Проблема возникновения крестово-купольного храма.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С 8-сер9в неблагоприятный период. Арабские завоевания, сокращение территорий, обнищание, сокращение строительства. Нет грандиозных юстиниановских сооружений, а в религии преобладают аскетические мировоззрения (более строгие и единообразные решения интерьеров). Купольные базилики уже не столь удачное решение (ни для литургии, ни конструктивно). Аскетизм, церковь становится скорлупой с толстыми стенами, отрицается множественность отношений (в юстиниановских базиликах было много земных связей), пространство начинает организовываться по плану креста, а не земного бытия. Грабарь: «сер8-9в, нашествие арабов, в это время наступают средние Века, а до это был, хоть и измененный, но древний мир». 600-850г – это период, когда возникают новые базилики (памятники «переходного периода», концепция, созданная Вульфом и Бруновым), что-то среднее между купольной базиликой и крестово-купольным храмом. В основе еще купольные базилики, но они уже изменены, стараются квадрировать, центрироваться, основным становится купол. Храмы становятся меньшего размера, скромнее – сказалось арабское нашествие. Они разбросаны по разным территориям. От всей этой эпохи сохранилось всего 12 памятников и ни один не датирован точно.

Церковь святого Николая в Мирах Ликийских, 8в (н9в). Это купольная базилика «переходного периода». Здесь было его захоронение и мощи, которое в 11в итальянцы украли и перевезли в Бари. Нартекс, 3 нефа, купол ровно посередине, несколько овальной формы. План сильно квадрирован, укорочен. Для купола есть большие столбы, которые переходят в кладку стен (столб имеет отроги, которые переходят в кладку стены). Немного не хватает равновесия (храм станет крестово-купольным, когда купол будет строго посередине, от него будут отходит 4 равных цилиндрических свода). Здесь западная и восточная подпружные арки расширены (с востока больше), с севера и юга арок как таковых нет (они очень узки и не играют тектонической роли). В боковых нефах цилиндрические своды. В плане много ячеек, которыми обстроен центр. Стены утолщаются, внутреннее пространство огораживается плотной скорлупой. Алтарь с нарастающими ступенями (как театрон), такого же типа алтарь был в Святой Ирине, 6в. Еще сохраняется крупность окон, но это не сплошное застекление как это было в Софии.

В результате перестройки ок740г центральная часть купольной базилики Св. Ирины в Константинополе приобретает облик, приближающийся к крестово-купольному типу. К куполу с 4х сторон примыкают цилиндрические своды, с севера и юга перекрывающие пространства над галереями и доходящие до наружных стен храма. Аналогичная структура у Дере-Азы.

Купольная базилика в Дере-Азы, 9в (1п), МА. Базилика с куполом, 3 нефа. Экзонартект, нартекс, который выдвинулся плечами на север и юг. Колонн не было, купол почти в центре, для его поддержания по квадрату поставлены большие столбы. С запада и востока подпружные арки расширены и превращены в цилиндрические своды, они принимали распор купола, и заменяли собой полукупола Софии. Между раздвинутой подпружной аркой и алтарем образовалось пространство, его заняли еще одним цилиндрическим сводом. Распор купола через крестовые своды боковых нефов, идут на стены. Алтарь уже трех частный. В углах формируются маленькие капеллы. Купол слегка овальный, вместе с нефами дает продольность, еще есть базиликальная протяженность. В целом, эта базилика повторяет Ирину, только у нее купол придвинут к алтарю. Вся структура двух ярусная. Аркады на колоннах открываются в центральный неф из боковых. Дере Ази – больше всех похожа на базилики Юстиниановского периода, Миро-Ликийская же более подобна уже крестово-купольному храму. Отсюда вообще не понятно развитие типологии.

