Структура смешанных налогов в РБ (1999-2002гг.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1999 2000 2001 2002
% в доходах бюджета % в доходах бюджета % в доходах бюджета % в доходах бюджета
Социальные платежи 5,5 5,3 3,1 3,3
Чрезвычайный налог 2,6 2,3 2,3 -
Отчисления в государственный фонд содействия занятости 1,0 0,8 0,8 -
Единый платеж от ФЗП в размере 5% - - - 3,3
Отчисления в местный ф-д на содержание детских дошкольных учреждений 1,9 2,2 - -
Прочие налоги и сборы 2,5 1,9 1,6 1,9
Земельный налог 1,1 0,7 0,6 0,8
Налог на добываемые из природной среды ресурсы 0,2 0,1 0,1 0,1
Отчисления в фонд охраны природы 0,7 0,4 0,4 0,5
Отчисления в другие целевые бюджетные фонды 0,0 0,0 0,0 0,0
Экологический налог за переработку нефти 0,3 0,3 0,2 0,3
Налоги за пользование лесными фондами 0,2 0,4 0,3 0,2
ВСЕГО: 8,0 7,2 4,7 5,2

 

Платежи за природные ресурсы: земельный налог, лесной налог, экологический налог и др. играют не только фискальную, но и стимулирующую роль, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов.

Снижение доли смешанных налогов постоянно снижалось, что связано с переходом некоторых из них в группу косвенных налогов (отчисления в местный фонд на содержание детских дошкольных учреждений).

Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы (табл. 1.2.5). Неналоговые платежи явля­ются альтернативным источником формирования доходов бюдже­та и, по существу, отражают место государства в системе эконо­мических отношений, возможность его функционирования нарав­не с прочими субъектами хозяйствования при реализации объек­тов госсобственности, оказания услуг и т.п. Ограничение и запреты в области финансово-хозяйственной деятельности предусматривают также материальное (стоимостное) возмещение издержек (штрафы, финансовые акции) государству как основному распределяющему органу и формируют неналоговые доходы в виде “государственной ренты”.

Таблица 1.2.5.

Соотношение налоговых и неналоговых доходов в консолидированном бюджете РБ (без учета целевых бюджетных фондов), в % к итогу (Рассчитано на основании законодательных актов Республики Беларусь)

Доходы бюджета 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Доходы - всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Из них: Налоговые Неналоговые   88,1 11,9   91,5 8,5   91,1 8,9   92,5 7,5   92,2 7,8   93,3 6,7

 

Неналоговые платежи классифицируются по характеру самого поступления платежей в бюджет и включают: возмездные операции от прямого предоставления государством услуг и прода­жи товаров (доходы от собственности и предпринимательской деятельности, поступления от продажи товаров и услуг и случайных продаж, кассовую прибыль ведомственных предприятий, т. е. чистую прибыль или проценты, получаемые от Национального бан­ка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные поступления, такие как штрафы и санкции, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления в бюджет из негосударственных источников (от физических и юридических лиц), поступления от продажи бывших в употреблении товаров, отходов и лома.

Таким образом, формирование доходной части государственного бюджета в основном по-прежнему ориентировано на налоговые доходы. Причем при переходе к рынку доля налогов в общем объеме бюджетов увеличивается. Это вызвано спецификой рыночных отношений, предполагающей установление единых правил хозяйствования для всех субъектов и финансированных, взимаемых в бюджет налогов.

Официальная статистика оценивает тяжесть налогового бре­мени на макроуровне как отношение общей суммы налогов и сбо­ров к валовому внутреннему продукту. Выделяя задолженность плательщиков перед бюджетом, можно отследить уровень номинальной и реальной налоговой нагрузки (табл. 1.2.6).

Таблица 1.2.6.

