Вопрос (билет) 26 Развитие отечественной психологии. Русская психофизическая школа.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассмотрим историю развития подробнее, подчёркивая не столько общественно-политическую ситуацию в стране и её влияние на развитие психологии, сколько те идеи, которые обеспечили развитие научной психологии.

Два этапа в развитии отечественной психологии

I этап.

Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений - философско-религиозного и естественно-научного. Первое направление восходит к идеям выдающегося отечественного философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). Представители этого направления - Николай Яковлевич Грот (1852-1899), Георгий Иванович Челпанов (1862-1936), Лев Михайлович Лопатин (1855-1920), Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965) и др. - считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.

Второе связано с идеями объективно-экспериментального исследования человеческой психики. Его представители - выдающиеся отечественные физиологи Иван Михайлович Сеченов (1829-1905), Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Иван Петрович Павлов (1849-1936), Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942). Их идеи легли в основу рефлексологии - научного направления, основоположником которого является Владимир Михайлович Бехтерев. В качестве предмета этого направления стали рассматриваться условные рефлексы, протекающие с участием коры головного мозга, в соотношении с теми внешними раздражителями, которые запускали их действие. Психическая деятельность изучалась в связи с протеканием нервных процессов, а для объяснения психических явлений привлекались теории физиологии высшей нервной деятельности.

Вместе с тем развивались и другие подходы, представители которых стремились найти иные способы изучения психических явлений, которые, будучи строго научными, позволяли понять целостную картину развития человека. В 1911г. Александр Федорович Лазурский (1874-1917) предложил схему естественного эксперимента (это значит, эксперимент проводится в естественных условиях, но под контролем экспериментатора). Эти идеи нашли продолжение в трудах Михаила Яковлевича Басова (1892-1931), посвященных развитию метода наблюдения как ведущего при изучении психического развития детей.

II этап.

Основателем отечественной психологии ХХ века является Лев Семёнович Выгóтский (1896-1934). Он разработал культурно-историческую концепцию. Согласно этой концепции психика человека имеет культурно-исторический характер. В процессе истории человечество выработало определенные средства, с помощью которых человек строит свои отношения с миром, с окружающими людьми, с самим собой. Эти средства воплощены во всем, что составляет человеческую культуру, начиная от способов действия с различными предметами (например, пользование ложкой), вплоть до высших образцов науки, произведений искусства. Поэтому высшие формы психики - опосредствованные формы.

В книге «История развития высших психических функций» (1930-31, опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Л.С. Выготскому, необходимо различать два плана поведения - натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые «во внутрь» сначала на преобразование других людей, затем - на управление собственным поведением.

(можно на выбор , где 2 этапа , там просто сокращенно и более просто )

Развитие отечественной психологии.

Связь между отечественной и мировой психологией была очень тесной, отечественные ученые постоянно ездили на стажировку в луч­шие европейские лаборатории. Выходившие за рубежом книги пе­реводились практически мгновенно и печатались (по крайней мере, наиболее значительные из них) в течение нескольких месяцев после появления на родине. Обзоры научных открытий и дискуссий пуб­ликовались и в журналах, например в «Вестнике Европы». Причиной же для отдельного рассмотрения российской психологии было стремление показать целостную картину становления этой науки в нашей стране, ее специфику по сравнению с зарубеж­ной и дать анализ тех факторов, которые определили и ее своеобра­зие, и динамику ее развития. В соответствии с этим выделены и временные периоды, характеризующие критические точки в раз­витии российской науки.

I этап - 40-60-е годы XIХ в_ т. е. период становления российской психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути и науч­ной программы. В силу логики развития (расцвет позитивизма и естественных наук) и благодаря

сложившейся в России социаль­ной ситуации (проведение комплексных реформ) в этот период из двух предложенных программ (К. Д. Кавелина и И. М. Сеченова) была выбрана программа построения психологии как естественно­научной дисциплины, предложенная Сеченовым.

II этап - Идеологический кризис в российском обществе в конце XIX в. ознаменовал новый важный период в развитии отечественной психологии, связанный с переосмыслением ее методологии. Это привело к возникновению принципиально нового подхода, ориен­тированного на духовную философию, идеи В. Соловьева и его последователей одновременно (хотя и не так интенсивно) развивалась и объективная (естественно-научная) психология, возникали экспериментальные лаборатории, аналогичные лаборатории Вундта в Лейпциге.

