Бердск : Пеликан, 1998. - 74 с.
13. Семаго, Н. Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка : дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 48 с.
14. Семаго, Н. Я. Методические рекомендации к "Диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности ребенка" : дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 64 с.
15. Семаго, Н. Я. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения : программа и методические рекомендации / Н. Я. Семаго. - М. : Чистые пруды, 2005. - 32 с.
16. Шевердина, Н. А. Тестирование будущих первоклашек : готовимся к школе / Н. А. Шевердина, Л. Л. Сушинскас. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 288 с.
в) программное обеспечение:
1. Работа на компьютерах в кабинете 101, 202 (компьютерных классах) проводится с использованием лицензионных версий операционной системы MicrosoftWindowsXPProf.
2. Для работы в библиотеке используется общевузовское лицензионное программное обеспечение – «Ирбис-64», в составе которого входят АРМ «Каталогизатор», АРМ «Читатель», АРМ «Администратор», АРМ «Комплектатор», Web-Ирбис (CZ39.50),
3. Презентации и проекты выполняются студентами с использованием лицензионного программного обеспечения MicrosoftOffice 2003 Prof.
4. Для компьютерного контроля и диагностики студентов используются лицензионные программы АУП (Шахты): комплекс «Электронные ведомости».
5. Компьютерные сети и программы защищены лицензионным программным обеспечением KasperskyTotalSpaceSecurityRussianEdition.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. http://window.edu.ru/resource/305/49305 - единое окно доступа к образовательным ресурсам
2. http://zakon.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12727&ob_no=12808 – Российский образовательный портал
3. http://www.manpo.ru/manpo/publications/ped_obraz/n2009_01.pdf - научно-методический журнал «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА»
4. http://mars.arbicon.ru/?mdl=journal_info&id_journal=729 – сводный каталог периодики библиотек России
5. http://www.e-reading.me/chapter.php/73790/106/Kuznecov_-_Nastol'naya_kniga_praktikuyushchego_pedagoga.html
д ) перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:
1. Организация самостоятельной работы студентов в учреждении высшего образования [Текст]: методические рекомендации / Сост.Е.Б. Манузина, Е.Э. Норина; Алтайская гос. Академия обр-я им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2014 . – 84 с.
10. Материально-техническое обеспечение педагогической практики "Первые дни ребенка в школе"
№ п/п | Наименование | Кол-во | Форма использования |
Аудитория 204 | |||
1 | Видеопроектор | 1 | Демонстрация материалов презентаций |
2 | Видеокомплекс (видеомагнитофон, телевизор) | 1 | Демонстрация видеоматериалов |
Аудитория 101 | |||
3 | Сетевой сервер | 0 | Контакт обучающегося с тьютором, доступ к образовательным ресурсам |
4 | Персональные компьютеры | 11 | Текущий и итоговый контроль |
Приложение 1
Оформление дневника
Титульный лист (оформление взять на кафедре в конце практики)
Примерная схема отчета
Отчет
по производственной практике (первые дни ребенка в школе)
студентки _______ курса группы______ института педагогики и психологии
Ф.И.О.
1. Сроки прохождения практики.
2. Выполнение плана практики (выполнен в полном объеме; имелись отклонения от плана, причины отклонений; выполнение работы сверх плана).
3. Содержание и количество проведенных мероприятий (игр, диагностик, развлечений). Краткий анализ особенностей системы обучения младших школьников.
4. Возникли ли затруднения в ходе проведения мероприятий, какие, почему?
5. Возникли ли затруднения в процессе проведения диагностики развития младших школьников, какие, почему?
6. Какие профессиональные умения и навыки Вы приобрели в процессе практики?
7. Какие задачи по профессиональному самовоспитанию Вы ставите перед собой на будущее?
8. Предложения по улучшению организации и содержания практики.
Приложение 3
Примерная схема анализа урока
Приложение 4
Вопросы к беседе
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы. /Вопросы, касающиеся родителей, можно задавать, предварительно узнав от взрослых, есть ли отец, мать, участвуют ли они в воспитании ребенка./
3. Кем работает твоя мама (твой папа)?
4. Где ты живешь, назови свой домашний адрес.
5. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?
6. У тебя есть брат (сестра), кто старше?
7. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года?
8. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
9. Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше — обед или ужин?
10. Какое сейчас время года — зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
11. Когда можно кататься на санках — зимой или летом?
12. Почему снег бывает зимой, а не летом?
13. Что делают почтальон, врач, учитель?
14. Зачем нужды в школе звонок, парта, портфель?
15. Ты сам (а) хочешь пойти в школу? Почему?
16. Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?
17. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т. д.?
18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19. Каких зверей ты знаешь? Каких птиц?
20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или петуха?
21. Что больше: 8 или 5; 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3.
22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
В предложенном списке не все вопросы являются контрольными, но все информативны с точки зрения соответствующих представлений и сформированности понятий, доступных возрасту.
Оценка ответов
1. За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок может получить только 1 балл (за исключением контрольных).
2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.
3. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: «Папа работает инженером на заводе им. Ленина». «У собаки больше ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, я у петуха две». Ошибочными являются ответы: «Мама Таня»; «Папа работает на работе», а также если ребенок путает времена года, их признаки, «больше—меньше» без наглядных примеров.
4. К контрольным относятся следующие пункты-вопросы: 4. 7, 10, 14, 22. Они оцениваются следующим образом: 4 — за полный домашний адрес с названием города — 2 балла: 7 - если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет — 1 балл, если он называет с учетом месяцев, — 3 балла; 10 — за обоснованный по признакам ответ (не менее 3 признаков) — 2 балла, до ,1 признаков — 1 балл; 14 — за каждое правильное указание применения школьной атрибутики — 1 балл; 22 — за правильный ответ — 2 балла.
5. Пункт 15 оценивается совместно с п. 14 и п. 16. Если в п.14 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ в п. 15 или 16, то отмечается положительная мотивация к обучению и школе (за п. 14—16 надо набрать 4 балла).
Дети, желающие учиться, могут ориентироваться на саму учебную деятельность (что является наиболее благоприятным), другие — на внешние атрибуты школы (красивые формы, портфель, веселые переменки и т. д.). Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью ее строгих порядков или критическим отношением к себе, а также предпочтением своего положения дошкольника и нежеланием расстаться с привычными условиями.
Оценка результатов беседы. Детей с результатами менее 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему психологическому обследованию. «Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме 24—29 баллов, «средне-зрелыми» считаются дети, получившие 20—24 балла, и «незрелыми» — 15—20 баллов.
Элемент внутренней позиции
I
II
III
Изучение мотивов учения.
Подготовка исследования. Материал: 6 карточек со схематичным изображением фигур (содержание см. ниже).
Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 6-7 лет 1-го класса школы.
Детям индивидуально предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывают схематический соответствующий содержанию рисунок — внешняя опора для запоминания.
«Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Послушай.
Мальчики (девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил».
На стол перед ребенком выкладывается карточка N 1: женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).
«Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился».
Выкладывается карточка N 2: фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив).
«Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть».
Выкладывается карточка N 3: фигуры двух ребят, играющих в мяч (игровой мотив) .
«Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».
Выкладывается карточка N 4: 2 фигурки, изображенные спиной друг к другу; у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, - игрушечный автомобиль (позиционный Мотив).
«Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься и можешь стать, кем захочешь».
Выкладывается карточка N 5: фигура с портфелем в руках направляется к зданию (социальный мотив).
«Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки».
Выкладывается карточка N 6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь (мотив получения отметки).
После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку вопросы: «А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?» Дети последовательно осуществляют 3 выбора. При этом испытуемый указывает на картинку, поясняя ее содержанием соответствующего абзаца. Если содержание недостаточно явственно прослеживается в ответе ребенка, экспериментатор задает контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?»
Обработка данных. Для каждого из шести мотивов подсчитывают процент детей, у которых этот мотив встретился хотя бы в одном выборе. Полученные данные оформляют в таблицу).
Таблица
ЧАСТОТА ВЫБОРА РАЗНЫХ МОТИВОВ (в % к общему количеству детей)
Мотив | Начало учебного года 1-й класс |
Учебный Социальный Отметка Игровой Позиционный Внешний |
Делают выводы о том, какие мотивы наиболее популярны, какие представлены менее и какие встречаются реже всего в начале учебного года.
Анализируют причины выраженности того или иного мотива
ХАРАКТЕРИСТИКА
О деятельности практиканта
Петровой Ирины Николаевны
студентки ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина», группы П- Z ДО151
Петрова Ирина Николаевна проходила производственную практику (Первые дни ребенка в школе) в МБОУ «СОШ № __» г. Бийска с _________ г. по __________ г. Методическую помощь оказывала Иванова Ольга Петровна, учитель 1 категории, стаж работы 10 лет.
Текст
Текст
Рекомендуемая оценка __________
Директор МБОУ СОШ № И.О. Фамилия
МП
Зам. директора И.О. Фамилия
Учитель О.П. Иванова
___.___.20___ г.
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Дата: 2019-12-10, просмотров: 233.