Чем может помочь международная защита
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Применение пыток – общепризнанное грубое нарушение прав человека, обязанность предотвращать которое признается практически всеми странами мира. Редкая международная конференция проходит без заявления о принятия эффективных мер по искоренению этой практики.

Международным сообществом было разработано значительное число международных средств предупреждения пыток и жестокого обращения и защиты их жертв. Средства международно-правовой защиты отличаются формализованностью процедуры и медлительностью. Как правило, они не принимают юридически обязательных решений, не имеют механизмов контроля за их выполнением и не предоставляют компенсации пострадавшим от пыток. Поэтому, с точки зрения предоставления необходимой помощи жертвам, они малоэффективны, особенно в ситуациях, требующих незамедлительных действий. Вместе с тем, международные механизмы не являются вовсе неэффективными. Привлечение внимания международной общественности, осуждение международного сообщества могут иметь существенное значение для изменения отношения государства к проблеме пыток, что может привести к улучшению ситуации в стране.

Использование международных средств защиты трудоемко и требует больших знаний. Поэтому, планируя обращения к международным средствам защиты, следует заручиться поддержкой авторитетных международных неправительственных организаций, например, таких как Хьюман Райтс Вотч, Амнести Интернэшенал, и т.п. Они могут не только оказать экспертную поддержку, но и способствовать проведению надлежащей информационной кампании.

Лицам, находящимся под юрисдикцией России, доступны три вида средств: механизмы ООН, механизмы, созданные Советом Европы, и система универсального правосудия.

Механизмы ООН.

Среди механизмов ООН следует, прежде всего, назвать комитеты ООН, осуществляющие контроль за соблюдением международных договоров в области прав человека. Это Комитет по правам человека ООН, Комитет против пыток, Комитет по правам ребенка, Комитет по ликвидации всех форм дискриминации против женщин и Комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Комитет по правам человека осуществляет контроль за соблюдением государствами Международного Пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Ст. 7 Пакта запрещает применение пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Следовательно, пытки являются нарушением, подпадающим под компетенцию Комитета по правам человека.

В рамках своей компетенции Комитет рассматривает периодические доклады государств о реализации положений Пакта и индивидуальные жалобы на нарушение прав, гарантированных Пактом. Рассмотрение докладов государств имеет целью определить, насколько полно их национальные системы обеспечивают реализацию прав и свобод. Для получения взвешенной и достоверной информации о ситуации в отдельной стране Комитет прибегает не только к официальным докладам государств, но и стремится получить сведения из альтернативных источников, которыми, как правило, являются международные и национальные неправительственные правозащитные организации (НПО). Практикуется система составления так называемых «альтернативных» или «теневых» докладов, в которых неправительственные организации представляют свое видение ситуации.

Официальные доклады государств публикуются для всеобщего сведения. Рассмотрение докладов проводится на открытых заседаниях Комитета, во время которых эксперты Комитета задают вопросы представителям государства-докладчика и получают от них комментарии.

На основании официальной и альтернативной информации эксперты Комитета выносят замечания и рекомендации, которые доводятся до сведения государства, представившего отчет. Замечания и рекомендации Комитета не имеют обязательной силы для государств. Однако рекомендации и комментарии направляются не только отчитывающемуся государству, но также и Экономическому и Социальному Совету и Генеральной Ассамблее ООН, которые имеют возможность принимать относительно того или иного государства определенные политические решения.

Помимо рассмотрения периодических докладов, Комитет уполномочен принимать и рассматривать индивидуальные жалобы от лиц, находящихся под юрисдикцией государств, ратифицировавших Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах. Факультативный протокол вступил в силу для России с 1 января 1992 г. Следовательно, россияне могут направлять индивидуальные жалобы на нарушение прав, гарантированных Пактом, если такое нарушение произошло после 1 января 1992. К настоящему моменту Комитетом была рассмотрена одна жалоба на нарушение Россией положений Пакта. Еще семнадцать сообщений ожидают своей очереди.

