Бихевиоризм и необихевиоризм являются одними из базовых направлений в практической психологии, наряду с психоанализом, гештальт-психологией и гуманистическим направлением в психологии.
Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — особое направление в поведении человека и животных, буквально — наука о поведении.
Основателем бихевиоризма принято считать Дж. Уотсона(российские ученые И.М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И.П. Павлов и другие )
Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде.
Он считал, что наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов (S) и реакций (R). S—> R
Задача психологии поведения, считал он, является разрешенной, если известны стимул и реакция. Если подставить в приведенной формуле вместо S —прикосновение к глазу, а вместо R — мигание, то задача бихевиориста может считаться решенной.
«Сознанием»- внутреннее поведение, и происходит из поведения внешнего. Просто внутренние реакции столь слабы и не могут быть замечены наблюдателем.
Вывод – надо проводить как можно больше тестов, экспериментов, регистрировать полученные данные, анализировать их. С помощью анализа можно вывести и понять соответствующие закономерности.
Бихевиоризм заменил понятие психики, которая связана с потоком «внутренних событий», в которой могут происходить «психические процессы» Для последователей этого направления в психике нет ничего приватного или «внутреннего» — есть лишь организм, человеческий или животный, биологическая сущность, включенная в окружающие условия. К этим условиям организм должен приспособиться через систему своих физиологических потребностей.
Итак, задачи классического бихевиоризма:
— изучение поведения (установление связей между Sи R);
— управление поведением, его моделирование (создание желаемых R
с помощью S);
— научение — адаптация, приспособляемость к окружающим условиям;
— выработка навыков — постепенное изменение актуально возможного поведения, полученное в результате опыта.
Последователи Уотсона внесли новые элементы в его концепцию.
Скиннер делал упор на изучение механизмов поведения человека. Главной целью его исследований является научиться «программировать» поведение человека с целью максимального достижения результата заказчиком «программирования».
Скиннер активно внедрял в жизнь практику «метод пряника»: он считал, что положительный стимул в большей мере способствует формированию нужного поведения.
Скиннер занимался выяснением целей воспитания, его интересовало, как поведет себя в той или иной ситуации конкретный индивид.
Он считает, что если бихевиоризм не может дать конкретного ответа на какой-либо вопрос, то, значит, такого ответа в природе не существует вообще.
Скиннер утверждал, что рабовладелец контролирует раба. Это понятно: если раб не выполняет требований своего господина, то его наказывают, а если выполняет, то поощряют. Но также и раб контролирует своего хозяина: меры наказания и поощрения зависят от того, как раб себя поведет. А манеру своего поведения раб может выбрать самостоятельно. Правда, следует подчеркнуть, что раб обладает минимумом обратного контроля - его ведь могут силой принудить выполнять какие-то требования хозяина, какие раб не хочет выполнять.
Человек формируется только под влиянием общества. В природе человека нет ничего, что могло бы предопределить его дальнейшее развитие.
Скиннера, в отличие от Зигмунда Фрейда, абсолютно не волнуют человеческие страсти. Он считает, что человек всегда действует в соответствии со своей «полезностью». Проще говоря, человек, перед тем как совершить тот или иной поступок, размышляет о своей полезности. Такое размышление является инстинктивным, человек просто стремится завоевать расположение общества, занять свою нишу в нем. Отсюда можно сделать вывод о том, что человек в большей степени считается с интересами общества (следовательно, общество должно воспитывать это во всех своих членах), чем со своими страстями.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 270.