Окончательно крестово-купольная система найдена на рубеже 7-8в (это иконоборчество). Купола приподнимают, барабан часто 8гранный (окна либо на каждой грани, либо через одну). Плоские, лежащие купола – это 6в. С 8-9в крестово-купольный тип начинает преобладать. План в виде квадрата с вписанным в него крестом и куполом в центре. 4 мощных столба отмечают углы центрального квадрата, несут купол, который с помощью парусов связан с подпружными арками. Главное пространство развивается в виде креста, его рукава – равновеликие цилиндрические своды, по сторонам света. Прямоугольную внешнюю оболочку здания формируют вспомогательные угловые компартименты и приделы.

Однако появление крестово-купольного храма относится к гораздо более ранней эпохе. Церковь Св. Давида в Фессалониках (Осиос Давид), 2п 5в. Конструктивно и эстетически уже сложившийся крестово-купольный тип. Здесь стоял столпник, на горе. В апсиде мозаики 5в Маэста. Раньше был купол, обвалился. По углам капеллы, над ними тоже купола, 4 равновеликих цилиндрических свода. Подобные небольшие постройки представляют, видимо, провинциальный вариант христианского строительства. Отсюда и теория Краутхаймера: отверг идею «переходного типа», сказал, что разные типологии сосуществовали, просто с уменьшением византийских возможностей и с возрастанием литургических действий появились другие потребности (такой тип удовлетворяет требования христианской символики пространства (крест), это и тема центрической сконцентрированности, и компактность, и отрешенность от земных ассоциаций).

Церковь Пророков, апостолов и мучеников в Герасе, ок 465г. Это христианский восток. Это совершенно центрическое нечто, с плановым крестом внутри, только это не сводчатое сооружение. По квадрату колоннообразные столбы (круглые), опоры идет на 4 стороны, почти одинаково. Здесь выделен пространственный крест. Общий объем кубический. Угол заполняют капеллы, с отдельными сводами. Но это не сводчатое сооружение.

Куманин-джами в Анталии, к6в. Квадратный план, сводов нет, плоская кровля. Ярко выражен центр, над которым был поставлен легкий шатер. Рукава креста перекрыты тоже скатными кровлями (они плоские). Есть 2 этаж, в котором обходная форма. В углах расположены небольшие капеллы, со скатными кровлями.

Далее первые два больших крестово-купольных храма начала 8в.

Церковь Успения в Никее, н8в (или к7в). Уничтожена турками в 1922г. Это важный центр в Азии. Небольшой храм. 3 нефа, 3 апсиды, нартекс, объединенные в круговой обход. Ровно посередине поставлен купол, 4 цилиндрических свода образуют рукава креста. Столбы очень большие, переходят в кладку стен (можно даже сказать, что они образуют эти стены). Входы – это промежутки между ногами столбов. Это однокупольный храм (хотя на плане еще 4 купола над компартиментами). 3 граненые снаружи апсиды. Перед каждой из апсид есть сводики (перед алтарем это вима). В диаконнике и жертвеннике вспарушенные своды, которые образуют плоские купола. Есть небольшая сбивчивость плана. Это одноэтажное пространство. Второй этаж есть только над нартексом, эта галерея не развита, она только по уровню рукава креста, не заходя в боковую галерею. Был монастырский храм, его окружала стена монастыря. Рукава креста приподняты (это видно и снаружи). Купола теперь тоже приподнимают (он граненый). Снаружи позакомарное членение стены, закомары соответствуют сводам (в 6в поверхность стены прятала внутреннюю структуру). Между закомарами плоские контрфорсы – это пилоны (или лопатки). На рукавах креста тройные окна.