Динамика номинальной и реальной налоговой нагрузки на экономику РБ (1994-2002г.г.), % (рассчитано на основании законодательных актов Республики Беларусь)

  1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Темпы роста ВВП 92,4 83,3 89,6 102,8 111,4 107,4 103,4 105,8 104,0
Реальная налоговая на грузка (с учетом ФСЗН) 49,6 49,4 42,6 39,2 41,9 41,1 42,4 42,2 41,5
Недоимка по платежам в бюджет и внебюджетные фонды 15,4 13,4 4,6 7,7 1,2 0,5 0,3 0,5 0,9
Номинальная налоговая на грузка (с учетом ФСЗН) 65,0 62,8 47,2 46,9 43,1 41,6 42,7 42,7 42,4

 

 

Таблица 1.2.6 показывает, что, несмотря на снижение общей на­логовой нагрузки на экономику с 65% в 1994 г. до 42,4% в 2002 г., она остается довольно значительной. Например в России этот показатель составляет 37%, в США – 30%.

Снижение удельного веса непосредственно налогов в ВВП про­изошло за счет уменьшения ставок платежей. Ставки были сниже­ны по налогу на добавленную стоимость с 28 до 20%, чрезвычайному Чернобыльскому налогу –с 18 до 10%, а с 1999 г. – с 8 до 4%.

Состав, структура и нормы отчислений во внебюджетные фонды подвергались более существенным изменениям. Сокращение их общего количества с 12 в 1992 г. до 8 видов в 1998 г. и до 3 видов в 2002 г. произошло за счёт объединений ведомственных централизованных фондов в единый инновационный фонд и за счет изменения состава платежей. Были отменены отчисления на раз­витие здравоохранения, снижены нормы платежей в фонд соци­альной защиты с 40,8 до 35%. В 2002г были введены новые формы целевых сборов: отчисления в республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления пользователями автомобильных дорог в дорожные фонды; отчисления в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия, местные бюджетные целевые жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда.

С целью уси­ления контроля за использованием государственных средств боль­шинство внебюджетных фондов с 1999 г. было преобразовано в целевые бюджетные фонды, что, однако, не изменило общего уровня налоговой нагрузки. Следует заметить, что непредсказуе­мость налоговых нововведений вызывает негативную реакцию на­логоплательщиков, так как лишает их возможности составлять бизнес-план даже на год вперед.

Порядок распределения доходов между отдельными видами и уровнями бюджетов Республики Беларусь отражает единые принципы построения и организации бюджетной системы. Прежде всего учитывается необходимость создания финансовой базы для каждого органа государственной власти и управления для осуществления их функций в соответствии с программами экономического и социального развития территорий.

По принципу значимости производится зачисление доходов в республиканский и местный бюджеты, имеющих общереспубликанское, межгосударственное либо местное значение. Так, в соответствии с этим в бюджет зачисляется налог на добавленную стоимость, акцизы, чрезвычайный чернобыльский налог, в местные бюджеты – местные налоги, сборы, пошлины в зависимости от уровня бюджета. 

В соответствии с принципом подчиненности (подведомственности) налог на прибыль предприятий республиканского подчинения поступает в доход республиканского бюджета, соответственно налог на прибыль, плата за природные ресурсы предприятий, относящихся к коммунальной собственности административно-территориального образования, зачисляются в доходы местного бюджета.

Значительная часть налогов и доходов зачисляется в бюджеты по принципу территориальной принадлежности плательщиков. В частности, в местные бюджеты поступает подоходный налог с граждан, проживающих на территории данного Совета народных депутатов.

Таким образом, следуя указанным принципам, доходы государственного бюджета за 2002 год распределились следующим образом: республиканский бюджет – 51,8%, местные бюджеты – 48,2% (см. табл. 1.2.7).

Таблица 1.2.7.

