Церковь Сергия и Вакха, 527-536г, Константинополь. Вероятнее всего, выстроена теми же Анфимием из Тралли Исидором из Милета, но несколько раньше Софии. По типологии это купольная центрическая постройка. В объеме здание внизу кубическое, а внутри круглое; над круглящимся объемом лежит круглый купол. С восточной стороны граненая апсида, все выложено из кирпича (есть вставки плинфы и камня – константинопольская полосатая кладка). Купол опирается на 8 огромных столбов (все имеют вид трапеции, располагаются по кругу). Именно эта форма и структурирует центральный объем – это куб, внутри которого лежит круг. Вся структура 2х ярусная: нижний – обход вокруг купола. Между столбами помещены экседры: 6 полукруглых и 4 прямоугольных. На втором этаже тоже есть обход (оба они узкие). Алтарь является тоже своеобразной экседрой, снаружи он не показан как дуга, а показан как трехгранник (это восточная форма). Центральный круг – двух ярусный круговой обход и чередующиеся по величине и форме экседры, каждая экседра открывается в центр двумя колоннами, между которыми арки (то есть получается круг колонн и арок). Внутри формы параболические. Перед храмом прямоугольный нартекс (не на все протяжение стены, а чуть с отступом). Все внимание сосредоточено на куполе, он здесь главный (самая большая форма), низкий барабан, большой этаж галерей, а нижний этаж приземистый – странное сочетание пропорций, алогично для Рима. Всячески подчеркнут круг. Между этажами проходит массивный карниз с тончайшей мраморной резьбой. Все ниши на втором ярусе были вызолочены (те ниши, которые выходили в центр, а не глубокие). Тип купола называют тыквообразным. Купол не рушился, поэтому дошел до нас, его ребра были покрыты мозаиками. Тяжесть переходить на 8 столбов, а распор передается через своды обходной галерее на наружные стены. тяжесть подкупольных столбов (8) скрыта благодаря облицовке светлыми мраморами. Масштабные соотношения иные, чем в классической архитектуре, пространственные величины уменьшаются сверху вниз (доминирующий большой купол, второй ярус больше первого). Но все равно в этой архитектуре нет ничего тяжелого или давящего (особенно массив стен скрывает драгоценный убор). Ритмы построены на постоянном круговращении параболических эластичных, вогнутых линий и форм.
Сан Витале в Равенне, 546-548г. Этот храм был построен по приказу Юстиниана, по подобию Сергия и Вакха (но он не повторяет в точности ни план, ни внутреннее пространство, просто свободный вариант того же архитектурного типа). Не только купольный центр, но и наружные стены восьмигранны. 8 опор, трапециевидные. Между опорами лежат одинаковые вогнутые вовнутрь полукруглые экседры. Один из лепестков экседр повернут на восток и вытянут – образовывает апсиду, просбитерий (там крестовый свод) – понятие, которое входит в понятие алтаря. Все двух ярусное (и круговой обход). За этими экседрами есть обход. Нартекс поставлен под углом по отношению к алтарю. Он прямоугольный, с полукруглыми завершениями по сторонам, к центру нартекса с другой стороны примыкает угол октагона, потом прямые отходят от нартекса, там образуются пространственные треугольники. По краям две лестничные башни. Из нартекса в пространство купола можно попасть через два входа. Граненый кирпичный объем без вставок, много окон. Купол сложен из керамических полых труб, вставленных друг в друга. Барабан выше, купол меньше, но не такой плоский. Позже снаружи к опорам были приставлены контрфорсы. Контрфорсы с двойной аркой аркбутанов. Все мозаики Сан Витале расположены в просбитерии. Остальные росписи – барокко. Здесь столбы поставлены так, что обращены в центр своей узкой стороной, сначала они облицованы мрамором, потом заканелированы. Брунов – историк Византийской архитектуры: канелированные столбы Сан-Витале предвосхитили готику, здесь видна западность. Есть вертикализм, каменная обнаженность столбов; Византия всегда старалась скрыть материю (столб), запад – наоборот обнажить. В Сергии и Вакхе во всем подчеркивался баланс и гармония, здесь контрасты; там подчеркивалась горизонталь, здесь вертикаль (даже нет горизонтального пластического пояса). И там, и там стараются все расширить, все экседры вогнуты, нет прямых или угловатых линий, везде повторяется форма круга (круглящиеся линии). Нижний ярус апсид всегда отделывался мраморными панелями, мраморной инкрустацией – римский образец. Стилистически церкви несколько разные, модель взята из Византии, но в Сан-Витале чувствуется западный вкус, а в Сергии и Вакхе чувствуется влияние и вкус византийских верхов.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 305.