Религия как основа политики в исламе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Политика исламских государств обусловлена главным образом следующими принципами веры:

1) единобожие; 2) принцип равен­ства и отрицания родового превосходства; 3) принцип превосходства на основе религии и веры и богобоязненности.

Рассмотрим первый из этих принципов — единобожие. Это один из основных постулатов веры (равно как и признание пророчества и загробной жизни), на котором базируется жизнь мусульманской общины.

Принцип единобожия (ат-таухид) заложен в суре ал-Ихлас (Ис­кренность), которая гласит: «Скажи: «Он — Бог Единый. Господь предвечный. Не родил Он и не был рожден, и нет никого, равного Ему»» (Коран, 112:1-4).

Ат-таухид означает признание единого Бога, отрицание Его множественности и исключение возможности существования равного Ему. Пророк Мухаммад объединил исламское общество идеей единобожия. На основе этого принципа ислам проповедует единство и сплоченность мусульман, которые верят, что Бог един, и человечест­во, созданное по Его образу и подобию, должно быть единым. В ос­новном, ат-таухид должен способствовать стремлению человечес­кого духа к «единому началу», к поиску Бога[56].

Идея единобожия призвана устранить рознь и вражду, этничес­кое и расовое неравенство, объединить мусульман вокруг общей оси — веры в Бога и следования Его предписаниям.

Что касается принципа равенства и отрицания родового превос­ходства (т.е. превосходства от рождения, с учетом происхождения), то здесь следует отметить, что распространение ислама содействова­ло устранению языческих традиций и привилегированного положе­ния правящей элиты, в частности привилегий по родовому и племен­ному признаку в среде язычников и идолопоклонников. Согласно преданию, Мухаммад наставлял: «О, люди! Внемлите моим словам и поймите. Знайте, мусульманин мусульманину — брат, все мусульма­не — братья». Кроме того, он отметил: «О люди, у вас один Бог, и отец у вас единый. Вы все начинаете свой род от Адама, а Адам сотворен из глины. Самый любимый перед Богом из вас тот, кто более богобо­язнен и целомудрен. Нет превосходства у араба перед неарабом (и наоборот), разве что в уровне богобоязненности».

В исламском обществе были упразднены родоплеменные и клас­совые привилегии. Никакое племя не могло по каким-либо причи­нам притеснять другое племя или демонстрировать свое превосход­ство над ним. Естественно, на пути объединения были преодолены многочисленные трудности. Пророк, устранив традиции времен язы­чества (многие из них он приспособил, адаптировал к исламу. — Прим, ред.), из разрозненных и враждовавших между собой арабских пле­мен создал исламское общество, основанное на принципах единобо­жия и добродетели[57].

Со времен Пророка по настоящее время многие религиозные ритуалы и обязанности (молитва, пост, паломничество, пожертвование в пользу нуждающихся) стимулируют единство исламской общины. Их выполнение обязательно для всех верующих, независимо от классовых, имущественных, этнических и других различий. Все это, в зависимости от степени проникновения исламских идей в государственные структуры и в общественные институты, в той или иной степени переносится на все аспекты жизни общества.

В отношении принципа превосходства на основе веры и богобо­язненности главным является тот факт, что согласно Корану, ближайшими к Богу людьми провозглашаются самые праведные и богобояз­ненные из них.

Для мусульман религия — это образ жизни, как индивидуальной, так и общественной. Вера основывается на признании Бога создате­лем и абсолютным господином всего сущего и на следовании указан­ной Богом дорогой, ибо счастье обоих миров достается праведным последователям божественных предписаний.

Комментаторы шары 'ата утверждают, что вера — это призна­ние того, что передано Пророком, а ее столпами являются «сло­весное признание, убежденность в сердце и следование благочес­тивым деяниям».

Вера в исламе началась с единобожия, с братства, уверовавшие в Аллаха перестали поклоняться идолам, совершать зло и насилие, приступили к совершению молитв, устояли против козней язычни­ков и победили.

Имам 'Али утверждал: «У веры четыре столпа: упование на Бога, вверение Ему всех дел, согласие с божественной предопределеннос­тью, покорность предписаниям Всевышнего Господа»[58].

Считается, что джихад (буквально означает сражение во имя Бо­жественной Истины в целях распространения ислама среди всех пле­мен и народов[59]) является обязанностью каждого мусульманина. По­гибший в бою во имя Всевышнего причисляется к великомученикам (шахидам).

В шиизме ведение джихада в период «сокрытия» имама считает­ся недозволенным и разрешается только при нападении иноверцев[60]. Это относится к «малому джихаду». Что касается «великого джиха­да», который направлен против собственных страстей с целью очи­щения души от мирских привязанностей, присутствие имама вовсе не обязательно.