Структура распределения доходов в консолидированном бюджете по уровням бюджетной системы за 2002 г. (в %) (Рассчитано на основании данных статистического сборника)

  Республи­канский бюджет Местные бюджеты
Доходы 51,8 48,2

В том числе:

Налоговые доходы 52,6 48,9

Из них:

Налог на прибыль и доходы 65,3 34,7
Подоходный налог - 100,0
Налог на добавленную стоимость 65,7 34,3
Акцизы 72,2 27,8
Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций 100,0 -
Налоги на собственность - 100,0
Налоги за использование природных ресурсов - 100,0
Неналоговые доходы 56,1 43,9

Из них:

Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности 76,3 23,7
Административные сборы и платежи 56,7 43,3
Доходы государственных целевых бюджетных фондов 51,2 48,8

 

За 2002г. в республиканский бюджет поступило 2 365,8 млрд.руб. Общая сумма задолженности предприятий республики по платежам в бюджет на 01.01.2002г. составила 134,2 млрд.руб. (2,2% к годовому плану доходов). Необходимо отметить, что впервые за последние 5 лет рост ВВП на 4% не нашел соответствующего отражения в динамике налоговых поступлений. Причины видятся в том, что рост объемов производства почти во всех отраслях сопровождался увеличением запасов готовой продукции на складах, а также опережающим ростом затрат на ее производство. Не способствовали пополнению бюджета и многочисленные индивидуальные льготы, предоставленные отечественным предприятиям, а так же новая методология исчисления и уплаты важнейшего доходного источника – НДС, которая предусматривает возврат части уплаченного налога из бюджета при экспорте продукции, облагаемом по нулевой ставке. В целом по республике зачтено в счет уплаты других налогов и сборов свыше 350 млрд. руб. НДС и возвращено из бюджета свыше 50млрд.руб., что составило 27,4% от поступивших в бюджет сумм по данному источнику.

В итоге удельный вес НДС в ВВП снизился с 7,2% в 2000 году (до введения зачетного метода) до 6,5% в 2002году. Поступления НДС составили 96,3% от уровня 2001г.

Динамика еще одного значительного источника – акцизов - была примерно на том же уровне, что и НДС – 97,2% по сравнению с 2001г.

Наиболее сложная ситуация с выполнением плана по налогу на прибыль – 79,7% от установленного задания. Это явилось результатом ухудшения финансового состояния многих отечественных предприятий. Так, в 2002 году прибыль от реализации продукции в сопоставимых ценах сократилась практически на 27,2%, количество убыточных предприятий возросло с 21,1% до 35%. В итоге поступления по налогу на прибыль по сравнению с 200 годом сократились на 10,8%, а по другим платежам из прибыли – на 28,7%.

По остальным доходным источникам, важнейшими из которых являются платежи от выручки и налоги на заработную плату, в 2002 году наблюдался заметный рост поступлений. Частично это позволило компенсировать выпадающие доходы по налогу на прибыль, НДС и акцизам и в целом обеспечить выполнение плана бюджета. Отметим, что план доходов консолидированного бюджета налоговыми органами выполнен на 100,2%, по местным бюджетам – 99,5%.

Кроме того, нельзя не обратить внимания, что в бюджете 2002 года заметно вырос удельный вес доходов государственных целевых бюджетных фондов – 20%, в то время как в уточненном плане на 2002 год на их долю приходилось 15,7%, а в бюджете 2001 года – 18,3%.

На основании бюджетной классификации Республики Беларусь доходы бюджетов РБ делятся на три категории:

1. Текущие доходы - все доходные невозвратные платежи в бюджет, представляющие собой обязательные безвозмездные потоки средств, поступающих в сектор государственного управления, а так же добровольное и компенсируемое поступление средств от предоставления государственными учреждениями услуг; платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, за исключением средств, полученных от других государственных органов или международных организаций. Текущие доходы, в свою очередь, по форме, методам изъятия и содержанию подразделяются на три группы – налоговые доходы, социальные отчисления (обязательные страховые взносы и отчисления в Фонд социальной зашиты населения) и неналоговые доходы и обязательные платежи (доходы от оказываемых государством платных услуг и продажи товаров, а так же полученные штрафы или иные санкции за нарушение законодательства).

2. Капитальные доходы – невозвратные платежи, классифицируемые по видам реализуемых основных фондов, предназначенных для многократного использования в процессе производства на протяжении более одного года и связанные с их приобретением, передачей, сооружение или продажи. Эта категория доходов включает так же поступления в бюджет от продажи нематериальных активов, от реализации государственных материальных резервов и ценностей, от продажи земли и др. Капитальные доходы делятся на две группы: налоговые доходы (налоги на имущество) и неналоговые доходы и обязательные платежи (доходы от реализации основных фондов, нематериальных активов и др.).

