Св. София Константинопольская.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Великая София Константинопольская, 532-537г, Анфимий из Трал и Исидор из Милета. Патриарший храм, самый большой храм Константинополя и империи, он полностью доминировал над городом. Сейчас это не так, так как целый ряд мусульманских мечетей повторили структуру Софии, то есть вокруг много плагиата. Нет прямых предшественников и последователей. Строительство во время Юстиниана, еще в 4в при Феодосии 1 тут был старый храм Софии. Старый храм – базилика без купола, большая и длинная, площадь этого храма равняется площади прежнего. Сейчас она еще обстроена со всех сторон мавзолеями и 4мя минаретами, так что теперь выглядит сильно загроможденной. По типологии – купольная базилика, это сложное сочетание базилики и купола, поэтому она невольно укорачивается, переход от сводов к куполу через паруса, иерархия объемов, пирамидальная композиция. Был атриум, экзонартекс, нартекс – там крестовые своды. Центрическое начало доминирует. Площадь 75х70м, диаметр купола 32м, высота 65м (но это не изначальный купол, тот обвалился в 8-9в при землетрясении, был почти плоский, этот поднят, тыквообразный). Четыре мощные центральные столба поддерживают купол (их тектоничность скрыта декорацией), они же разделяют пространство на 3 нефа (доминирует центральный, боковые отделены). Продольный распор купола (запад-восток) погашается системой постепенно уменьшающихся полукуполов, к центральному примыкают 2, к каждому из них еще по 3 (расположены трилистником, не соприкасаются), с западной стороны центральный из трех малых полукуполов заменен цилиндрическим сводом (соответствует императорскому входу). Конха апсиды включена в систему полукуполов. Поперечный распор купола (север-юг) переносится через систему крестовых сводов (вообще все боковое пространство занято крестовыми сводами) боковых нефов на мощные столбы-контрфорсы, которые размещены снаружи напротив подкупольных опор (всего их 8, а вместе с подкупольными – 12). Это полностью сводчатое пространство, своды – своеобразные аркбутаны (переносят распор на внешние стены, куда встроены контрфорсы). Центральное пространство окружено 2эт обходной галереей (вплоть до алтаря). Материал – кирпич и тесаный камень, подкупольные столбы – крупные тесаные блоки известняка (замаскированы цветными мраморами – отражают потоки света). Стены не выглядят материально, скорее ажурно – множество окон. В 9в землетрясение, храм немного перестроен: купол, к стенам приставлены массивные контрфорсы, в северном и южном люнетах сейчас по 2 ряда окон (было сплошное застекление). Такое застекление осталось на западе (сплошь стекло). В Константинополе окна всегда арочные, если большие, то делаются перемычки и колонки-опоры. Из нартекса в храм 9 дверей: центральная выделяется для императора, по бокам от нее 2 чуть поменьше, остальные 6 еще меньше, они для людей. В Софии много театрализованного и церемониального (когда император шел в церковь, его сопровождал хор, иконы, свита – все как при Крестном ходе, по другую сторону царских дверей его встречал патриарх, которому он три раза кланялся). Рядом находился Большой Императорский дворец, он мог проходить по улице, а мог через внутренние ходы. По сторонам от центральной двери были очень важные драгоценные иконы, над ней в люнете мозаика 9в, при Льве 6, коленопреклоненный император перед Христом на престоле.

Многие изображения были замазаны, так как в мусульманстве запрещено было изображать лики. Долго даже не знали, что там мозаики есть. До уровня второго этажа – мраморная облицовка, выше мозаики и мрамор; под окном люнета в плоских арках шли мозаики; горизонтальные линии: две чугунные решетки, которые идут по всей поверхности (между 1 и 2 этажом, на балконе и на уровне ниш, под люнетом). В апсиде Богородица на троне с младенцем, в виме стражи Богородицы (Михаил и Гавриил). Везде золотой фон.

Купольные базилики.

Это феномен, обычно либо центрическое строение с куполом, либо базиликальное с плоским перекрытием. В типологии соединено 2 идеи: продольное движение и центрическое предстояние. Основная проблема – как погасить распор купола.

Базилика св. Феклы в Мериамлыке, 471-494г. Есть атриум, колонны делят пространство на три нефа, потом решили поставить купол; убрали некоторые колонны, тромпы, поставили туда столбы. Тяжесть купол передал столбам, а распор конхе апсиды, но на запад он не мог передать распор. Купол сдвинут к востоку как выделение главенствующей роли алтаря.

Алахан-Монастир, к 5в. Трех нефная базилика сирийского типа, большие опорные столбы, а колоннады только там, где купол. Распор через тромпы на столбы. Алтарь прямоугольный, туда вписана апсида и два прямоугольных боковых помещения. Структура 2х ярусная.

По сути София Константинопольская – это тоже купольная базилика. Прямых последователей нет, но в ней восторжествовала идея купола, что привело к изменению привычной структуры базилики и к созданию особой типологии купольной базилики (распространилась с 6в). К к7-н8в из купольных базилик вырос новый архитектурный феномен – крестово-купольный храм.

Базилика Б в Филиппе, Македония. Сейчас там руина. 3 нефная базилика на колоннах; на востоке алтарь. Часть, приближенную к алтарю, освободили от опор и поставили 4 столба, над которыми водружен купол (почти прямо над восточной апсидой). То есть тяжесть была обеспечена, а вот распор нет (поэтому и руина). На востоке свод апсиды (полукупол) принимал распор, с запада, по-видимому, тоже было что-то вспарушенное. Амвон – подкупольное пространство в центре. Амвон и алтарь могли стоять рядом.