Чтобы подать индивидуальную жалобу в Комитет по правам человека необходимо отправить в Комитет сообщение о нарушении в соответствии с образцом. Обращение может подаваться либо от имени жертвы нарушения, либо от имени его представителя, родственника или иного лица, имеющего личные связи с жертвой. Анонимные сообщения Комитетом не рассматриваются. Для того, чтобы сообщение было рассмотрено, необходимо также соблюсти следующие условия:

– Жалобщик должен исчерпать средства защиты, предусмотренные национальным правом. Предполагается, что прежде, чем обращаться в Комитет, жалобщик должен попытаться воспользоваться теми национальными средствами правовой защиты, которые являются в обычном случае доступными, эффективными и адекватными. Под доступностью подразумевается, что средства правовой защиты существуют и жертва (или ее представитель) может использовать их без каких-либо ограничений. Под эффективностью имеется в виду возможность получить в данной инстанции положительное решение. Адекватность предполагает, что средство правовой защиты может привести к разрешению проблемы и получению компенсации жертве нарушения. Если национальные средства правовой защиты не соответствуют названным критериям, жертва не обязана предпринимать действия по их исчерпанию прежде чем обращаться в Комитет. При особых обстоятельствах Комитет может установить, что в исчерпании внутригосударственных средств не было необходимости, несмотря на то, что они были потенциально эффективны и адекватны. Такими обстоятельствами могут быть необоснованная длительность рассмотрения жалобы в национальных инстанциях, отсутствие в стране системы независимой судебной власти.

– Жалобщик не должен злоупотреблять правом подачи сообщения.

– Жалоба не должна рассматриваться в других международных органах. Т.е., если жалоба на данное нарушение была подана в Европейский суд по правам человека, то подавать ее в Комитет ООН по правам человека уже нельзя.

– Жалоба должна быть совместима с положениями Пакта. Это означает, что жаловаться можно только на нарушение тех прав, которые перечислены в Пакте. Пытки, жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение запрещены Пактом, следовательно, они могут послужить основанием для подачи индивидуальной жалобы в Комитет.

Факультативный протокол не устанавливает сроков давности для подачи жалобы. Этим он выгодно отличается от Европейской Конвенции прав человека и основных свобод.

Поданные в Комитет обращения регистрируются. После чего Комитет может запросить у жалобщика и государства-ответчика дополнительную информацию, на основании которой Комитет выносит решение о том, подлежит ли данная жалоба рассмотрению по существу. Если жалоба была признана приемлемой, Комитет обращается к государству-ответчику с просьбой предоставить объяснения по поводу обстоятельств, на которые указывает жалоба, и сообщить, какие меры были приняты для ее разрешения. Государство должно представить свой ответ в течение шести месяцев, после чего копия этого ответа направляется жалобщику, чтобы тот высказал свои соображения. Все эти процедуры проводятся конфиденциально. В случае необходимости имя жертвы и жалобщика может держаться в тайне от государства-ответчика.

Если ситуация, послужившая предметом жалобы, требует принятия каких-либо срочных мер, Комитет может обратиться к государству-ответчику с просьбой принять их до вынесения решения.

Комитет принимает решение об отсутствии или наличии нарушения прав и свобод, гарантированных Пактом. В последнем случае Комитет также предлагает государству перечень мер, которые должны быть приняты для исправления нарушения. Решения Комитета по индивидуальным жалобам обязательной юридической силы для государств не имеют. Система ООН не предусматривает никаких средств принуждения, кроме оказания политического давления.

Комитет против пыток был специально создан для осуществления контроля за соблюдением Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания. В его полномочия входит рассмотрение периодических докладов государств и индивидуальных жалоб. Процедура рассмотрения докладов государств аналогична процедуре, принятой в Комитете по правам человека. Слушание очередного доклада Российской Федерации запланировано на конец апреля – начало мая 2002 года. Официальный доклад России опубликован. В настоящее время готовится альтернативный доклад, который будет представлен экспертам Комитета.