3. Безвозмездное поступление (от юридических и физических лиц, из бюджетов других уровней, от стран-участников международных организаций и соглашений). Безвозмездные поступления могут быть текущими и капитальными.

Таким образом, доходная часть бюджета Беларуси весьма схожа с бюджетами развитых стран. В ней можно найти признаки ры­ночной экономики, когда решающая часть доходов формируется за счет множества налогов и сборов. Однако у большинства налогов высокие ставки, которые не стимулируют в должной мере развитие производства. Для изыскания источников покрытия всевозрастающих расходов, сбалансированности бюджета на первое место выдвинута фискальная функция налогов, а их экономическое воздействие, социальное значение остается незначительным.

В Республике Беларусь подавляющую долю доходов бюджета составляют налоговые платежи и сборы. Учитывая это, было бы логичным наибольшее внимание уделить совершенствованию и оптимизации налоговой системы страны.

Учитывая сложившиеся пропорции, необходимо определить, какая доля ВВП может быть изъята в государственный бюджет, чтобы при этом не нарушить воспроизводственный процесс и обеспечить социальные нужды граждан. Для этого требуется, прежде всего, абсолютная четкость экономической стратегии государства, его регулирующей роли и границ хозяйственных функций. Разгосударствление, снятие с государства обязательств по финансовому обеспечению отраслей народного хозяйства позволили бы освободить бюджет от значительной доли расходов, уменьшить централизацию ВВП.

В 2002 году все юридические лица, включая иностранные, их филиалы и другие структурные подразделения, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) или иной счет, участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел либо которые получили выручку от этой деятельности до ее распределения, осуществляющие предпринимательскую деятельность, независимо от форм собственности уплачивают чрезвычайный налог в размере 4 процентов от фонда заработной платы.

Участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение расчетов с бюджетом в связи с осуществлением совместной деятельности либо которые получили выручку от этой деятельности до ее распределения, обязаны пройти специальную регистрацию в органах Государственного налогового комитета Республики Беларусь по месту их нахождения и представлять в указанные органы отдельные расчеты чрезвычайного налога по совместной деятельности.

Освобождаются от уплаты чрезвычайного налога:

юридические лица общественного объединения "Белорусское товарищество инвалидов по зрению", общественного объединения "Белорусское общество инвалидов", общественного объединения "Белорусское общество глухих", в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов от списочной численности работников в среднем за отчетный период; производители сельскохозяйственной продукции (занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, обособленные подразделения юридических лиц), крестьянские (фермерские) хозяйства - за произведенную продукцию растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства, рыбоводства и пчеловодства;

общеобразовательные школы - в части средств, выплаченных учащимся за собранные макулатуру и металлолом;

юридические лица социально - культурной сферы деятельности, получающие дотацию из бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности либо находящиеся на балансе юридических лиц и содержащиеся полностью или частично за счет прибыли, остающейся в распоряжении этих юридических лиц;

общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность;

юридические лица в сфере науки - в части сумм, полученных от выполнения научно - исследовательских, опытно - конструкторских и опытно-технологических работ за счет средств бюджета (в том числе по договорам, заключенным с организациями, которым на эти цели выделены бюджетные ассигнования);

коллегии адвокатов;

лечебно - производственные мастерские при психиатрических, психоневрологических и противотуберкулезных больницах и диспансерах;

обслуживающие сельское хозяйство и другие юридические лица - в части объемов работ (услуг), выполненных (оказанных) специализированными механизированными обособленными подразделениями, созданными этими юридическими лицами, для производителей сельскохозяйственной продукции, при условии раздельного учета указанных работ (услуг);

юридические лица, включая иностранные, их филиалы и другие структурные подразделения, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) счет, участников договора о совместной деятельности, которым поручено ведение расчетов с бюджетом в связи с осуществлением совместной деятельности либо которые получили выручку от этой деятельности до ее распределения, - в части сумм:

надбавок и доплат к тарифным ставкам и должностным окладам, расходов по оплате дополнительных отпусков в случаях, когда такие надбавки, доплаты и расходы установлены в соответствии с Законом Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" и компенсируются за счет средств республиканского бюджета, предназначенных для возмещения расходов по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

среднего заработка, выплачиваемого за счет медицинского учреждения в соответствии с гарантиями для работников, являющихся донорами.