Богобоязненность в буквальном смысле — воздержание и сохра­нение человека от божественной кары путем молитв и праведного образа жизни. Согласно исламскому учению, человек своей правед­ностью достигает наивысшей степени близости к божественной сущ­ности и самыми близкими к Богу людьми считаются праведные и богобоязненные.

Одна из главных основ богобоязненности и приближения к Божественной Истине — справедливость. Коран свидетельствует: «О вы, которые уверовали! Будьте стойки [в вере вашей] в Бога, выступайте [во всем] свидетелями справедливости. И пусть ненависть ваша к кому-либо не ведет вас к пристрастию. Будьте привержены справедливости, ибо ближе она к богобоязненности. Страшитесь Всев­ышнего, ведь ведает Он о том, что вершите вы» (Коран, 5:8). Согласно исламскому вероучению, справедливость является главным условием достижения принципа равенства. Справедливость — одна из главных божественных установок, и Бог любит справедливых (Коран, 49:9).

Познание человеком истины также является не подлежащим из­менению предписанием. Истина не подлежит отмене и остается в силе неизменной с начала времен и до конца света, в отличие от шари'ата, изменение, дополнение и применение установок которого всегда со­относятся с критерием истины.

 

[50] Хаяаф, 'Абд ал-Ваххаб. Хуласат та'рих ат-ташри’ ал-ислами (Краткая история исламского законодательства). Бейрут, 1968. С. 96—97.

[51] Зарринкуб, 'Абд ал Хусайн. Бамдад-е ислам (перс.: Заря ислама). Тегеран, 1378 г. по хиджре.

[52] Рашид Рида, Мухаммад. Ал-вахй ал-Мухаммади (араб.: Мухаммадово откровение). Тегеран, 1955. С. 182.

[53] Зарринкуб, 'Абд ал Хусайн. Бамдад-е ислам (перс.: Заря ислама). Тегеран, 1378 г. по хиджре.

Рашид Рида, Мухаммад. Ал-вахй ал-Мухаммади (араб.: Мухаммадово откровение). Тегеран, 1955. С. 182.

Манихеи являются последователями манихейства — синкретической религии, возникшей в III в. на Ближнем Востоке. Основатель этой религии Мани (216— 274/276) проповедовал свое учение в Иране, Индии, на Кавказе. В основе м-анихейской доктрины лежит учение о непримиримой борьбе двух начал — Света и Мрака. В манихействе прослеживается заметное влияние зороастрийского дуализма. Также следует отметить, что своими предшественниками Мани считал Будду, Заратустру и Иисуса. Однако манихеи, составлявшие иерархически организованную церковь, существенно отличались от обычных верующих. См.: Шабуров Н.В. Манихейство // Новая философская энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 490.

[54] Энаят, Хамид. Андешейе сийаси дар ислам-е му'асир (перс.: Политическая мысль в современном исламе). Тегеран, 1372 г. по хиджре. С. 114—115.

[55] Вопрос о свободе воли человека ал-Аш'ари и сторонники его учения ашариты решали с помощью концепции касб (приобретение), признавая и божественное всемогущество и относительную свободу воли человека. Согласно этой концепции, Бог заранее знает о всех действиях человека, но дарует ему способность «присваивать» их. Первое положение свидетельствует о всемогуществе Бога, а второе — о свободе воли человека. Бог является творцом всех действий людей. Человек, приобретая тот или иной поступок, проявляет определенную степень свободы. На самом деле, человека свободен, но эта свобода воли к присвоению того, что уже создано Богом в отношении отдельного человека, принципиально отличается от той свободы, о которой говорили мутазилиты. Однако именно эта способность человека к присвоению оправдывала божественное наказание и вознаграждение, явилась обоснованием одновременно моральной ответственности человека и справедливости Бога.

[56] ИмамХомейни. Вилайат-е факих (перс.: Правление факиха), Тегеран, 1373 г. по хиджре.

[57] Зайдан, Джурджи. Та'рих-е тамаддон-е ислам (перс.: История исламской цивилизации). 1369г. по хиджре.

[58] Садр, Мухаммад Бакир. Ал-ислам йакуду ал-хайат (араб.: Ислам правит жизнью). Бейрут, 1979.

[59] Такое понимание джихада, главным образом, было присуще в начальный период распространения ислама; более широкое понимание джихада включает в себя усердие на пути Аллаха, для достижения экономической и военной мощи, способной противостоять агрессии, укрепления национальной независимости, а также борьбу за осуществление социально-экономического развития. См.: Ислам. Энцикл. словарь. С. 66—67.

[60] ИмамХомейни. Тахрир ал-васила (араб.: Запись преданий). Кумм, 1375 г. по хиджре.

 

ГЛАВА 4
ИСЛАМ И СОВРЕМЕННОСТЬ


Дата: 2019-12-10, просмотров: 213.