Комитет против пыток также уполномочен рассматривать индивидуальные жалобы на нарушение Конвенции против пыток (применение пыток, нарушение права на эффективную защиту от пыток, нарушение требования о недопустимости передачи или выдачи лица в страну, если есть серьезные основания подозревать, что там к нему будут применены пытки, и т.д.). Россия признала компетенцию Комитета по рассмотрению индивидуальных жалоб от лиц, находящихся под российский юрисдикцией. Однако к настоящему моменту в Комитет поступила всего одна жалоба из России. Скорее всего, это связано с отсутствием у граждан и правозащитных организаций информации о такой возможности.

Требования приемлемости для индивидуальной жалобы в Комитет против пыток аналогичны требованиям, предъявляемым к индивидуальным жалобам в Комитет по правам человека (не анонимность, исчерпание всех национальных средств защиты и т.п.). После того, как жалоба поступила в Комитет, один из экспертов комитета назначается докладчиком по жалобе. Докладчик может затребовать дополнительную информацию от жалобщика. Если информации достаточно, докладчик направляет правительству государства, против которого подана жалоба, запрос. Государство-ответчик должно в течение 3 месяцев направить в Комитет свои аргументы по вопросу о приемлемости жалобы, или в течение 6 месяцев – аргументы по вопросу о приемлемости и по существу жалобы. Ответ государства направляется жалобщику, который в течение 4 месяцев должен представить свои комментарии на ответ государства по поводу приемлемости или в течение 6 месяцев предоставить свои замечания по поводу приемлемости и по существу дела. На основании информации, полученной от жалобщика и государства-ответчика, Комитет принимает решение о приемлемости жалобы для рассмотрения по существу. Если на предшествующих стадиях государство-ответчик и жалобщик не представляли своих объяснений по существу дела, Комитет запрашивает их. Затем, на основании имеющихся материалов Комитет принимает решение по существу дела. Решение Комитета направляется жалобщику и государству-ответчику, с которого может быть затребована информация о мерах, предпринятых для выполнения рекомендаций Комитета. Никаких средств принуждения к исполнению своих рекомендаций Комитет не имеет.

Комитет против пыток имеет возможность проводить конфиденциальное расследование на основании свидетельств о систематической практике пыток в государстве-участнике Конвенции против пыток. Такое свидетельство может быть представлено в Комитет неправительственными организациями. Расследование может включать в себя сбор информации непосредственно в стране – нарушительнице Конвенции.

Кроме Комитета против пыток и Комитета по правам человека с сообщениями о фактах пыток можно обращаться в Комитет по правам ребенка, Комитет по ликвидации всех форм дискриминации против женщин и Комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации, если жертвами пыток были соответственно дети или женщины, или применение пыток связано с дискриминацией.

Кроме перечисленных договорных механизмов в систему ООН также входят не договорные механизмы защиты прав человека. Это, прежде всего, «процедура 1503». Она была создана на основании резолюции №1503 Комиссии ООН по правам человека при Экономическом и Социальном Совете ООН. Целью этой процедуры является рассмотрение жалоб на грубые нарушения прав человека (в том числе, на пытки) в каком-либо государстве для выявления общих тенденций нарушений. Одна из особенностей этой процедуры состоит в ее полной конфиденциальности. Податель сообщения не информируются о результате его рассмотрения.

Для инициирования процедуры №1503 необходимо подать сообщение о нарушении в Подкомиссию по поддержке и защите прав человека при Комиссии ООН по правам человека. Подкомиссия запрашивает объяснения от государства, которое обвиняется в нарушениях, и рассматривает полученную информацию. Если она находит, что сообщение не свидетельствует об устойчивой общей тенденции нарушений, то сообщение остается без дальнейшего рассмотрения. В противном случае дело передается в Комиссию по правам человека вместе с комментариями и рекомендациями Подкомиссии. Комиссия может принять решение о назначении специального комитета для проведения расследования. Однако, для этого требуется согласие государства, в котором имели место нарушения. По завершении рассмотрения Комиссия может направить доклад в ЭКОСОС (экономический и социальный совет). Данная процедура – первая процедура контроля, созданная в рамках ООН. Соответственно, она гораздо менее совершенна и эффективна, чем все остальные. В настоящее время предполагается ее реформировать.