Суммы исчисленного чрезвычайного налога относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

Ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты и порядок взыскания чрезвычайного налога устанавливаются в соответствии с Законом Республики Беларусь "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь".

Состав фонда заработной платы для обложения чрезвычайным налогом определяется Советом Министров Республики Беларусь.

На 2002 год законом Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2002 год” утверждены следующие нормативы отчислений (в процентах) от общереспубликанских налогов в бюджет города Минска от:

а) акцизов по спирту из пищевого сырья, водке, ликеро - водочным изделиям и спиртосодержащим растворам (кроме взимаемых при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь) - 40;

б) налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь - 25;

в) налогов на доходы и прибыль юридических лиц - 25;

г) единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции - 70;

д) налога на игорный бизнес - 50.

Подоходный налог с физических лиц, плата за древесину основных лесных пород, отпускаемую на корню, и плата за пользование лесами, налог на недвижимость, земельный налог, налог на добываемые из природной среды ресурсы, экологический налог за переработку нефти и нефтепродуктов, налог при упрощенной системе налогообложения, средства от реализации бесхозного имущества, акцизы по винам и пиву (кроме взимаемых при ввозе на территорию Республики Беларусь, а также уплачиваемых в бюджеты свободных экономических зон) полностью зачисляются в бюджеты областей и города Минска.

Земельный налог, поступающий в доход бюджета, учитывается отдельной строкой и направляется на цели, определяемые Минским городским Советом депутатов, в том числе на повышение плодородия почв и продуктивности лугов и пастбищ, используемых для выпаса скота, принадлежащего населению.

50 процентов прибыли Национального банка Республики Беларусь в 2002 году ежемесячно перечисляется в доход республиканского бюджета. Доход, полученный от размещения в банках - нерезидентах кредитов Международного валютного фонда и других иностранных кредитов, полученных Правительством Республики Беларусь и под его гарантии, в полном объеме перечисляется в доход республиканского бюджета.

В отличие от доходов, которые аккумулируются в бюджете в результате изъятия части денежных средств у населения, предприятий, организаций, его ресурсы в виде расходов передаются в распоряжение отдельных субъектов хозяйствования и граждан.

Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием множества факторов. Важнейшими из них выступают уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенное влияние оказывает финансовая политика правительства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач. Общим для расходов бюджета является их главное назначение – обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций.

Наиболее полное представление о видах государственных расходов можно получить из бюджета Республики Беларусь на конкретный финансовый год. 

Республиканский бюджет на 2002 год утвержден по расходам в сумме 1 611 853 609 тыс. рублей, а по функциональной бюджетной классификации Республики Беларусь в следующих суммах (тыс. рублей).

В 2002 году приоритетными направлениями бюджетно-налоговой политики государства являются финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, образования, науки, культуры, здравоохранения, мероприятий по социальной защите населения, стимулирование экспорта, поддержка сельскохозяйственного производства и решение жилищной проблемы.

Сложившаяся практика выделения “приоритетным” отраслям финансовых ресурсов из бюджетных и внебюджетных фондов является нарушением принципа равенства, поскольку затраты в данном случае перекладываются на других налогоплательщиков. Целесообразно было бы отказаться от всех видов внебюджетных фондов, кроме социальных. Прямые бюджетные субсидии, дотации или косвенная помощь в форме налогового льготирования отдельных производств должны носить исключительный характер.

В бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год в соответствии с принятыми ранее обязательствами предусматриваются в полном объеме ассигнования на выплату процентов по государственному долгу, погашение имеющейся в республиканском бюджете на данный год задолженности по государственному долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты.



Дата: 2019-12-10, просмотров: 220.