Установки относительно ат - таклида (« подражания »)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Установка 1. «Подражание» в основных принципах не позволи­тельно. Мусульманин должен быть убежден в принципах веры, а в необязательных религиозных вопросах он должен быть муджтахи-дом и действовать согласно своему ал-иджтихаду или подражать муджтахидам, т. е. действовать сообразно их указаниям, или же, если он знаком с мерами предосторожности (ихтийат), должен действо­вать согласно ихтийату до той поры, пока не убедится в том, что свою обязанность он выполнил. Например, если группа муджтахидов считает какое-либо действие недозволенным (карам), а другая группа не считает его таковым, он не должен приступить к осуществлению этого действия. А если какое-либо действие одни считают обязательным (ва-джиб), а другие — одобряемым (мустахабб), то он должен осуществить подобное действие. Кроме того, меры предосторожности должны со­блюдаться сообразно определенной обстановке, т. е. если соблюдение таких мер возможно несколькими способами, то мусульманин должен выбрать самый предпочтительный в данных условиях способ.

Установка 2. Мусульманин обязан пользоваться ат-таклидом, за исключением тех случаев, когда его действия соответствуют реальности или совершены в соответствии с вердиктом другого муджта­хида, которому следовало подражать в момент совершения действия.

Установка 3. «Подражание» в установках. Здесь подразумевают­ся действия по указаниям муджтахида, при этом следует подражать муджтахиду, который является живым, законнорожденным, взрос­лым и справедливым. Под справедливостью понимается обладание волей, необходимой для соблюдения обязательных установок, избе­жания значительных грехов и проявления доброты и великодушия. Эти качества определяются по внешнему проявлению. А обязатель­ная осторожность заключается в том, чтобы объект подражания не был алчным к мирским благам и был самым подготовленным среди муджтахидов своего времени в понимании божественных установок.

Установка 4. Если два муджтахида обладают одинаковым уров­нем компетентности, то следует подражать тому из них, кто более благочестив и набожен.

Установка 5. Компетенция муджтахида определяется тремя спо­собами. Первый способ предполагает то, что человек, способный к соответствующей оценке, сам должен убедиться и удостовериться в учености муджтахида. Второй способ заключается в том, что ученость муджтахида должны подтвердить двое справедливых ученых в при­сутствии двух других ученых, согласных с оценкой первых. Что каса­ется третьего способа, то он вообще не предполагает подтверждения, поскольку ученость муджтахида известна до такой степени, что не вызывает у людей никакого сомнения.

 

Ислам и международное право

Международное исламское право — понятие, используемое ис­ламскими учеными для обозначения основанных на учении ислама вопросов, касающихся международных отношений. Эти вопросы в прошлом систематизировались, изучались и объединялись под об­щим названием ас-сийар (мн.ч. от араб, слова сира — образ жиз­ни). Первой книгой, в которой отражены вопросы международно­го права с позиции ислама, была книга Мухаммада ибн ал-Хасана аш-Шайбани (749—805) Китаб ас-сийар ал-кабир (Большая книга об образе жизни).

Начиная с IX в., слово сира приобрело еще два специальных зна­чения: а) историками сира употребляется в значении «жизнеописа­ние Пророка и его сподвижников», б) знатоки права (факихи) этим словом обозначают «действие исламского государства по отношению к другим обществам»[29]. По утверждению известного автора Марселя Буазара, если согласиться, что создание науки о международных от­ношениях означает изменение во взаимоотношениях между народа­ми, предотвращение агрессии, установление равенства и братства лю­дей, тогда мы должны признать, что пророк ислама Мухаммад явля­ется основоположником международного права[30].
Исламские правоведы не делили право на национальное и меж­дународное в современном их понимании. Тем не менее, описания положений об отношениях исламского общества с другими странами и с другими обществами собирались под общим назва­нием сира (сийар)[31].