Среди внедоговорных механизмов контроля можно также назвать специального докладчика ООН по вопросам пыток. Задачей особого докладчика является предоставление максимально точного описания ситуации применения пыток в мире для Комиссии ООН по правам человека. Для этой цели докладчик может получать информацию от государств-членов ООН и неправительственных организаций, вступать в диалог с правительствами в связи с представленными вниманию докладчика правдоподобными обвинениями в практике пыток, совершать визиты для обнаружения фактов с разрешения правительства страны. Заключения докладчика не являются юридически обязательными. Как и во многих других международных механизмах, основным фактором принуждения является международная огласка и осуждение. Особому докладчику можно посылать как сообщения, свидетельствующие о практике широкого применения пыток, так и сообщения по индивидуальным случаям. Диалог докладчика с государством может способствовать устранению данного нарушения.

Кроме универсальных механизмов защиты прав человека, созданных в рамках ООН, существуют и региональные механизмы. Россия является участником таких региональных организаций как Совет Европы и Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе. На настоящее время структуры, занимающиеся рассмотрением сообщений о пытках, существуют только в рамках Совета Европы. Это Европейский суд по правам человека и Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания.

 

Механизмы Совета Европы.

Европейский комитет по предупреждению пыток не занимается расследованием отдельных нарушений и рассмотрением индивидуальных жалоб. Его целью является предупреждение практики пыток и жестокого обращения. Для осуществления этой задачи Комитет производит визиты в страны-участницы Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, составляет доклады и дает рекомендации государствам. Для осуществления визитов Комитету не требуется согласие государств. Комитет также не должен согласовывать с государствами маршрут своего визита и список учреждений, которые он намерен посетить. Во время визита Комитет вправе проводить интервью с лицами, лишенными свободы и вступать в беседу с любым человеком, способным предоставить Комитету информацию.

Правозащитные организации могут направлять в Комитет сообщения о ставших известными им фактах применения пыток. Они помогут экспертам Комитета составить план визита и лучше ориентироваться в ситуации в каждой конкретной стране.

Европейский Суд по правам человека занимает особое место среди международных механизмов защиты прав. Это единственный орган, решения которого обязательны для государств, против которых они были приняты. Кроме того, при установлении факта нарушения прав человека суд может назначить денежную компенсацию жертве нарушения. Выполнение решений Суда контролируется Комитетом министров Совета Европы.

Европейский Суд по правам человека является на настоящий момент одним из самых эффективных механизмов защиты прав человека. В результате его деятельности многие страны Европы усовершенствовали свое законодательство, устранив из него положения, препятствующие осуществлению прав и свобод, закрепленных в Европейской Конвенции. К сожалению, процесс рассмотрения жалоб Европейским Судом крайне медленный. Дело может ждать более трех лет, прежде чем Суд вынесет решение по существу. Поскольку в последние годы было издано множество книг и брошюр, описывающих правила подачи жалоб в Европейский Суд по правам человека, в данном пособии будут затронуты только те вопросы, которые связаны с рассмотрением жалоб на нарушение статьи 3 Конвенции, запрещающей пытки и жестокое обращение.

В решениях Европейского Суда даются следующие определения:

«Бесчеловечное обращение» – такое обращение, при котором намеренно причиняются глубокие страдания, как моральные, так и физические, которые в данной конкретной ситуации не могут быть оправданы.

«Пытка» – это намеренное бесчеловечное обращение, которое имеет своей целью получение информации или признания или применение наказания, являясь ухудшенной формой бесчеловечного обращения, вызывающее весьма серьезные и жестокие страдания.

