Вопрос (билет) 27 Основные направления развития психологии в России. Идеология и психология.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первоначально формирование научной психологии в России было связано с развитием нейрофизиологии. В 1863 г. вышел труд И.М. Сеченова (1829—1905) «Рефлексы головного мозга», положившего начало естественно-научному направлению в отечественной психологии. Благодаря открытию физиологами процессов возбуждения и торможения психологический взгляд на сознание человека изменился. До этого сознание принималось за внутреннее созерцание. Развитие концепции Сеченова И.П. Павловым (1849—1936) привело к созданию учения о высшей нервной деятельности и ее закономерностях, лежащих в основе уравновешивания организма и среды. Павловым же на основе уравновешенности были обоснованы четыре типа темперамента, известные со времен Гиппократа. И.П. Павлов выявил три основных свойства нервных процессов — сила, уравновешенность и подвижность. Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех известных типов темперамента (рис. 2.2).

Типы темперамента

Рис. 2.2. Типы темперамента

Это сильный тип, подразделяющийся на уравновешенный и неуравновешенный (холерик); уравновешенный подразделяется на

подвижный (сангвиник), инертный (флегматик) и слабый (меланхолик). Согласно Павлову, именно те аспекты поведения, в которых проявляются свойства нервных клеток, составляют темперамент. Каждому отдельному типу свойственны свои характерные особенности.

Естественно-научное направление отечественной психологии продолжали такие ученые, как: В.М. Бехтерев, разработавший концепцию рефлексологии (наличие «сознательного рефлекса», приобретенного в результате сочетания внешних воздействий наряду с врожденными рефлексами); А.Ф. Лазурский, основоположник дифференциальной психологии, выдвинул концепцию многоуровневой организации психики человека; А.А. Ухтомский, выдвинувший концепцию приспособления организма к изменяющимся условиям среды благодаря преобразованию системы регуляции под влиянием устойчивого возбуждения функционально объединенных нервных механизмов; Н.Н. Ланге, отводивший большую роль в формировании сознания индивида языку.

Однако в послереволюционный период развитие отечественной психологии после непродолжительного бурного роста в 1920-е гг. затормозилось по идеологическим соображениям тоталитарной системы.

В 1920-х гг. была сформирована деятельностная концепция отечественной психологии, значительное развитие получили возрастная, детская и педагогическая психология. Плеяду ученых, развивавших эти направления, составляли Л.С. Выготский, М.Я. Басов, А.Н. Леонтьев и др. Активизировались тестовые исследования различных психических функций — памяти, интеллекта, внимания, скорости сенсомоторных реакций. Определялся необходимый уровень развития этих психических функций для успешного овладения различными профессиями. Главным объектом психологии становилась деятельность человека. В отечественной психологии утверждается принцип деятельностного подхода к изучению психики человека. Л.С. Выготский (1896—1934) сформировал фундаментальную идею о социальном опосредствовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредствования является, по Выготскому, слово. Выготский утверждал, что психическое развитие не идет вслед за созреванием, а обусловлено активным взаимодействием индивида со средой в зоне его ближайшего психического развития. На этом формировалась отечественная психологическая школа.

С середины 1930-х гг. развитие советской психологии резко затормозилось, так как тоталитарная система свела роль человека в жизни общества до роли «винтика» в большом механизме, а потому не нуждалась в психологической науке. При этом были разорваны связи с дореволюционной и мировой психологической наукой. Возрождение отечественной психологии как науки

началось в 60-х гг. XX в. Соратник и ученик Выготского А.Н. Леонтьев (1903—1979), разрабатывая концепцию деятельностного подхода к психике, исследовал в структуре деятельности взаимодействие ее компонентов — мотивов, целей и условий, а в структуре сознания — иерархию системообразующих компонентов — систему значений и смыслов.

В основе концепции деятельности, разработанной Леонтьевым, лежит понятие потребности, а мотив определяется как тот предмет, который отвечает потребности, а в силу этого побуждает поведение. «До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою побудительную и направляющую деятельность функции, т.е. становится мотивом». Рассматривая трудовую деятельность в условиях социалистического строя (1972), Леонтьев указывает на то, что трудовая деятельность работников общественно мотивирована, и, хотя управляется также с помощью материального вознаграждения, смысл труда для рабочего порождается общественными или «смыслообразующими мотивами», т.е. теми, которые придают деятельности личностный смысл. Что же касается материального вознаграждения, то этот мотив тоже выступает для рабочего в качестве побудительного, но лишь в функции стимулирования, и условно называется «мотивом-стимулом», который лишен главной функции труда — смыслообразования.