Сама монолитность системы исламского права исключает воз­можность подразделения правовых источников на внутренние и международные. Конечно, часть правовых актов, объединенных под на­званием сира, можно встретить в айатах Священного Корана, соот­ветствующих толкованиях, преданиях, а также в предписаниях Пророка, халифов и имамов. Доктор Маджид Хаддури в этой связи пишет: «Взаимное согласие, обычаи, аргументы и соответствующие документы в полемике об исламской доктрине международного пра­ва также признаны основой для исследования и критерием для дей­ствия. Эти документы включают в себя Коран, хадисы, а также пра­вила и установки, разработанные при заключении договоров и обя­зательств с немусульманами. Вердикты и судебные интерпретации, заимствованные из текстов древних книг, а также высказывания и убеждения халифов и сподвижников Пророка (ал-асхаб) являются другими основными источниками при толковании законов. Эти книги по ал-фикху и правовые сборники имели большое влияние на разви­тие международного права»[32]. Мухаммад в период своей пророчес­кой миссии заключил ряд договоров с различными племенами. В ус­ловиях отсутствия политического единства на Аравийском полуост­рове в период раннего ислама каждое из племен считалось отдельной политической единицей. Поэтому заключение любого договора между этими племенами имело международный статус. Договор в ал-'Акаба (в окрестностях Мекки. — М.С.) — первое соглашение подобного плана, достигнутое Пророком ислама в 621 г. (за год до ал-хыджры). Этот договор был заключен с племенами аус и хазрадж. Но поскольку в то время исламское государство еще не было создано, часть иссле­дователей первым международным договором в истории ислама счи­тают Мединский договор между мусульманами и иудеями. Другие исследователи склонны считать таковым заключенный в 628 г. дого­вор в долине ал-Худайбийе между Пророком и мекканцами, который определял основы взаимодействия мусульман и мекканских язычников[33]. Всякий договор обязывает неукоснительно соблюдать его ста­тьи, быть верным слову. Верность данному слову в исламе признана необходимым принципом шари'ата, а заключенный договор счита­ется обязательством перед Богом.

Об этом свидетельствуют некоторые аяты Корана: «Е[истинно] благочестив тот, кто уверовал в Бога, в день Судный, в ангелов, Писание, пророков, Е[благочестивы] верные данной ими клятве» (Коран, 2:177); «Воистину, помнят [об этом] лишь мужи разумные, которые тверды в Завете, заключенном с Богом, и не нарушают его» (Коран, 13:19-20). О верности мусульманина обету говорится и в дру­гих сурах Корана (2:40, 9:4, 12, 13 и т.д.).

Указания на эти качества встречаются и в хадисах Пророка: «Му­сульмане должны соблюдать взятые на себя обязательства, за исклю­чением случаев, когда запретное воспринимают как дозволенное, а дозволенное — как запрещенное»[34]; или: «Кто не сдержит обещания, тот лишен веры»[35].

В истории ислама зафиксированы случаи, когда Пророк и хали­фы ради соблюдения отдельных пунктов подписанных ими договоров иногда пренебрегали некоторыми интересами ислама. Пророк порой даже сталкивался с сопротивлением мусульман, требовавших отступиться отданного им слова, но, тем не менее, не было ни одно­го случая, чтобы он нарушил свое обязательство.
Абу Бакр (632—634), первый халиф мусульман, в своих наставлениях воинам ислама говорил: «Пусть в ваших соглашениях с врагом не останется места для обмана и лжи. Всегда и во всем будьте правди­вы и докажите, что вы люди честные и достойные. Дорожите данным словом»[36]. 'Усман (644—656), третий из «праведных» халифов, в пись­мах своим наместникам наставлял, чтобы они не допускали расхож­дения между словом и делом[37].

Четвертый «праведный» халиф, имам 'Али ибн Аби Талиб (ум. в 661 г.) в своем письме мусульманскому наместнику Мисра (Египта) Малику ал-Аштару (убит в 658 г) писал: «Если заключил с врагом пе­ремирие и обязался его пощадить, то не нарушай данное тобою слово и выполняй свое обязательство, будь надежным щитом для данного тобою слова. Так как люди, несмотря на разнообразие мнений и про­тиворечивость суждений, из Божественных заветов главнейшим счи­тают верность данному слову»[38]. По преданиям, Джа'фар ас-Садик (700—765), шестой имам мусульман-шиитов, говорил: «Есть три вещи, которыми Всевышний Господь никому не позволил пренебрегать: первое — обеспечение сохранности доверенного имущества, незави­симо от того, благодетелен ли его владелец или нет; второе — вер­ность данному обещанию в отношениях как с праведными, так и не­праведными людьми; третье — благодеяние по отношению к родите­лям, независимо от того, праведны они или нет»[39].
Исламские проповедники для обеспечения действенности и до­стоверности заключаемых договоров разработали условия, соглас­но которым:

1) договоры не должны противоречить установкам ислама, т. е. не должны отвергать то, что дозволено или запрещено шари'атом;

2) договоры должны согласовываться с руководителем исламско­го общества;

3) необходимо соблюдать правило «отвержения превосходства» (нафый сабил). Это один из основополагающих принципов междуна­родного права в исламе, опирающийся на 141-й айат 4-й суры Кора­на, который гласит: «И ни за что не дарует Он неверным победу над верующими». Это правило означает недопустимость агрессии со сто­роны зарубежных стран по отношению к мусульманским государст­вам и их господства над мусульманами. Следовательно, заключение любого договора или установление любых связей, которые приводят к агрессии чужеземцев против мусульманских стран, объявлены за­претными;

4) договоры должны составляться в письменном виде.

В исламском праве сроки действия заключаемых договоров ста­ли предметом обсуждения, и в зависимости от особенностей стран, с которыми заключаются соответствующие договоры, выдвигаются различные точки зрения. Конечной целью ислама, как и всех других мировых религий, является создание единого мирового сообщества и монолитной правовой системы. В Коране говорится о единой при­роде всех жителей земного шара: «Были люди одной общиной рели­гиозной, и ниспослал Бог пророков вестниками и увещевателями» (Коран, 2:213); «Воистину, создали Мы вас мужчинами и женщина­ми, сотворили вас народами и племенами, чтобы уважали вы друг друга» (Коран, 49:13).

Отсутствие значительных успехов в деле достижения общемиро­вого единства привело к признанию исламом существующих усло­вий и наличия государственных границ, разделение мира по идейно-мировоззренческим и политико-правовым позициям.

По первой позиции (идейно-мировоззренческой) мир делится на дар ал-ислам (территория ислама) и дар ал-куфр (территория неверия). Дар ал-ислам — страна, жители которой являются последователями ислама, независимо от цвета кожи, национальной принадлежности и расы, а дар ал-куфр подразумевает немусульман. Кроме того, факихи подразделяют все страны мира на дар ал-ислам, дар ал-харб (терри­тория войны), дар ас-сулх (территория мирного договора), дар ал-худна (территория перемирия) и дар ал-хийад (нейтральная территория).

Дар ал-ислам включает в себя все страны с исламской системой правления, в которых соблюдаются установки ислама. Большинство их жителей являются последователями ислама, но и немусульманские меньшинства в них пользуются определенными правами. В начале границы дар ал-ислама включали в себя только территорию Халифа­та, но позднее к ней стали причислять все мусульманские страны. Некоторые исламские правоведы под дар ал-исламом подразумевают все страны, где большинство населения составляют мусульмане, где исламские законы соблюдаются в той или иной степени, при этом наличие исламского правления в этих странах не обязательно.

По определению факихов, дар ал-харб включает в себя страны, где большинство населения — немусульмане и где по отношению к исламским странам проводится агрессивная и враждебная политика. Такие страны находятся в состоянии войны с исламскими государст­вами, и для ведения военных действий против них существуют пра­вовые (шариатские) основы.

В период правления халифов некоторые факихи, основываясь на всемирной миссии ислама, к дар ал-харбу причисляли все не-мусульманские страны. Но при этом факихине подразумевали враждебного отношения к подобным странам, а подчеркивали недопустимость поддержания взаимоотношений с ними. Подобные точки зрения в настоящее время не приемлемы.