Церковь Софии в Салониках, н8в. Сохранилась. Центрирована полностью, кубична в объеме. Ярко выражен пространственный крест вокруг купола, баланс и гармония сил найдены. Купол большой и тяжелый, каменный, опирается на 4 огромных столба (в них даже есть проходы внутри). Эти столбы также образуют основания для сводов рукавов. Столб становится 4х ногим, между ними свое пространство и небольшая капелла. На верху, на 2м этаже в столбе сделана площадка (там могло быть место для медитации и одинокой молитвы). Брунов написал, что храм 5 нефный, но это не правильно. Это щель. Купол приподнят (несколько овальный), здесь есть даже небольшой барабан. Вокруг крестово-купольной системы есть двух ярусный круговой обход, из этого «бокового нефа» можно войти в алтарную часть. Есть некоторая сбивчивость, но все нужное симметрично. Все сводчатое, кроме галерей над боковыми нефами. Алтарь трех частный, несколько уже основной стены. Окна крупные, но это уже далеко не София. Здание начинает больше походить на крепость. Стену подпирают аккуратными контрфорсами (они доходят до высоты начала галерей, так как те перекрыты плоско). Храм очень крупный, ясно устроен, здесь есть обозримость всего. Есть некоторое сохранение традиций: например, в завершении рукава, на самом верху есть позакомарное окно, оно – это аллюзия на люнетные окна Софии, оно маленькое (по высоте), но тоже разделяется на три части колонками. В скуфье мозаика 9в с изображением Вознесения. Лента в барабане – там были изображения, скорее всего, пророков на золотом фоне, но ничего не сохранилось.

Эпоха Иконоборчества.

Период иконоборчества, 726-842г. В этот период ничего не делали, но очень многое уничтожили. Происходила борьба с образами, под иконой понимается, не только изображение на доске, но и любой священный образ. Началось оно как эдикт против иконопочитательства. В 787-813г временно установилось иконопочитание из-за императрицы Ирины. Потом церковь набрала силы и вновь пошли гонения. Во главе движения стоял император Лев 3 Исавр, сирийского происхождения, там иконоборческие направления развиты сильнее. К этому времени огромной силой стало монашество, оно же было оплотом почитания икон, религиозная власть стала как бы угрозой светской. Иконоборческие настроения, вообще, возникли еще в 4в как только христианство стало государственной религией, люди стали сомневаться в возможности изображения чего-то божественного (Санта Костанца – сначала там путти, лозы и так далее, во 2п 4в уже есть большие композиции: Моисей, Петр и Павел получают законы). Победа над иконоборчеством рассматривается как торжество православия над ересью. Интересно, что Рим отверг иконоборчество. В течение иконоборчества папы принимали у себя мастеров, которые хотели писать образы, но не могли существовать в Византии. На стороне иконоборцев на протяжении всего времени был император, высшее духовенство (патриарх) и восточные люди. На стороне иконопочитателей были все монастыри, низшее духовенство и народ. Несмотря на все зло, иконоборцы хотели очистить культ от примитивного фетишизма (идолопоклонничества). Победа над иконоборцами – заслуга греков. Распространено мнение о восточном происхождении иконоборчества. Флоровский – русский богослов, он совершенно опроверг эту теорию. Он говорит, что иконоборческие настроения родились еще в эллинизм (нецерковный и при церковный). Теоритическая база – апокрифическое сочинение 2в (это не вошло в официальную версию): там написано, что ученик написал портрет евангелиста Иоанна без его разрешения; тому не понравилось, так как надо изображать не пустую оболочку (тело), а душу. Письмо Евсефия Кессарийского, 4в, тоже было источником для иконоборцев. Он написал письмо некой Констанции (родная сестра Константина Великого), это был его ответ. Он спрашивает, какую икону ищет Констанция, ту, где Христос в изначальном облике или ту, где он слово в рабскую одежду одет в человеческую кожу. В 754г был один из иконоборческих соборов (потом их назвали лже соборами). В этот период основным изобразительным мотивом стал крест на золотом фоне или золотой крест. Когда к власти пришли иконо почитатели, они все сбили (сохранилось очень мало).