Отличие пыток от бесчеловечного обращения заключается в их намеренности и степени причиненных страданий и последствий для лица, на которое производится воздействие. В решении по делу Ирландия против Великобритании такое обращение, как надевание мешка на голову и воздействие шумом во время допросов, сокращение рациона и ограничение времени сна, было признано бесчеловечным и унизительным. А пропускание через тело электрического тока, лишение сна, погружение в жидкость, битье по подошвам ног были признаны пыткой.

«Унижающее достоинство» – это такое обращение или наказание, которые в значительной степени унижают человека перед лицом других или вынуждают его действовать против своей воли или совести. Это плохое обращение, направленное на то, чтобы вызвать у жертв чувство страха, боли, неполноценности, которые могут унизить и опозорить их и, возможно, сломить их физическое или моральное сопротивление. В решении по делу Рибич против Австрии Суд отметил, что в отношении лица, лишенного свободы, любое применение физической силы, которое не было крайне необходимым из-за его собственного поведения, унижает его человеческое достоинство и является нарушением ст. 3.

Доказательствами применения пыток, жестокого или бесчеловечного обращения могут послужить медицинские справки, свидетельствующие о причиненном физическом или психическом ущербе, показания свидетелей и другие документы. Для Европейского Суда не имеет значения, были ли приобщены эти документы к материалам уголовного дела, возбужденного по фактам причинения пыток. Таким образом, организации, занимающиеся проведением независимого расследования фактов насилия со стороны правоохранительных органов, могут без ограничений использовать собранные в результате такого расследования материалы при обращении в Европейский Суд.

Несмотря на сравнительно мягкие требования к доказательствам, Суд достаточно редко признает факт применения пыток. Это связано с тем, что пытки и истязания, как правило, производится без свидетелей. Однако это вовсе не означает, что в таких случаях Суд не признает нарушения ст. 3 Конвенции. В своих решениях Суд неоднократно заявлял, что гарантии, предоставляемые ст. 3, не исчерпываются негативным обязательством государств воздерживаться от подобных действий. По мнению Суда, ст. 3 предусматривает, что во всех случаях, когда есть обоснованная жалоба, что индивиду был причинен вред в то время, как он находился под властью государственных структур, государство обязано провести полное и эффективное расследование, в результате которого должны быть установлены виновные. В случае, если такое расследование не проводится или проводится недостаточно полно, Суд может признать нарушение ст. 3 Европейской Конвенции.

Отдельным вопросом является исчерпание средств внутренней защиты, являющееся необходимым условием для признания жалобы приемлемой. Европейский Суд очень строго подходит к рассмотрению вопроса о приемлемости. Согласно требованиям Конвенции, жалоба должна быть подана не позднее, чем через шесть месяцев после последнего эффективного внутреннего решения по делу. Если шестимесячный срок будет пропущен, право подачи в Европейский Суд утрачивается. Следует помнить, что Европейский Суд не признает в качестве эффективного средства защиты надзорное судопроизводство, следовательно, отсчет шестимесячного срока будет вестись с момента вынесения решения кассационной инстанцией. Исчерпания средств защиты в рамках уголовного процесса достаточно для обращения в Европейский Суд. Нет необходимости прибегать к гражданско-правовым средствам защиты.

 

Универсальная юрисдикция.

Международное право предполагает, что защитой от пыток должны заниматься не только международные органы, но и каждое отдельно взятое государство посредством осуществления универсальной юрисдикции. Основы универсальной юрисдикции были заложены после окончания Второй Мировой войны посредством Женевских Конвенций и уставов двух международных трибуналов. Принципы универсальной юрисдикции в международном и национальном праве активно развивались в течение последних десяти лет.

Основной принцип универсальной юрисдикции – международные преступления не должны оставаться безнаказанными. Следовательно, на каждое государство, на территории которого находится международный преступник, возлагается обязанность либо передать преступника компетентному международному трибуналу, либо выдать его в государство, которое по общим правилам юрисдикции уполномочено осуществлять преследование данного преступника, либо осуществлять преследование самостоятельно. Государство обязано осуществлять юрисдикцию самостоятельно, если преступник не может быть передан международному трибуналу и если те государства, которые по общим правилам юрисдикции должны осуществлять его уголовное преследование, не желают или не в состоянии сделать это.