В настоящее время активизируются исследования в области социальной психологии и прикладных отраслях психологии, в том числе психологии менеджмента и других управленческих отраслей, необходимых для эффективного функционирования персонала в социально ориентированной рыночной экономике.

К началу XXI в. психология и ее прикладные отрасли стали определять эффективность всех отраслей человеческой жизнедеятельности. Категориальный аппарат психологии сформировался в русле отдельных школ и направлений: категория действия и навыков — в русле бихевиоризма, структуры образа — в русле гештальтп- сихологии, категория мотивации — в русле психоанализа, категория межличностного взаимодействия — в русле интеракционизма, деятельностная концепция — в отечественной школе Выготского и Леонтьева. Современная психология стоит перед необходимостью теоретической интеграции для дальнейшего изучения глубин человеческого поведения и его развития с учетом социализации личности. Заслугой всех рассмотренных нами в кратком изложении теоретических направлений, созданных зарубежными и отечественными

учеными, является создание фундаментальной базы для дальнейшего раскрытия проблем человековедения.

Идеология и психология.

Идеология и общественная психология

Для того чтобы успешно осуществлять идейное воспитание личного состава, необходимо хорошо представлять структуру общественного сознания, его основные элементы. Обладая необходимым минимумом знаний по этому вопросу, можно представить себе как сложность общественного сознания, так и объективную обусловленность комплексных воздействий на него в процессе воспитания идейной убежденности и непримиримости к классовым врагам.

Различные элементы общественного сознания по-своему отражают общественное бытие. С этой точки зрения структура общественного сознания предстает в виде двух уровней, двух «этажей». Нижний уровень — обыденное сознание — включает в себя эмпирические знания и общественную психологию, верхний — теоретический уровень — состоит из двух основных элементов: естественно-технических знаний и идеологии. Разумеется, это деление достаточно относительное, условное. Между верхним и нижним

уровнями существует тесная связь, взаимодействие и взаимовлияние, которые осуществляются в процессе отражения общественного бытия.

Обыденное сознание — это синтез знаний людей, возникающих в процессе производственного и иного опыта и общественной психологии. Опыт накапливается на протяжении тысячелетий человеческой цивилизации в ходе борьбы человека с природой, социальными силами, в результате формирования определенного уклада и образа жизни. Этот опыт передавался из поколения в поколение в виде традиций, нравов, обычаев, сложившихся взглядов на различные сферы человеческой деятельности.

В области военной особое значение имел и имеет опыт минувших войн, опыт перенесения трудностей, преодоления опасностей, тягот походно-полевой жизни, духовного противодействия противнику. Конечно, многое из прошлого военного опыта постепенно утрачивает свое значение в результате все более решительного вторжения в практику достижений и рекомендаций науки, нового опыта, более совершенных знаний.

Большое значение в обыденном сознании имеет общественная психология. Она представляет собой сложный синтез социальных чувств, настроений, представлении, побуждений, привычек, а также различных иллюзий и предрассудков, которые формируются под влиянием повседневных условий жизни, быта людей. Все элементы психологии и ее проявления (вкусы, эмоции, волевые акты и т. д.) несут на себе прежде всего печать определенного класса. Социальные, классовые черты в общественной психологии являются определяющими, главными. В. И. Ленин, анализируя общественную психологию масс, всегда подчеркивал в ней остро классовую направленность, отмечал чаще других такие ее элементы, как «классовое чутье» и «классовый инстинкт». Вместе с тем существуют и национально-психологические компоненты, характеризующие особенности темперамента, традиций, культуры, исторического прошлого. В общественной психологии имеются также и элементы, выражающие профессиональные черты и особенности людей. Но основная окраска и содержание всех психологических образований определяются экономическим строем, классовыми интересами, социальными потребностями.