Церковь Св. Ирины, Константинополь, 532г и сер8в. Сначала была обычная базилика, в 6в приделали купол. В 6в: 3 нефа, 1 3х гранная апсида, полосатая кладка, большие окна, в боковых нефах крестовые своды (во втором ярусе доходят до уровня пят подпружных арок), 2 яруса, на западе цилиндрический свод. Сначала только 1 купол, сдвинутый к востоку, а на западе цилиндрический неф. В 740г землетрясение: подпружные арки расширили, продлили до внешних стен (получились рукава креста), над западной частью возвели вспарушенный свод (по сути, еще один купол). В апсиде 3 окна, в алтаре маленький театрон.

Церковь святого Тита в Гортине на Крите, к6в. Вариант купольной базилики. В основе базилика, есть купол. Купол приближен к алтарю, но все-таки почти в центре. Трех частный алтарь с почти равными частями. С юга и севера тоже «апсиды», то есть полукупола, то есть большие своды (через них распор). Родилась идея погашения купола распором на 4 части, но много чего еще от базилики: колонны, 3 нефа, обходная галерея. Появляются боковые апсиды.

Купольные базилики центрического плана:

Церковь Святых Апостолов в Константинополе, 536-550. При Юстиниане, Анфимий из Трал и Исидор из Милета. Самая значительная церковь после Софии. В Константинополе была одна главная улица – Месса, с одной стороны стояла София, с другой – церковь Апостолов. От нее не осталось ничего. В 1453г Махмуд-завоеватель, заняв Константинополь, велел снести храм. На этом месте поставили первую мечеть (Мечеть Махмуда, он там похоронен). Она породила ряд подражаний (церковь Сан Марко в Венеции). Это особый архитектурный тип, соединил базилику, крестообразные и купольный по плану сооружения. По сути, это две 3 нефные базилики (у каждой 2 ярусный круговой обход), пересекающие друг друга, у каждой купола (всего 5), один общий, центральный, на средокрестии, только он освещен, остальные слепые, выше и шире остальных (которые в рукавах помещены). Все стены прорезаны окнами, каждая стена имела позакомарное завершение. Здесь хранились гробницы апостолов (некоторых), в центре саркофаг Константина (ну и других императоров, но не всех). В пространстве города стоит крестом (Сан Марко имеет такой же план, первый храм 9в, сейчас 11в). Использован эффект взаимопогашения куполами друг друга.

Церковь Иоанна в Эфесе, 5-6в. Базилика 5в, 3 нефная, длинная, без купола, с трансептом (3 нефа), с кубическим объемом над средокрестием, ярко выражен базиликальный разрез. В 6в ее перестраивают, увеличивают, возводят купола (нужна другая конструкция). Теперь в плане латинский крест (с запада на 1 пространственную ячейку длиннее, а так прям план церкви Апостолов). Была простой, с деревянными перекрытиями, теперь сложная сводчатая. Атриум, 3 нефа, выступают плечи трансепта, обход включает в себя плечи трансепта. В 5в базилика возникла как мортирий (там захоронение евангелиста Иоанна). Теперь 5 нефов. В центре священное место (средокрестие), там главный купол, там ставятся столбы, между ними аркады (отделяют главный неф). По главному нефу еще 3 купола (один над алтарем), в рукавах креста (трансепта) еще два купола, то есть всего – 6 куполов. Церковь создана под влиянием церкви Святых Апостолов (если убрать последнюю ячейку главного нефа – то план вообще одинаков). 2яр структура (галереи огибают рукава пространственного креста). Полосатая кладка, столбы из камня.

Компактные купольные базилики:

Касн-ибн-Вардан, Сирия, ок564, руина. Небольшая купольная базилика. Еще есть дворец или казарма. Сохранилась одна подпружная арка и часть барабана. Темно-серый камень чередуется с плинфой большими, равномерными полосами. 3 нефная базилика, нартекс, но она приближена к квадрату (если с нартексом, если без нартекса, то вообще она расплющена). Купол каменный, крупный, опирается на очень большие опоры (с востока они являются частью кладки). Алтарь – круглящаяся форма, но он спрятан в прямой стене (на фасаде не выделен). С запада тоже 2 большие столбообразные опоры, которые переходят в стену нартекс (то есть опоры слиты с кладкой стены)а, раздвинутую проходами. Подпружные арки сильно усилили и превратили в настоящие полуциркульные своды (для принятия распора). Поэтому с запада и востока распор купола передается сводом. С севера и юга даже не выделена подпружная арка, поэтому распор передается прямо на цилиндрические своды боковых нефов, которые очень близко примыкают к маленькой арочке (где должна была быть вторая пара подпружных арок). Основной вход на юге, по бокам 2 лестничные башни. Компактная купольная базилика Юстиниановской эпохи, она по своему типу и образу ведет к крестово-купольному храму (тезис Брунова).

Базилика Марии в Эфесе, 5в и 6в. Базилика Богородицы, там проходил Эфесский собор. Это комплекс, у базилик апсиды повернуты в разные стороны. В 6в между 2мя базиликами поставили еще одну (храмовую). Хотя не понятно как, так как римские базилики, хотя и смотрят в разные стороны, но стоят по одной оси и спинами касаются друг друга. Купол на 4х опорах, с 2х столон приставлены большие цилиндрические своды (они заменяют полукупола Софии), купол рухнул. 

Западная архитектура навсегда останется базиликальной и будет увеличиваться. Византийская архитектура наоборот – уменьшаться, юстиниановская архитектура – самая большая. Ей свойственны грандиозность, масштабность, смелость инженерии, индивидуальность облика каждой постройки, поиск новых композиционных и пространственных решений.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 277.