Центрические сооружения доюстиниановской эпохи.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Центрический тип – еще один, существовавший в раннем христианстве помимо римской колонной базилики. В основном, это купольная архитектура. В Византии именно этой типологии и принадлежит будущее (центрическая архитектура создает ощущение идеального покоя в замкнутом мире). Это, как правило, баптистерии (крещальни), мавзолеи (начало и конец жизни) и мортирии. В 4в возникли круглые центрические здания, в плане это квадрат, круг, 8угольник или равноконечный крест. Небольшие центрические постройки, как правило, воздвигались рядом с базиликами.

Санта Костанца в Риме, ок350г. Для дочерей Константина. Бетон и кирпич, нет наружных украшений, объемы прорезаны однообразными рядами окон. На западе нечто на подобие экзонартекса. Купол довольно большой, тяжелый, в центре, на барабане, скрыт цилиндром. Опирается на круг спаренных колонн. Вокруг кольца колонн – круговой обход (цилиндрические своды, принимают распор купола и передают его на стены). Как бы базилика (3 нефная), свернутая в кольцо. Вся структура обнесена колоннадой. В обходе, по линии креста (по горизонтали север-юг) круглые ниши (там мозаики), по прямой (запад-восток) – прямоугольные ниши, он полутемный. Получается, что крест пространственно выделен. Вход с запада выделен мрамором (это во всех раннехристианских и византийских храмах). Благодаря окнам барабана пространство хорошо освящено. Алтарь под куполом, то есть, все действие выносится на обозрение. Пяты сводов опираются на своеобразные подушки (кульваны), чем-то они подобны антаблементу, но форма более абстрактная; это для того, что передавать распор сводов. Колонны сдвоены попарно, расположены друг за другом (по вертикальной оси), а не рядом друг с другом. Все пространство было покрыто мозаиками.

Санта Стефана ротонда, сер 4в. Намного больше Костанцы. Выделяется круговой центр, имеет барабан с окнами, приподнят над остальным зданием, завершается шатром. Вокруг 2 кольца колонн (2 круговых обхода), колонны не сдвоенные, так как верх значительно легче. Как будто свернута 5 нефная базилика. Если Костанцу окружает колоннада (своеобразный свернутый атриум), то здесь окружает стена, а внутри 4 объема («рукава креста»), образуют между собой сложную фигуру, перекрытую куполом и проходы; объемно выделен крест. По круговому обходу прямые своды, а не стропильные. В 9в в центр добавили площадку, на которой расположился престол, ее фланкируют две колонны (как подпорки). Фрески уже после ренессансные. Недавно открыли три ранне христианские мозаики.

Ротонда св. Георгия и арка Галерия в Салониках, к3в. Турки ко всем церквям приставили минареты. Ротонда св. Георгия это римское здание, превращенное в церковь в н5в. Объем старый круглый римский, с восточной стороны приделали пристройку для алтаря. Купольное здание, внутри цилиндра скрыт римский цилиндр.

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, 425г. Рядом ее дворец и большая базилика Санта Кроче, у ее южной стороны центрическое сооружение крестового плана, кирпич. Это куб, верх его завершает скрытый купол, рукава креста сводчатые, наружи выходят кубическими пристройками, черепица. Снаружи по рукавам пушен пояс декоративных плоских ниш, это почти как аркатурно-колончатый пояс, только намного больше и выше (почти на всю высоту). На самом деле аркатура – это контрфорсы. Окна заделаны алебастром. Сильно нарос культурный слой. В каждом рукаве креста должны были стоять гробы. От пола до пят свода все задрапировано золотистым мрамором. Каждый рукав креста завершается люнетом, где мозаична композиция. Из пят вырастают дуги, обрамляющие различные своды. В одном люнете сцена мученика Лаврентия, идущего на смерть. Выше – беседующие апостолы. Здесь почти все сохранилось. В куполе темно синее звездное небо, в середине золотой крест, по торцам 4 символа евангелистов.