III этап - Следующим важным моментом стало зарождение советской, марксистской психологии, появившейся в 20-30-х годах. В многочисленных научных дискуссиях, школах, возникавших в то время, нашло отражение стремление построить новую психологию, направленную на решение важнейших социальных задач советского общества.

Однако уже к середине 30-х годов ситуация в науке и обществе резко изменилась, усилились авторитарные тенденции, что привело к разгрому и запрещению не только философской психологии, но и педологии и психотехники. Это нанесло серьезный удар по научным психологическим школам, которые очень плодотворно развивались в тот период. Лишь после войны, в середине 40-х го­дов, психология постепенно начала восстанавливаться, возобновлять свои исследования. Однако отрыв от традиций, заложенных в начале XX в., потеря связи с зарубежной наукой, внутренняя цензура, отсутствие институтов по подготовке психологов и, следовательно, малочисленность специалистов долгие годы сказывались на творчестве отечественных ученых.

IV этап - Вторая половина XX в. ознаменовалась возрождением школ, запрещенных в 30-е годы (школы Бехтерева, Выготского), актив­ным поиском новых путей развития, новыми исследованиями и открытиями в разных областях психологии, прежде всего в когнитивной и возрастной. Возобновляются и связи с зарубежной психологией. Многие отечественные исследования, мало известные за рубежом (нейропсихологические работы А. Р. Лурии, понятие о зоне ближайшего развития Л. С. Выготского), получают широкое распространение в мировой психологии, дополняются новыми материалами. Российские же психологи в попытке наверстать упущенные за несколько десятилетий возможности начинают широко внедрять Достижения зарубежных коллег. Наряду с положительными эти тенденции имели и отрицательные последствия, связанные с утерей своих традиций, отходом

(хотя и не окончательным) от своей мето­дологии, что в соединении (не всегда продуманном) с принципами Разных школ привело к эклектике и невозможности достоверно интерпретировать полученные результаты.

В 60-80 годы XIX в были созданы значительные психологические теории, в которых вырисовываются отдельные черты характерные для дальнейшего развития российской психологии.

Ученые в этот период предлагали несколько путей построения российской психологии - на основе естественных наук, - на основе философии и на основе лингвистики (Шпет изучал внутренние формы языка).

Практическая направленность, характерная для психологии того времени, была вызвана необходимостью использования ее данных при проведении важнейших реформ. Так, судебная реформа поставила такую важную проблему, как развитие нравственности и свободы воли.

Формирование самоуправления, проведение земской и крестьянской реформ подняли не менее значимый для российской науки вопрос о взаимоотношениях народа, интеллигенции и власти. Необходимость решения этого вопроса связывалась с попытками получить от психологии рецепты преодоления кризиса и проведе­ния реформ на основе анализа структуры «русской души и русского характера».

Появление теорий Сеченова, Троицкого, Кавелина, Козлова, Владиславлева, Потебни и других ученых того времени доказывает, что взаимосвязь с западной психологией обогащала отечественную науку. Российские ученые отказались от голого копирования, репрезентации полученных западными коллегами фактов и законов, стремясь к творческой интерпретации. Привнесение в западно-европейскую схему идеи нравственного и эмоционального развития, положений и роли культуры и слова в становлении психики позволило отечественной психологии разработать оригинальные научные концепции психического.

В XX в. в России развивались направления (до 1917 года):

- Интерспективная (описательная) психология

- Сеченовское направление

- Промежуточное (не отрицание эксперимента, но в известных пределах )

Экспериментальное направление более мощное, оно было толчком развитию психологии в медицине и физиологии. Характерные черты – отстаивание эксперимента, как метода изучения психологии.

В результате возникло новое направление – рефлексология (изучение внешних поведенческих физиологических процессов как ответ на внешние воздействия). В рамках экспериментального направления зарождается и другое направление, которое носит субъективно-объективный характер, т.е. необходимо еще изучать духовный мир человека. Представитель – Теплов. Таким образом, в эксперимент включают самонаблюдение.

