Ранних икон осталось очень мало. Большая их часть находится на Синае в монастыре Святой Екатерины, остальные находки случайны и единичны. Самые ранние из дошедших икон относятся к 6в, однако есть свидетельства о том, что и раньше были иконы (чуть ли не со времен Христа, есть даже предание, что евангелист Лука написал портрет Богоматери). До сих пор в мире есть 10 образов, которые приписывают кисти Луки (один из таких – образ Богоматери Владимирской). Самое раннее изображение Христа – 3в из катакомб. Икона обладает большей сакральностью, чем росписи или миниатюры (там важно литургическое повествование и декоративное оформление, а главный смысл иконы в максимальном приближении образа к божественному прототипу). Все иконы написаны энкаустикой (как и фаюмские портреты), это еще античная традиция. Византийские иконы после эпохи иконоборчества, 9в, написаны темперой. Энкаустика – восковая техника, темпера – яичная (на желтке). Энкаустика ведет к легкости и прозрачности. Иконы продолжают традиции фаюмских портретов. Ценилось в таких иконах и то, что их материал был пропущен через очистительную силу огня. Общность с фаюмским портретом была и смысловая: отношение к иррациональному, ведь портрет тоже ориентировался на то, что будет с человеком потом. Однако, если портрет мог быть трагическим, то икона нет. Энкаустика знает мазок и не прячет его. В дальнейшем, в темперном письме будут прятать фактуру, стараться уподобить образ нерукотворному. Икона не запечатлевает сиюмоментности, это молельный образ. Изобразить всегда нужно было божественную идею, лежащую в основе образа. На Синае есть три великие иконы. Там подвижные лики, живые размышляющие взгляды, естественные позы, богатая живописная поверхность (много рефлексов и фактура сочная), нескрытые мазки – чувствуется традиция эллинистического портрета.
Апостол Петр из Синайского монастыря, 6в. Мазок вибрирует, сочный, живопись очень фактурна. Уже есть иконографический тип (то есть это не первое изображение Петра). Широколицый (был рыбак, из простонародья), есть бородка (но не длинная), он седоват, энергичный. Над ним в медальонах образы: в центре Христос на фоне креста, справа Богородица, слева Иоанн Богослов (молодой, любимый ученик, ему Христос, будучи на кресте завещал свою мать). Фон непростой, еще нет золотых. Вверху голубовато-синий фон (чем ниже, тем темнее) и портик, который сужается вдаль и идет с двух сторон (подобие экседры). Петр в светлых античных одеждах (хитон и гиматий), в левой руке держит крест.
Богородица на троне с младенцем, 6в. Богородица на троне, за спиной два ангела-стража, по сторонам два мученика – Федор и Георгий (оба были воинами). В руках кресты – знак мученичества. Сзади опять какие-то портики-ризалиты. Ангелы очень вдохновенны, они как будто в экстазе, оба смотрят в центр и наверх. Богородица и два мученика находятся на одном уровне (лики), хотя она и сидит. Выполнены они совершенно по-другому, более аскетично. Вообще, в ранне традиции долго параллельно существуют аскетическая и античная традиции. Совершенно не пытаются скрыть материал и вещество краски.
Христос Пантократор из Синая, 6в. Первый в иконах образ Христа-Пантократора. Изображение очень утонченное. В руках Христос держит огромное драгоценное евангелие. Фон ограничен, фигура получается ближе к нам, нет бесконечности пространства. Фон очень светлый, на нем изображены звезды, чуть пониже он чем-то отделен. Христос очень правильный (лик), классическая выучка. В лике чуть изогнута бровь, складка губ и так далее, очень деликатные приемы, но они создают живую и легкую асимметрию лица, приближают к человечности. В основном типология лика восточная (сирийская), но много и византийского. Есть мощь и величие, но при этом и милосердие.
Святые мученики Сергий и Вакх, 6в, Киев. Одна из 4 Синайских икон, которые были привезены Порфирием Успенским в Киев, сейчас в музее им. Ханенко. Вероятно, тоже из Константинополя, но иной круг. Облики восточного типа, напряженность, застылое выражение, неподвижные симметричные фигуры, строгая молчаливость и внутренняя интенсивность. Несмотря на всю аскетичность, легкая и даже изысканная живописность палитры. Переливчатая и много составная пластичная художественная поверхность.
Три отрока в пещи огненной из Синая, 6в. Этот сюжет особенно любили здесь, так как именно с Синаем связан сюжет божественного огня. Техника уже совсем другая: фигуры плоскостные, неправильные, похожи на книжные миниатюры. Отроки в позе орантов (центральный держит широко раскрытые руки, два по бокам держат открытые руки соединенными у груди – поза приятия благодати), еще есть ангел, которые им помогает.
Христос Ветхий Денми с Синая, 6в. Христос ветхий днями. На нимбе есть крест и в руках евангелие, то есть это Христос, хотя изображен старец. Сидит в звездном небе на радуге, под ногами у него луч, то есть получается, что это Бог-Отец, которого не изображали. Получается смешение образов, ведь все лица троицы единосущны.
Вознесение Христово из Синая, 6в. Внизу Богородица, по бокам апостолы и ангелы (такая же иконография как в рукописи Раббулы). Есть элементы экзальтации – порыва. Всех апостолов будто крутит, взгляды сверкают.
Ряд икон отличается более простым художественно и при этом экспрессивным исполнением. Некоторые из них происходят из коптского Египта.
Апа Авраам, Коптская икона, Берлинские музеи, 6в. Изображен епископ. Стиль очень примитивизирован, лик обведен толстым черным контуром, образ напряженный и совершенно отрешенный. Нет живописи как таковой, это раскраска (раскрашены плоские поверхности). Объема будто совсем нет, краска ложится подтеками, взгляд остановившийся, застылый облик похож на маску.
Христос со святым Миной (Минасой), Лувр, 6в, Копты. Выразительность того же типа, только еще больше экспрессии. Плотная энкаустика, непропорциональные фигуры, белесые, эмале подобные облики (то етсь живописная поверхность имеет некоторую живописную сочность). Тела похожи на кубы, большие головы, толстые шеи, маленькие тела, огромная отрешенность. Для востока характерна сверх выразительность.
Богородица с младенцем Христом, 6в, Киев. Это выпилка из какой то большей иконы (может было поклонение волхвов). Эта икона тоже была привезена Порфирием в Киев. Она очень сияющая, что передается выражением, на лице у нее восторг. Написана простовато.
Иоанн Креститель из Синая, 6в, Киев. Написана размашисто, темпераментно, широко, даже экзальтированно. Форма здесь не собрана, но много чувств и энергии. Образ внутренне горит. Возможно, это какой-то христианский восток (Палестина, Сирия).
Богородица Царица Небесная (Регина) из церкви Санта Мария ин Трастевере в Риме, 7в. Эта икона для Рима, то же, что и для нас Богоматерь Владимирская. В ней есть чисто римская импозантность, однако сейчас говорят, что ее сделали не в Риме. Богородица с младенцем в короне на троне, по сторонам от нее ангелы-стражи. Икона огромная.
Богородица из церкви Санта Мария Нуова в Риме, 7в. От этой иконы осталась только голова (Марии и младенца), все остальное дорисовали реставраторы. Она вся светится, живопись нежнейшая и тончайшая (розово-белая молочная кожа). Письмо совершенно выверенное, классическое. Типология лица ведет на восток, но это очень изощренная живописность, там так не писали, писали так только в Константинополе и в Риме.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 305.