Мечеть Омейядов в Дамаске, 706-715г. Есть старая кладка 4в, Омейядами она достроена, скорее всего, сирийские мастера. На востоке с южной стороны двор – классический перистиль (здесь огромен). Сейчас во дворе стоит сооружение на 8 круглых тяжелых опорах, октагональное, с куполочком – это казна. Во внутреннем дворе, по всем стенам были и где-то сохранились мозаики. Все поверхности задрапированы орнаментами (многие сейчас восстановлены). Плоское покрытие сохранилось первичным (как было задумано изначально). В центре стоят столбы (между ними перекинуты арки) – в итоге, как бы два базилики, соединенные торцовыми сторонами. В одной части есть святое место, где находятся реликвии, связанные с Иоанном Крестителем. Когда сюда пришли арабы, они попросили у служителей церкви половину помещения (восточная часть была у христиан, там велась христианская служба, а в западной мусульманская). Когда мусульмане решили овладеть всем, они не просто выгнали христиан, а выкупили их часть и купили христианам землю для постройки своего храма. В отличие от арабов, которые, завоевав Константинополь, просто громили и крушили все подряд. Они не скрывают реставрации, но все реставрируемые части – это что-то существующее, а не выдуманные. Мозаики представляют собой изображение райских кущ (эллинистические мотивы соединяются с восточной декоративностью). На первом плане текут реки, за ними высятся деревья, там еще располагаются здания (причем не действуют законы земного тяготения: дома могут быть как на уровне горизонта, так и где-то вверху). Все располагается симметрично (включая деревья): по центру ствола у каждого идет гребень света, это около натуральные изображения, но все же они анти органичны. Видно полное нежелание добиться признаков реалистического архитектурного пейзажа. Эти панно огромные. Текут сплошным потоком, нет ограничительных линий. Композиции не просто симметричны, а орнаментальны, загромождены, деревья распластаны с ковровой фронтальностью (усилено это геометрическим рисунком игры светотени), изображения подчиняются ритму плоскости, а не возможностям пространства.

Церковь святой Ирины в Константинополе, декорация к8в. Там в апсиде сохранился крест.

Церковь Успения в Никее, ок787г. Мозаика конхи апсиды. Ничего не сохранилось, так как турки уничтожили церковь в 20в. Там стоит Богоматери, на руках держит младенца, над ней три луча и, кажется, рука. Раньше там был крест, во время временного возвращения к иконо почитанию, крест выломали и создали Богородицу. Остались только черно-белые фотографии. В ней усилены некоторые черты: она высокая, как свеча, подчеркнуты все вертикальные линии, лик еще традиционен по отношению к 6-7в.

В этот период, однако, не исчезла совсем христианская изобразительная традиция. Тайно она существовала на христианском Востоке, в Каппадокии, в коптском Египте. Это особое искусство, достаточно примитивное по формам, пестрая гамма, укороченные пропорции, абсолютная симметрия лица.

Мученик и мученица, 8в, Киев. Это икона, одна из тех, которые были привезены с Синая, из монастыря Екатерины. Изображение достаточно примитивно, хотя и очаровательно. Пропорции странные, головы (череп) осевшие. Две поясные фигуры не занимают все пространство иконы, над ними остается еще как минимум треть объема. У них странная типология лица (приплюснутый череп, огромные миндалевидные глаза), они светятся изнутри.

Коптская ткань 8в, «Благовещение». Восточные черты, экспрессивность, сверхвыразительность, схематичность, лаконизм и простота.

Папа не признал иконоборчества, в Рим приглашал художников-иконопочитателей. Особую роль сыграл папа Паскалий, он был инициатором поисков реликвий и мощей святых, ктитором ряда церквей (Санта Прасседе, Санта Мария ин Домника, Санта Чечелия ин Трастевере, Сан Марко украшена мозаиками при Григории 4, во всех ансамблях фигуры и лица плоскостны, толстый контур, румяна условными кружочками, аркообразные брови, остановившиеся взгляды, узкие лица).