Эмперическая психология (Нечаев, Челпанов) – методологическим основанием является – утверждения специфичности психических явлений, отстаивание интенсивного метода исследования, т.е. внутреннего. Это идеальная психология, а не материальная.

Развитие в психологии в Советский период (этот период был очень противоречивым):

1918г – Создан Бехтеревым институт мозга в Санкт-Петербурге

1920 г. – Начинается обучение на Московских курсах, где готовят психологов

1921 г. – Организован Московский научно-педагогический институт детской дефектологии

1921г. - Постановление Правительства о поддержке лаборатории Павлова

1922г. – Категория деятельность стала ключевой. За основу взяты идеи Маркса, о природе человеческой деятельности – «Деятельность человека социальна». Советские ученые рассматривали не просто деятельность, а предметную деятельность. По вопросу как понимать деятельность возникло 2 направления:

Первое – идеи Выготского – основание его учения – идея опосредованности (язык, слово, миф). Человек может развиваться только в определенной культурной среде. Важно, через какой язык, символы воспитывается человек. Его ученики – Лурия, Леонтьев.

Второе – идеи Леонтьева – проблема предметности. По Леонтьеву деятельность имеет следующие составляющие - потребность, мотив, цель, условия и соотносящие с ними деятельность, действия, функциональные блоки.

В результате была выработана формула Рубенштейна-Леонтьева: Структура сознания соответствует структуре деятельности. Сознание и деятельность взаимодействуют по – процессу реализации; - по процессу экстриализации.

У Леонтьева единица измерения и исследования была – действие, а у Выготского – значение. А «значение» - это духовная доминанта, т.е. смысл,

поэтому психологию Выготского называют психологией смысла. Выготский говорил: «Надо идти от глубинной психологии к вершинной (смысловой)»

В 20-30гг. – бурно развивалась советская психотехника, параллельно развивалась научная организация труда.

И. Ф. Сеченов- выдающийся русский физиолог, психолог, который разработал естественнонаучные концепции физиологическо-психической регуляции, коррекции поведения субъекта.

И. П. Павлов- гениальный русский физиолог, автор знаменитой теории функционирования условных и безусловных рефлексов; Павлов был также отцом-основателем учения о высшей нервной деятельности человека;

В. И. Бехтерев- выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог, который в 1885 г. основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию, а затем им же был основан психоневрологический институт, который был первым в мире центром по психическо-комплексному изучению человека; Бехтерев был поистине замечательным ученым, он разработал естественнонаучную теорию поведения, экспериментально-научную рефлексологию.

Л. С. Выготский- замечательный отечественный психолог, разработавший учение-концепцию о эволюции психических функций в процессе освоения субъектом ценностей культуры, социума, а также многие другие методологические максимы-принципы психологии; написал ряд выдающихся работ по детской психологии.

П. П. Блонский- знаменитый русский психолог и педагог, который рассматривал психологию как науку о поведении живых существ-организмов;

А. В. Запорожец- выдающийся русский психолог, который разрабатывал базально-психологическую концеп­цию деятельности в онтогенетических проекциях, а также теорию перцептивных актов-действий.

Н. Н. Ланге- один из основателей экспериментальной психологии в России, работавший над проблематикой психическо-когнитивных процессов и их физиологическим базисом.

К. К. Корнилов- оригинальный русский психолог, физиолог, который разрабатывал принципы познания-исследования личности, а также проблемы психологии воли и характера.

А. Н. Леонтьев- замечательный русский психолог, который основное внимание в своих работах уделял изучению деятельности, активности индивида, а также экспериментальному исследованию проблематики,

имплицированной с локализацией высших психических функций человека в копуляции с его деятельностью.

А. Р. Лурия- замечательный отечественный психолог, основоположник нейропсихологии в России.

С. Л. Рубинштейн- знаменитый отечественный психолог, который разработал деятельностный подход в психологии на базисе принципов-аксиом детерминизма, индивидуально-личностного подхода.

Русская психофизическая школа.