Баптистерий православных в Равенне, 1п 5п. Помещение для крещения, стоит отдельно. Культурный слой около 3м. кирпич. Здание октагональное. На 4х гранях ниши, которые сильно выступают наружу. Был плоский потолок, потом купол (сер5в), он располагается чуть выше окон, скрыт прямыми стенами. Эти стеночки декорированы ламбардскими арками (в одну арку посередине как бы врезается еще одна, только маленькая; чем-то похоже на ласточкин хвост). Купола делались здесь из полых металлических труб, вставленных друг в друга, поэтому в Равенне они купола. На уровне окон лента стуковой декорация, выше мозаика.

Баптистерия ариан в Равенне, к5в. 8граней, он попроще, большой купол, на 4 концах выступают ниши.

Баптистерий при соборе Сан Джовани ин Латерано в Риме, 315, 432-440г. Частично взорван. Легок и прозрачен, составная фигура. 1 этаж: колонны по углам 8гр, далее более тонкие колонны на антаблемента нижних, выше расписные плафоны. То есть 2яр прозрачная колоннада.

Церковь св. Георгия в Эзре, 515г. Куб в плане, купол на 8 опорах (арки, 8гранный барабан), вписан в октагон, по 4м углам полукруглые ниши. Все четко и точно, единая система соподчинений, цельно, компактно, купол не доминирует. Крупная квадровая кладка; Николай 2 помог с реставрацией купола. Внутри громоздко и неуютно. Вокруг широкий обход. Апсида граненая, по бокам 2 замкнутых прямоугольных помещения. Алтарь внутри полукруглый, отстоит на ячейку от остального пространство (просбитерий, так обычно называют то помещение).

Собор свв. Сергия, Вакха, и Леонтия в Босре, ок 512г. Руина. Купол имел 4 апсидиона (лепестковый тип), лепестки сформированы колоннами, в углах столбы, поддерживающие купол.

5. Мозаики Рима, Равенны, Милана, Фессалоники (4-5в).

В 313г христианство перестали преследовать, началось храмовое строительство и живопись. Путь сложения каноничных правил был сложным, часто конфликтным (то же касается и антропоморфных образов), в первые 10летия христианство перенимает античный опыт. Для бывших язычников важна иллюстративность, искусство – проповеднический характер (в катакомбах проповедь веры – скупо, но страстно, теперь триумфальное искусство). Только к 6в сложился «византийский» язык, вначале было «иконоборчество», в мавзолее Санта Костанца, сер4в, Рим, например, нет фигуративных изображений божества (путти, амуры, танцовщицы, ничего евангельского). Сцены сбора винограда как часть евхаристии (вино как жертва). С сер4в реакция, антикизирующие вкусы: вместо аллегорий катакомб и декоративных росписей 1п 4в приходят исторические сцены на сюжеты из Библии и евангелие. Здесь в 1 ниши Христос на небесах с Петром и Павлом, окружен тяжелой римской рамой. В другой Христос Средовер (средних лет), перед ним Моисей получает законы, все происходит на небе (глаза Христа, пальмы, часть одежд Моисея от 4в). Священные события изображаются в героическом стиле (театрализовано и подробно). Итог: в большей части ранних мозаик античные традиции либо преобладают, либо сосуществуют, образы как потомки античных прототипов.