Санта Мария Антиква в Рима, капелла Феодота ( 741-752г), северный неф (757-767г). Она стоит на форуме, там стена палимпсеста. В это время в Риме возникла сильная византийская струя, подписи на двух языках. Композиция Распятия. Здесь есть Византийские традиции 6в (аскетические). По сравнению с Византией все несколько суше, определеннее, жестче. Образы приобрели монументальность и обобщенность, бледные лица, жесткие контуры, крупные черты (напоминает 6в, придает образам большую меру условности). В "левом нефе" на нижней стене (вверху все очень плохо сохранилось) изображение Христа на троне, по сторонам от которого расположены особо почитаемые персонажи: святители и мученики. Здесь фрески. Есть Богородица Никопея (Защитница), довольно редкая, но почитаемая иконография, где у Богородицы на груди находится щит, на котором уже младенец.

Санта Мария ин Домника, Рим, мозаики 817-824г. Папа Пасхалий хотел возродить честь, размах и святость Рима. Сам храм изрядно перестроен, но триумфальная арка и алтарная конха хорошо сохранились. В конхе Мария с младенцем Христом на троне, вокруг нее сонмы ангелов (ее фигура намного больше всех остальных). На коленях у ее трона сам Пасхалий. На триумфальной арке Христос в мандоле славы, по бокам от него два архангела, дальше по 6 апостолов. По сторонам, на триумфальной арке два Иоанна: Креститель и Богослов. Все несколько грубее, Рим варваризировался. 

Санта Прасседе в Риме, мозаики 817-824г. Сестра Пуденцианы, церкви сестер (Пуденцианы и Прасседы) стоят по сторонам от Санта Марии Маджоры. Тоже церковь Пасхалия. Эта базилика менее перестроена, но создана позже. Еще у них был брат, тоже мученик, Федор, для него здесь есть капелла. Оригинальность строения – здесь есть две триумфальные арки перед алтарем. В целом, вся композиция – это поклонение агнцу (он расположен на престоле), под ним в конхе Христос с предстоящими, по сторонам Петр и Павел подводят к Христу двух святых сестер, рядом с Прасседой стоит их брам (справа), рядом с Пуденцианой стоит папа Пасхалий (слева). Завершают композицию две пальмы, на левой птица-феникс. По главной вертикальной оси расположены все самое главное: Христос, агнец, и на верху на самом Христос, там же, со внутренней стороны арок расположены вензели Папы. Агнец, по сторонам от него ангелы и символы евангелистов, под ними изображены 24 апокалиптических старца (по 12 с каждой стороны). На второй арке тема страшного суда, Христос по центру и сидящие (поясные) апостолы, к нему подходят тучи людей. В конхе внизу расположены 12 овец, идущих к Христу, под ними большая надпись про Папу. Линии ликов жесткие, черные, создают настрой, моделировки  брошенные и внезапные, четкой конструкции нет, хотя общая симметрия ее создает. Наверху вход в капеллу Феодора. Вокруг арки два пояса, там изображения в медальонах: вверху Христос, под ним Богородица. По сторонам от Христа ученики, по сторонам от Марии некоторые святые и жены, в основании два портрета пап (переделаны в 19в). В ликах усилено все главное. В капелле свод, но вспарушенный, поэтом выглядит как купол. Христос с центре в медальоне, 4 ангела поддерживают обруч медальона. Все стены в мозаиках. Золотой фон. На одной из сторон Петр и Павел готовят престол Господу. Апостолов хотели поставить на землю, поэтому им создали что-то вроде зеленых квадратов по ногами (они касаются ногой части своего квадрата), на нижней линии квадрата растут цветы.