Г. В. Плеханов, рассматривая феномен психологии, отмечал, что структура общества «отразится вообще на всей психологии людей, на всех их привычках, нравах, чувствах, взглядах, стремлениях и идеалах». Именно социальные, общественные условия порождают конкретный тип психологии. Буржуазной психологии (и это важно знать, чтобы учитывать духовный потенциал империалистических армий) свойственны стремление к наживе, фарисейство, социальная демагогия, индивидуализм и эгоизм. Некоторые особенности присущи и родственной ей мелкобуржуазной психологии. Двойственность

положения мелкого буржуа (это мелкий собственник и труженик одновременно) рождает и половинчатость его взглядов, классовых устремлений и идеалов. Именно мелкие буржуа с их психологией способны колебаться то влево, то вправо и менять свою политическую окраску от анархистски-черного цвета до фашистско-коричневого. Мелкобуржуазная психология — это средоточие идей стяжательства, вещизма, накопительства, мещанства. Именно эти элементы хотели бы оживить наши классовые недруги в социалистическом сознании.

Общественной психологии трудящихся масс, особенно рабочего класса, присущи коллективизм, социальная солидарность, революционная решительность, гражданское мужество. Рабочему классу как главному носителю социалистической общественной психологии присущи черты политического достоинства, исторического оптимизма, готовности к самопожертвованию в борьбе за коммунистические идеалы. Эти черты и качества находят яркое выражение в классовых битвах с эксплуататорами, в освободительных и революционных войнах, в созидании нового общества, в идеологическом противоборстве с буржуазией.

При характеристике общественной психологии в условиях войны следует подчеркнуть, что в социалистическом общественном сознании выдвигаются на первый план революционные и боевые традиции, патриотические и интернационалистские чувства, оптимистические настроения, различные армейские привычки. В условиях социалистической военной организации элементы общественной психологии носят особо ярко выраженный коллективистский характер. В воинском коллективе быстрее и проще можно выявить общественное мнение, испытать коллективную волю, увидеть совместное поведение, почувствовать коллективное настроение. В воинских коллективах наиболее сильно проявляются и специфические способы взаимовлияния: пример, воодушевление, совместность действий, внушение и др. Изучение специфики проявления общественной психологии в воинском коллективе дает основание считать, что объективно существуют и коллективная воля, коллективное чувство, коллективный гнев, так же как и общественное мнение, которое является своеобразным коллективным морально-психологическим, эмпирическим суждением. Учет особенностей проявления общественной психологии людей, групп, коллективов важен не только в условиях боевой деятельности, но и в мирное время, в процессе политической учебы, воспитания непримиримости к буржуазной идеологии.

Таким образом, общественная психология как основная часть обыденного сознания представляет собой важнейший компонент нижнего уровня отражения действительности. Она охватывает массовидные психические

явления, возникающие в результате взаимодействия индивидов в социальных группах, коллективах, классах, массах. По объему это значительная часть (если не большая) общественного сознания, непосредственно, первично отражающая общественное бытие. В современных условиях эта часть общественного сознания является, по сути, одним из основных объектов акций психологической войны империализма.

Верхний уровень, верхний «этаж» общественного сознания включает в себя естественно-технические знания и идеологию. Естественно-технические знания занимают все большее место в структуре общественного сознания. Их объем особенно быстро увеличивается во время научно-технической революции, когда количество информации возрастает значительно быстрее, чем в обычных условиях. В научном знании имеется много компонентов: теории, законы, категории, принципы, идеи, учения, гипотезы. Они являются лишь тогда научными, когда содержат в себе истину, знания, верно отражающие те или иные процессы бытия. Роль этих элементов в жизни человека огромна. Ныне практически нет ни одной области человеческой деятельности, которая могла бы обходиться без воздействия научного знания, без воздействия науки.

Наука как процесс развивающегося знания дифференцируется на множество наук специальных, часто очень тесно связанных между собой, взаимопроникающих и добавляющих друг друга. В процессе добывания нового знания осуществляется его дифференциация и интеграция, слияние и отпочкование новых наук. При огромном росте научных открытий (а они в последние десятилетия каждые восемь лет удваиваются) человек не в состоянии обладать в полной мере энциклопедическими знаниями, однако овладевать так называемыми основами наук просто обязан. Без опоры на необходимый минимум основополагающих знаний по физике, химии, биологии, другим наукам трудно рассчитывать на формирование верного, цельного мировоззрения, сложно осуществлять и специализацию при профессиональной подготовке.