Исламские страны заключают с различными государствами мир­ные договоры, за которыми следуют локальные соглашения по опре­деленным вопросам. При этом, если договаривающиеся стороны яв­ляются странами, население которых придерживается одной из монотеистических религий (христианства, иудаизма), то эти страны от­носят к дар ас-сулх, в противном случае такие страны относят к ка­тегории дар ал-худна. Страны категорий дар ас-сулх и дар ал-худна должны иметь договоренности с исламской страной о добрососед­стве. Дар ал-хийад — это неисламские страны, которые исламскими странами официально признаны нейтральными[40]. Подчеркнем, что все эти определения более характерны для ранней истории ислама, когда существовало в основном единственное исламское государ­ство — Халифат.

По вопросам международного права в мирное время ислам так­же имеет особую позицию. В истории мусульманских стран было не­мало продолжительных войн, и некоторые авторы, основываясь на этом, называют ислам «религией войны», утверждают, что для ислам­ского международного права война — это обычное явление. Некото­рые востоковеды даже заявляют, что мусульмане при завоевании но­вых земель в одной руке держали Коран, а в другой меч и принуди­тельно распространяли среди покоренных народов свою религию. У исламских исследователей иная точка зрения по этому вопросу, со­гласно которой ислам разрешает браться за меч лишь тогда, когда мусульманам необходимо защищаться от нападающего. В Коране сказано: «Нет принуждения в Вере» (Коран, 2:256). По мнению этих исследователей, несмотря на то, что мусульмане покорили огромные территории, нет факта, свидетельствующего о принудительном на­вязывании ислама народам покоренных стран. А если есть какие-либо отступления от данного правила, то это следует ставить в вину от­дельным деспотическим правителям, допустившим насилие или дру­гие противоречащие природе ислама действия[41].

Некоторые исламские исследователи утверждают, что подобное предвзятое отношение к исламу со стороны части востоковедов воз­никло в результате его сопоставления с христианством. Действитель­но, следует учесть, что установки ислама в отличие от христианства имеют более тесное переплетение с социальными, государственны­ми вопросами и властными структурами. Вместе с тем, в истории хри­стианства также немало фактов насилия и длительных войн на почве религии, продолжающихся до последних веков[42].

Исламское государство с самого начала своего образования во времена Пророка начало укреплять связи между арабскими племе­нами и строить взаимоотношения с другими государствами. Так, Про­рок, создавая единое исламское общество в Йасрибе, начал с догово­ра (имеется ввиду четырехстороннее соглашение, регулировавшее отношения мусульманской общины с арабскими родами мухаджиров, ауситов, хазраджитов, а также иудеев, входивших в состав многих арабских родов. — Прим. ред.} фрагменты из главных положений ко­торого таковы:

— верующие и мусульмане курайшиты, и жители Йасриба, и те, «кто следует за ними, присоединяется к ним, и живет вместе с ними, и сражается вместе с ними за веру... — одна община (умма), отдельная от других людей»;

— иудеи... — «[одна] община с верующими, [но] у иудеев своя ре­лигия, а у мусульман — своя; тот, кто совершил несправедливость или преступление, тот, воистину, будет виноват только сам и его семья»;

— каждый род «выкупает своих пленных, как подобает и равно делит между верующими»;

— «...мир для верующих един; не замиряется один верующий без другого во время войны на пути Аллаха — [мир] должен быть [для всех] равным и справедливым»;

— «иудеи несут расходы вместе с мусульманами, пока те воюют»;

— «...ни один неверующий не должен оказывать защиты ни иму­ществу курайшита, ни ему самому и выступать ради него против ве­рующего»;

— «...если вы (верующие. — Прим. ред.) разойдетесь в чем-то, то обращайтесь с этим к Аллаху и Мухаммаду, да будет над ним мир»[43].

Исламское международное право представляет собой, прежде всего, совокупность правил, вытекающих из деяний Пророка и «пра­ведных» халифов в процессе их взаимоотношений с другими народа­ми и странами. Эта совокупность правил подвергалась обработке и применялась также и в последующие века существования Халифата.

С учетом установок Корана и сунны, а также по мере накопле­ния опыта взаимоотношений с другими народами мусульманские ав­торы придерживались исламской позиции по многим аспектам меж­дународного права.