Церковь Сан Марко в Риме, мозаики 827-844г. Создана приемников папы Пасхалия, Григорием. Древняя мозаика только в конхе. Такую типологию укоренила и посеяла здесь Византия в 6в. В конхе Христос стоит, по сторонам от него по три фигуры. Крайняя левая – тощая фигурка папы с моделью храма и тоже с квадратным голубым нимбом. Все пасхалевское утрируется, все еще более стилизованно. Утрированно огромные взгляды, фигуры ряс каннелированны, большая устремленность, пафосность искусства. На триумфальной арке тоже Христос в медальоне, с тем же жестом, что и Христос в конхе: тот же образ, тот же жест, между двумя Христами вензель папы. Внизу овцы выходят из священных городов, по середине одна овца с кресчатым нимбом, стоит на голгофском холме, из которого вытекают реки.

ДПИ:

Мозаики Большого императорского дворца в Константинополе, 2п6в, не сохранился. Близко к Софии, есть внутренние переходы. Пол – панно с разными картинами, по краям рама из римского лиственного орнамента с вплавлениями аллегорических сюжетов (совершенно античная традиция). В центре разные сцены: и мирные, и детские, и военные, и охотничьи. Очень распространена тема борьбы хищников. Пасторальность изображенного обеспечивали пейзажные мотивы. Из животных изображали как чудищ, так и реальных животных. В изображении фона фигурная кладка, которая сохранится очень надолго. Фигурная кладка – это положение смальты полукругами друг над другом. 

Диптих Ареобинда, 506г, ГЭ. Консульский. Сохранилась одна пластина. Две пластины закрывались, с другой стороны можно было писать что-то. Изображен консул (у него функция открытия игр на ипподроме), на троне (львиные ножки), у ног подушка. Под консулом есть изображение того, что происходило на ипподроме (игры, и гимнасты с циркачами (так как ипподром – это не только конные забеги, но и цирк, и сражения со зверьми)).

Диптих Барберини, 6в, Лувр. Римский кардинал 7в. Изображен какой-то император-триумфатор, который с победой въезжает в город – он в центре: внизу, под копытами коня аллегория земли, которая протягивает ему свои дары, в верхнем углу Ника. По сторонам воины-стражи (сохранился один). Вверху Христос поясной, к которому подлетают ангелы. Внизу фриз из покоренных варваров, которые тоже протягивают ему свои дары, с ними же идут звери. Все фигуры или сцены связаны, но отделены друг от друга.

Диптих со сценами травли зверей, 5в, ГЭ. Все сценки на одной плоскости, друг над другом, в основном, это человек со зверем или же один, пораженный копьем зверь.

Трон Максимиана, епископа Равенны, до 556г. Стоит в алтаре. В основе, это дерево, обложенное пластинами из кости. Кресло всегда представлялось как град, как аналог небесного Иерусалима. Фасадная часть, под сидением: в центре Иоанн Креститель, по бокам от него 4 евангелиста. Все заполнено орнаментами, это плоды, птицы и так далее. Фигуры большие, тучные, квадрированные, в широких, ниспадающих, античных одеждах. Все в скульптурно-триумфальных позах. Креститель держит агнца в медальоне.

Миссориум Феодосия1, 388г. Это церковная чаша/блюдо. При нем произошел раздел империи (Аркадий и Гонорий сыновья). Большой серебряный предмет (кажется бронзовым). Феодосий изображен на троне, вокруг воины и родственники. Вся композиция вписана в тондо. Внизу есть прямо таки античная аллегория плодородия. Есть даже термин «феодиссиевский ренессанс», есть искусство очень антично.

Блюдо с Гераклом, 6в, Национальная библиотека Парижа. Сюжет – борьба со львом. Очевидно, их было 12, как и подвигов. Блюда на дне всегда (почти) имеют клейма, по которым определяется время и место из создания.

Блюдо с силеном и менадой, Эрмитаж. Они в пляске.

Стеклянная ситула с Дионисскийскими сюжетами, 4в, Сан Марко, Венеция. Это ведерко для вина. Тематика – диониссийское действо. Фигуры находятся в экстатическом танце, это совершенно античный праздник.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 285.