О преступлениях и происшествиях и права заявителей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(извлечение)

 

1. Органы внутренних дел обязаны принимать устные и письменные заявления граждан, сообщения общественных формирований (профсоюзных комитетов (бюро), добровольных народных дружин, товарищеских судов и др.), а также учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц о любом совершенном или готовящемся преступлении или происшествии, требующем проверочных действий органов внутренних дел…

2. В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства подаваемые гражданами письменные заявления о преступлении должны быть ими подписаны, а устные – оформлены протоколом, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее заявление. Сообщения о преступлении от общественных формирований, учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц принимаются в письменном виде.

3. Органы внутренних дел не вправе отказывать в приеме заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях по мотивам недостаточности сообщаемых данных. Вместе с тем эта информация не должна содержать заведомо ложных сведений.

4. Заявления и сообщения о преступлениях принимаются независимо от места и времени их совершения. При приеме заявления или сообщения о преступлении заявителю выдается талон-уведомление, а также сообщается регистрационный номер и дата регистрации сделанного им заявления или сообщения.

5. По заявлению или сообщению о преступлении в срок не более 3 суток, а в исключительных случаях – в срок не более 10 суток со дня подачи должно быть принято одно из следующих решений:

– о возбуждении уголовного дела;

– об отказе в возбуждении уголовного дела;

– о передаче по подследственности или подсудности.

6. Подавать заявления и другую информацию о преступлениях и иных происшествиях наряду с гражданами могут иностранные граждане и лица без гражданства.

7. Заявитель имеет право:

– излагать заявление на языке, на котором ведется делопроизводство в органе внутренних дел, или на другом языке, которым он владеет;

– получить сообщение о решении, принятом по его заявлению;

– обжаловать действия работников органов внутренних дел, связанные с принятием и рассмотрением заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и иных происшествиях, начальнику органа внутренних дел, а также в вышестоящий орган внутренних дел, прокуратуру, соответствующие исполнительные комитеты Советов народных депутатов или в другие компетентные учреждения и организации по своему усмотрению.

 

Корешок талона-уведомления №______ Заявление, сообщение принято __________________________________ __________________________________ (фамилия, инициалы заявителя, название учреждения) Краткое содержание________________ __________________________________ Номер и дата регистрационной записи в Книге учета заявлений и сообщений о преступлении __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________   Подпись принявшего заявление, сообщение____________________________ «___»__________________19__г.   Подпись получившего талон-уведомление_______________________   «____» час «____» мин «___»__________________19__г. Талон-уведомление № ______________ Заявление (сообщение) от __________________________________ __________________________________ (фамилия, инициалы заявителя, название учреждения) Принял___________________________                         (должность, фамилия) __________________________________ (наименование органа, адрес и служебный телефон)   «___»__________________19__г.   __________________________________ (подпись)    

 

 

Допустимо и непосредственное обращение с заявлением в органы прокуратуры. В этом случае проверку проводят непосредственно сотрудники прокуратуры. Порядок рассмотрения заявлений граждан определяется УПК РСФСР и Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 декабря 1998 года № 90 «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ»

 

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 декабря 1998 г. № 90

«О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах

прокуратуры РФ»

 

В целях обеспечения надлежащей организации работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений (далее – обращения), совершенствования деятельности органов прокуратуры на этом направлении, руководствуясь ст.17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, начальникам структурных подразделений этих прокуратур, прокурорам городов и районов организовать работу таким образом, чтобы каждое обращение получило своевременное, объективное и окончательное разрешение в той прокуратуре, к компетенции которой относится решение вопроса.

Работу по рассмотрению обращений подчинить решению задач защиты прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка. Принимать исчерпывающие меры к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объеме полномочия прокурора, предусмотренные ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

2. Во всех прокуратурах обеспечить соблюдение установленного порядка приема, регистрации и прохождения устных и письменных обращений, полученных на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу или иным путем, контроль за своевременным и правильным их разрешением. При этом каждый довод, изложенный в обращении, должен быть объективно проверен и заявителю направлен юридически грамотный и мотивированный ответ.

Руководителям прокуратур, начальникам управлений и отделов определять порядок проверки обращений, обеспечивающий наиболее полное, оперативное и квалифицированное рассмотрение поставленных в них вопросов.

