Беседа позволяет собрать сведения о запасе представлений ребенка, его ориентировке, семейной ситуации, наконец, именно она позволяет создать атмосферу доверия, ввести ребенка в ситуацию психологического экспериментирования. Беседа не должна выглядеть опросом, поэтому к ее организации предъявляются почищенные требования. Человек, проводящий беседу, должен знать все вопросы наизусть, уметь быстро и правильно оценивать ответы, предоставлять ребенку возможность свободно высказываться, вести подробную запись ответов. При необходимости следует возвращаться к вопросам, вызвавшим затруднения и уточнять ответы.
Вопросы к беседе
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы. /Вопросы, касающиеся родителей, можно задавать, предварительно узнав от взрослых, есть ли отец, мать, участвуют ли они в воспитании ребенка./
3. Кем работает твоя мама (твой папа)?
4. Где ты живешь, назови свой домашний адрес.
5. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?
6. У тебя есть брат (сестра), кто старше?
7. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года?
8. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
9. Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше — обед или ужин?
10. Какое сейчас время года — зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
11. Когда можно кататься на санках — зимой или летом?
12. Почему снег бывает зимой, а не летом?
13. Что делают почтальон, врач, учитель?
14. Зачем нужды в школе звонок, парта, портфель?
15. Ты сам (а) хочешь пойти в школу? Почему?
16. Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?
17. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т. д.?
18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19. Каких зверей ты знаешь? Каких птиц?
20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или петуха?
21. Что больше: 8 или 5; 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3.
22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
В предложенном списке не все вопросы являются контрольными, но все информативны с точки зрения соответствующих представлений и сформированности понятий, доступных возрасту.
Оценка ответов
1. За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок может получить только 1 балл (за исключением контрольных).
2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.
3. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: «Папа работает инженером на заводе им. Ленина». «У собаки больше ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, я у петуха две». Ошибочными являются ответы: «Мама Таня»; «Папа работает на работе», а также если ребенок путает времена года, их признаки, «больше—меньше» без наглядных примеров.
4. К контрольным относятся следующие пункты-вопросы: 4. 7, 10, 14, 22. Они оцениваются следующим образом: 4 — за полный домашний адрес с названием города — 2 балла: 7 - если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет — 1 балл, если он называет с учетом месяцев, — 3 балла; 10 — за обоснованный по признакам ответ (не менее 3 признаков) — 2 балла, до ,1 признаков — 1 балл; 14 — за каждое правильное указание применения школьной атрибутики — 1 балл; 22 — за правильный ответ — 2 балла.
5. Пункт 15 оценивается совместно с п. 14 и п. 16. Если в п.14 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ в п. 15 или 16, то отмечается положительная мотивация к обучению и школе (за п. 14—16 надо набрать 4 балла).
Дети, желающие учиться, могут ориентироваться на саму учебную деятельность (что является наиболее благоприятным), другие — на внешние атрибуты школы (красивые формы, портфель, веселые переменки и т. д.). Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью ее строгих порядков или критическим отношением к себе, а также предпочтением своего положения дошкольника и нежеланием расстаться с привычными условиями.
Оценка результатов беседы. Детей с результатами менее 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему психологическому обследованию. «Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме 24—29 баллов, «средне-зрелыми» считаются дети, получившие 20—24 балла, и «незрелыми» — 15—20 баллов.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 239.