Пытки, жестокое и бесчеловечное обращение являются преступлениями против человечности и относятся к числу международных преступлений. Основы для универсальной юрисдикции в отношении пыток устанавливаются Конвенцией ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания. Статья 5 указанной Конвенции устанавливает: «1. Каждое Государство-участник принимает такие меры, которые могут оказаться необходимыми для установления его юрисдикции в отношении преступлений, указанных в статье 4, в следующих случаях:

a) когда преступления совершены на любой территории, находящейся под его юрисдикцией, или на борту морского или воздушного судна, зарегистрированного в данном Государстве;

b) когда предполагаемый преступник является гражданином данного Государства;

c) когда жертва является гражданином данного Государства и если данное Государство считает это целесообразным.

2. Каждое Государство-участник аналогичным образом принимает такие меры, которые могут оказаться необходимыми, чтобы установить свою юрисдикцию в отношении таких преступлений в случаях, когда предполагаемый преступник находится на любой территории под его юрисдикцией, и оно не выдает его в соответствии со статьей 8 любому из государств, упомянутых в пункте 1 настоящей статьи».

Кроме того, согласно международно-правовой практике последних лет, обязанность выдавать или преследовать лиц, виновных в совершении пыток, распространяется также на государства, не являющиеся участниками Конвенции, на основании обычного международного права. К сожалению, не все государства выполняют эти международные обязательства. Вместе с тем, в последние годы число стран, где универсальная юрисдикция является непосредственным руководством к действию, все увеличивается.

На основе универсальной юрисдикции судебное преследование недавно совершенных преступлений проходило в Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Германии, Нидерландах, Испании и Швейцарии. Германия и Италия начали уголовное преследование по фактам пыток, внесудебных казней и «исчезновений» в Аргентине в 1970-х и 1980-х годах.

Наиболее известным стало дело Августо Пиночета, бывшего чилийского военного диктатора, который был арестован в Объединенном Королевстве в октябре 1998 года. Принимая требования об экстрадиции, суд Объединенного Королевства подтвердил основной принцип, что людей, обвиненных в пытках, можно и следует преследовать, где бы они ни оказались. Палата Лордов Объединенного Королевства отметила, что бывшие главы государств не имеют иммунитета от преследований за такие преступления.

26 января 2000 года международная коалиция правозащитных групп подала жалобу в Дакаре (Сенегал) против бывшего президента Чада Хиссене Хабре за преступления против человечности и пытки, совершенные во время его правления с 1982 по 1990 год. Хиссене Хабре разрешили проживать в Сенегале после того, как он в 1990 году был смещен с поста президента, хотя имелись многочисленные свидетельства того, что он отдавал приказы пытать и убивать. 28 января 2000 года сенегальский судья постановил, что судебное разбирательство о сопричастности Хиссене Хабре к актам пыток должно быть продолжено. Однако в июле 2000 года сенегальский суд постановил, что он не имеет юрисдикции преследовать по закону Хиссене Хабре за преступления, совершенные в Республике Чад. Коалиция неправительственных организаций подала апелляцию против этого решения.

Кроме универсальной уголовной юрисдикции законодательство ряда стран (США, Бельгия, Канада) представляет жертвам пыток возможность предъявить гражданский иск лицу, виновному в применении пыток. Для инициации этого механизма, равно как и механизма универсальной юрисдикции, необходимо присутствие обвиняемого (гражданского ответчика) на территории того государства, в судебные органы которого жертва пыток или ее представители желают обратиться. Подобные судебные процессы требуют больших организационных усилий, денежных затрат и труда высоко квалифицированных юристов. По этой причине они проводятся только крупными международными правозащитными организациями (Хьюман Райтс Вотч, Международная федерация правозащитных организаций, Международная Амнистия).

Дата: 2019-12-10, просмотров: 191.