Главным специфическим признаком науки является поиск истины, достоверного знания, стремление открыть объективные закономерности реального мира, тенденции его развития. Научное знание — универсальный духовный продукт человеческого познания. Многое из того, чем мы, не задумываясь, пользуемся сегодня (технические, химические, биологические, астрономические и другие знания), досталось человеку в результате ожесточенной борьбы с природой, реакционными социальными силами и требовало от подвижников науки огромного мужества, самоотверженности, иногда самой жизни. В свое время занятие наукой было опасным делом. Костры инквизиции, тюремные застенки унесли немало гениев человечества.

На скрижалях науки одно из первых имен — имя Джордано Бруно. Его идея о бесконечности Вселенной и множественности миров глубоко материалистична, но она была преждевременна с точки зрения его современников. С ней были не согласны отцы церкви. Бруно сгорел на костре, но не предал истины. Это давняя история, но в ней, как и во множестве других подобных, прослеживается стремление науки к кристальной ясности знаний, не замутненных предрассудками, слепой верой, мистикой. В то же время на Западе до сих пор широко процветают различные оккультные «науки», лжетеории, шарлатанство, мракобесие. С их помощью правящим кругам капиталистических стран легче деформировать истину не только в области естественных знаний, но и общественных.

Научная истина сама по себе не бывает полезной или вредной, тот или иной характер ей придают люди. Виновниками социальных несчастий, трагедий, аморализма являлись и являются не ученые, не изобретатели, не сама наука, а тот общественный строй, господствующие эксплуататорские классы которого стараются использовать в своих узкоклассовых интересах новейшие научные достижения. Только в условиях эксплуататорского общества на прекрасном древе науки могут вырастать ядовитые плоды.

Наконец, в теоретическом слое сознания, на рациональном уровне отражения действительности, находится идеология. Она (если речь, разумеется, идет о научной идеологии) представляет собой систему идей, теорий, взглядов, отражающих социальную действительность с позиций определенных классов. Идеология как теоретическое самосознание класса выражает его наиболее глубинные интересы. Идеология тесно связана с экономическим базисом и всей структурой производственных отношений и политических институтов. Истинная идеология глубоко научна, так как она исходит из объективного изучения общественных процессов, материалистического понимания их существа, решающей роли народных масс в истории, классовой борьбы как главного социального двигателя в антагонистических обществах; В. И. Ленин завещал всемерно развивать «пролетарскую идеологию — учение научного социализма, т. е. марксизм».

Социалистическое и капиталистическое общества имеют диаметрально противоположные идеологии. Идеология социалистического общества — марксизм-ленинизм — впитала в себя весь огромный опыт борьбы трудящихся за свое социальное освобождение. Ее основное содержание составляют результаты научного анализа идеологами пролетариата глубинных пружин социально-экономического развития общества. «...Социализм, — писал В. И. Ленин, — будучи идеологией классовой борьбы пролетариата, подчиняется общим условиям возникновения, развития и упрочения идеологии, т. е. он основывается на всем материале человеческого знания...» Истинность

идеологии марксизма-ленинизма подтверждена всем ходом исторической борьбы рабочего класса, опытом построения в СССР развитого социалистического общества, образования и совершенствования мирового социалистического содружества.

Идеология капиталистического мира защищает отжившие производственные отношения, реакционные социально-политические институты, классовые интересы крупных монополий. Буржуазная идеология занимает господствующее положение в империалистических государствах несмотря на то, что там существуют прогрессивные силы, партии рабочего класса, имеющие свои идеологические доктрины. «...Тот класс, — отмечали классики марксизма, — который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила». В современных условиях буржуазная идеология выступает как духовный защитник капиталистического строя, теоретическая классовая платформа обоснования всех его человеконенавистнических действий. Больному обществу присуща и больная идеология. Идеология включает в себя теоретические концепции, выражающие суть общественного строя и его идеалы, взгляды и идеи, обосновывающие функционирование данной социальной системы. В реальной действительности общественное сознание выступает в конкретных формах. Как видим, структура общественного сознания имеет не только вертикальный «срез» — уровни общественного сознания, но и горизонтальный — формы общественного сознания.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 229.