Значительная часть исламского права посвящена положению немусульманских меньшинств в исламском обществе. Основные пра­вила жизни этих меньшинств отражены в разделе ахл аз-зимма (ино­верцы, находящиеся под покровительством исламского государства). Согласно этим правилам, немусульманское население в исламских странах выполняло определенные обязательства и находилось под полной защитой государства. Уплата джизйи (подушная подать с ино­верцев в мусульманских государствах), подчинение законам ислам­ского государства, обязательство не помогать врагам, недопущение нарушений запретов, недопущение враждебной агитационной дея­тельности среди мусульман, недопущение осквернения религиозных святынь являлись главными условиями, благодаря которым немусуль­манские меньшинства в мусульманской стране наделялись полити­ческими и социальными правами. В случае соблюдения этих усло­вий, мусульмане были обязаны поступать с ними гуманно и справед­ливо. Дружба, справедливость, соблюдение гражданских прав и свобод — главные принципы, на которых строилось исламское госу­дарство. В Священном Коране сказано: «Если вступаете в споры с людьми Писания, то (приводите им доводы) наилучшие. И не спорь­те с тем из них, кто бесчинствует. Говорите: «Уверовали мы в то, что ниспослано нам (т.е. в Коран) и ниспослано вам (т. е. в Тору и Еван­гелие). Бог наш и бог ваш — один и тот же [Бог единый], и предаемся мы Ему» (Коран, 29:46). Суть этого аята в следующем: с «людьми Писания» поступайте наилучшим образом, кроме тех из них, которые бесчинствуют.

Согласно одному из хадисов, Пророк сказал: «Я стану врагом того, кто угнетает «покровительствуемых» (ахя аз-зимма) или ставит им невыносимые условия»[44]. По преданиям, Пророк участвовал в церемонии погребения одного иудея, что вызвало недовольство его сподвижников. Пророк, обращаясь к ним, сказал: «Он, как и все дру­гие, был человеком»[45].

«Повелитель верующих» имам Али в своем приказе наместнику Мисра (Египта) Малику ал-Аштару отметил: «Доброту по отношению ко всем подданным и дружбу с ними считай одеянием своего сердца и не будь подобно хищным зверям, предпочитающим пожирать их! Ибо есть только две группы подданных: твои братья по религии и подобные тебе по творению»[46].

Одним словом, в исламской правовой системе предусмотрены особые права религиозных меньшинств. Среди них свобода вероис­поведания и отправления религиозных нужд; защищенность имуще­ства, жизни и достоинства, а также право на помощь и содействие со стороны мусульман в этих вопросах; возможность использования сво­их особых прав в плане личной безопасности; свобода выбора места жительства; право на брак и развод; право наследования (согласно своим религиозным установкам); равные права с мусульманами во всех светских аспектах жизни.

В исламском международном праве уделено большое внимание установкам относительно войны и мира. Эти установки до того попу­лярны, что многие авторы характеризуют исламское международное право как право войны и мира в исламе. В исламе о войне упомина­ется как о джихаде. Слово джихад означает «старание», «усилие». В ал-фыкхе это слово употребляется в двух значениях — общем и част
ном. В общем смысле оно подразумевает всякое усилие и старание на пути к Богу. В этом смысле усилия в борьбе против плотских наслаж­дений, а также в борьбе за духовное и моральное совершенство ха­рактеризуются как «великий джихад» (ал-джихад ал-акбар). Здесь хотелось бы обратиться к следующему эпизоду. Однажды, когда ис­ламские воины возвращались из очередной победоносной битвы, Пророк, обращаясь к ним, сказал: «Вы победили в малом джихаде, а теперь должны приступить к великому джихаду», т. е. к самосовер­шенствованию.