Санта Пуденциана в Риме, 401-417г. От первоначальной постройки мозаика в апсиде (остальное 17в). Хрестоматийная мозаика Христос с учениками на фоне небесного Иерусалима. Над архитектурой Иерусалима в небесах изображены символы евангелистов. В раннее время небеса всегда изображаются облачными. Символы евангелистов – существа, описанные в Апокалипсисе. Новый завет – 4 евангелия, Апокалипсис Иоанна Богослова и Псалтирь (хотя эти псалмы пелись ветхозаветным Давидом). Рано появились изображения евангелистов, а вот их прямые изображения появились позже: Лев – Марк (символ Венеции), Бык – Лука, человек с крыльями/ангел – Матфей, Орел – Иоанн. Редко евангелистов изображают с чужим символом. Перед небесным Иерусалимом, за преградой сидят апостолы, за ними несколько женщин – излюбленные античные аллегории Мудрости и Великодушия. Христос сидит на троне, над ним возвышается холм и Голгофский крест. Здесь иконография нетрадиционна. Христос восседает как судья (можно угадать образ обожествленного императора). Крыша архитектуры разделяет изображение на два пространства: апостолы и небесный Иерусалим. Женщины-аллегории чуть задевают своими головами эту линию, а фигура Христа расположена посередине, как бы объединяя эти миры. Обе женские фигуры – 19в. Старые– три первых от Христа по правую руку (для нас по левую), Мудрость кладет Павлу венок славы. По левую руку от Христаиз 5в остался только Петр. В физиогномики появляется легкая напряженность или страстность (как у Павла). Интересные профили (дальше они уйдут, так как прерывают общение с молящимися). Все образы как античные философы или ораторы.

Искусство 5в развивается в не оформленных точно античных гранях и в требовании внутренней выразительности, но прозрачная римская символика теперь усложняется, центральной темой остаются символические изображения, но теперь они не буквальные, а дидактические. Символика более разветвленная.

Санта Мария Маджоре, Рим, 432-440г. Фасад 17в. Мозаики расположены построчно, регистрами как в Риме. Такой иконографии больше не будет, так как здесь пробы. Благовещение: Мария Царица Небесная (сидит на троне в короне), к ней слетает Михаил и голубь, по сторонам от нее ангелы. Рядом ангел рассказывает Иосифу, кто родится, но сцены не разделены. Сцена поклонения Волхвов: Христос сидит, как юный царь (обычно младенец), на троне, по сторонам ангелы, волхвы приносят дары, еще по сторонам две женские фигуры (Мария и Мария Царица небесная или аллегории церквей – новозаветная с короной, ветхозаветная без короны). Волхвы в восточных шапочках и причудливых рейтузах. По сторонам два города: Иерусалим и Вифлеем. Около них толпой стоят овечки (здесь это апостолы). Трольский собор запретил изображать апостолов как овец. Изображения городов расположены прямо над пятами арки. Мозаики между антаблементом – Ветхозаветный цикл. Переход через Красное море: с одной стороны евреи, которые перешли, с другой – тонущие египтяне, вверху Бог дирижирует всем действием. Острые скошенные взгляды – ощущение движение толпы сильно выражено. Это некоторое импрессионистическое искусство, отсюда многосоставность и беглость. В каждом плафоне по две сцены. Взятие Иерихона вверху, внизу иудеи несут ковчег завета. Троица ветхозаветная: три ангела в гостях у Авраама (приносит поднос с жареным ягненком) и Сарры (печет хлеба). Над гостями Авраам встречает на дороге к дому три божественные ипостаси и приглашает их к себе в дом.

Баптистерий православных, Равенна, ок сер 5в. Внутри все роскошно. Нижняя часть отстроена и декорирована первоначально – там райские кущи и медальоны со святыми. Между окнами стуковые панно, по два в простенке с изображениями апостолов или пророков. В сер5в потолок заменили куполом, тематика крещения тк баптистерий. По центру 8гр крестильный водоем, в плафоне несколько поясов крещения. В центре историческая тема крещения Христа в Иордане: Христос, Креститель, аллегория Иордана (то есть не таинство, а история). Второй круг медальона, сильно исправлен в 19в, тут 12 идущих апостолов (разносят учения Христа по миру; в постоянном шаге). В третьем круге изображения различных церковных принадлежностей: престолы, алтарные преграды, трон Господа, архиепископское кресло. Есть ниши, глубокие – золото, другие –мрамор – совершенно античное. Любят желтую смальту. Например у Павла голова очень пластична, но контур обведен желтой линией, это умаление формы, желание сделать ее менее активной, «дисциплинировать»,. Много портретов, но это собирательные образы. Варфоломей и Иуда. Варфоломей – мягкая одежа, текучие складки, подчеркивается фигура (есть что-то античное), много сильных, энергичных вкраплений не телесного цвета. Ощущение, будто форма слеплена; есть наследственное от античности «импрессионистическое» разнообразие. Многое зависит от величины кубиков. Мозаики Равенны в большей степени, чем римские обладают не античной одухотворенностью.