В России XIX в., как и во всем научном мире, обострились разногласия между материалистами и идеалистами по проблемам психики. Материалистический взгляд на психику нашел отражение в идеях русской психофизиологической школы, в экспериментальных исследованиях психики, предпринятых преимущественно медиками-психиатрами. Идеалистическое понимание психического развивалось в рамках философско-религиозных идей русских философов-экзистенциалистов Л. Шестова, Н. Лосского, Н. Бердяева, Вл. Соловьева. Кроме того, в России на рубеже веков существовали сторонники английского эмпиризма, ассоциативной психологии и психоанализа, а также активные участники процесса преобразования психологии в прикладную науку - педологию и психотехнику.

Основателем этой школы был И.М. Сеченов

Основные работы: «Рефлексы головного мозга» (1863), «Кому и как разрабатывать психологию» (1873), «Элементы мысли» (1878).

Рефлексы головного мозга через 30 лет стали теоретическим основанием для исследований И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Сеченов полагал, что в основе психической деятельности лежит принцип рефлекса. Любой психический процесс начинается с внешнего воздействия и завершается действием, ориентированным на среду (мысль, выраженная в слове, действие).

Рефлекс — это механизм, с помощью которого осуществляется поведение живого организма в среде. Рефлекс осуществляется благодаря целостной работе систем организма: рецепторной, центральной, мозговой и мышечной.

Сеченов стоял на позициях психофизиологического монизма — полагал, что психическое неразрывно связано с физиологическим субстратом; и психофизического монизма — полагал, что внешний мир существует объективно и адекватно отражается через психические процессы человека. Таким образом, психические процессы всегда предметны, однако они не всегда отражают мир зеркально, а преломляют его через накопленный когнитивный и эмоциональный опыт. Пережитые человеком мысли и чувства

становятся внутренним регулятором деятельности. Наиболее значимым регулятором поведения является воля, в ее основе также лежит работа рефлекторного механизма. На основе воли формируется иерархия побуждений исходя из внешних и внутренних причин. Работая в лаборатории Клода Бернара (Париж), открыл механизм центрального торможения (произвольной задержки двигательных актов) и на основе этого опроверг представление о рефлексе как о механическом процессе. Описал два типа рефлексов: рефлексы с тормозным концом — мышление, намерение, воля; и рефлексы с усиленным концом — сильные аффекты. Сеченов также изменил концепцию рефлекса, заменив понятие рефлекторной дуги (Ч. Белл) на концепцию рефлекторного кольца.

И.П. Павлов (1849-1936) - его последователь. Основные понятия Павлова, оказавшие влияние на психологию, - безусловный и условный рефлексы. Условные и безусловные раздражители вызывают не только физиологические реакции, но и психические образы. Т.о., условные реакции обладают сигнальной функцией, т. е. позволяют дифференцировать разные формы поведения (избегания, приближения). Впоследствии он перешел к опытам на людях и сформулировал концепцию первой и второй сигнальных систем и соответствующую типологию людей (художественный и мыслительный типы).

В.М. Бехтерев (1857-1927). Организовал первую в России Лабораторию экспериментальной психологии, в Петербурге создал Психоневрологический институт (1907), Институт по изучению мозга и психической деятельности (1918). Свою научную концепцию он сначала назвал объективной психологией (основана на отказе изучать психическое с помощью интроспекции), а затем рефлексологией. Под объективным подходом к изучению психики он понимал анализ ее внешних проявлений в связи с обусловливающими ее раздражителями и деятельностью мозга. Предметом психологии считал изучение поведения человека как совокупности врожденных и индивидуально приобретенных «сочетательных рефлексов» (условных рефлексов). В «Коллективной рефлексологии» (1921) сделана попытка исследовать социальное поведение с точки зрения рефлекторной теории.

Разногласия между Павловым и Бехтеревым касались следующих вопросов: Бехтерев считал, что для того, чтобы исследовать рефлекс эффективнее работать со скелетной и поперечной мускулатурой (а не с гладкой мускулатурой слюнных желез и пищеварительного тракта, как это делал Павлов), гак как поведение определяется работой именно этих систем организма; Бехтерев считал, что проводить эксперименты на животных и переносить выводы на человека — неправомерно, тогда как Павлов это

допускал. Павлов же считал, что эксперименты с человеком и мышечными рефлексами в ответ на слабые удары электрическим током не поддаются строгому контролю, так как человек может предвидеть параметры эксперимента и действовать опережающим образом.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 279.