В мусульманском праве различаются три категории джихада: начальный джихад, оборонительный джихад и джихад в смысле ос­вободительной войны. Начальный джихад начинается мусульмана­ми в целях утверждения ислама. Об этом в Коране сказано: «Предпи­сано вам сражаться [с многобожниками мекканскими], а сие нена­вистно вам. Но бывает и так, что ненавистно вам то, что благо для вас, а что желанно вам, то зло для вас. Ведает Всевышний [об этом], а вы и не ведаете» (Коран, 2:216). Ведение начального джихада обус­ловлено присутствием Пророка или «непогрешимого» имама, — без присутствия Пророка или «непогрешимого» имама ведение или объ­явление начального джихада не допустимо. Кроме того, ведение во­енных действий (согласно начальному джихаду) в течение 4-х свя­щенных месяцев (раджаб, зу-л-ка'да, зу-л-хиджжа и мухаррам) запре­щается. (Здесь следует отметить, что автор дает несколько субъективную оценку, поскольку Пророк Мухаммад разрешил сра­жаться с многобожниками в священный месяц, если они напали в этот месяц: «[Сражайтесь и] в месяц запретный, [коли выступили они] в месяц запретный» (Коран, 2:194). — Прим. ред.).

Оборонительная война в исламе означает военные действия ис­ламского государства, направленные на защиту страны от инозем­ных захватчиков. Это правило ныне признано международным пра­вом как необходимая (дозволенная) оборона.

В исламе целью оборонительной войны признано отражение на­падения агрессора, нанесение ему поражения, изгнание его с захва­ченных территорий, защита жизни и имущества мусульман и ислам­ского учения[47].0 войне и необходимости самообороны говорится и в других айатах Корана: «Сражайтесь во имя Аллаха с теми, кто сра­жается против вас, но не нападайте первыми. Воистину, не любит Господь нападающих первыми» (Коран, 2:190).

Установки по оборонительному джихаду считаются из числа объ­ективных, обязательных религиозных предписаний и во все века были общей обязанностью мусульман — как мужчин, так и женщин. Другим аспектом оборонительной войны является освободительный джихад, который означает защиту угнетенных и отражение всякого рода политической, экономической и культурной экспансии. Швей­царский исламовед Марсель Буазар считает освободительную войну своего рода гуманистической акцией[48]. На основе правовых актов и сиры в первых исламских государствах освободительная война, равно как и оборонительная, считалась обязательной для всех мусульман при условии, если доказаны факты посягательства на права и свобо­ды подданных, а также факты коррумпированности и гнета государ­ства. В этом случае на основе просьбы мусульман определенной стра­ны все мусульмане других стран должны были оказать им соответст­вующую помощь. Данное положение в исламском праве основано на высказывании Пророка: «Не является мусульманином тот, кто, ус­лышав мольбу о помощи, не сделает этого»[49].

Относительно освободительной войны следующий айат Свя­щенного Корана гласит: «И почему бы не сражаться вам во имя Бога и ради обездоленных мужчин, женщин и детей, которые говорят: «Гос­поди наш! Выведи нас из города этого, жители которого — притесни­тели, Назначь нам покровителя от Тебя и заступника!»?» (Коран, 4:75).

В случае войны между двумя мусульманскими странами все дру­гие исламские страны должны стремиться к восстановлению мира между ними. Но если одна из этих сторон является агрессором и про­должает войну без всяких доводов, не соглашаясь заключить мир, то другие исламские страны должны вступить в войну со страной-аг­рессором и воевать до тех пор, пока последняя не откажется от наси­лия. В Коране сказано: «Если сойдутся в драке две группы верующих, то примирите их. Если же одна из них совершит насилие по отноше­нию к другой, то выступайте против той, которая несправедлива, пока не обратится она вновь к предписанию Божиему» (Коран, 49:9).

Религиозные меньшинства на заре ислама не обязаны были уча­ствовать в военных походах, но в оборонительных войнах их участие было обязательным.

В сире были изложены правовые основы ведения боевых дейст­вий. В Коране, наряду с предписаниями о запрещении насилия и аг­рессии, изложены необходимые рекомендации к соблюдению уме­ренности во время ведения военных действий: «Если же отрекутся они [от идолослужения], то пусть развеется вражда [между вами] за исключением [вражды] к тем, кто в нечестии упорствует» Коран (2:193); «Если нападает на вас кто-либо, то и вы действуйте против него, подобно ему же» (Коран, 2:194).