Мавзолей Галлы Плацидии, 1п 5в, Равенна. До пят сводов желтый мрамор. В рукавах 4 саркофага, там люнеты (сцены) и своды (орнамент). Напротив входа – мученик Лаврентий идет на казнь (костер); над входом – Христос добрый пастырь. Над Лаврентием два беседующих апостола (по сторонам от окна), под окном сосуд и птицы, которые из него пьют – античный сюжет. Напротив та же схема: беседующие пророки. Купол: темно-синий фон и звезды, по центру крест, по углам (где паруса) символы евангелистов. Апостолы в профиль (потом этого не будет). Тяжелые мощные фигуры (аллюзия на императорские колоссальные статуи). Лаврентий: несет крест, в руках книга, нет муки в лице. У другой стены шкаф, там 4 евангелия, по середине под окном какая то металлическая конструкция, под ней разведен огонь. Острый контур, быстрый шаг, развевающиеся фалды (подобны языкам пламени), подчеркнуты линейные ритмы, античная моделировка формы. Христос добрый пастырь – пасет овец в пейзаже, чувствительно (напоминает буколистическую литературу). Фигура элегантна, Христос молодой, полнотелый, нет утонченности, но чувственность и чувствительность. В двух других люнетах композиции райских кущ. 

Баптистерий Ариан в Равенне, к5в (ок 500г). Та же типология, что и баптистерий православный, но проще. Композиция крещения в 2 ряда. Акт Крещения Христа в Иордане. Во втором кругу апостолы (Петр, Павел) подходят с 2х сторон к трону Господа. Все в белом, как столпы света, в руках что-то вроде даров. В центральном медальоне очень интересно, что Креститель кладет Христу на голову руку, а с неба слетает голубь, прямо вертикально, и из клюва обливает Христа святой водой. Все стало резче, экспрессивнее, увеличились черты лица, подчеркнуты черной обводкой, осталась массивность. В чертах лица есть искажение, это придает экспрессивность, но это уже не очень красиво (хотя Христос молод, все слишком утрировано). Круг купола очень большой, но расположен довольно низко, поэтому чувствуешь себя причастным к действию, все происходит будто перед тобой. Перед престолом для Христа (во втором круге), Петр получил ключи от рая, Павел свитки с законами. В руках у остальных венцы небесной славы. Искусство более интенсивное, больше ораторского.

Архиепископская капелла, Равенна, 494-519г. Личная молельня архиепископа ровенского, при большом соборе. Все стены мраморные, вспарушеный свод (то есть куполообразная сфера). 4 подпружные арки, там медальоны с Христом и 6ю апостолами, в боковых – святые жены и различные избранные святые. На своде-куполе хризма в центре в медальоне, 4 ангела его поддерживают, 4 символа евангелистов с кодексами в руках в промежутках между ангелами. Ангелы стоят прямо, руки подняты вверх, поддерживают медальон, но также можно усмотреть там мотив орантов; одежды свободны (античное наследие). В центральных медальонах молодой Христос. Кубики кладки немного укрупнились (по сравнению с предыдущим периодом), поверхность более зеркальная, единообразнее по цвету, но отмечена более резкими цветными контрастными вставками. Видно стремление к фиксации, к узакониванию характерных черт. Не многосложность состояния или красочного слоя, а более гипнотическая «уставленность» во взгляде и сдержанное однообразие в тоне. Тонкая смесь классической римской основы и восточного вкуса (есть что-то от фаюмского портрета).

