Герман Эббингауз. 1850-1909гг., Германия.
Немецкий психолог, работал вне университетов и лабораторий, первый начал успешно применять экспериментальные методы исследования психических функций. Первым стал изучать память и обучаемость экспериментальными методами.
До него все психологи изучали уже сформировавшиеся ассоциации, а Эббингауз, наоборот, формировал ассоциации у людей, контролировал их возникновение и затем с помощью этого исследовал процессы памяти. Изучил процессы заучивания и забывания на основе психологических проблем (а не физических, как было раньше), что привело к расширению экспериментальной психологии.
Главный критерий процесса обучения заимствовал у ассоциативной психологии. Метод, основанный на за законе, устанавливающем связь между частотой возникновения ассоциации и качеством запоминания (чем больше раз возникнет ассоциация, тем лучше она запомнится). Память измерял числом повторов, которое требовалось для запоминания материала.
Так называемое «Исследование с бессмысленными слогами» - бессмысленные списки слогов, которые он повторял столько раз, сколько нужно испытуемому для их запоминания. Для надёжности проводил эксперимент каждый день в одно и то же время. Бессмысленные слоги использовал потому, что, например, стихи и песни были сложены из слов, которые человек уже знает (а значит к ним уже привязаны какие-то ассоциации), что могло повлиять на процесс запоминания. В итоге, Эббингауз пришёл к тому, что бессодержательный и не ассоциирующийся ни с чем материал, запоминается сложнее в 9 раз, чем материал осмысленный.
Основывался на работах Фенхера.
Написал о своих опытах в работе «О памяти» , которые используются психологами до сих пор и доказывают, что скрупулёзность и методичность проведения опытов имеют значительное влияние на результат.
Другие известные факты:
- Разработал тест, в котором требовалось закончить предложение - В 1902г вышло руководство «Принципы психологии»
- Огромную популярность имело его сочинение « Очерки по психологии»
- Умер от пневмонии
Альфред Бине. 1857-1911гг., Франция
Учился на факультете юриспруденции, но всерьёз заинтересовался психологией и получил второе образование по этому направлению. Написал и опубликовал свои труды «Психология умозаключения» и «Животный магнетизм». Основал один из ведущих психологических журналов «Психологический ежегодник», который публикуется до сих пор. Журнал публикует различные исследования, тематические обзоры, библиографию и другое.
Опубликовал множество книг и статей по психологии мышления, психологии искусства и творчества, психологии дифференциальных различий, патопсихологии. По его трудам легко можно заметить эволюцию его научных интересов.
«Психология умозаключения» - о том, что все интеллектуальные процессы являются ассоциациями образов разного рода (в том числе и умозаключения, и восприятие, и прочее). Различие этих процессов кроется в объекте – в случае умозаключения это абстрактные идеи, а в случае восприятия это факты. Мышление, по мнению Бине, это не простое взаимодействие образов, а различные состояния сознания.
В книге «Изменение личности» взгляд на мышление меняется и теперь оно становится самостоятельным, независимым от образа, но имеет связь с самой личностью. (То есть, мышление работает в зависимости от самого человека, всегда индивидуально).
«Экспериментальное изучение интеллекта» - книга, в которой за основу взяты наблюдения Бине за своими детьми и за первокласниками. Бине считал, что важно не количество экспериментов, а тщательность проведения и достоверность сведений. А так же знание испытуемых, понимание их настроения и окружающей их обстановки. Выписывал как итог свои личные наблюдения и словестные отчёты своих дочерей. Сделал вывод, что девочки относятся к разным мыслительным типам, но считал, что эти типы могут изменяться с возрастом, что подтвердили дальнейшие исследования.
Выделил некий компонент мыслительного процесса, который назвал процессом идеации, который невозможен без «внутренней речи». Открыл лабораторию экспериментальной педагогики. Проявлял интерес к проблемам детской психологии, предложил новую шкалу для измерения умственного развития детей. Требовал подробного отчёта от тех, кто её использует, предъявлял высокие требования к экспериментатору. Шкала была рассчитана для измерения интеллекта у детей от 3 до 12 лет. Суть её заключалась в том, что ребёок должен был знать, где у него находится нос, уметь отличать лёгкое от тяжёлого, уметь различать цвета и т.д.
Основал «Свободное общество для изучения ребёнка», целью которого было внедрение психологии в обучающие заведения. Выпустил книгу «Современные идеи о детях», в которой высказал свою мысль о том, каким трудам о психологии детей стоит доверять, а каким нет. Говорил о несовершенстве детского ума, но утверждал, что существует возможность его совершенствования. В связи с этим, была разработана система умственной ортопедии. Кроме вопросов об умственном развитии, исследовал проблемы умственного утомления. Пришёл к выводу, что умственная активность может влиять на внутренние органы человека и его психику (как положительно, так и отрицательно).
Много внимания уделял умственно отсталым детям, интересовался их психическими особенностями, спецификой их обучения. Относился к таким детям очень бережно, старался показать положительные черты каждого из них. Написал книгу «Ненормальные дети», которая стала руководством для отбора детей во вспомогательные школы.
Вместе с Теодором Симоном описали психологические признаки различных душевных заболеваний.
Так же написал множество работ по проблеме внушаемости, по психологии искусства, психологии шахматистов и другим.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 256.