Теория идентичности Э. Эриксона
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:

1. Социум для ребенка не антагонистичен (противоречен) - отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечивающими гармоничное развитие личности.

2. Личность развивается от рождения до смерти - это еще один отход от классического психоанализа, где развитие личности описывалось только как психосексуальное развитие, главным является не достижение тех или иных вершин, а "согласие с самим собой".

3. Личность развивается через последовательные этапы жизни - согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые обязательные и следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии. Как парадигма развития, это - лестница.

4. Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех - теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез - наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития.

5. В развитии человека восемь стадий : по мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

6. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет - благополучное прохождение определяется обычно тем, насколько благополучно прошел человек предыдущие стадии своего развития, а также благополучностью социальной обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно пройти очередной этап своего жизненного пути.

7. Переход от одной стадии к следующей является личностным кризисом - позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; не-гативное — деструктивного новообразования, препятствующего фор-мированию эго-идентичности.

8. В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть - Для Эрика Эриксона, главное в жизни человека - быть в согласии с самим собой, но одновременно развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. "Я развиваюсь, но я— тот же самый"

НЕОФРЕЙДИЗМ

 НЕОФРЕЙДИЗМ – направление в современном психоанализе, получившее распространение гл.о. в США. Наиболее известные представители: К.Хорт, Г.С.Салливан, Э.Фромм и др. Возник в 1920–30 гг. Лидеры неофрейдизма, подвергнув критике некоторые фундаментальные утверждения З.Фрейда (в частности, теорию либидо), акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Неофрейдизм сформировался в процессе соединения психоанализа с трудами американских социальных антропологов (в частности, школой культурантропологии). Р.Бенедикт (1887–1948) показала, напр., что каждая культура обладает твердой идеологической структурой, оказывающей определяющее воздействие как на воспитание детей, так и на общественные функции взрослых людей. Абрахам Кардинер, психиатр и этнолог, совместно с антропологом Ральфом Линтоном разработал концепцию «базовой личности» в развитие тезиса Рут Бенедикт о культурном этосе. По мнению К.Хорни, осознание громадной важности влияния культурных факторов на неврозы оттесняет на задний план те биологические и физиологические условия, которые рассматривались Фрейдом как лежащие в их основе. В частности, она выделяет характерное для современной западной культуры противоречие между соперничеством и успехом, с одной стороны, и братской любовью и человечностью – с другой. У Э.Фромма и формирование невроза, и избавление от него детерминируется социальной реальностью.

Центр тяжести переносится с внутрипсихических на межличностные отношения. По мнению Э.Фромма, человек в процессе исторического развития утрачивает инстинктивные (естественные) связи с природой, что приводит к возникновению экзистенциальных и социальных противоречий. Фромм развивает учение о характере как «второй природе» человека, заменившей недостающие ему инстинкты, а его ядром являются черты, обусловленные социальной средой. Он вводит понятие социального характера как совокупности черт, общей для большинства членов данного общества и способствующей его функционированию; характер задает способ

восприятия идей и ценностей, отношения к миру и другим людям. Неофрейдизм не представляет собой единого целостного учения. Если для Э.Фромма на первом плане стояли социальные проблемы современного американского общества, которые он пытался решить путем соединения фрейдистской психологии и неомарксистской социологии, то для психологов К.Хорни и Г.Салливана главными были вопросы психопатологии и психотерапии. При этом Г.Салливан рассматривает личность лишь как сумму отношений между искаженными или фантастическими образами («персонификациями»), возникающими в процессе социального общения, тогда как К.Хорни признает наличие в человеке «стремления к самореализации».

Дата: 2019-12-10, просмотров: 273.