В высказываниях Пророка и халифов имеются строгие предпи­сания о соблюдении человеком прав в отношении военнопленных, Исламские правоведы, опираясь на религиозные тексты, запрещают мусульманам подвергать неприятеля пыткам, убивать мирных людей и тех, которые шли на военные действия не добровольно, а принуди­тельно; уничтожать отступивших с поля боя, пленных и раненных; пытать военнопленных, разрушать, уничтожать мирные объекты и имущество; уничтожать скот, подвергать экономической блокаде мирных граждан, применять отравляющие средства в ходе военных действий, нападать на церкви и другие культовые сооружения.
Права военнопленных, виды военных трофеев и их распределе­ние, различные формы договоров и соглашений о перемирии и мно­гое другое, имеющее отношение к войне и миру, нашло отражение в исламской правовой системе.

 

_________________________ [27] Основная литература, использованная при подготовке настоящего раздела и рекомендуемая для более глубокого изучения принципа иджтихада:

Джаннати, Ибрахим. Ддвар-и ал-фикх (перс.: Стадии ал-фикха). Тегеран, 1374г. по хиджре.

Shorter Encycklopedia of Islam /Ed. By H.A.R. Gibb and J.H.Kramers. Leiden, 1961.

Wriss, Bernard. Interpretation in Islamic Law: The Thory of Ijtihad // The American Journal of Comparative Law. 1978. № 26.

Abd Wahab Saleh Babeair. Intellectual Currents in Contemporary Islam // The Muslim World Journal, Harford. Vol. 81.1991.

Г. Авани. Усул ал-фикх ал-исламийа (перс.: Принципы исламской юриспруден­ции). Тегеран, 1372г. по хиджре.

Ланкарани, Мухаммад Фадшг. Рисала-ий таухид ал-масаил (перс.: Трактат по разъ­яснению частных вопросов). Тегеран, 1375г. по хиджре.

[28] Ислам. Энцикл. словарь. С. 169.

[29] Khadduri M. The Islamic Law of Nations. Marxland, 1996.

[30] Буазар М. Ислам в современном мире. Тегеран, 1982.

[31] Boisard M. Humanisme de I’islam.P., 1979.

[32] Khadduri M. War and Peace in the Law of Islam.L.,1955.

[33] Boisard M. Указ. Соч. С.227.

[34] Ислам ва хокуке бай ол-мелал (пер,: Ислам и международное право). Тегеранб 1375 г. по хиджре.

[35] Шехаб ул-ахбар. С. 118.

[36] Артур Нусбам. Краткая история международного права /Пер. А.МДафтари. Тегеран, 1337г. по хиджре.

[37] Табари, Мухаммад ибн Джарир. Тарихе Табари (перс.: История Табари). Тегеран, 1352. Зеленая память. Букет цветов из «Нахдж ул-Балага» Имам Али. М., 2001. ШейхКолайни. Осуле кафи (перс.: Достаточные принципы). Тегеран, 1340 г. по хиджре.

[38] Зеленая память. Букет цветов из «Нахдж ул-Балага» Имам Али. М., 2001.

[39] ШейхКолайни. Осуле кафи (перс.: Достаточные принципы). Тегеран, 1340 г. по хиджре.

[40] Khadduri M. War and Peace in the Law of Islam. Baltimor. 1995.

[41] Шейх Махмуд Шалтут. Джанг ва солх дар ислам (перс.: Война и мир в исламе). Тегеран, 1354г. по хиджре.

[42] Ас-Суюти. Джаме ас-сагир (перс,: Малый сборник). Т. 2. Тегеран, 1355 г. по хиджре. С. 114.

[43] Большаков О.Г. История Халифата. Т. 1. Ислам в Аравии (570—633). М., 2000. С, 92—94.

[44] Ас-Суюти, Джаме ас-сагир. Т. 2. С. 114.

[45] Буазар М. Ислам ва хукуке башар (перс.: Ислам и права человека). Тегеран, 1358 г. по хиджре. С. 104.

[46] Зеленая память. С. 14.

[47] СейидКутб. Симайе джахане ислами (перс.: Облик исламского мира). Тегеран, 1342 г. по хиджре.

[48] Воisard. Ор. сН. С. 244.

[49] Тазхибал-ахкам (перс.: Очищение нравов). Т. 6.

 

ГЛАВА 3
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА В ИСЛАМЕ







Дата: 2019-12-10, просмотров: 209.