Французская социологическая школа ознаменовала появление социологии. Ее представителями во главу угла была поставлена проблема социальной, а не биологической природы человека. С их точки зрения общество — это система нравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.
Представители рассматриваемой школы полагали, что общество необходимо изучать через изучение социальных фактов, что сознание человека существует в двух формах: индивидуальной и коллективной. социальное существо в человеке, которому соответствует социально определяемая часть психики, формируется обществом. Функция культуры и религии заключается в том, чтобы через коллективные представления объединять общество.
Ярким представителем социологической школы стал Эмиль Давид Дюркгейм (1858—1917). Изучая обычаи, моральные и юридические нормы, взгляды малокультурных народов, он пришел к выводу о том, что все они представляют общественную силу, господствующую над сознанием каждого отдельного человека. Человек — существо двойственное: индивидуальное (биологическое) и социальное. Биологическая сущность организма предопределяет и биологически определяемую часть психики, она руководит практическими отношениями индивида с окружающим миром.
Дюркгейм полагал, что "общие идеи, которые религия или наука внедряют в наш ум, интеллектуальные операции, которые эти идеи предполагают, верования и чувства, которые составляют суть нашей моральной жизни, — все эти высшие формы психической активности, которые в нас пробуждает и развивает общество, не находятся на поводу у тела как наши ощущения и кинестетические состояния. В двойственности заключается отличие человека от животных, у которых нет общественного опыта. Дуализм — характерная черта концепции Э. Дюркгейма.
Общество - духовное образование: совокупность мнений, знаний, способов действий определенного рода и др., отражающих различные стороны общественной жизни и называющихся коллективными представлениями. Коллективные представления закрепляются в языке, являются продуктом длительного развития; создаются обществом, а не личностью; оказывают принудительное воздействие на человека; они аффективно окрашены и принимаются каждым человеком без рассуждения. Они не столько понимаются, сколько захватывают человека и заставляют. Дюркгейм утверждал, что все собственно человеческое в человеке происходит от общества.
Э.Дюркгейм. Решающую роль в развитии ребенка он отводил социальному фактору, основу которого составляют коллективные представления больших общностей людей. Коллективные представления -- это целостная система идей, обычаев, религиозных верований, моральных установлений, общественных институтов, письменности и т.п. Они независимы от индивида, императивны по отношению к нему, тотальны (всеобщи) Развитие ребенка происходит в процессе усвоения традиций, обычаев, верований, представлений и чувств других людей. Воспринятые ребенком извне мысли и эмоции определяют характер его душевной деятельности и особенности восприятия окружающего мира. Усвоение социального опыта происходит благодаря подражанию, которое в социальной жизни имеет такое же значение, как наследственность в биологии. Со способностью к подражанию ребенок рождается. Во французской социологической школе был выявлен механизм формирования внутреннего мира ребенка -- интериоризация как переход внешнего во внутреннее.
С тезисом о двух формах, типах человеческого мышления и о специфических особенностях первобытного мышления выступил Люсьен Леви-Брюль (1857—1939). Мышление первобытного человека, направленное на магическое содержание, имело особую логику. Считалось, что все предметы, сходные между собой, имели общую магическую силу. Мышление первобытного человека не признавало случайностей, не было чувствительно к противоречиям и не требовало доказательства фактами.
П.Жане. Он полагал, что психика человека социально обусловлена и что развитие ее заключается в формировании системы многообразных связей с природой и обществом- действия как формы отношения человека к миру. Среди них наиболее значимы социальные действия, выражающиеся в отношениях сотрудничества. Характерным для французской психологической школы является выделение уровней развития ребенка. П.Жане выделяет четыре таких уровня.
· Первый уровень характеризуется развитием моторных реакций (приближения и удаления), где значимыми являются не сами реакции, а их социальная обусловленность.
· Второй уровень -- развитие перцептивных действий, на котором формируются образы восприятия и представления памяти. Эти психологические образования также ориентированы на взаимодействия с другими.
· Третий уровень -- социально-личностный -- характеризуется возможностью ребенка согласовывать свои действия с действиями другого человека. Четвертый уровень -- интеллектуально-элементарное поведение. На этом уровне развивается речь ребенка как средство общения с другими и управления своими действиями. Овладение речью создает условия для интенсивного развития мышления ребенка.
Описательная психология.Основные идеи
Отказ от объяснения природы человека через поиск причин, объяснение и построение гипотез.Главная задача психологии – постижение и понимание смысла душевной жизни. Для понимания, как метода, характерен целостный подход к человеку. Важно постичь направленность человека(что для него ценно?). Развитие личности рассматривается как развитие ценностей на каждом возрастном этапе. Личность – целостная структура. Взаимодействие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой сфер.Душевная жизнь рассматривается не в органическом, а в историческом ключе. Жизнедеятельность воплощается в творениях культуры
Дата: 2019-12-10, просмотров: 249.