Устные обращения граждан регистрировать в книге личного приема, там же отражать содержание ответа, если он давался в устной форме. По требованию гражданина ему должен быть направлен письменный ответ.

При установлении фактов недобросовестного отношения к работе с обращениями, их необоснованного по этим причинам отклонения, ненадлежащего исполнения поручений вышестоящих прокуратур решать вопрос об ответственности допустивших нарушения работников.

3. В органах прокуратуры разрешать обращения граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства, руководителей и должностных лиц государственных, иных предприятий и организаций, депутатов, содержащие сведения о нарушениях законов, прав и свобод человека и гражданина, проверять сообщения об этом средств массовой информации.

Жалобы на действия следователей, органов дознания, прокуроров, связанные с расследованием уголовных дел, а также на приговоры, решения, определения и постановления судов проверять в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.

4. Обращения, не подлежащие разрешению в органах прокуратуры, в пятидневный срок, а обращения депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в трехдневный срок с момента поступления направлять по принадлежности, извещая об этом заявителей, или разъяснять им, куда следует обратиться.

Обращения передавать из одного подразделения в другое по договоренности их руководителей с обязательной регистрацией на картотеке, либо с использованием иных форм учета.

Обращения, разрешение которых не входит в компетенцию данной прокуратуры, подлежат пересылке соответствующему прокурору с уведомлением об этом заявителей. При пересылке обращений вышестоящему прокурору прилагать к ним имеющиеся по этому вопросу материалы, необходимые для их разрешения.

5. Запретить направление обращений в прокуратуры, не имеющие полномочий на их разрешение, или в те прокуратуры, руководители которых принимали решения по поставленным в обращениях вопросам. При необходимости давать им поручения с указанием подлежащих проверке конкретных обстоятельств и сроков исполнения. К информациям о выполнении поручений (заключениям) прилагать проверочные материалы, копии документов прокурорского реагирования, а если потребуется – надзорные производства (дела).

Решения по обращениям, в которых обжалуются действия прокурорских работников, принимать вышестоящим по отношению к ним должностным лицам.

6. Обращения граждан, не содержащие сведений о фамилии и месте жительстве заявителя, признавать анонимными, оставляя без рассмотрения, а при наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях – направлять в соответствующие правоохранительные органы.

При отсутствии в обращениях достаточных для их разрешения сведений (об органе, принявшем обжалуемое решение, времени его принятия и т.п.) разъяснять заявителям необходимость восполнения недостающих данных, а также куда им следует для этого обратиться.

Обращение может быть оставлено без рассмотрения в следующих случаях:

– если повторное обращение не содержит новых данных, все изложенные в нем доводы ранее полно и объективно проверялись и ответ на предыдущие обращения был дан прокурором субъекта Российской Федерации, прокурором города, района или приравненным к ним прокурором с разъяснением заявителю права обращаться к вышестоящему прокурору;

– если содержание обращения лишено логики и смысла;

– если обращение содержит выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, а также нецензурные выражения, о чем, если не принимается иное решение, извещать авторов с предупреждением, что при поступлении подобных обращений переписка может быть прекращена.

Переписка может быть прекращена в случае неоднократного поступления обращений, оставленных без рассмотрения по перечисленным основаниям с составлением мотивированного заключения, утверждаемого прокурором субъекта Российской Федерации, города, района, военным прокурором или прокурором иной специализированной прокуратуры, а в Генеральной прокуратуре – одним из заместителей Генерального прокурора Российской Федерации. О прекращении переписки сообщается заявителю (за исключением лиц, признанных психически больными).

7. Обращения, свидетельствующие о многочисленных грубых нарушениях законов, систематическом ущемлении прав граждан, не получившие должной оценки местных правоохранительных органов, проверять, как правило, с выездом на места. Результаты проверок и принятые меры, представляющие общественный интерес, делать достоянием гласности, активно используя возможности средств массовой информации.

8. Для обеспечения объективности и полноты проверок обращений решать вопрос о необходимости привлечения к их проведению заявителей и специалистов. По окончании проверок по просьбе заявителей знакомить их с материалами проверок и документами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, в той мере, в которой это не противоречит требованиям законодательства об охране государственной или иной охраняемой законом тайны и законным интересам других граждан.

