Искусство иконоборческого периода было светским (из церковного изображали только Крест и орнамент), во многом это искусство опиралось на светское искусство 6-7 веков, поэтому имеет смысл кратко рассмотреть светское искусство ранневизантийского периода.
В целом оно не дошло, как и дворцы так и бытовые предметы. Как-то время их не пожалело. Были очень известные большой императорский дворец, дворцы в Манганах, во Влахерне (сохранилась одна стена). Что Сохранились до наших в основном мозаичные полы. Стены дворцов были также украшены, на них изображалась триумфальная тематика: победы императоров, исторические баталии, мифологические сюжеты.
Полы большого императорского дворца. В основном 2й половины 6го века. Сейчас они в музее мозаик Стамбула.
Окаймлялись рамкой с орнаментом и масками, вплетенными в гирлянды цветов. В поле – хищные, охотничьи, пасторальные, детские мотивы. Были сидящие думающие фигуры в гиматиях. Все трехмерно, объемно, красиво. Аллегории времен года, ветров. Все старые античные ходовые мотивы. Очень зрелищное театральное искусство.
Видимо, подобное искусство, насквозь пропитанное античными вкусами, использующее классицистические приемы – светотеневую натуралистическую моделировку и сильную пластическую лепку, – высоко ценилось в придворной иконоборческой среде, намеренно возрождавшей античные традиции.
Мозаики КН все выложены чешуей. Это примета КН, вплоть до нового времени. Больше всего мозаик полов сохранилось на христианском Востоке, самый крупный музей в Иордании.
Консульские диптихи. Две створки: внизу всегда цирковые сцены, сверху консул на троне с лапами льва, который открывал игры движением платка. Это символическая вещь. На обороте консул писал, посылал кому-то, там читали, стирали и снова писали. Их сохранилось достаточно много. В Эрмитаже, Мюнхене, Париж: Лувр, Клюни, кабинет медалей – музей при парижской библиотеке.
Они делались в КН и в Риме.
Вытаращенные, уставившиеся, отрешенные – как в мозаиках Сант Апполинаре Нуово. Основная установка общества того времени – отрешение, устремление к другому.
Диптих Барберини из Лувра. 6 век. Барберини – римский кардинал 17 века. По размеру чуть меньше А5. Какой-то император-триумфатор на коне после победы, триумфально въезжает в город. По сторонам – два воина-служителя. Ему сопутствует ангел. Под копытами коня – женская фигура с плодами в руках (аллегория Земли, плодородия, благополучия), она готова ему служить и подносит ему свои дары. Над ним Христос-Эммануил с Крестом в руках и два ангела, которые несут его диск – как эмблема Византии. На нижней планке: странные фигуры в необычных одеждах – покоренные варвары, все что-то подносят. Все трехмерно, многоракурсно, виртуозно. Карл посылал мастеров учиться в КН резьбе по слоновой кости.
Диптих из Эрмитажа. Сцены травли зверей (тогда это в цирке с гладиаторами).
Трон епископа Максимиана из Равенны. Тот самый, который изображен в портрете Юстиниана. В музее Равенны. Обложен пластинами из слоновой кости. Все сосредоточено вокруг Иоанна Крестителя. Середина 6 века. Идеально пропорционировано. Широкие античные тоги.
Миссориум Феодосия I (церковный сосуд – плоское блюдо). Феодосий восседает на троне, по сторонам его семья. А внизу живая эллинистическая традиция. Какая-то античная аллегория, возможно, земли, плодородия с маленьким амурчиком.
Серебряные блюда 6 века (есть немного 5го века). Большая часть находится в Эрмитаже. Мацулевич «Византийская античность». Античность продолжилась и вдруг всплыла в другом царстве в Византии. Для чего они были сделаны? Их ставили на стол прислоняя к каким-то пюпитрам во время пиров для украшения. Рельеф тонкий, но достаточный, чтобы ощутить объемную фактуру. Через правильные ракурсы, повороты рисунка.
Блюдо с Эзопом. Сидит, задумчив, размышляет. Вокруг пасторальная сценка
Блюдо из цикла подвигов Геракла. Весь цикл не сохранился.
Жрица.
Христианский сюжет – очень редко (Крест и два архангела по сторонам).
Блюдо с пляшущими Силеном и Менадой. Учтена не только пластика, но и ее мелкие нюансы и переходные оттенки формы.
Кувшин с нереидами. Морскую тему вообще очень любили.
Ведерко: стекло с металлом. Пляска с праздник Диониса. Винная экстатическая мистерия среди листьев и гроздьев винограда. 4 в. В ризнице Сан Марко в Венеции. Большая половина привезли рыцари из КН. Мог быть использован в церкви, т.к. вино связано с литургией.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 286.