Сан Лоренцо в Милане, к4в. В 16в (60г) полностью перестроено на старых фундаментах. Это ранне христианское центрическое купольное сооружение (купол на 8 опорах, 4х лепестковый в плане). 3 капеллы по сторонам. В Сант Аквелино сохранились мозаики 5в. В ниши мозаика молодого Христа с учениками на троне. Золотой фон (смесь золота с серебром). Под ногами Христа короб со свитками (традицио легес – передача законов). Фигуры широкие, одежды мягкие, сделаны как бы бегло. Композиция симметрична: в одной стороне апостолы во главе с Петром, с другой во главе с Павлом. В другой нише возможно Илия, тк есть остатки квадриги и мальчики-пастухи, которые увидели, как он вознесся, за полу одежды хватается ученик, не желающий расставаться с учителем. 

Капелла Сан Витторе ин Чьел д’Оро в церкви Сант Амброджо в Милане, 2п 5в. Это небольшая капелла при огромной базилике. Св Амвросий жил в 5в, при нем уже была базилика, он ее реставрировал, принес туда много мощей. Считается, что капелла возникла над могилой святого. Мозаики и фигуры святых сделаны во второй половине 5в. В это время большая строгость и символическая условность стиля. Моделировка плоскостнее, пространство отвлеченнее, лица строже, кладка ровнее и крупнее, линии толще, охватывают фигуру по контуру. В куполе Виктор (что очень редко), в венце славы. По стенам святые мученики, особо почитаемые в северной Италии, их мощи в капелле. Фигуры-монументы: большие плечи, большие головы, драпировки более четкие, грузные. Черты лица укрупнились, стали симметричнее, огромные темные глаза, брови аркой над ними; взгляд будто остановился.

Ротонда св. Георгия в Фессалониках, 1п 5в. Был мавзолей Гонория, переделали в христианскую церковь. По реконструкции: к ротонде с двух сторон вела колоннада, перпендикулярно по отношению к мавзолею арка Гонория. Над окнами полоса, если бы была базилика, то это место мы бы назвали клеристорием. Изображены архитектурные мотивы и стоящие фигуры. Реконструкция программы купола: в центре Христос в славе (в мандорлах), несут 4 ангела. Дальше круг, там 24 апокалиптичных старца (они видели Господа на небесах, от них только ступни). Дальше идет то, что частично сохранилось. Последний круг: роскошная прорисованная архитектура дворцового типа (небесный Иерусалим), на ее фона стоят по 2-3 фигуры в каждом отсеке орантного типа (как античные герои). Не ясно, по какому принципу они отобраны. Они все мученики (но мажорны), возможно по этому признаку они собраны, возможно, в храме были их мощи. Пластическая цветовая моделировка, нет рваных, шумящих тонов. Много орнаментов. На фоне 2эт архитектуре, колонн, кивориев и птиц изображены две фигуры (Порфирий и Анасефур) – книжная картинка. Театрализованная схема. Канелированные складки вторят ритму колонн. Линии контура слегка выдели, только чтобы определись форму. Любили изображать павлинов (птица императора) и фениксов (птиц бессмертия).

Церковь св. Давида в Салониках, ок сер5в. Полностью сформированный крестово-купольный небольшой храмик (купол обрушился). Ведение Господа на небесах. Молодой Христос в радугах славы, его созерцают два пророка: Иезекиил (вжал голову в плечи, склонился – он потрясен) и еще один (Исайя); по сторонам 4 символа евангелистов. Внизу 4 реки, сливаются и образуют большой райский поток. Все более гладко и стилизованно, свободной живописности уже нет.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 314.