При рассмотрении обращений запрещается распространять сведения о частной жизни граждан без их согласия. По мотивированной просьбе гражданина не подлежат разглашению его анкетные данные и домашний адрес.

9. Отказ в удовлетворении обращений аргументировать нормами закона, конкретными доказательствами со ссылкой на материалы проверок, уголовных, гражданских и других дел.

В случаях отмены постановлений органов следствия и дознания, принесения протестов, предъявления исков и т.п. сообщать заявителям, где впоследствии они могут получить информацию о результатах окончательного разрешения вопросов, поставленных в их обращениях.

10. Принять меры к безусловному соблюдению установленных законодательством сроков рассмотрения обращений граждан.

Обращения, поступившие от Президента Российской Федерации и его помощников, Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, Руководителя Администрации Президента, Секретаря Совета Безопасности, Председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, их заместителей, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, руководителей федеральных министерств и ведомств, обращения, взятые на контроль председателями комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, а также иные обращения, взятые на контроль Генеральным прокурором Российской Федерации (обращения особого контроля), рассматривать безотлагательно.

При необходимости проверки или дополнительного изучения вопроса информировать депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания в трехдневный срок с момента поступления обращения, окончательный ответ представлять им не позднее 20 дней. Ответ на депутатский запрос, направленный в установленном законом порядке, давать не позднее 15 дней со дня его получения.

Обращения военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешать в срок до 15 дней, а поступающие в районные и городские прокуратуры, военные прокуратуры армий, соединений, гарнизонов, иные специализированные прокуратуры безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня их поступления.

Остальные обращения граждан и должностных лиц разрешать в срок не позднее месяца со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законодательством или законодательством субъекта Российской Федерации.

Срок разрешения обращения может быть продлен прокурором либо его заместителем с обязательным уведомлением заявителей, а также органа или лица, направившего обращение, о причинах задержки и характере принимаемых мер. В исключительных случаях после выяснения причин несвоевременного разрешения обращения и принятия мер к виновным, если это произошло ввиду небрежного отношения к выполнению поручения, срок разрешения может быть продлен повторно с обязательным извещением заинтересованных лиц.

При необходимости срок разрешения обращений военнослужащих и членов их семей может быть продлен в установленном выше порядке, но не более чем на 15 дней.

11. Установить порядок направления ответов на обращения, согласно которому:

– ответ заявителю с сообщением об удовлетворении его требований, а также с разъяснением направляет прокурор, рассматривавший обращение, либо другое должностное лицо по поручению руководителя прокуратуры;

– в прокуратурах городов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуратурах принимать решения об отклонении обращения и давать ответы заявителям может прокурор или его заместитель;

– в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах первичные обращения отклоняют начальники управлений и отделов; по повторным обращениям на необоснованный отказ в удовлетворении требований ответы заявителям направляются руководством этих прокуратур, а по жалобам на вступившие в законную силу судебные постановления по уголовным, гражданским и иным делам решения об отказе в удовлетворении требований принимают руководители этих прокуратур в соответствии с их процессуальными полномочиями, они же дают ответ заявителю;

– ответы на обращения, поступившие от Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, Председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также на другие обращения, взятые на контроль Генеральным прокурором Российской Федерации, направляются за его подписью, если Генеральным прокурором Российской Федерации не установлен иной порядок их разрешения;

– промежуточные ответы депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации по их обращениям могут направляться за подписью старших помощников Генерального прокурора Российской Федерации.

12. Прием граждан проводить в течение всего рабочего дня преимущественно тем работникам, которые будут разрешать обращения.

Прием в вечернее время и выходные дни устанавливается руководителем соответствующей прокуратуры.

Руководителям прокуратур лично проводить прием населения не реже одного раза в неделю. Принимать решения по жалобам и давать по ним ответы должны те руководители прокуратур, к которым обратился заявитель на личном приеме.

 

Генеральный прокурор

Российской Федерации

Действительный государственный

советник юстиции Ю.И.Скуратов

Приказы МВД и Генпрокуратуры РФ отчасти противоречат принятому УПК РФ и должны быть пересмотрены и отменены в шестимесячный срок со дня вступления его в силу (1.07.02 года).

Дата: 2019-12-10, просмотров: 230.